Программа учебного предмета "Ансамбль"
Методическая разработка
Автор: Калинина Наталья Михайловна, преподаватель по классу фортепиано, МКУК ДОШР "Центр искусств им. К. Г. Самарина", город Шелехов, Иркутская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования детей Шелеховского района
«Центр творческого развития и гуманитарного образования имени К.Г. Самарина»
Программа учебного предмета
«Ансамбль»
для 2-6 классов фортепианного отделения
(срок обучения 5 лет)
Составитель: Калинина Н. М.
преподаватель музыкального
отделения (фортепиано)
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ансамбль» для учащихся фортепианного отделения разработана с учётом федеральных государственных требований, которые устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств.
Задачи класса ансамбля
Основной задачей класса ансамбля в школах искусств является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины. Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально- эстетических представлений у учащихся, важнейшая форма занятий, способствующая повышению качества их профессиональной подготовки. В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения.
Задачи предмета
: Научиться слушать музыку, исполняемую в целом, отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.; Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом; Творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальных классах; Получать навыки чтения с листа; Быть активным пропагандистом музыкального искусства, используя форму публичных выступлений. Этими требованиями, в основном определяется методика и организация работы в классе ансамбля.
Результаты освоения программы
«Ансамбль» должны отражать: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса. Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся. Большое учебно-воспитательное значение имеются публичные выступления учащихся класса ансамбля, одновременно являющиеся отчетом и проверкой учебной работы. В конце первого и второго полугодий каждому из учащихся класса ансамбля выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы. Ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. Срок обучения по данной программе рассчитан на 5 лет. В тарифную сетку закладывается по 0,5 часа в неделю со второго по пятый класс и в шестом классе один час в неделю из вариативной части.
Наименование
предмета
Количество учебных часов в неделю
II III IV V V I Ансамбль 0.5 0.5 0,5 0,5 1 Умение играть в ансамбле оказывает положительное развивающее влияние на формирование и улучшение музыкального слуха начинающего музыканта – пианиста и является важной составляющей музыкального воспитания, позволяет научить на практике, в процессе музицирования за фортепиано реализовывать знания в сочетании с профессиональными навыками.
Методические указания
Важнейшими задачами преподавателя класса ансамбля являются: воспитание у учащихся сознательной творческой дисциплины, формирование высоких эстетических представлений и вкусов; привитие любви к музыкальному творчеству; раскрытие перед учащимися художественного совершенства изучаемых произведений русских, советских и зарубежных композиторов. При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом доступности и последовательности в обучении. Очень важна дозированность в подаче учебного материала, его объём и время, отведённое на его освоение. Необходим учёт возрастных и психологических особенностей детей, таких как скорость и сила психофизических процессов, состояние и развитие музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня музыкального мышления. Преподаватель должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика и в соответствии с ними строить свою работу. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально- психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. С первых же уроков необходимо приучать ученика внимательно и точно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. Добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков учащихся. Репертуар, включённый в индивидуальный план, должен быть высокохудожественным, разнообразным по содержанию, стилю и фактуре изложения. В работе над репертуаром преподаватель может добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке ознакомлания. Если умело выбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес. Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественнее цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен прежде всего дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать её с помощью технических средств обучения (в записи). Затем следует рассказать о значении и функции каждой из партий.
На занятиях в классе ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над чистым и точным исполнением музыкального текста, ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность. Работа над техникой необходима для выразительной передачи музыкального произведения. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двух исполнителей и реализуются их общими усилиями. Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку. Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Выбор того или иного штриха полностью зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения. Одним из важных условий является работа с каждым из учащихся, что позволяет более тщательно заняться работой с текстом, штрихами, ритмом и т.п. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на зачётах, контрольных уроках, проходящих в течение учебного года. Преподаватель может пополнить индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащихся. В процессе работы необходимо уделять внимание чтению нот с листа. Материалом для этого могут служить вначале одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метро-ритмическим рисунком, затем простейшие в гармоническом отношении аккомпанементы. Игра с листа двумя руками возможна лишь после приобретения некоторых навыков чтения нот отдельно каждой рукой: исполнению пьесы с листа должен предшествовать предварительный анализ: преподаватель обращает внимание не ладовую и метро-ритмическую основу произведения, штрихи, динамику, аппликатуру и т.д. Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче изучаемых по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов. В ансамбле играют как сами учащиеся, так и преподаватель с учеником. Необходимо, чтобы учащийся приучался играть с листа не только первую (основную мелодию), но и вторую партию (аккомпанемент, подголоски). При
чтении с листа следует развивать навык умения смотреть «вперёд», охватывать всё большие участки нотного текста, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперёд» (внутренним слухом) проигрываемую мелодию. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. Самое важное заключается в том, чтобы в процессе обучения каждый ученик получал настоящее эстетическое удовольствие, развивал свой музыкальный вкус и приобретал необходимые навыки и знания для хорошего понимания и исполнения музыки.
Контроль и учёт успеваемости
Учёт успеваемости в течение года осуществляется: a) Во II классе оценка за полугодие выводится по текущей успеваемости. б) в форме контрольных уроков – 1 раз в конце года: май – 1 ансамбль (для учащихся 2 – 4 класса), 1 – 2 разнохарактерных ансамбля (для учащихся 5 класса). Контрольный урок направлен на выявление знаний, умений и навыков игры на инструменте, не требующих публичного исполнения, проводится преподавателем в классе, с обязательным применением оценок по 5-бальной шкале с применением знаков (+) и (–) для более гибкой оценки игры ученика. в) выступление на классном концерте, родительском собрании. После которого педагог даёт словесную характеристику исполнению ученика: общее впечатление (понравилось – не понравилось и почему), справился с задачами или нет (анализ причин). г) в форме зачёта – в конце 6 класса с применением 3-бальной системы оценок «Отлично», «Хорошо» и «Удовлетворительно», где определяется успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы. май – два разнохарактерных ансамбля. В свидетельство заносится оценка полученная на зачёте. При выведении итоговой оценки необходимо учитывать: оценку годовой работы ученика, выведенную на основе результатов его продвижения; результаты контрольных уроков; другие выступления ученика в течение учебного года.
Первый год обучения
(второй класс)
Занятия фортепианным ансамблем проводятся с детьми со второго класса. Вначале дети играют в ансамбле с педагогом. Им поручается простейшая мелодия, исполняемая одной или двумя руками в сопровождении более сложной партии педагога. С первых шагов обучения надо стараться приобщать ребёнка к настоящему искусству, используя значительные сочинения детского репертуара. С этой целью обычно начинают с исполнения народных мелодий песенного и танцевального характера. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3-5 несложных ансамбля. Произведения должны быть в медленном или среднем темпе с простой фортепианной фактурой. К контрольному уроку в конце года готовится 1 (2) ансамбль.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. И. Морозов «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» 2. Д. Шостакович «Колыбельная» II 1. И. Кочугова «Молдавеняска» 2. И. Беркович «Марш»
Группа основного обучения
I 1. А. Островский «Школьная полька» 2. Ф. Шуберт Отрывок из балетной музыки к драме «Розамунда» II 1. В. Моцарт «Марш» из оперы «Свадьба Фигаро» 2. Ж. Бизе «Дуэт» из сюиты «Детские игры»
Примерный репертуарный список
А. Гретри «Кукушка» Е. Киянов «Весёлая полька» Украинская народная песня обработка Л. Снитко-Сорочинского М. Равель «Павана спящей красавицы» Старинная французская песня «Птички» обработка В. Пороцкого Немецкая народная шуточная песня обработка Т. Назаровой Ф Шуберт «Немецкий народный танец» И.Беркович «Русская народная песня» Русская народная песня «Я на горку шла» обработка Н. Голубовской Ж.Б. Векерлен «Пастораль» обработка Е. Юдиной В.А. Моцарт «Колыбельная песня» Н. Римский-Корсаков «Ладушки» хор их оперы «Сказка о царе Салтане» П. Чайковский «Исходила младенька» П. Чайковский «Голова ль ты моя, головушка» П. Чайковский «У ворот, ворот» П. Чайковский «Зелёное моё ты виноградье» П. Чайковский «Как во городе царевна» Ф. Шуберт «Вальс» соч. 9а Русская народная песня «Жили да были два братца» Русская народная песня «По бережку да по крутому» К. Вебер «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок» Русская народная песня «Во сыром бору тропина» обработка Ю.Глаголева М. Глинка «Жаворонок» П. Чайковский «Мой Лизочек» В. Ребиков «Лодочка по морю плывёт» словенская песня Н. Римский-Корсаков «Отрывок» из оперы «Сказка о царе Салтане» И. Гайдн «Учитель и ученик» П. Чайковский «Мой садик» Б. Флисс «Колыбельная» В.А. Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан» Русская народная песня «Калинушка с малинушкой» обр. П. Чайковского В. Моцарт «Ария Папагено» из оперы «Волшебная флейта» А.М. Бах «Менуэт» ре минор Й.Гайдн «Менуэт» Соль мажор В.А. Моцарт «Менуэт» До мажор П. Чайковский «Немецкая песенка» Д. Штейбельт «Адажио» И. Морозов «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» И. Кочугова «Молдавеняска» И. Беркович «Марш» П. Чайковский «Танец» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Детский галоп» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Фея искренности» из балета «Спящая красавица» Ф. Шуберт Отрывок из балетной музыки к драме «Розамунда» Моцарт «Марш» из оперы «Свадьба Фигаро» Ж. Бизе «Дуэт» из сюиты «Детские игры»
Б. Барток «Вечер в деревне» Д. Шостакович «Колыбельная» Ф. Пуленк «Вальс» С. Прокофьев «Ария Кутузова из оперы «Война и мир»
Второй год обучения
(третий класс)
В третьем классе можно объединять учащихся для совместного исполнения. В этих случаях партии должны быть более равноценны по трудности. Основные задачи заключаются в приобретении навыков совместной игры, умении слушать партнёра, усовершенствовании чувства ритма, учить воспринимать музыку в общем звучании обеих партий. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3-4 ансамбля в каждом полугодии, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре. Развивать навыки чтения с листа. К контрольному уроку в конце года готовить по 1(2) ансамбль.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. И.С. Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор 2. П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» II 1. И. Гайдн «Серенада» 2. В.А. Моцарт «Фрагмент» из оперы «Волшебная флейта»
Группа основного обучения
I 1. Л.Бетховен «Три немецких танца» 2. И. Гайдн «Анданте» из симфонии «Сюрприз» II 1. И. Гайдн «Три немецких танца» 2. М. Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Примерный репертуарный список
Ф. Шуберт «Сентиментальный вальс» И. Брамс «Песня» М. Иванов – Радкевич «Марш» И. Гайдн «Песня Ганны» из оратории «Времена года» И. Гайдн «Три немецких танца» И. Гайдн «Анданте» из симфонии «Сюрприз» И. Гайдн «Серенада» В.А. Моцарт «Фрагмент» из оперы «Волшебная флейта» И.С. Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор В. Агафонников «Вальс» М. Шмитц «Принцесса танцует вальс» Л.Бетховен «Три немецких танца» Ф. Шуберт «Лендлер» М. Глинка «Кавалерийская рысь» Л. Бетховен «Марш» П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» Русская народная песня «Светит месяц» М. Глинка «Славься» А. Долуханян «Песня болгарских школьников» М. Старокадомский «Весёлые путешественники» М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» П. Чайковский «Колыбельная в бурю» В.А. Моцарт «Ария Церлины» из оперы «Дон-Жуан» В.А. Моцарт «Ария Дон-Жуана» из оперы «Дон-Жуан» Б. Барток «Венгерская песня» П. Чайковский «Осень» Ф. Шуберт «Экосезы» Б. Бриттен «Сентиментальная сарабанда» Л. Бетховен «Контраданс» П. Чайковский «Танец» из балета «Лебединое озеро» Т. Хренников «Вальс дружбы» Ж. Колодуб «Песня» А. Самонов «Танец шута» Русская народная песня «Сидел Ваня» обработка П. Чайковского Русская народная песня «Я вечор, млада, во пиру была» обр. П. Чайковского Русская народная песня «Не пой, не пой ты, соловушко» обр. П. Чайковского А. Лядов «Протяжная» соч. 58 А. Лядов «Колыбельная» И. Ильин «В духе марша» И. Ильин «Танец» Б. Клюзнер «Раздумье» М. Глинка «Полька» П. Чайковский «Утреннее раздумье» В. Шебалин «Танец девушек» из балетной сюиты «Жаворонок» Г. Свиридов «Честная бедность»
Третий год обучения
(четвёртый класс)
Важнейшим требованием обучения является ясное понимание роли и значения своих партий в исполняемых произведениях. Либо это солирующая партия, которая должна быть ведущей по звуковой задачи, либо аккомпанирующая, которой принадлежит важная роль движения басовой линии и сбалансированное звучание гармонического заполнения. Необходимыми условиями хорошего звучания ансамбля являются динамическое равновесие, ритмическая согласованность, единство фразировки, понимание жанровых особенностей и характера произведений. Учащиеся должны внимательно прочитывать и воспроизводить авторский текст, вслушиваться в своё исполнение и исполнение партнёра, добиваться хорошего качества звучания и выразительности фразировки, образности и осмысленности исполнения, понимать музыкальные термины. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3 – 4 ансамбля, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре. Продолжать развитие навыков чтения с листа. К контрольному уроку в конце года готовить по 1 – 2 ансамбля.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. А. Бородин «Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь» 2. В. А. Моцарт «Менуэт» из симфонии Ми бемоль мажор (№39) II 1. М. Балакирев «Полька» переложение А. Кедровой 2. Я. Солодухо «Грустная песенка»
Группа основного обучения
I 1. И. Штраус «Анна-полька» 2. А. Аренский «Ария» (канон в секунду) из «Детской сюиты» II 1. Л. Бетховен «К Элизе» 2. А. Аренский «Романс» (канон в сексту) из «Детской сюиты»
Примерный репертуарный список
И. Гайдн «Романс» из симфонии «Рейн» Г.Ф. Гендель «Марш» из оратории «Иуда Маккавей»
И. С. Бах «Ария Бахуса» А. Аренский «Сказка» соч. 34, №1 О. Евлахов «Танец восковых фигурок» переложение Э. Загурской М. Глинка «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила» В. Араратян «Лирическая песня» В. Араратян «Марш» К Сорокин « Полька» В. А. Моцарт «Менуэт» из симфонии Ми бемоль мажор (№39) Я. Солодухо «Маленький марш» Я. Солодухо «Раскудахтались» Я. Солодухо «Восточный напев» Я. Солодухо «Вальс» Я. Солодухо «Грустная песенка» Я. Солодухо «Фугетта» Я. Солодухо «Спокойной ночи» С. Нагдян «Танец» С. Нагдян « Песня» С. Нагдян «Куропаточка» И. Штраус «Анна-полька» И. С. Бах «Маленькая прелюдия» Л. Бетховен «К Элизе» Ф. Черчил «Вальс» из к/ф «Белоснежка и семь гномов» Э. Уилкс «Вниз по Бродвею» переложение И. Зубченко Д. Брубек «Весна в центральном парке» Э. Григ « Первая роза» переложение А. Кабылянского Э. Григ «Песня» переложение А. Кабылянского М. Балакирев «Полька» переложение А. Кедровой А. Бородин «Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь» А. Аренский «Ария» (канон в секунду) из «Детской сюиты» А. Аренский «Скерцино» (канон в терцию) из «Детской сюиты» А. Аренский «Романс» (канон в сексту) из «Детской сюиты» М. Шмитц «Меланхолическая серенада» М. Шмитц «Бугги» для шести рук М. Шмитц «Блюз для Жанны» П. Чайковский «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Четвёртый год обучения
(пятый класс)
Ансамбль в старших классах требует более серьёзного подхода к работе при разучивании и исполнении, это связано с появлением разнообразных стилей и жанров (переложения симфонической, оперной, балетной музыки и т.д.). Произведения становятся более сложными по фактуре, форме, фразировке, интонационной работе, что требует более внимательного слухового контроля, тщательной работе над синхронностью и динамическим равновесием. Особое внимание в старших классах следует уделять педализации. Так как произведения разных композиторов требуют разного подхода к педализации. Хорошая педализация должна являться результатом правильного представления о стиле и особенностях звучания того или иного произведения. В произведениях должны гармонично сочетаться технические и художественные навыки. Техничность исполнения должна быть подчинена передаче художественного замысла произведения. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3 – 4 ансамбля, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре, в быстром темпе со сменой фортепианной фактуры, с добавлением более сложных ритмических рисунков. Заниматься чтением с листа более лёгких ансамблей. К контрольному уроку в конце года готовить по 1 – 2 ансамбля.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. П. Чайковский «Вальс» переложение Л. Перкаль 2. О. Питерсон «Ушедший марш» II 1. И.С. Бах «Шутка» из сюиты си минор 2. К. Сен-Санс «Лебедь» переложение М. Готлиба
Группа основного обучения
I 1. М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» 2. Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» II 1. К. Хачатурян «Галоп» из балета «Чипаллино» 2. Г. Свиридов «Пастораль»
Примерный репертуарный список
Б. Шереметьев «Я вас любил» М. Глинка «Персидский хор» фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» П. Чайковский «Вступление» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Вальс» (фрагмент из второго действия оперы «Евгений Онегин) П. Чайковский «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин» Ф. Шуберт «Вальс» Ф. Шуберт «Менуэт» Ф. Шуберт «Экосез» Т. Кирхнер «Элегия» Г. Свиридов «Пастораль» Р. Щедрин «Девичий хоровод» Л. Новосёлова «Кувшинка-лодочка» Л. Новосёлов «На волжских кручах» Н. Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка» Н Агафонников «Весёлая мелодия» И.С. Бах «Шутка» из сюиты си минор Ф. Шуберт «Серенада» Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» К. Хачатурян «Галоп» из балета «Чипаллино» К. Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино» А. Лядов «Музыкальная табакерка» васьл-шутка Б. Грин « Время от времени» О. Питерсон «Ушедший марш» Ли Ивенс «Синкопирование» Фр. С. Перкинс «Звёзды падают на Алабаму» Ф. Шуберт «Музыкальный момент» переложение И. Анастасьевой А. Глазунов «Романеска» из балета «Раймонда» П. Чайковский «Вальс» переложение Л. Перкаль К. Сен-Санс «Лебедь» переложение М. Готлиба П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Анданте» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Тарантелла» П. Чайковский «Вальс»
Пятый год обучения
(шестой класс)
Учащиеся должны проработать 2 (3) произведения в течение года. Предлагаются произведения в быстром, среднем и медленном темпах с более сложной фортепианной фактурой. Кроме аккордов и мелодического материала в произведениях могут быть полифонические усложнения, полиритмия, различные типы фактур. Продолжать заниматься чтением с листа. К зачёту в конце учебного года готовятся два разнохарактерных произведения.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. М. Глинка Ноктюрн «Разлука» переложение Л. Перкаль 2. В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле» из сонаты Ля мажор переложение Н. Федорковой II 1. П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» 2. П. Чайковский «Трепак»
Группа основного обучения
I 1. С. Рахманинов «Итальянская полька» переложение А. Раппопорта 2. Д.Эллингтон «В сентиментальном настроении» II 1. С. Прокофьев «Отъезд Золушки на бал» вальс из балета «Золушка» 2. Дж. Гершвин «Милая и печальная» переложение С. Пичугина
Примерный репертуарный список
А. Даргомыжский «Славянский танец» фрагмент из оперы «Русалка» П. Чайковский «Дуэт Лизы и Полины» и оперы «Пиковая дама» Р. Глиэр «Вальс» из оперы «Медный всадник» Р. Глиэр «Гимн Великому городу» фрагмент из оперы «Медный всадник» Ф. Шуберт «Марш» соч. 51 № 1 Э. Григ «Норвежский танец» Ля мажор № 2 Э. Григ «Норвежский танец» Соль мажор № 3 С. Рахманинов «Итальянская полька» переложение А. Раппопорта С. Рахманинов «Романс» Е. Макаров «Танец девушек» П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» А.Аренский «Полонез» соч. 65 № 8 В. Рубин «Вальс» из оперы «Три толстяка» К. Хачатурян «Погоня» из балета «Чиполлино» Л. Харт, Р. Роджерс «Голубая луна» Д.Эллингтон «В сентиментальном настроении» М. Глинка Ноктюрн «Разлука» переложение Л. Перкаль Дж. Гершвин «Милая и печальная» переложение С. Пичугина А. Глазунов «Пиццикато» из оперы «Раймонда» пер. С. Стемпневского Й. Гайдн «Венгерское рондо» И. Брамс «Венерский танец» № 2 ре минор И. Брамс «Венгерский танец» № 5 ля минор П. Чайковский «Трепак» В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле» из сонаты Ля мажор переложение Н. Федорковой С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии» переложение Л. Криштоп С. Прокофьев «Отъезд Золушки на бал» вальс из балета «Золушка» С. Прокофьев «Фея весны» из балета «Золушка» С. Прокофьев «Бурре» из балета «Золушка»
Список используемой литературы
1. В.В. Крюкова Музыкальная педагогика. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2002 г. 2. И. Готлиб Фактура и тембр в ансамблевых произведениях. – М.,1980 г. 3. В. Зеленин Работа в классе ансамбля. – М., 1977 г. 4. Н. Липецкий Некоторые особенности использования выразительных средств в ансамбле. – М., 1988г. 5. Г.М.Цыпин Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984 г. 6. Г.Г. Нейгауз Искусство фортепианной игры. – М., 1961 г. 7. Л.О. Гинзбург О работе над музыкальным произведением. – М., 1953 г. 8. Л.А. Баренбойм Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974 г. 9. Л.А. Баренбойм Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л. 1969г. 10.А.Д.Артоболевская Первая встреча с музыкой. – Москва: Советский композитор, 1978г. 11.С.В.Митина, В.Т. Митин Юному пианисту 1 – 4 класс – Новосбирск: Новосибирское книжное издательство, 1997 г. 12.М.Г.Соколова Хрестоматия по общему фортепиано. Выпуск 1 – Москва: Издательство «Музыка» 1967 г. 13.Н.Н.Кувшинников, М.Г. Соколова Школа игры на фортепиано. – Москва: Издательство «Музыка», 1964 г. 14.С. Ляховицкая Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 2 – Государственнное музыкальное издательство, Ленинград, 1958 г. 15.И. Королькова Крохе – музыканту. Часть 1. Издание третье. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2006 г. 16.И. Королькова Крохе – музыканту. Часть 2. Издание третье. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2006 г. 17.Б.Милич Маленькому пианисту – Москва: «Кифара», 1994г. 18.Б. Милич Фортепиано 1-й класс. – Москва: «Кифара», 1997г. 19.В.И. Григоренко Ансамбли для фортепиано 1–3 классы ДМШ – Москва: «Кифара», 1997 г. 20.Г. Демченко Ансамбли для начинающих. Выпуск 1. – Москва: Издательское объединение «Композитор», 1994 г. 21.Б. Розенгауз Ансамбли (младшие классы). Выпуск 4.– Всесоюзное издательство «Советский композитор»: Москва, 1978 г. 22.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Юному музыканту – пианисту 1-й класс. – Изд. 5-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008 г. 23.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Альбом ученика – пианиста 2-й класс. – Изд. 5-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009 г. 24.Н. Любомудрова, К. Сорокин и А. Туманян Хрестоматия для фортепиано 2-й класс. – Москва: «Музыка», 1987г. 25.Н. Любомудрова, К. Сорокин и А. Туманян Хрестоматия для фортепиано 3-й класс. – Москва: «Музыка», 1987г. 26.И. Зубченко Сборник ансамблей для фортепиано 1-3 классы ДМШ – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2008 г.
27.М.Р. Якимчук Играем в четыре руки. Альбом фортепианных ансамблей. Для младших и средних классов. – СПб.: Издательство «Лань», 1999 г. 28.В.Б. Пороцкий Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 10. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1985 г. 29.А. Руббах Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 2. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1973 г. 30.В.Б. Пороцкий Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 9. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1983 г. 31.Музицируем вдвоём. Альбом переложений для фортепиано в 4 руки.– Минск: Копирайт ООО «ИТЛ БК», 1994 г. 32.С. В. Морено За роялем всей семьёй. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки.- СП.: Издательство «Композитор», 2002 г. 33.О.А. Геталова, И.В. Визная В музыку – с радостью. – Изд. 2-е: Санкт- Петербург, издательство «Композитор», 2008 г. 34.М. Шмитц Мини джаз. 13 лёгких ансамблей для фортепиано в 6 рук. – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2004 г. 35.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (средние классы). Выпуск 1 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 36.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (старшие классы). Выпуск 2 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 37.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (средние и старшие классы). Выпуск 3 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 38.Л.П. Криштоп Брат и сестра. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1 – Санкт – Петербург: Издательство «Композитор», 2004 г. 39. Ж.Л. Металлиди «Мой Пушкин». Популярные фрагменты музыкальных произведений на стихи и сюжеты А. Пушкина для фортепиано в 4 руки – Издательство «Компазитор», Санкт-Петербург 1999 г 40. А. Николаев Фортепианная игра 1 –2 классы ДМШ – Издательство «Музыка», Москва, 1989г. 41. К.С. Сорокина Музыка для детей. Выпуск № 1 – Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ансамбль» для учащихся фортепианного отделения разработана с учётом федеральных государственных требований, которые устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств.
Задачи класса ансамбля
Основной задачей класса ансамбля в школах искусств является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины. Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально- эстетических представлений у учащихся, важнейшая форма занятий, способствующая повышению качества их профессиональной подготовки. В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения.
Задачи предмета
: Научиться слушать музыку, исполняемую в целом, отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т.п.; Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом; Творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальных классах; Получать навыки чтения с листа; Быть активным пропагандистом музыкального искусства, используя форму публичных выступлений. Этими требованиями, в основном определяется методика и организация работы в классе ансамбля.
Результаты освоения программы
«Ансамбль» должны отражать: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса. Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся. Большое учебно-воспитательное значение имеются публичные выступления учащихся класса ансамбля, одновременно являющиеся отчетом и проверкой учебной работы. В конце первого и второго полугодий каждому из учащихся класса ансамбля выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы. Ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. Срок обучения по данной программе рассчитан на 5 лет. В тарифную сетку закладывается по 0,5 часа в неделю со второго по пятый класс и в шестом классе один час в неделю из вариативной части.
Наименование
предмета
Количество учебных часов в неделю
II III IV V V I Ансамбль 0.5 0.5 0,5 0,5 1 Умение играть в ансамбле оказывает положительное развивающее влияние на формирование и улучшение музыкального слуха начинающего музыканта – пианиста и является важной составляющей музыкального воспитания, позволяет научить на практике, в процессе музицирования за фортепиано реализовывать знания в сочетании с профессиональными навыками.
Методические указания
Важнейшими задачами преподавателя класса ансамбля являются: воспитание у учащихся сознательной творческой дисциплины, формирование высоких эстетических представлений и вкусов; привитие любви к музыкальному творчеству; раскрытие перед учащимися художественного совершенства изучаемых произведений русских, советских и зарубежных композиторов. При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом доступности и последовательности в обучении. Очень важна дозированность в подаче учебного материала, его объём и время, отведённое на его освоение. Необходим учёт возрастных и психологических особенностей детей, таких как скорость и сила психофизических процессов, состояние и развитие музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня музыкального мышления. Преподаватель должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика и в соответствии с ними строить свою работу. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально- психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. С первых же уроков необходимо приучать ученика внимательно и точно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. Добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков учащихся. Репертуар, включённый в индивидуальный план, должен быть высокохудожественным, разнообразным по содержанию, стилю и фактуре изложения. В работе над репертуаром преподаватель может добиваться различной степени завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке ознакомлания. Если умело выбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес. Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественнее цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен прежде всего дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать её с помощью технических средств обучения (в записи). Затем следует рассказать о значении и функции каждой из партий.
На занятиях в классе ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над чистым и точным исполнением музыкального текста, ровностью и характером звучания, динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность. Работа над техникой необходима для выразительной передачи музыкального произведения. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двух исполнителей и реализуются их общими усилиями. Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку. Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Выбор того или иного штриха полностью зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения. Одним из важных условий является работа с каждым из учащихся, что позволяет более тщательно заняться работой с текстом, штрихами, ритмом и т.п. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на зачётах, контрольных уроках, проходящих в течение учебного года. Преподаватель может пополнить индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащихся. В процессе работы необходимо уделять внимание чтению нот с листа. Материалом для этого могут служить вначале одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метро-ритмическим рисунком, затем простейшие в гармоническом отношении аккомпанементы. Игра с листа двумя руками возможна лишь после приобретения некоторых навыков чтения нот отдельно каждой рукой: исполнению пьесы с листа должен предшествовать предварительный анализ: преподаватель обращает внимание не ладовую и метро-ритмическую основу произведения, штрихи, динамику, аппликатуру и т.д. Пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче изучаемых по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов. В ансамбле играют как сами учащиеся, так и преподаватель с учеником. Необходимо, чтобы учащийся приучался играть с листа не только первую (основную мелодию), но и вторую партию (аккомпанемент, подголоски). При
чтении с листа следует развивать навык умения смотреть «вперёд», охватывать всё большие участки нотного текста, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперёд» (внутренним слухом) проигрываемую мелодию. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. Самое важное заключается в том, чтобы в процессе обучения каждый ученик получал настоящее эстетическое удовольствие, развивал свой музыкальный вкус и приобретал необходимые навыки и знания для хорошего понимания и исполнения музыки.
Контроль и учёт успеваемости
Учёт успеваемости в течение года осуществляется: a) Во II классе оценка за полугодие выводится по текущей успеваемости. б) в форме контрольных уроков – 1 раз в конце года: май – 1 ансамбль (для учащихся 2 – 4 класса), 1 – 2 разнохарактерных ансамбля (для учащихся 5 класса). Контрольный урок направлен на выявление знаний, умений и навыков игры на инструменте, не требующих публичного исполнения, проводится преподавателем в классе, с обязательным применением оценок по 5-бальной шкале с применением знаков (+) и (–) для более гибкой оценки игры ученика. в) выступление на классном концерте, родительском собрании. После которого педагог даёт словесную характеристику исполнению ученика: общее впечатление (понравилось – не понравилось и почему), справился с задачами или нет (анализ причин). г) в форме зачёта – в конце 6 класса с применением 3-бальной системы оценок «Отлично», «Хорошо» и «Удовлетворительно», где определяется успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы. май – два разнохарактерных ансамбля. В свидетельство заносится оценка полученная на зачёте. При выведении итоговой оценки необходимо учитывать: оценку годовой работы ученика, выведенную на основе результатов его продвижения; результаты контрольных уроков; другие выступления ученика в течение учебного года.
Первый год обучения
(второй класс)
Занятия фортепианным ансамблем проводятся с детьми со второго класса. Вначале дети играют в ансамбле с педагогом. Им поручается простейшая мелодия, исполняемая одной или двумя руками в сопровождении более сложной партии педагога. С первых шагов обучения надо стараться приобщать ребёнка к настоящему искусству, используя значительные сочинения детского репертуара. С этой целью обычно начинают с исполнения народных мелодий песенного и танцевального характера. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3-5 несложных ансамбля. Произведения должны быть в медленном или среднем темпе с простой фортепианной фактурой. К контрольному уроку в конце года готовится 1 (2) ансамбль.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. И. Морозов «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» 2. Д. Шостакович «Колыбельная» II 1. И. Кочугова «Молдавеняска» 2. И. Беркович «Марш»
Группа основного обучения
I 1. А. Островский «Школьная полька» 2. Ф. Шуберт Отрывок из балетной музыки к драме «Розамунда» II 1. В. Моцарт «Марш» из оперы «Свадьба Фигаро» 2. Ж. Бизе «Дуэт» из сюиты «Детские игры»
Примерный репертуарный список
А. Гретри «Кукушка» Е. Киянов «Весёлая полька» Украинская народная песня обработка Л. Снитко-Сорочинского М. Равель «Павана спящей красавицы» Старинная французская песня «Птички» обработка В. Пороцкого Немецкая народная шуточная песня обработка Т. Назаровой Ф Шуберт «Немецкий народный танец» И.Беркович «Русская народная песня» Русская народная песня «Я на горку шла» обработка Н. Голубовской Ж.Б. Векерлен «Пастораль» обработка Е. Юдиной В.А. Моцарт «Колыбельная песня» Н. Римский-Корсаков «Ладушки» хор их оперы «Сказка о царе Салтане» П. Чайковский «Исходила младенька» П. Чайковский «Голова ль ты моя, головушка» П. Чайковский «У ворот, ворот» П. Чайковский «Зелёное моё ты виноградье» П. Чайковский «Как во городе царевна» Ф. Шуберт «Вальс» соч. 9а Русская народная песня «Жили да были два братца» Русская народная песня «По бережку да по крутому» К. Вебер «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок» Русская народная песня «Во сыром бору тропина» обработка Ю.Глаголева М. Глинка «Жаворонок» П. Чайковский «Мой Лизочек» В. Ребиков «Лодочка по морю плывёт» словенская песня Н. Римский-Корсаков «Отрывок» из оперы «Сказка о царе Салтане» И. Гайдн «Учитель и ученик» П. Чайковский «Мой садик» Б. Флисс «Колыбельная» В.А. Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан» Русская народная песня «Калинушка с малинушкой» обр. П. Чайковского В. Моцарт «Ария Папагено» из оперы «Волшебная флейта» А.М. Бах «Менуэт» ре минор Й.Гайдн «Менуэт» Соль мажор В.А. Моцарт «Менуэт» До мажор П. Чайковский «Немецкая песенка» Д. Штейбельт «Адажио» И. Морозов «Танец ласточки» из балета «Доктор Айболит» И. Кочугова «Молдавеняска» И. Беркович «Марш» П. Чайковский «Танец» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Детский галоп» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Фея искренности» из балета «Спящая красавица» Ф. Шуберт Отрывок из балетной музыки к драме «Розамунда» Моцарт «Марш» из оперы «Свадьба Фигаро» Ж. Бизе «Дуэт» из сюиты «Детские игры»
Б. Барток «Вечер в деревне» Д. Шостакович «Колыбельная» Ф. Пуленк «Вальс» С. Прокофьев «Ария Кутузова из оперы «Война и мир»
Второй год обучения
(третий класс)
В третьем классе можно объединять учащихся для совместного исполнения. В этих случаях партии должны быть более равноценны по трудности. Основные задачи заключаются в приобретении навыков совместной игры, умении слушать партнёра, усовершенствовании чувства ритма, учить воспринимать музыку в общем звучании обеих партий. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3-4 ансамбля в каждом полугодии, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре. Развивать навыки чтения с листа. К контрольному уроку в конце года готовить по 1(2) ансамбль.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. И.С. Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор 2. П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» II 1. И. Гайдн «Серенада» 2. В.А. Моцарт «Фрагмент» из оперы «Волшебная флейта»
Группа основного обучения
I 1. Л.Бетховен «Три немецких танца» 2. И. Гайдн «Анданте» из симфонии «Сюрприз» II 1. И. Гайдн «Три немецких танца» 2. М. Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Примерный репертуарный список
Ф. Шуберт «Сентиментальный вальс» И. Брамс «Песня» М. Иванов – Радкевич «Марш» И. Гайдн «Песня Ганны» из оратории «Времена года» И. Гайдн «Три немецких танца» И. Гайдн «Анданте» из симфонии «Сюрприз» И. Гайдн «Серенада» В.А. Моцарт «Фрагмент» из оперы «Волшебная флейта» И.С. Бах «Сарабанда» из французской сюиты ре минор В. Агафонников «Вальс» М. Шмитц «Принцесса танцует вальс» Л.Бетховен «Три немецких танца» Ф. Шуберт «Лендлер» М. Глинка «Кавалерийская рысь» Л. Бетховен «Марш» П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» Русская народная песня «Светит месяц» М. Глинка «Славься» А. Долуханян «Песня болгарских школьников» М. Старокадомский «Весёлые путешественники» М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» П. Чайковский «Колыбельная в бурю» В.А. Моцарт «Ария Церлины» из оперы «Дон-Жуан» В.А. Моцарт «Ария Дон-Жуана» из оперы «Дон-Жуан» Б. Барток «Венгерская песня» П. Чайковский «Осень» Ф. Шуберт «Экосезы» Б. Бриттен «Сентиментальная сарабанда» Л. Бетховен «Контраданс» П. Чайковский «Танец» из балета «Лебединое озеро» Т. Хренников «Вальс дружбы» Ж. Колодуб «Песня» А. Самонов «Танец шута» Русская народная песня «Сидел Ваня» обработка П. Чайковского Русская народная песня «Я вечор, млада, во пиру была» обр. П. Чайковского Русская народная песня «Не пой, не пой ты, соловушко» обр. П. Чайковского А. Лядов «Протяжная» соч. 58 А. Лядов «Колыбельная» И. Ильин «В духе марша» И. Ильин «Танец» Б. Клюзнер «Раздумье» М. Глинка «Полька» П. Чайковский «Утреннее раздумье» В. Шебалин «Танец девушек» из балетной сюиты «Жаворонок» Г. Свиридов «Честная бедность»
Третий год обучения
(четвёртый класс)
Важнейшим требованием обучения является ясное понимание роли и значения своих партий в исполняемых произведениях. Либо это солирующая партия, которая должна быть ведущей по звуковой задачи, либо аккомпанирующая, которой принадлежит важная роль движения басовой линии и сбалансированное звучание гармонического заполнения. Необходимыми условиями хорошего звучания ансамбля являются динамическое равновесие, ритмическая согласованность, единство фразировки, понимание жанровых особенностей и характера произведений. Учащиеся должны внимательно прочитывать и воспроизводить авторский текст, вслушиваться в своё исполнение и исполнение партнёра, добиваться хорошего качества звучания и выразительности фразировки, образности и осмысленности исполнения, понимать музыкальные термины. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3 – 4 ансамбля, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре. Продолжать развитие навыков чтения с листа. К контрольному уроку в конце года готовить по 1 – 2 ансамбля.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. А. Бородин «Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь» 2. В. А. Моцарт «Менуэт» из симфонии Ми бемоль мажор (№39) II 1. М. Балакирев «Полька» переложение А. Кедровой 2. Я. Солодухо «Грустная песенка»
Группа основного обучения
I 1. И. Штраус «Анна-полька» 2. А. Аренский «Ария» (канон в секунду) из «Детской сюиты» II 1. Л. Бетховен «К Элизе» 2. А. Аренский «Романс» (канон в сексту) из «Детской сюиты»
Примерный репертуарный список
И. Гайдн «Романс» из симфонии «Рейн» Г.Ф. Гендель «Марш» из оратории «Иуда Маккавей»
И. С. Бах «Ария Бахуса» А. Аренский «Сказка» соч. 34, №1 О. Евлахов «Танец восковых фигурок» переложение Э. Загурской М. Глинка «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан и Людмила» В. Араратян «Лирическая песня» В. Араратян «Марш» К Сорокин « Полька» В. А. Моцарт «Менуэт» из симфонии Ми бемоль мажор (№39) Я. Солодухо «Маленький марш» Я. Солодухо «Раскудахтались» Я. Солодухо «Восточный напев» Я. Солодухо «Вальс» Я. Солодухо «Грустная песенка» Я. Солодухо «Фугетта» Я. Солодухо «Спокойной ночи» С. Нагдян «Танец» С. Нагдян « Песня» С. Нагдян «Куропаточка» И. Штраус «Анна-полька» И. С. Бах «Маленькая прелюдия» Л. Бетховен «К Элизе» Ф. Черчил «Вальс» из к/ф «Белоснежка и семь гномов» Э. Уилкс «Вниз по Бродвею» переложение И. Зубченко Д. Брубек «Весна в центральном парке» Э. Григ « Первая роза» переложение А. Кабылянского Э. Григ «Песня» переложение А. Кабылянского М. Балакирев «Полька» переложение А. Кедровой А. Бородин «Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь» А. Аренский «Ария» (канон в секунду) из «Детской сюиты» А. Аренский «Скерцино» (канон в терцию) из «Детской сюиты» А. Аренский «Романс» (канон в сексту) из «Детской сюиты» М. Шмитц «Меланхолическая серенада» М. Шмитц «Бугги» для шести рук М. Шмитц «Блюз для Жанны» П. Чайковский «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Четвёртый год обучения
(пятый класс)
Ансамбль в старших классах требует более серьёзного подхода к работе при разучивании и исполнении, это связано с появлением разнообразных стилей и жанров (переложения симфонической, оперной, балетной музыки и т.д.). Произведения становятся более сложными по фактуре, форме, фразировке, интонационной работе, что требует более внимательного слухового контроля, тщательной работе над синхронностью и динамическим равновесием. Особое внимание в старших классах следует уделять педализации. Так как произведения разных композиторов требуют разного подхода к педализации. Хорошая педализация должна являться результатом правильного представления о стиле и особенностях звучания того или иного произведения. В произведениях должны гармонично сочетаться технические и художественные навыки. Техничность исполнения должна быть подчинена передаче художественного замысла произведения. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 3 – 4 ансамбля, в зависимости от сложности произведений и способностей учащихся. Произведения могут быть в медленном или среднем темпах с добавлением более сложных элементов в фортепианной фактуре, в быстром темпе со сменой фортепианной фактуры, с добавлением более сложных ритмических рисунков. Заниматься чтением с листа более лёгких ансамблей. К контрольному уроку в конце года готовить по 1 – 2 ансамбля.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. П. Чайковский «Вальс» переложение Л. Перкаль 2. О. Питерсон «Ушедший марш» II 1. И.С. Бах «Шутка» из сюиты си минор 2. К. Сен-Санс «Лебедь» переложение М. Готлиба
Группа основного обучения
I 1. М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» 2. Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» II 1. К. Хачатурян «Галоп» из балета «Чипаллино» 2. Г. Свиридов «Пастораль»
Примерный репертуарный список
Б. Шереметьев «Я вас любил» М. Глинка «Персидский хор» фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» П. Чайковский «Вступление» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский «Вальс» (фрагмент из второго действия оперы «Евгений Онегин) П. Чайковский «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин» Ф. Шуберт «Вальс» Ф. Шуберт «Менуэт» Ф. Шуберт «Экосез» Т. Кирхнер «Элегия» Г. Свиридов «Пастораль» Р. Щедрин «Девичий хоровод» Л. Новосёлова «Кувшинка-лодочка» Л. Новосёлов «На волжских кручах» Н. Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка» Н Агафонников «Весёлая мелодия» И.С. Бах «Шутка» из сюиты си минор Ф. Шуберт «Серенада» Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» К. Хачатурян «Галоп» из балета «Чипаллино» К. Хачатурян «Вальс цветов» из балета «Чиполлино» А. Лядов «Музыкальная табакерка» васьл-шутка Б. Грин « Время от времени» О. Питерсон «Ушедший марш» Ли Ивенс «Синкопирование» Фр. С. Перкинс «Звёзды падают на Алабаму» Ф. Шуберт «Музыкальный момент» переложение И. Анастасьевой А. Глазунов «Романеска» из балета «Раймонда» П. Чайковский «Вальс» переложение Л. Перкаль К. Сен-Санс «Лебедь» переложение М. Готлиба П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Анданте» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Тарантелла» П. Чайковский «Вальс»
Пятый год обучения
(шестой класс)
Учащиеся должны проработать 2 (3) произведения в течение года. Предлагаются произведения в быстром, среднем и медленном темпах с более сложной фортепианной фактурой. Кроме аккордов и мелодического материала в произведениях могут быть полифонические усложнения, полиритмия, различные типы фактур. Продолжать заниматься чтением с листа. К зачёту в конце учебного года готовятся два разнохарактерных произведения.
Примерные программы для контрольного урока
Группа перспективного обучения
I 1. М. Глинка Ноктюрн «Разлука» переложение Л. Перкаль 2. В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле» из сонаты Ля мажор переложение Н. Федорковой II 1. П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» 2. П. Чайковский «Трепак»
Группа основного обучения
I 1. С. Рахманинов «Итальянская полька» переложение А. Раппопорта 2. Д.Эллингтон «В сентиментальном настроении» II 1. С. Прокофьев «Отъезд Золушки на бал» вальс из балета «Золушка» 2. Дж. Гершвин «Милая и печальная» переложение С. Пичугина
Примерный репертуарный список
А. Даргомыжский «Славянский танец» фрагмент из оперы «Русалка» П. Чайковский «Дуэт Лизы и Полины» и оперы «Пиковая дама» Р. Глиэр «Вальс» из оперы «Медный всадник» Р. Глиэр «Гимн Великому городу» фрагмент из оперы «Медный всадник» Ф. Шуберт «Марш» соч. 51 № 1 Э. Григ «Норвежский танец» Ля мажор № 2 Э. Григ «Норвежский танец» Соль мажор № 3 С. Рахманинов «Итальянская полька» переложение А. Раппопорта С. Рахманинов «Романс» Е. Макаров «Танец девушек» П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» А.Аренский «Полонез» соч. 65 № 8 В. Рубин «Вальс» из оперы «Три толстяка» К. Хачатурян «Погоня» из балета «Чиполлино» Л. Харт, Р. Роджерс «Голубая луна» Д.Эллингтон «В сентиментальном настроении» М. Глинка Ноктюрн «Разлука» переложение Л. Перкаль Дж. Гершвин «Милая и печальная» переложение С. Пичугина А. Глазунов «Пиццикато» из оперы «Раймонда» пер. С. Стемпневского Й. Гайдн «Венгерское рондо» И. Брамс «Венерский танец» № 2 ре минор И. Брамс «Венгерский танец» № 5 ля минор П. Чайковский «Трепак» В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле» из сонаты Ля мажор переложение Н. Федорковой С. Прокофьев «Гавот» из «Классической симфонии» переложение Л. Криштоп С. Прокофьев «Отъезд Золушки на бал» вальс из балета «Золушка» С. Прокофьев «Фея весны» из балета «Золушка» С. Прокофьев «Бурре» из балета «Золушка»
Список используемой литературы
1. В.В. Крюкова Музыкальная педагогика. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2002 г. 2. И. Готлиб Фактура и тембр в ансамблевых произведениях. – М.,1980 г. 3. В. Зеленин Работа в классе ансамбля. – М., 1977 г. 4. Н. Липецкий Некоторые особенности использования выразительных средств в ансамбле. – М., 1988г. 5. Г.М.Цыпин Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984 г. 6. Г.Г. Нейгауз Искусство фортепианной игры. – М., 1961 г. 7. Л.О. Гинзбург О работе над музыкальным произведением. – М., 1953 г. 8. Л.А. Баренбойм Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974 г. 9. Л.А. Баренбойм Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л. 1969г. 10.А.Д.Артоболевская Первая встреча с музыкой. – Москва: Советский композитор, 1978г. 11.С.В.Митина, В.Т. Митин Юному пианисту 1 – 4 класс – Новосбирск: Новосибирское книжное издательство, 1997 г. 12.М.Г.Соколова Хрестоматия по общему фортепиано. Выпуск 1 – Москва: Издательство «Музыка» 1967 г. 13.Н.Н.Кувшинников, М.Г. Соколова Школа игры на фортепиано. – Москва: Издательство «Музыка», 1964 г. 14.С. Ляховицкая Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 2 – Государственнное музыкальное издательство, Ленинград, 1958 г. 15.И. Королькова Крохе – музыканту. Часть 1. Издание третье. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2006 г. 16.И. Королькова Крохе – музыканту. Часть 2. Издание третье. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2006 г. 17.Б.Милич Маленькому пианисту – Москва: «Кифара», 1994г. 18.Б. Милич Фортепиано 1-й класс. – Москва: «Кифара», 1997г. 19.В.И. Григоренко Ансамбли для фортепиано 1–3 классы ДМШ – Москва: «Кифара», 1997 г. 20.Г. Демченко Ансамбли для начинающих. Выпуск 1. – Москва: Издательское объединение «Композитор», 1994 г. 21.Б. Розенгауз Ансамбли (младшие классы). Выпуск 4.– Всесоюзное издательство «Советский композитор»: Москва, 1978 г. 22.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Юному музыканту – пианисту 1-й класс. – Изд. 5-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008 г. 23.Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова Альбом ученика – пианиста 2-й класс. – Изд. 5-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009 г. 24.Н. Любомудрова, К. Сорокин и А. Туманян Хрестоматия для фортепиано 2-й класс. – Москва: «Музыка», 1987г. 25.Н. Любомудрова, К. Сорокин и А. Туманян Хрестоматия для фортепиано 3-й класс. – Москва: «Музыка», 1987г. 26.И. Зубченко Сборник ансамблей для фортепиано 1-3 классы ДМШ – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2008 г.
27.М.Р. Якимчук Играем в четыре руки. Альбом фортепианных ансамблей. Для младших и средних классов. – СПб.: Издательство «Лань», 1999 г. 28.В.Б. Пороцкий Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 10. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1985 г. 29.А. Руббах Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 2. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1973 г. 30.В.Б. Пороцкий Ансамбли для фортепиано (средние классы ДМШ). Выпуск 9. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1983 г. 31.Музицируем вдвоём. Альбом переложений для фортепиано в 4 руки.– Минск: Копирайт ООО «ИТЛ БК», 1994 г. 32.С. В. Морено За роялем всей семьёй. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки.- СП.: Издательство «Композитор», 2002 г. 33.О.А. Геталова, И.В. Визная В музыку – с радостью. – Изд. 2-е: Санкт- Петербург, издательство «Композитор», 2008 г. 34.М. Шмитц Мини джаз. 13 лёгких ансамблей для фортепиано в 6 рук. – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2004 г. 35.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (средние классы). Выпуск 1 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 36.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (старшие классы). Выпуск 2 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 37.Е.И. Гудова, Н.М. Доленко, Н.Л. Федоркова Хрестоматия по фортепианному ансамблю (средние и старшие классы). Выпуск 3 – Москва: Издательство «Классика – XXI», 2009 г. 38.Л.П. Криштоп Брат и сестра. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1 – Санкт – Петербург: Издательство «Композитор», 2004 г. 39. Ж.Л. Металлиди «Мой Пушкин». Популярные фрагменты музыкальных произведений на стихи и сюжеты А. Пушкина для фортепиано в 4 руки – Издательство «Компазитор», Санкт-Петербург 1999 г 40. А. Николаев Фортепианная игра 1 –2 классы ДМШ – Издательство «Музыка», Москва, 1989г. 41. К.С. Сорокина Музыка для детей. Выпуск № 1 – Издательство «Советский композитор», Москва, 1987 г.
В раздел дополнительное образование