городская познавательная викторина "В единстве народа - великая сила!"
Сценарий
Автор: Павлюк Лариса Николаевна, Обретенова Жаннетта Юрьевна, Лоза Татьяна Анатольевна, методисты дополнительного образования, МБУ ДО ДПШ им.Н.И.Филоненко г.Сальска, город Сальск, Ростовская область
В раздел дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом пионеров и школьников им. Н.И. Филоненко г. Сальска
«
В единстве народа - великая сила!
»
Сценарий городской познавательной викторины, посвящённой Дню народного единства Дата проведения 04.11.2016г. Участники: обучающихся 5-х классов ОУ г. Сальска (по 9 чел. от ОУ) МЕСТО: Актовый зал ВРЕМЯ: 10.00 Отв.за проведение – методисты МБУ ДО ДПШ: Павлюк Л.Н., Лоза Т.А., Обретенова Ж.Ю. Сальск 2016
Сценарный ход познавательной викторины
2
«
В единстве народа - великая сила
»
ко Дню народного единства
Цель:
способствовать формированию познавательного интереса обучающихся к истории России, содействовать воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств.
Задачи:
- показать живительную силу единства русского народа - способствовать формированию таких качеств у учащихся, как мужество, национальное достоинство, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность и чувства национальной гордости и уважения к русскому народу Кулисы сцены украшены воздушными шарами в цвета Российского флага. На сцене флаги и гербы РФ, Ростовской области, Сальского района. Звучит тематическая музыка. На экране установлено мультимедийное оборудование. По мере появления команд дежурные в зале рассаживают школьников и их сопровождающих на заранее установленные места. Звучит Гимн России. Все встают. Затем, под музыкальные позывные на сцену выходят ведущие)
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
Ведущий 2:
Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.
Ведущий 3:
Это праздник взаимопомощи и единения празднуется в России с 2005 года.
Ведущий 4:
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя всея Руси Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником.
Ведущий 5:
Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий 6:
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий 1:
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Ведущий 2:
И поднималась Русь с колен.
3 В руках с иконой перед битвой, Благословенная молитвой. Под звон грядущих перемен.
Ведущий 3:
Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
ПЕДАГОГ:
Мы, организаторы сегодняшнего мероприятия от души поздравляем всех вас с важными для нашей Родины праздниками – Днем народного единства и днём Казанской иконы Божией Матери. Давайте поздравим друг друга аплодисментами! (Звучат аплодисменты.) На нашем мероприятии присутствуют в качестве почетных гостей и одновременно членов жюри. ( Представление жюри под аплодисменты зала)
ПЕДАГОГ:
В ходе сегодняшней встречи вы услышите, ребята, много познавательных сведений, которые помогут вам ответить на вопросы викторины, включающей в себя 3 тура. Желаем всем командам стремления к набору максимального количества баллов! Пожелаем друг другу удачи! (Аплодисменты) Приглашаем вас полистать вместе с нами листочки истории. (Звучит средневековая славянская мелодия «Сизые голуби» (Русичи) Родноверие. Дети в русских народных костюмах)
Ведущий 1:
День пройдёт, год пройдёт, За веком, век другой потянется. Так же, потомки наши, на деяния наши оглянутся, Как мы сейчас на пять веков назад взглянем, воротимся!
Ведущий 2:
Велика наша Русь – матушка: Полями своими раздольными, просторами необъятными. Сильна наша Русь – матушка: народом своим могутным, честным - праведным, верой святой православною!
Ведущий 3:
А коли в вере жить, так и престол любить, Служить ему верой и правдою, как на Руси служат, Да не из корысти, а из одной ревности, да чести.
Ведущий 4:
Издревле, народ наш, царя – батюшкой величал, а царицу – матушкой, Ибо верил заботе о себе материнской да отеческой, Да и трон почитал любовью сыновнею, да заботою.
Ведущий 1:
Молился Господу Богу нашему народ православный, За престол Российский, дабы свят он был делами славными, На благо народа русского, да не тронут корыстью, да нечистью!
4
Ведущий 2:
Процветала, чтобы земля Русская, славилась, Хоть вблизи, под окном, хоть и за морем, Чтоб гордились люди своею державою, Да чтоб ликом были светлы, да помыслом! (На смену старославянской звучит тревожная музыка)
Ведущий 3:
Да только, там, где свет, всегда тень найдётся… (В зал заходят Алёна и Настя и Кузьма)
Кузьма
: Пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры. (Демонстрация фрагментов фильма)
Алёна:
А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма:
Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна:
Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца. Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко- накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Настя:
Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Кузьма:
Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его
5 вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Алёна:
А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
Кузьма:
И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон) Ударили со стен пушки, (Грохот пушек), развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. (Изображение знамени Дмитрия Пожарского). И вот сошлись противники в страшной сече. (Перечисленные ниже звуки) . Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы…
Настя:
Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского.
Кузьма:
Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. (Звучит в записи фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.)
Алёна:
Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое поколение выдвигает своих героев. Но есть страницы истории, которые, ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю.
Кузьма:
Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Настя:
Такими они остались в веках.
Педагог:
Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как
единение
помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника –
День Единения России
. Ребята, давайте поблагодарим обучающихся д/о «Вдохновение» Дома пионеров и школьников за литературную композицию, за погружение в историческое прошлое нашей страны. (Аплодисменты)
Ведущий:
Настал черед проведения
1-го тура викторины.
«Кроссворд «Минин и Пожарский»
Командам раздаются листочки с заданиями для разгадывания кроссворда. Система оценки: 1 верный ответ – 1 балл. Критерии оценки: точность, соблюдение регламента - до 5 минут. (Командам раздаются задания – кроссворды. Засекается время.) (Участники выполняют и сдают ответы в жюри)
1 тур- кроссворд «Минин и Пожарский»
6 Задание: впишите ответы на вопросы в соответствующие номера пустых клеточек кроссворда. Система оценки: каждое верно отгаданное слово – 1 балл. Задание 1-го тура викторины (По вертикали) 1.Как зовут Минина? 3.Как зовут Пожарского? 4 .... время - так ещё называется период истории России с 1598 по 1613 годы. 5.От захватчиков из этой страны Россия освободилась в 1612 году 6. Как по-другому называют Россию? 7. Что означает белый цвет Российского флага? (По горизонтали) 2.Город, где формировалось народное ополчение В период выполнения задания в зале звучит релаксационная музыка. После сдачи ответов командами, продолжается литературно-музыкальная композиция.
Педагог:
Запомните, ребята, это чувство единения, которое помогло вашим командам справиться с заданиями 1 –го тура викторины и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков! А мы продолжаем…
2-й тур викторины
Ведущий 1:
Россия — многонациональная страна. В государстве, имеющем
7 население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе.
Ведущий 2:
Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись.
Ведущий 3:
Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела. Словно птицы в небе синем, Распахнули 2 крыла.
Ведущий 4:
Ты согрела полпланеты 100 народов, 100 племён. Мы твои, Россия, дети, Каждый духом здесь силён.
Ведущий 5:
Украинец, немец, русский, И татары, и мордва, Проживают в добром мире, Как на дереве листва
Ведущий 6:
И ещё десятков разных Наций, сел, и городов Ты, Россия, всем родная, Этот край – наш общий дом!
Ведущий 7:
Так исторически сложилось, что на территории Сальского района на протяжении многих десятилетий живут представители самых разных национальностей и народностей, уважая обычаи и традиции соседей… Задание 2-го тура викторины
Педагог: 2
-й тур викторины - тест «Россия – многонациональное государство» посвящен нациям и народностям, проживающим на территории Сальского района.
Условия:
Тест содержит 10 вопросов и несколько вариантов ответов. Задача команд – найти правильные ответы (а их может быть один или несколько) и записать их напротив вопроса.
Система оценки:
Каждый правильный ответ – 1 балл. Содержание 2-го тура викторины 1. Сколько народов проживает на территории России? А. Более 50 Б. Более 180 В. Более 300 2. В каком документе отражено положение о том, что Россия – многонациональное государство? А. В Конституции Б. В Международной конвенции В. В Декларации 3. Чем отличаются друг от друга народы, проживающие на территории
8 России? А. Языком Б. Материальной и духовной культурой В. Укладом жизни 4. Имеют ли большие и малые народы, входящие в состав России равные права? А. Да Б. Нет В. Одни имеют, другие не имеют 5. Какие цвета имеет Государственный флаг Российской Федерации? А. Белый, синий, красный Б. Белый, голубой, синий В. Белый, жёлтый, красный 6. Как называется самый важный документ государства? А. Международный договор Б. Правовое соглашение В. Конституция 7. Какая самая многочисленная нация в России? А. Татары Б. Чуваши В. Русские В период выполнения задания в зале звучит релаксационная музыка. После сдачи ответов командами, продолжается литературно-музыкальная композиция.
Ведущий 1:
Пускай народ России Всегда единым будет, Чтоб беды не косили, Чтоб радовались люди,
Ведущий 2:
Чтоб было счастье ярким, Как радость материнства, И праздник этот светлый Народного единства!
Ведущий 3:
Пусть будет русский наш народ Свободным и единым, Пусть с верою идет вперед- Ведь в этом наша сила!
Ведущий 4:
А наш язык, менталитет Людей объединяет, Сильней России в мире нет! И все об этом знают.
Ведущий 5:
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах!
Ведущий 6:
Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей,
9 Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей,
Ведущий 7:
Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать !
Ведущий:
Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия. А сейчас я предлагаю вам
,
нашим гостям, всем ребятам, встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки. На экране – текст кричалки)
Педагог:
Давайте вместе разучим речёвку: Главное – вместе! Главное – дружно! Главное – с сердцем горячим в груди! Нам равнодушных в жизни не нужно! Злобу, обиду прочь прогони! (Все присаживаются)
3-й тур викторины
Педагог:
Сальский район - малая крупица на большой карте России. Но так ли мал наш Сальский «золотник»?.. Знаете ли вы, что наш город Сальск занимает территорию 4.474 га, а в целом город и район расположены на гигантской площади в 354.240 га. А это сопоставимо с таким Европейским государством как Люксембург. А если сложить вместе население трех государств: Лихтенштейна, Манако и Сан- Марино – то получим число жителей нашего района. Верно, 60 с небольшим тысяч. Наш город Сальск называют столицей степного края. Вокруг него раскинулось целое созвездие известных всему миру южно – российских сел и поселков! Некоторые из них, такие как «Сеятель», Гигант, конезавод, Новый Егорлык – даже более знамениты, чем сам город. Мы - сальчане, живущие как бы в Азии и Европе одновременно, трудимся вместе, принимаем, понимаем, и любим – ВСЕХ! Наши души открыты всему миру! 3-й тур викторины посвящен селам и поселкам Сальского района. Для того чтобы ответить на вопросы викторины вам, пятиклассники –сальчане, нужно будет сейчас собрать вместе все свои знания о родной земле услышанные от бабушки , мамы, воспитателя детского сада и учителей школы, прочитанные в газетах и увиденные в телерепортажах . Каждый правильный ответ на вопросы викторины принесет команде один балл в общую копилку ваших знаний. Содержание 3-го тура –
10 викторина «Села и поселки Сальского района» 1. Вначале это село называли «отселок» или «кут». Его основал переселенец из Харьковской губернии по фамилии Шаблий. Потом рядом с его одинокой хатой построили свои жилища два его повзрослевших сына. А затем и другие переселенцы стали рыть вблизи свои землянки и строить саманные хаты. Так и появилось на сальских землях село, которое по-прежнему называют в честь первого переселенца. Как? 2. Не смотря на то, что это старинное село еще в 1814году было названо именем российской царицы, старожилы и сегодня, как прежде, называют его «Мыдынка» в честь первого поселенца по фамилии Медынцев. Это село всегда славилось своими садами и огородами. Как его называют? 3.Чтобы построить этот поселок, его первые поселенцы в 1922году пересекли океан. Жили они в городе Сиэтла, что в Америке. На Сальской земле построили первую коммуну. Название возведенного ими поселка очень созвучно с названием родного города переселенцев. Как его назвали и 4. В 1806 году в Ставрополье из Старобельского уезда Харьковской губернии прибыли осадчие. Так называли людей уполномоченных для выбора наиболее удобного места для переселения. Выбор свой они остановили на равнинной местности долины речки Большой Егорлык. Здесь их привлекло многое: бескрайние, принадлежащие прежде калмыкам, черноземные и глинистые земли, в вырытых колодцах, вода оказалась вкусной и пригодной для приготовления пищи. Так на сальской земле возник еще один населенный пункт. С первых же дней поселенцы назвали свое село по имени реки. Сегодня это большое село считается одним из лучших в России. Как его называют? Н Е 5. В 1812 году на сальские земли приехал помещик Баранов с двумя сыновьями. На открытом месте при реке Большой Егорлык они основали свое поселение. Сегодня это большое село с двухсотлетней историей по прежнему называют по имени первых поселенцев. Как? 6.Датой образования этого поселка считается июнь 1928 г., когда первый его директор Тихон Александрович Юркин забил колышки для палатки первых
11 поселенцев. Назвали тогда поселок «Зерновой совхоз №1» Ему были приданы – 127 тысяч гектаров земли. По тем временам огромная, гигантская территория. И уже 24 ноября 1928 г. учитывая многочисленные предложения рабочих, поселок был переименован. Новое название пришлось по душе всем. Называют этот поселок так и по - ныне. Как? 7. Это село основано выходцами из Харьковской, Полтавской губерний в 1855году. Изначально его назвали «Кривое», потому, что село расположено в нижнем течении реки Егорлык, вблизи от ее впадения в Маныч, а Егорлык в том месте закривляет свое течение. Село было огромное: начальное училище, 4 лавки, 22 ветряные мельницы, 1 маслобойня и даже 2 овчинодельных завода. В Великую Отечественную войну село было полностью разрушено. Сегодня это маленькое поселение в две улицы. Расположено оно между селами Екатериновка и Бараники. Как называют сегодня это старинное село? Н М
ФИНАЛ
На сцене об-ся д/о «Вожатый проводят флеш-моб «Дети России» для всех участников мероприятия. Проводится церемония награждения грамотами управления образования Сальского района победителей городской познавательной викторины. Ведущий: Надеюсь, что всё, что вы сегодня узнали о нашей стране и это вызвало у вас чувство гордости за нашу великую Россию! Все уходят из зала под звучание песни «О Родине, только о Родине» (муз. А.Н. Пахмутовой, сл. Р. Гамзатова) в исполнении Большого детского хора под управлением В.А. Попова).
«
В единстве народа - великая сила!
»
Сценарий городской познавательной викторины, посвящённой Дню народного единства Дата проведения 04.11.2016г. Участники: обучающихся 5-х классов ОУ г. Сальска (по 9 чел. от ОУ) МЕСТО: Актовый зал ВРЕМЯ: 10.00 Отв.за проведение – методисты МБУ ДО ДПШ: Павлюк Л.Н., Лоза Т.А., Обретенова Ж.Ю. Сальск 2016
Сценарный ход познавательной викторины
2
«
В единстве народа - великая сила
»
ко Дню народного единства
Цель:
способствовать формированию познавательного интереса обучающихся к истории России, содействовать воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств.
Задачи:
- показать живительную силу единства русского народа - способствовать формированию таких качеств у учащихся, как мужество, национальное достоинство, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность и чувства национальной гордости и уважения к русскому народу Кулисы сцены украшены воздушными шарами в цвета Российского флага. На сцене флаги и гербы РФ, Ростовской области, Сальского района. Звучит тематическая музыка. На экране установлено мультимедийное оборудование. По мере появления команд дежурные в зале рассаживают школьников и их сопровождающих на заранее установленные места. Звучит Гимн России. Все встают. Затем, под музыкальные позывные на сцену выходят ведущие)
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.
Ведущий 2:
Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.
Ведущий 3:
Это праздник взаимопомощи и единения празднуется в России с 2005 года.
Ведущий 4:
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя всея Руси Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником.
Ведущий 5:
Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий 6:
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий 1:
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Ведущий 2:
И поднималась Русь с колен.
3 В руках с иконой перед битвой, Благословенная молитвой. Под звон грядущих перемен.
Ведущий 3:
Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
ПЕДАГОГ:
Мы, организаторы сегодняшнего мероприятия от души поздравляем всех вас с важными для нашей Родины праздниками – Днем народного единства и днём Казанской иконы Божией Матери. Давайте поздравим друг друга аплодисментами! (Звучат аплодисменты.) На нашем мероприятии присутствуют в качестве почетных гостей и одновременно членов жюри. ( Представление жюри под аплодисменты зала)
ПЕДАГОГ:
В ходе сегодняшней встречи вы услышите, ребята, много познавательных сведений, которые помогут вам ответить на вопросы викторины, включающей в себя 3 тура. Желаем всем командам стремления к набору максимального количества баллов! Пожелаем друг другу удачи! (Аплодисменты) Приглашаем вас полистать вместе с нами листочки истории. (Звучит средневековая славянская мелодия «Сизые голуби» (Русичи) Родноверие. Дети в русских народных костюмах)
Ведущий 1:
День пройдёт, год пройдёт, За веком, век другой потянется. Так же, потомки наши, на деяния наши оглянутся, Как мы сейчас на пять веков назад взглянем, воротимся!
Ведущий 2:
Велика наша Русь – матушка: Полями своими раздольными, просторами необъятными. Сильна наша Русь – матушка: народом своим могутным, честным - праведным, верой святой православною!
Ведущий 3:
А коли в вере жить, так и престол любить, Служить ему верой и правдою, как на Руси служат, Да не из корысти, а из одной ревности, да чести.
Ведущий 4:
Издревле, народ наш, царя – батюшкой величал, а царицу – матушкой, Ибо верил заботе о себе материнской да отеческой, Да и трон почитал любовью сыновнею, да заботою.
Ведущий 1:
Молился Господу Богу нашему народ православный, За престол Российский, дабы свят он был делами славными, На благо народа русского, да не тронут корыстью, да нечистью!
4
Ведущий 2:
Процветала, чтобы земля Русская, славилась, Хоть вблизи, под окном, хоть и за морем, Чтоб гордились люди своею державою, Да чтоб ликом были светлы, да помыслом! (На смену старославянской звучит тревожная музыка)
Ведущий 3:
Да только, там, где свет, всегда тень найдётся… (В зал заходят Алёна и Настя и Кузьма)
Кузьма
: Пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры. (Демонстрация фрагментов фильма)
Алёна:
А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма:
Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна:
Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца. Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко- накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Настя:
Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Кузьма:
Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его
5 вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Алёна:
А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
Кузьма:
И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон) Ударили со стен пушки, (Грохот пушек), развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. (Изображение знамени Дмитрия Пожарского). И вот сошлись противники в страшной сече. (Перечисленные ниже звуки) . Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы…
Настя:
Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского.
Кузьма:
Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. (Звучит в записи фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.)
Алёна:
Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое поколение выдвигает своих героев. Но есть страницы истории, которые, ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю.
Кузьма:
Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.
Настя:
Такими они остались в веках.
Педагог:
Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как
единение
помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника –
День Единения России
. Ребята, давайте поблагодарим обучающихся д/о «Вдохновение» Дома пионеров и школьников за литературную композицию, за погружение в историческое прошлое нашей страны. (Аплодисменты)
Ведущий:
Настал черед проведения
1-го тура викторины.
«Кроссворд «Минин и Пожарский»
Командам раздаются листочки с заданиями для разгадывания кроссворда. Система оценки: 1 верный ответ – 1 балл. Критерии оценки: точность, соблюдение регламента - до 5 минут. (Командам раздаются задания – кроссворды. Засекается время.) (Участники выполняют и сдают ответы в жюри)
1 тур- кроссворд «Минин и Пожарский»
6 Задание: впишите ответы на вопросы в соответствующие номера пустых клеточек кроссворда. Система оценки: каждое верно отгаданное слово – 1 балл. Задание 1-го тура викторины (По вертикали) 1.Как зовут Минина? 3.Как зовут Пожарского? 4 .... время - так ещё называется период истории России с 1598 по 1613 годы. 5.От захватчиков из этой страны Россия освободилась в 1612 году 6. Как по-другому называют Россию? 7. Что означает белый цвет Российского флага? (По горизонтали) 2.Город, где формировалось народное ополчение В период выполнения задания в зале звучит релаксационная музыка. После сдачи ответов командами, продолжается литературно-музыкальная композиция.
Педагог:
Запомните, ребята, это чувство единения, которое помогло вашим командам справиться с заданиями 1 –го тура викторины и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков! А мы продолжаем…
2-й тур викторины
Ведущий 1:
Россия — многонациональная страна. В государстве, имеющем
7 население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе.
Ведущий 2:
Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись.
Ведущий 3:
Я люблю тебя, Россия! Я хочу, чтоб ты цвела. Словно птицы в небе синем, Распахнули 2 крыла.
Ведущий 4:
Ты согрела полпланеты 100 народов, 100 племён. Мы твои, Россия, дети, Каждый духом здесь силён.
Ведущий 5:
Украинец, немец, русский, И татары, и мордва, Проживают в добром мире, Как на дереве листва
Ведущий 6:
И ещё десятков разных Наций, сел, и городов Ты, Россия, всем родная, Этот край – наш общий дом!
Ведущий 7:
Так исторически сложилось, что на территории Сальского района на протяжении многих десятилетий живут представители самых разных национальностей и народностей, уважая обычаи и традиции соседей… Задание 2-го тура викторины
Педагог: 2
-й тур викторины - тест «Россия – многонациональное государство» посвящен нациям и народностям, проживающим на территории Сальского района.
Условия:
Тест содержит 10 вопросов и несколько вариантов ответов. Задача команд – найти правильные ответы (а их может быть один или несколько) и записать их напротив вопроса.
Система оценки:
Каждый правильный ответ – 1 балл. Содержание 2-го тура викторины 1. Сколько народов проживает на территории России? А. Более 50 Б. Более 180 В. Более 300 2. В каком документе отражено положение о том, что Россия – многонациональное государство? А. В Конституции Б. В Международной конвенции В. В Декларации 3. Чем отличаются друг от друга народы, проживающие на территории
8 России? А. Языком Б. Материальной и духовной культурой В. Укладом жизни 4. Имеют ли большие и малые народы, входящие в состав России равные права? А. Да Б. Нет В. Одни имеют, другие не имеют 5. Какие цвета имеет Государственный флаг Российской Федерации? А. Белый, синий, красный Б. Белый, голубой, синий В. Белый, жёлтый, красный 6. Как называется самый важный документ государства? А. Международный договор Б. Правовое соглашение В. Конституция 7. Какая самая многочисленная нация в России? А. Татары Б. Чуваши В. Русские В период выполнения задания в зале звучит релаксационная музыка. После сдачи ответов командами, продолжается литературно-музыкальная композиция.
Ведущий 1:
Пускай народ России Всегда единым будет, Чтоб беды не косили, Чтоб радовались люди,
Ведущий 2:
Чтоб было счастье ярким, Как радость материнства, И праздник этот светлый Народного единства!
Ведущий 3:
Пусть будет русский наш народ Свободным и единым, Пусть с верою идет вперед- Ведь в этом наша сила!
Ведущий 4:
А наш язык, менталитет Людей объединяет, Сильней России в мире нет! И все об этом знают.
Ведущий 5:
В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах!
Ведущий 6:
Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей,
9 Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей,
Ведущий 7:
Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать !
Ведущий:
Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю. И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия. А сейчас я предлагаю вам
,
нашим гостям, всем ребятам, встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки. На экране – текст кричалки)
Педагог:
Давайте вместе разучим речёвку: Главное – вместе! Главное – дружно! Главное – с сердцем горячим в груди! Нам равнодушных в жизни не нужно! Злобу, обиду прочь прогони! (Все присаживаются)
3-й тур викторины
Педагог:
Сальский район - малая крупица на большой карте России. Но так ли мал наш Сальский «золотник»?.. Знаете ли вы, что наш город Сальск занимает территорию 4.474 га, а в целом город и район расположены на гигантской площади в 354.240 га. А это сопоставимо с таким Европейским государством как Люксембург. А если сложить вместе население трех государств: Лихтенштейна, Манако и Сан- Марино – то получим число жителей нашего района. Верно, 60 с небольшим тысяч. Наш город Сальск называют столицей степного края. Вокруг него раскинулось целое созвездие известных всему миру южно – российских сел и поселков! Некоторые из них, такие как «Сеятель», Гигант, конезавод, Новый Егорлык – даже более знамениты, чем сам город. Мы - сальчане, живущие как бы в Азии и Европе одновременно, трудимся вместе, принимаем, понимаем, и любим – ВСЕХ! Наши души открыты всему миру! 3-й тур викторины посвящен селам и поселкам Сальского района. Для того чтобы ответить на вопросы викторины вам, пятиклассники –сальчане, нужно будет сейчас собрать вместе все свои знания о родной земле услышанные от бабушки , мамы, воспитателя детского сада и учителей школы, прочитанные в газетах и увиденные в телерепортажах . Каждый правильный ответ на вопросы викторины принесет команде один балл в общую копилку ваших знаний. Содержание 3-го тура –
10 викторина «Села и поселки Сальского района» 1. Вначале это село называли «отселок» или «кут». Его основал переселенец из Харьковской губернии по фамилии Шаблий. Потом рядом с его одинокой хатой построили свои жилища два его повзрослевших сына. А затем и другие переселенцы стали рыть вблизи свои землянки и строить саманные хаты. Так и появилось на сальских землях село, которое по-прежнему называют в честь первого переселенца. Как? 2. Не смотря на то, что это старинное село еще в 1814году было названо именем российской царицы, старожилы и сегодня, как прежде, называют его «Мыдынка» в честь первого поселенца по фамилии Медынцев. Это село всегда славилось своими садами и огородами. Как его называют? 3.Чтобы построить этот поселок, его первые поселенцы в 1922году пересекли океан. Жили они в городе Сиэтла, что в Америке. На Сальской земле построили первую коммуну. Название возведенного ими поселка очень созвучно с названием родного города переселенцев. Как его назвали и 4. В 1806 году в Ставрополье из Старобельского уезда Харьковской губернии прибыли осадчие. Так называли людей уполномоченных для выбора наиболее удобного места для переселения. Выбор свой они остановили на равнинной местности долины речки Большой Егорлык. Здесь их привлекло многое: бескрайние, принадлежащие прежде калмыкам, черноземные и глинистые земли, в вырытых колодцах, вода оказалась вкусной и пригодной для приготовления пищи. Так на сальской земле возник еще один населенный пункт. С первых же дней поселенцы назвали свое село по имени реки. Сегодня это большое село считается одним из лучших в России. Как его называют? Н Е 5. В 1812 году на сальские земли приехал помещик Баранов с двумя сыновьями. На открытом месте при реке Большой Егорлык они основали свое поселение. Сегодня это большое село с двухсотлетней историей по прежнему называют по имени первых поселенцев. Как? 6.Датой образования этого поселка считается июнь 1928 г., когда первый его директор Тихон Александрович Юркин забил колышки для палатки первых
11 поселенцев. Назвали тогда поселок «Зерновой совхоз №1» Ему были приданы – 127 тысяч гектаров земли. По тем временам огромная, гигантская территория. И уже 24 ноября 1928 г. учитывая многочисленные предложения рабочих, поселок был переименован. Новое название пришлось по душе всем. Называют этот поселок так и по - ныне. Как? 7. Это село основано выходцами из Харьковской, Полтавской губерний в 1855году. Изначально его назвали «Кривое», потому, что село расположено в нижнем течении реки Егорлык, вблизи от ее впадения в Маныч, а Егорлык в том месте закривляет свое течение. Село было огромное: начальное училище, 4 лавки, 22 ветряные мельницы, 1 маслобойня и даже 2 овчинодельных завода. В Великую Отечественную войну село было полностью разрушено. Сегодня это маленькое поселение в две улицы. Расположено оно между селами Екатериновка и Бараники. Как называют сегодня это старинное село? Н М
ФИНАЛ
На сцене об-ся д/о «Вожатый проводят флеш-моб «Дети России» для всех участников мероприятия. Проводится церемония награждения грамотами управления образования Сальского района победителей городской познавательной викторины. Ведущий: Надеюсь, что всё, что вы сегодня узнали о нашей стране и это вызвало у вас чувство гордости за нашу великую Россию! Все уходят из зала под звучание песни «О Родине, только о Родине» (муз. А.Н. Пахмутовой, сл. Р. Гамзатова) в исполнении Большого детского хора под управлением В.А. Попова).
В раздел дополнительное образование