Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Безопасность школьников на дорогах"

программа ЮИДД

Автор: Мячков Андрей Геннадьевич, преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ СШ №1 им. М.Горького, город Арзамас Нижегородская область



В раздел дополнительное образование




Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

им. Горького

с углубленным изучением английского языка

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького

________________Д.Б. Тихонов
Приказ № от 01.09.2015г.
Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивющая) программа
«Юные инспектора Дорожного движения» (возраст учащихся 12 - 17 лет, срок реализации 3 года ) Автор программы: педагог дополнительного образования, преподаватель-организатор ОБЖ и физической культуры Мячков Андрей Геннадьевич
Арзамас, 2015г.




2. Пояснительная записка
Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности разработана на основе типовой программы «Дорожная безопасность», которая входит в Федеральный компонент учебно-методических изданий в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» под редакцией Кирьянова В.Н. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений. Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная т задача учителя и кружка юных инспекторов движения. Актуальность данного кружка очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это приводит к ДТП. Соревнования и практические навыки фигурного вождения велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает ему сознательно оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в чрезвычайных ситуациях. В конце курса детям дается возможность проверить свои знания и умения в школьных соревнованиях «Безопасное колесо». А лучшие участники кружка смогут проявить себя в районных и окружных соревнованиях «Безопасное колесо». Лучшим результатом работы данного кружка является отсутствие правонарушений на дорогах. Работа кружка «ЮИДД» основывается на различных видах деятельности:  Создание уголка безопасности дорожного движения;  Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;  Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;  Проведение практических занятий по вождению велосипеда;  Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;  Встречи с инспекторами ГИБДД и совместное проведение рейдов. В работе кружка участвуют учащиеся школы в возрасте 8 -17 лет (согласно списку). Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. В 2014-2015 учебном году члены кружка ЮИДД активно занимались пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их правонарушений. В рамках месячника по безопасности дорожного движения были проведены конкурсы рисунков, плакатов среди учащихся школы. ЮИДДовцы стали активными участниками на «Неделе младшего школьника», где совместно с учащимися 1 класса подготовили и провели мероприятие «Азбука юного пешехода».С уходом на каникулы были выпущены памятки о безопасности во время каникул. В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае проводится неделя безопасности, где для учащихся 3-7-х классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют: - изучению и закреплению ПДД; - закреплению навыков вождения велосипеда; - изучению велотехники. Соревнования состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, и трасса велофигур, и оказание первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные
мероприятия являются для ребят одним из самых значимых и интересных. Во время работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей работа отряда ЮИДД продолжает свою работу. Проводятся игры на площадках, беседы о правилах дорожного движения, помогают воспитателям в проведении экскурсий и походов. Более опытные юные инспекторы движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения.
3. Основные направления программы
1. Образовательное. Приобретение знаний по правилам дорожного движения и поведения на улице, оказанию первой медицинской помощи при травмах, основам страхования, правам и обязанностям граждан. 2. Развивающее. Пополнение знаний на культурном, интеллектуальном и физическом уровне, обеспечивающее адекватное поведение в различных опасных ситуациях. 3. Воспитательное. Правовое воспитание, воспитание культуры поведения в целом, чувства взаимовыручки и взаимопомощи, ответственного отношения к безопасности личности. 4. Практическое. Проверка полученных знаний, умений и навыков при участии в соревнованиях, конкурсах, смотрах, викторинах. Общая физическая, приобретение навыков безопасного вождения велосипеда. Выступления на школьных и внешкольных мероприятиях, пропаганда работы отряда ЮИД, ПДД и культуры поведения на дорогах, в том числе и через средства массовой информации.
2. Цели и задачи программы:

Цель:
 Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.  Вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения  Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
1. Закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах. 2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. 3.Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге. 4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке. 5.Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения. 6.Участие отряда ЮИД в соревнованиях «Безопасное колесо». 7.Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах. 8. Обучение способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи. 9.Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, в детском саду «Солнышко», предупреждение нарушений дорожного движения детьми. 10.Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы. 11.Воспитание убежденного и образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:  дети, проживая в отдаленных поселках, могут занять свободное время весьма полезным делом;  ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;  развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;  занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;  различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу;  прививают любовь к жизни, как бесценному дару природы и развиваются такие качества: как ответственность, исполнительность, доброта, взаимовыручка, отзывчивость, внимательность, аккуратность и т.д.
3. Сроки и механизм реализации
Данная программа кружка ЮИДД начала реализовываться с 2015-2016 учебного года, рассчитана на 3 года обучения . Объем программы 210 час (1 год – 70 часов, 2год – 70 часов и 3год – 70 часов). Для успешной и плодотворной работы был приобретен и оборудован кабинет по Правилам дорожного движения. В оснащение кабинета входят:  макеты дорожных знаков,  стенд «Регулирование дорожного движения»,  доска магнитная настенная со схемой населенного пункта.  комплект 10 плакатов «Правила дорожного движения»  . Комплект 10 плакатов «Я пешеход, пассажир, водитель». Для отработки практических навыков в управлении велосипедом имеются подростковые велосипеды. Имеется постоянный доступ к Интернет – ресурсам. В школьной библиотеке есть в наличии подборки методической и художественной литературы для детей, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного движения, экзаменационные билеты категории «В». По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает чередование лекционных и практических занятий, привлечение для проведения занятий самих учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной проблеме. В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале. В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.
4. Основные принципы реализации программы

-
принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
-
принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”: ч ем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
-
принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

-
принцип возрастной безопасности: у младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
-
принцип социальной безопасности: у чащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует.
-
принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания: э тот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
5.Нормативно правовое обеспечение программы
 Конституция РФ.  Конвенция «О правах ребенка».  Правила дорожного движения.  Устав образовательного учреждения.  Приказ об утверждении программы кружка ЮИДД.  Приказ об утверждении состава кружка ЮИДД и назначении руководителя.  Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения  Работа кружка ЮИД по месту жительства на 2014-2015 учебный год (внеурочные мероприятия).

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького

________________Д.Б. Тихонов


Приказ № от 01.09.2015г
Список

Воспитанников кружка Юные инспектора дорожного движения

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

ФИО воспитанника

Дата рождения

Класс
1 Поляков Семён 11б 2 Тюмин Юрий 11б 3 Вершинина Катя 11а 4 Калашова Арина 11а 5 Белова Аня 11а 6 Артюхина Анастасия 9б 7 Нечаева Виктория 9б 8 Курушин Павел 8б 9 Соснин Михаил 8б 10 Адякина Евгения 8б Руководитель кружка _________________А.Г.Мячков

Работа кружка ЮИД по месту жительства на 2014-2015 учебный год

План внеклассных мероприятий
№ п/п Мероприятие Сроки Ответственные 1 Месячник дорожной безопасности
«Внимание,

дети!»:
 Организация и проведение праздника для первоклассников «Посвящение в пешеходы»  Довыборы членов отряда ЮИДД  Классные часы по профилактике дорожной безопасности  Разработка и утверждение дорожных карт (безопасного маршрута движения для первоклассников)  Оформление уголков по ПДД в школе и классных кабинетах «Мы должны это знать!»  Выпуск памяток «Внимание, пешеход!», «Внимание, водитель!»  Веселые старты по ПДД  школьные соревнования «Безопасное колесо»  городские соревнования «Безопасное колесо» сентябрь Классный руководитель, отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, Классные руководители, отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, Классные руководители, отряд ЮИДД, отряд ЮИДД, Педагог-организатор отряд ЮИДД Педагог-организатор отряд Педагог- организатор отряд ЮИДД 2. Осенняя акция «Пешеход-дорога-пешеход» октябрь отряд ЮИДД, 3. Беседа на классных часах: «За безопасность на дорогах» ноябрь отряд ЮИДД, классные руководители 4. Инсценировка и проведение сказки по ПДД в детском саду «Солнышко» ноябрь отряд ЮИД педагог-организатор 5. Беседа на классных часах: «Внимание, гололед!» декабрь отряд ЮИДД, классные руководители 6. Подготовка и распространение буклетов «Водитель, помни, — ты такой же родитель!» январь отряд ЮИДД, Педагог-организатор 7. Встреча с сотрудниками ГИБДД в течение года А.Г.Мячков 8. Беседа на классных часах: «Уважайте ПДД, тогда не будет ДТП!» март Педагог-организатор Классные руководители
9. Весенняя акция «Пешеход-дорога-пешеход» апрель отряд ЮИДД 10. Совместный рейд по патрулированию улиц поселка с Народной дружиной в течение года отряд ЮИДД Р.Д.Панов 11. Подготовка и проведение школьного этапа конкурса «Безопасное колесо» апрель Р.Д.Панов отряд ЮИДД 12. Совместный рейд по патрулированию улиц поселка с участковым уполномоченным полиции для выявления фактов нарушения п.24.3 ПДД РФ. май ьюнь Р.Д.Панов отряд ЮИДД 13. Проведение профилактических мероприятий по ПДД в лагере дневного пребывания детей июнь отряд ЮИДД педагог-организатор, нач.лагеря Руководитель кружка ЮИДД _____ А.Г.Мячков




6.Учебно-тематический план.

Тематический план занятий 1год обучения



п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

2.

Изучение правил дорожного движения

55

26

29
2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах 4 2 2 2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками. 8 3 5 2.3. Дорожные знаки, разметка. 10 7 3 2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части. 8 4 4 2.5. Скорость движения. 8 5 3 2.6. Правила движения для велосипедистов. 17 5 12
3.

Первая медицинская помощь при ранах,

кровотечениях и ожогах.

5

3

2

4.

Агитационно – массовая работа в детских

садах, начальных классах.

4

2

2

5.

Участие в массовых мероприятиях.

5

-

5
Итого: 70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Введение
Знакомство с объединением ЮИДД, планом работы. Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
2. Изучение правил дорожного движения

2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения,
полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения и т. д. Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами

и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве. Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение. Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной информации (таблички). Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности. Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах. Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении. Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции. Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства. Практика: изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для велосипедистов
. Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом пересечении дорог. Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге, тропинке, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда и т. д.).
3. Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута. 4.
Агитационно – массовая работа в детских садах, начальных классах.
- игровая программа «Зеленый огонек»; - игра-эстафета «Школа светофорных наук»; - беседа «На красный свет – дороги нет!» - игровая программа «Пешеходы и водители»; -игровые программы «Веселая улица», «Учись по улицам ходить»;
Учащиеся первого года обучения должны:

Знать:
основные понятия и термины, используемые в Правилах; обязанности пешеходов и пассажиров; значения сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков; назначение дорожной разметки; подачу сигналов указателями поворота и рукой, перестроение транспортных средств; знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»; как распознать и предвидеть опасность; основные приемы оказания помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств; ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации; определять безопасные места для игр и езды на велосипеде; соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него; правильно, четко и интересно объяснять младшим школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки; оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях.
Учебно-тематический план

2 год обучения



п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

2.

Изучение правил дорожного движения

41

14

27
2.1. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми 1 1 - 2.2. Пешеходы на дороге 3 1 2 2.3. Сигналы светофора и регулировщика 4 - 4 2.4. Дорожные знаки, разметки 5 2 3 2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов 5 2 3 2.6. Скоростной режим 5 2 3 2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств 7 2 5 2.8. Проезд перекрестков 8 3 5 2.9. Движение через железнодорожные пути 1 1 -
3.

Первая помощь при травмах и несчастных

случаях

5

2

3
3.1. Переломы 2 1 1 3.2. Травматический шок 1 1
3.3. Правила наложения стерильных повязок 2 2
4.

Агитационно-массовая работа

9

1

8
4.1. Беседы, игровые программы 3 - 3 4.2. Дежурство в микрорайонах школ и поселка 2 - 2 4.3. Выпуск стенгазет, памяток для водителей и пешеходов 4 1 3 5. Фигурное вождение велосипеда 14 - 14 Итого: 70
Содержание программы

2-го года обучения

1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год. 2.
Изучение правил дорожного движения

2.1. Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге. Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге. Пересечение дороги за городом. Правила для пассажиров. Обязанности пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке. Практика: отработка умений правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и регулировщика.
Практика: отработка умений ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки, разметки.
Теория: Дорожная разметка, ее значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка. Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.5. Требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно- транспортные происшествия и меры их предупреждения. Практика: Фигурное вождение велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование – причина столкновения транспортных средств. Практика: изготовление макетов, плакатов.
2.7. Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд. Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу встречного движения. Остановка и стоянка. Порядок постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на остановку транспортных средств. Практика: моделирование дорожных ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.

Теория: Проезд перекрестков. Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот. Движение в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом. Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств на перекрестке равнозначных дорог. Практика: изготовление наглядной агитации (плакатов).
2.9. Движение через железнодорожные пути.
Теория: Движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на переезде. Практика: изготовление макетов, моделирование дорожной ситуации.
3. Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин. Практика: накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока. Практика: оказание первой медицинской помощи.
3.3. Правила наложения стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь. Практика: Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.
4. Агитационно-массовая работа
- беседа «Твой друг – велосипед»; - игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»; - викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы – пассажиры»; - дежурство на территории школы и поселка; - выпуск стенгазет, памяток для пешеходов и водителей.
Учащиеся второго года обучения должны
:
Знать:
основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам; правила дорожного движения – нормативный документ; типы светофоров и их сигналы. Методы и способы управления светофорами; группы знаков и их назначение; требования к безопасности и правила движения для велосипедистов; расположение транспортных средств на проезжей части; скорость движения; проезд перекрестков; обгон, стоянка, остановка транспортных средств; первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке; первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.

Уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения); управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения; решать ситуационные и другие задачи по Правилам дорожного движения с применением макетов и без них; применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи; проводить игры, беседы с учащимися, выступать с агитбригадой по теме; выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
Учебно-тематический план

3 год обучения



п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Теория

Практика
1. Вводное занятие 1 1 - 2. Изучение Правил дорожного движения 42 21 21 2.1. Ответственность за нарушение ПДД 2 2 - 2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части 4 2 2 2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления 3 2 1 2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста 7 2 5 2.5. Остановочный путь транспорта 2 1 1 2.6. Встречный разъезд 4 2 2 2.7. Остановка и стоянка 3 2 1 2.8. Проезд перекрестков 6 2 4 2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали 2 1 1 2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств 2 1 1 2.11. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 2 1 1 2.12. Буксировка механических транспортных средств 2 1 1 2.13. Перевозка людей 2 1 1 2.14. Ответственность за нарушение ПДД 1 1 - 3. Первая медицинская помощь при травмах 5 3 2 3.1. Способы вентиляции легких 2 1 1 3.2. Транспортировка пострадавших 2 1 1 3.3. Содержание автомобильной аптечки 1 1 4. Агитационно-массовая работа 8 1 7 4.1. Игровые программы и соревнования 3 1 2 4.2. Выступление с рефератами 2 2 4.3. Выпуск стенгазет, памяток 2 2 4.4 Дежурство на территории школы и поселка 1 1 5. Фигурное вождение велосипеда 14 - 14 Итого: 70

Содержание программы

3-его года обучения

1. Вводное занятие
Анализ работы (достижения и недостатки). Ознакомление обучающихся с планом работы в учебном году. Задачи на новый учебный год.
2. Изучение Правил дорожного движения

2.1. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе, городе, поселке.
2.2. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Запрет на движение транспортных средств. Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция. Движение медленно движущихся транспортных средств. Практика: создание учебного макета, оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста.
Теория: Мотоциклист на дороге. Правила движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла, переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов. Практика: оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь транспорта.
Теория: Остановочный путь транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой. Практика: решение задач по правилам ПДД.
2.6. Встречный разъезд.
Теория: Встречный разъезд. Обгон безрельсового транспортного средства. Действия водителя обгоняемого Встречный разъезд. Обгон с выездом на полосу встречного движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных средств при затрудненном разъезде на уклонах. Практика: решение задач по правилам ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка. Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку транспортных средств. Практика: решение задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков. Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств. Практика: моделирование дорожных ситуаций и их решение.
2.9. Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через железнодорожные пути и по автомагистрали. Остановочный путь поезда. Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд. Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка. Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных транспортных средств.

Теория: Приоритет маршрутных транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной остановки. Практика: моделирование дорожных ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных фар, габаритных огней. Переключение дальнего света на ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые сигналы. Практика: решение задач по ПДД.
2.12. Буксировка механических транспортных средств.
Теория: Буксировка механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки. Запрет на буксировку. Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей В кузове грузового автомобиля, перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей. Практика: изготовление демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3. Первая медицинская помощь при травмах

3.1. Способы искусственной вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», Сильвестра, Калистова, непрямой массаж сердца. Практика: Отработка техники проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю область живота. Транспортировка пострадавших при ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа, переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием подручных средств. Практика: Способы транспортировки пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной аптечки.
Теория: Состав автомобильной аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран, средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной реанимации при клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях. Практика: комплектование медицинской автомобильной аптечки.
4. Агитационно-массовая работа
- соревнования «Безопасное колесо»; - выступление с рефератами на школьных предметных декадах, в знаменательные дни и на родительских собраниях; - посвящение первоклассников в пешеходы; - конкурс рисунков по разной тематике; - конкурсная программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»; - агитбригада «Патрульные ребята»; - дежурство на территории школы и поселка;
- выпуск стенгазет, памяток и т. д.
Учащиеся третьего года обучения должны:

Знать:
причины и последствия ДТП; конфликтные ситуации на дороге и пути их решения; правовое воспитание пешеходов; организацию и регулирование дорожного движения; сложные ситуации на дороге и перекрестке; правила оказания первой помощи в пути, при ДТП; содержание автомобильной аптечки первой помощи и назначение средств, в нее входящих; историю дорожного движения.
Уметь:
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира транспортного средства; управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения; уметь решать экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для водителей категории А и В; проводить праздничные программы, конкурсы, соревнования среди детей и родителей; выпускать по итогам дежурства на перекрестке молнии, боевые листки.
7. Формы и режим занятий
1. Изучение ПДД, правил оказания доврачебной помощи при травмах, система страхования жизни и имущества, Федеральных законов. 2. Пропаганда дорожной азбуки: проведение бесед, праздников, викторин, игр, соревнований, конкурсов в школе, выпуск стенгазет, боевых листков и молний. 3. Несение патрульной службы совместно с инспекторами ДПС ГИБДД. Настоящая программа рассчитана на 140 учебных часов - 2 часа в неделю (на два года обучения) и предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте 12 - 15 лет (5-8 класс) во внеурочное время. Срок реализации программы – 2 года. Программа предусматривает получение обучающимися необходимых знаний по правилам дорожного движения; оказанию первой медицинской помощи при получении травм; государственному страхованию имущества, транспортных средств и жизни граждан; совершенствованию физических качеств и строевой выучки.
8. Основные методы, используемые при реализации программы кружка
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод в воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
9.Основные средства обучения
- электронные пособия - презентации, схемы - фильмы
10. Виды деятельности
1. Создание школьного и классных уголков безопасности дорожного движения. 2. Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах. 3. Встречи и беседы с инспектором ГИБДД. 4. Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике. 5. Проведение практических занятий по вождению велосипеда. 6. Участие в играх, конкурсах, соревнованиях на уровне школы, города, округа
11. Формы участия во внеклассных мероприятиях
- участие в школьных и городских мероприятиях по тематике ПДД;
- соревнование по фигурному вождению велосипеда «Безопасное колесо»; - участие в олимпиадах по ПДД; - участие в выставках детских рисунков
12. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1. Повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения. 2. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах профилактической работы с учащимися и их родителями по безопасности дорожного движения. 3. Сохранение жизни и здоровья детей и подростков, снижение числа дорожно- транспортных происшествий с их участием. 4. Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дорогах детей и подростков. Сокращение правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения.
13. Внеклассная работа

Проведение внеклассных мероприятий
(игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице. Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями
по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно- воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями
по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Со школой сотрудничает ГИБДД города. 4 раза в год инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для учащихся 1-4 классов по изучению правил дорожного движения .
14. Материально-техническое обеспечение программы
- кабинет на 20 посадочных мест - экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов - дорожные знаки - плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора»;
- фотоматериал «улицы нашего города», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»; - видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудио и видео кассеты; - жезлы; - стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям; - стенд «дорожная разметка»; - велосипед; - наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД - цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения - форма для ЮИД
15. Список литературы.
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23. 10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г. 2. Экзаменационные билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М., 2001. 3. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников : Феникс,2008г. 4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/ Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с. 5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с. 6. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г. 7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007. 8.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г. 9. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г. 10.Азбука города: для учащихся младших классов / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. – 2009г. 11. Азбука дорожной безопасности: Учебное пособие для учащихся 1 класса. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г. 12. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального возраста. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2007г. 13. Азбука пешехода: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы. – М., 2007г.





В раздел дополнительное образование