Картотека подвижных игр на прогулке в зимний период "Зимние забавы"
методическая разработка
Автор: Мамаджанова Наимя Мухтаровна, воспитатель, ГАУ Реабилитационный центр, город Кумертау, Республика Башкортостан
В раздел дополнительное образование
Картотека подвижных игр на прогулке в зимний период
«Зимние забавы»
Подготовила воспитатель стационарного отделения ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау Мамаджанова Н. М.
ПРОГУЛКА №1
Наблюдения за сезонными изменениями
Цель:
формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. Ход наблюдения.
Художественное слово:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Беседа - за каким месяцем идет декабрь? -к какому времени года относится месяц декабрь? - как изменился участок по сравнению с осенью? - зачем засыпают корни деревьев снегом? - как одеваются люди зимой и осенью? Подвижные игры
Зима пришла!
Цель:
развивать умение выполнять задания по сигналу.
Описание:
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
Праздничный торт
Цель:
развивать творческое воображение, фантазию.
Описание:
Воспитатель предлагает детям приготовить праздничный торт из снега. Торт может быть любого размера, формы. Его можно украсить льдинками, разными фигурками из снега.
ПРОГУЛКА №2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах. Ход наблюдения
Художественное слово:
Снегири Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев) Вопросы: - каких птиц вы видите зимой около своего дома? - почему они прилетают к жилью человека? - зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашей кормушке? - есть ли кормушка возле вашего дома? Подвижные игры
Птички и кошка
Цель:
Развивать у детей решительность, упражняться в беге с увертыванием.
Описание:
На землю кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Коршун и наседка
Цель:
развивать ловкость, координацию движений, умение работать в команде. Среди игроков по считалке выбираются коршун и наседка. Остальные дети встают друг за другом, держась за пояс. Наседка сидит в гнезде и следит за коршуном, а цыплята бегают, прыгают. Коршун расправляет крылья и летит за цыплятами, наседка громко зовет цыплят домой. Коршун старается осалить игроков. Осаленные выходят из игры.
ПРОГУЛКА №3
Наблюдение за состоянием погоды
Цель:
учить различать характерные приметы зимы. Ход наблюдения Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Рады, рады все на свете, Рады взрослые и дети! В гости снова к ним пришла Кто? - Красавица. (зима) Краской белой и хрустальной Разукрасил окна в спальне, Будто листики берез Кто нарисовал? (Мороз) Вопросы: - почему появляются на окнах снежные узоры? - чем их рисует мороз? Подвижные игры
Шишки, желуди, орехи
Цель:
воспитывать ловкость и сноровку.
Описание.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего .
Снежная карусель
Цель:
развивать внимание, координацию движений.
Описание.
Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую. После небольшого отдыха игру можно возобновить.
ПРОГУЛКА №4
Наблюдение за деревьями
Цель:
учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту. Ход наблюдения Загадки: В шубе летом, а зимой стоят раздеты (Деревья) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (Дерево зимой) Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло. Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает», «Не суди о дереве по коре». Вопросы: -как узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? -какого цвета стволы берез, осин, тополя? Подвижные игры
Ловишки-елочки.
Цель:
Способствовать развитию внимания, воспитывать взаимовыручку
Описание
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Елка, береза, дуб
Цель:
развивать внимание, умение выполнять действия по сигналу.
Описание
: Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом: По дорожке мы идем и деревья узнаем! По команде: «Елка!» дети останавливаются и поднимают руки в стороны - вниз; по команде: «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивая руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки — в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2—3 самых внимательных
ПРОГУЛКА №5
Наблюдение за замерзанием воды
Цель:
продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы. Ход наблюдения -почему замерзает вода? --при какой температуре замерзает? -какими свойствами обладает лед?
Художественное слово
Загадки: Как по зеркалу качусь, На коньках кручусь-верчусь, Разгонюсь, как самолет - Под ногами что же? (Лед) Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок, Превратил ее в. (каток) Подвижные игры
Море волнуется…
Цель:
воспитывать внимательность, усидчивость, фантазию.
Описание.
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Заморозь
Цель:
развивать внимательность, скорость движений.
Описание.
Дети образуют круг и выставляют руки вперед. А как приближается водящий, ребята прячут руки. Задача водящего: дотронуться до рук детей (заморозить). Кто заморожен, становится на место водящего.
ПРОГУЛКА №6
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять представление о снеге как особом состоянии воды. Ход наблюдения
Художественное слово
"Снежок". Н. Некрасов Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - На ветках снегири. Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Вопросы: -на что похожи снежинки? -почему они тают на ладошке? -почему снег хрустит на морозе? - какой на ощупь снег? Подвижные игры
Снегодром
Цель:
развивать умение строить различные фигуры из снега, воспитывать чувство коллективизма. Вместе с воспитателем дети лепят снеговика. Затем наряжают и водят хороводы вокруг него. (Если детей много, то делают несколько фигур, а потом «паровозиком» обходят их, рассказывая о фигурках).
Снежиночки-пушиночки
Цель:
развивать умение двигаться в хороводе друг за другом.
Описание.
Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.
ПРОГУЛКА №7
Наблюдение за ветром
Цель:
познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга». Ход наблюдения
Художественное слово
Вьюга
Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Самуил Маршак Метель Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. (А. Прокофьев) Вопросы: -как ветер поднимает снег и переносит на другое место? -какой звук издает дуновение ветра? -как можно определить, какой ветер дует? Подвижные игры
Метелица
Цель:
Развивать умение действовать сообща, двигаться, обегая преграды.
Описание.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Снежинки и ветер
Цель:
Развивать умение выполнять движения по сигналу
Описание.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
ПРОГУЛКА №8
Наблюдение за животными
Цель:
формировать представление о жизни животных зимой; воспитывать желание заботиться о животных. Ход наблюдения Вопросы: - каких животных вы видите около дома зимой? - меняется ли зимой внешний вид животных? -следы каких животных можно обнаружить утром? Подвижные игры
Лиса в курятнике
Цель:
развивать у детей координацию движений.
Описание.
На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (в очерченном месте) располагаются куры. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Лохматый пес
Цель:
научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Описание.
Выбирается водящий «собака» Он стоит у дерева, остальные гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что же будет. Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пес опять идет к дереву, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза.
ПРОГУЛКА №9
Наблюдение за морозом
Цель:
закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе. Вопросы: -как можно определить, что на улице сильный мороз? -как одеваются люди . когда на улице мороз? -почему на окнах появляются узоры?
Художественное слово
Загадка: Жгуч мороз трескучий, Какой это мастер На дворе темно; На стекла нанес Серебристый иней И листья, и травы, Запушил окно. И. Никитин И заросли роз! (Мороз) Е. Благинина Подвижные игры
Два мороза
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь- дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных.
Зимние забавы
Цель:
развить координацию речи с движением. Описание. Мы бежим с тобой на лыжах, изображают ходьбу на лыжах. Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках, Дети изображают бег на коньках Но упали мы. Ах! «Падают» А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. А потом снежки катали, Катят воображаемый комок. А потом без сил упали. «Падают» И домой мы побежали. Бегут по кругу.
ПРОГУЛКА №10
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять знания детей о свойствах снега . Ход наблюдения
Художественное слово
Вопросы: Светло-пушис -почему снежинки тают на ладошке? Снежинка белая, -почему снег хрустит на морозе? Какая чистая, - какой на ощупь снег? Какая смелая! К.Бальмонт - из какого снега легче сделать снежные комки? Почему? Проведение спортивной эстафеты:
«Веселые состязания»
Цель:
способствовать укреплению здоровья детей; развивать мышление, память, внимание, ловкость, силу; воспитывать у детей активность, чувство коллективизма. Подвижные игры
Снайперы
Цель:
развивать ловкость, меткость. Играющие становятся в ряд. У каждого несколько заготовленных снежков. Дети по очереди кидают снежки в лунки. Побеждает тот, у кого больше снежков оказалось в лунке.
Перетяни канат
Цель:
развивать силу, умение действовать сообща. Играющие делятся на две команды. Держатся за канат, где отмечена середина, и на счет: «Раз, два, три - тяни», начинают тянуть. Выигрывает та команда, которая перетянула игроков на свою сторону.
Собери слово
Цель:
развивать мышление, память, внимание. Выстраиваются две команды. На отдаленном расстоянии разложены буквы со словом «Дружба» для одной команды и со словом «Победа» для другой. Играющие должны принести по одной букве и выложить слово на земле. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.
Мы веселые ребята
Цель:
учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. Описание. Дети стоят на одной стороне площадки и противоположной, проводится черта. Между линиями, находится ловишка. Дети произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается выбывшим из игры.
«Зимние забавы»
Подготовила воспитатель стационарного отделения ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау Мамаджанова Н. М.
ПРОГУЛКА №1
Наблюдения за сезонными изменениями
Цель:
формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. Ход наблюдения.
Художественное слово:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Беседа - за каким месяцем идет декабрь? -к какому времени года относится месяц декабрь? - как изменился участок по сравнению с осенью? - зачем засыпают корни деревьев снегом? - как одеваются люди зимой и осенью? Подвижные игры
Зима пришла!
Цель:
развивать умение выполнять задания по сигналу.
Описание:
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
Праздничный торт
Цель:
развивать творческое воображение, фантазию.
Описание:
Воспитатель предлагает детям приготовить праздничный торт из снега. Торт может быть любого размера, формы. Его можно украсить льдинками, разными фигурками из снега.
ПРОГУЛКА №2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах. Ход наблюдения
Художественное слово:
Снегири Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев) Вопросы: - каких птиц вы видите зимой около своего дома? - почему они прилетают к жилью человека? - зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашей кормушке? - есть ли кормушка возле вашего дома? Подвижные игры
Птички и кошка
Цель:
Развивать у детей решительность, упражняться в беге с увертыванием.
Описание:
На землю кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Коршун и наседка
Цель:
развивать ловкость, координацию движений, умение работать в команде. Среди игроков по считалке выбираются коршун и наседка. Остальные дети встают друг за другом, держась за пояс. Наседка сидит в гнезде и следит за коршуном, а цыплята бегают, прыгают. Коршун расправляет крылья и летит за цыплятами, наседка громко зовет цыплят домой. Коршун старается осалить игроков. Осаленные выходят из игры.
ПРОГУЛКА №3
Наблюдение за состоянием погоды
Цель:
учить различать характерные приметы зимы. Ход наблюдения Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Рады, рады все на свете, Рады взрослые и дети! В гости снова к ним пришла Кто? - Красавица. (зима) Краской белой и хрустальной Разукрасил окна в спальне, Будто листики берез Кто нарисовал? (Мороз) Вопросы: - почему появляются на окнах снежные узоры? - чем их рисует мороз? Подвижные игры
Шишки, желуди, орехи
Цель:
воспитывать ловкость и сноровку.
Описание.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего .
Снежная карусель
Цель:
развивать внимание, координацию движений.
Описание.
Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую. После небольшого отдыха игру можно возобновить.
ПРОГУЛКА №4
Наблюдение за деревьями
Цель:
учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту. Ход наблюдения Загадки: В шубе летом, а зимой стоят раздеты (Деревья) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (Дерево зимой) Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло. Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает», «Не суди о дереве по коре». Вопросы: -как узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? -какого цвета стволы берез, осин, тополя? Подвижные игры
Ловишки-елочки.
Цель:
Способствовать развитию внимания, воспитывать взаимовыручку
Описание
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Елка, береза, дуб
Цель:
развивать внимание, умение выполнять действия по сигналу.
Описание
: Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом: По дорожке мы идем и деревья узнаем! По команде: «Елка!» дети останавливаются и поднимают руки в стороны - вниз; по команде: «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивая руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки — в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2—3 самых внимательных
ПРОГУЛКА №5
Наблюдение за замерзанием воды
Цель:
продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы. Ход наблюдения -почему замерзает вода? --при какой температуре замерзает? -какими свойствами обладает лед?
Художественное слово
Загадки: Как по зеркалу качусь, На коньках кручусь-верчусь, Разгонюсь, как самолет - Под ногами что же? (Лед) Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок, Превратил ее в. (каток) Подвижные игры
Море волнуется…
Цель:
воспитывать внимательность, усидчивость, фантазию.
Описание.
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Заморозь
Цель:
развивать внимательность, скорость движений.
Описание.
Дети образуют круг и выставляют руки вперед. А как приближается водящий, ребята прячут руки. Задача водящего: дотронуться до рук детей (заморозить). Кто заморожен, становится на место водящего.
ПРОГУЛКА №6
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять представление о снеге как особом состоянии воды. Ход наблюдения
Художественное слово
"Снежок". Н. Некрасов Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - На ветках снегири. Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Вопросы: -на что похожи снежинки? -почему они тают на ладошке? -почему снег хрустит на морозе? - какой на ощупь снег? Подвижные игры
Снегодром
Цель:
развивать умение строить различные фигуры из снега, воспитывать чувство коллективизма. Вместе с воспитателем дети лепят снеговика. Затем наряжают и водят хороводы вокруг него. (Если детей много, то делают несколько фигур, а потом «паровозиком» обходят их, рассказывая о фигурках).
Снежиночки-пушиночки
Цель:
развивать умение двигаться в хороводе друг за другом.
Описание.
Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.
ПРОГУЛКА №7
Наблюдение за ветром
Цель:
познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга». Ход наблюдения
Художественное слово
Вьюга
Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Самуил Маршак Метель Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. (А. Прокофьев) Вопросы: -как ветер поднимает снег и переносит на другое место? -какой звук издает дуновение ветра? -как можно определить, какой ветер дует? Подвижные игры
Метелица
Цель:
Развивать умение действовать сообща, двигаться, обегая преграды.
Описание.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Снежинки и ветер
Цель:
Развивать умение выполнять движения по сигналу
Описание.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
ПРОГУЛКА №8
Наблюдение за животными
Цель:
формировать представление о жизни животных зимой; воспитывать желание заботиться о животных. Ход наблюдения Вопросы: - каких животных вы видите около дома зимой? - меняется ли зимой внешний вид животных? -следы каких животных можно обнаружить утром? Подвижные игры
Лиса в курятнике
Цель:
развивать у детей координацию движений.
Описание.
На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (в очерченном месте) располагаются куры. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Лохматый пес
Цель:
научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Описание.
Выбирается водящий «собака» Он стоит у дерева, остальные гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что же будет. Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пес опять идет к дереву, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза.
ПРОГУЛКА №9
Наблюдение за морозом
Цель:
закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе. Вопросы: -как можно определить, что на улице сильный мороз? -как одеваются люди . когда на улице мороз? -почему на окнах появляются узоры?
Художественное слово
Загадка: Жгуч мороз трескучий, Какой это мастер На дворе темно; На стекла нанес Серебристый иней И листья, и травы, Запушил окно. И. Никитин И заросли роз! (Мороз) Е. Благинина Подвижные игры
Два мороза
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь- дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных.
Зимние забавы
Цель:
развить координацию речи с движением. Описание. Мы бежим с тобой на лыжах, изображают ходьбу на лыжах. Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках, Дети изображают бег на коньках Но упали мы. Ах! «Падают» А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. А потом снежки катали, Катят воображаемый комок. А потом без сил упали. «Падают» И домой мы побежали. Бегут по кругу.
ПРОГУЛКА №10
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять знания детей о свойствах снега . Ход наблюдения
Художественное слово
Вопросы: Светло-пушис -почему снежинки тают на ладошке? Снежинка белая, -почему снег хрустит на морозе? Какая чистая, - какой на ощупь снег? Какая смелая! К.Бальмонт - из какого снега легче сделать снежные комки? Почему? Проведение спортивной эстафеты:
«Веселые состязания»
Цель:
способствовать укреплению здоровья детей; развивать мышление, память, внимание, ловкость, силу; воспитывать у детей активность, чувство коллективизма. Подвижные игры
Снайперы
Цель:
развивать ловкость, меткость. Играющие становятся в ряд. У каждого несколько заготовленных снежков. Дети по очереди кидают снежки в лунки. Побеждает тот, у кого больше снежков оказалось в лунке.
Перетяни канат
Цель:
развивать силу, умение действовать сообща. Играющие делятся на две команды. Держатся за канат, где отмечена середина, и на счет: «Раз, два, три - тяни», начинают тянуть. Выигрывает та команда, которая перетянула игроков на свою сторону.
Собери слово
Цель:
развивать мышление, память, внимание. Выстраиваются две команды. На отдаленном расстоянии разложены буквы со словом «Дружба» для одной команды и со словом «Победа» для другой. Играющие должны принести по одной букве и выложить слово на земле. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.
Мы веселые ребята
Цель:
учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. Описание. Дети стоят на одной стороне площадки и противоположной, проводится черта. Между линиями, находится ловишка. Дети произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается выбывшим из игры.
В раздел дополнительное образование