Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Картотека подвижных игр на прогулке в зимний период "Зимние забавы"

методическая разработка

Автор: Мамаджанова Наимя Мухтаровна, воспитатель, ГАУ Реабилитационный центр, город Кумертау, Республика Башкортостан



В раздел дополнительное образование

Картотека подвижных игр на прогулке в зимний период
«Зимние забавы»
Подготовила воспитатель стационарного отделения ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау Мамаджанова Н. М.
ПРОГУЛКА №1
Наблюдения за сезонными изменениями
Цель:
формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях. Ход наблюдения.
Художественное слово:
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Беседа - за каким месяцем идет декабрь? -к какому времени года относится месяц декабрь? - как изменился участок по сравнению с осенью? - зачем засыпают корни деревьев снегом? - как одеваются люди зимой и осенью? Подвижные игры
Зима пришла!

Цель:
развивать умение выполнять задания по сигналу.
Описание:
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
Праздничный торт

Цель:
развивать творческое воображение, фантазию.
Описание:
Воспитатель предлагает детям приготовить праздничный торт из снега. Торт может быть любого размера, формы. Его можно украсить льдинками, разными фигурками из снега.
ПРОГУЛКА №2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах. Ход наблюдения
Художественное слово:
Снегири Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев) Вопросы: - каких птиц вы видите зимой около своего дома? - почему они прилетают к жилью человека? - зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - почему зимующих птиц надо подкармливать? - много ли птиц прилетает к нашей кормушке? - есть ли кормушка возле вашего дома? Подвижные игры
Птички и кошка

Цель:
Развивать у детей решительность, упражняться в беге с увертыванием.
Описание:
На землю кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Коршун и наседка

Цель:
развивать ловкость, координацию движений, умение работать в команде. Среди игроков по считалке выбираются коршун и наседка. Остальные дети встают друг за другом, держась за пояс. Наседка сидит в гнезде и следит за коршуном, а цыплята бегают, прыгают. Коршун расправляет крылья и летит за цыплятами, наседка громко зовет цыплят домой. Коршун старается осалить игроков. Осаленные выходят из игры.
ПРОГУЛКА №3
Наблюдение за состоянием погоды
Цель:
учить различать характерные приметы зимы. Ход наблюдения Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Рады, рады все на свете, Рады взрослые и дети! В гости снова к ним пришла Кто? - Красавица. (зима) Краской белой и хрустальной Разукрасил окна в спальне, Будто листики берез Кто нарисовал? (Мороз) Вопросы: - почему появляются на окнах снежные узоры? - чем их рисует мороз? Подвижные игры
Шишки, желуди, орехи

Цель:
воспитывать ловкость и сноровку.
Описание.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего .
Снежная карусель

Цель:
развивать внимание, координацию движений.
Описание.
Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую. После небольшого отдыха игру можно возобновить.

ПРОГУЛКА №4
Наблюдение за деревьями
Цель:
учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту. Ход наблюдения Загадки: В шубе летом, а зимой стоят раздеты (Деревья) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (Дерево зимой) Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло. Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает», «Не суди о дереве по коре». Вопросы: -как узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? -какого цвета стволы берез, осин, тополя? Подвижные игры
Ловишки-елочки.

Цель:
Способствовать развитию внимания, воспитывать взаимовыручку
Описание
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит в середине. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все разбегаются по площадке, увертываются от ловишки. Ребята стараются выручать друг друга, так как ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать елочку.
Елка, береза, дуб

Цель:
развивать внимание, умение выполнять действия по сигналу.
Описание
: Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом: По дорожке мы идем и деревья узнаем! По команде: «Елка!» дети останавливаются и поднимают руки в стороны - вниз; по команде: «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивая руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки — в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2—3 самых внимательных
ПРОГУЛКА №5
Наблюдение за замерзанием воды
Цель:
продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы. Ход наблюдения -почему замерзает вода? --при какой температуре замерзает? -какими свойствами обладает лед?
Художественное слово
Загадки: Как по зеркалу качусь, На коньках кручусь-верчусь, Разгонюсь, как самолет - Под ногами что же? (Лед) Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок, Превратил ее в. (каток) Подвижные игры
Море волнуется…

Цель:
воспитывать внимательность, усидчивость, фантазию.
Описание.
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Заморозь

Цель:
развивать внимательность, скорость движений.
Описание.
Дети образуют круг и выставляют руки вперед. А как приближается водящий, ребята прячут руки. Задача водящего: дотронуться до рук детей (заморозить). Кто заморожен, становится на место водящего.
ПРОГУЛКА №6
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять представление о снеге как особом состоянии воды. Ход наблюдения
Художественное слово
"Снежок". Н. Некрасов Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - На ветках снегири. Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух Загадки: Белый-белый, словно мел - К нам он с неба прилетел. Лес укрыл, поля, лужок. Что за кружево? (Снежок) Вопросы: -на что похожи снежинки? -почему они тают на ладошке? -почему снег хрустит на морозе? - какой на ощупь снег? Подвижные игры
Снегодром

Цель:
развивать умение строить различные фигуры из снега, воспитывать чувство коллективизма. Вместе с воспитателем дети лепят снеговика. Затем наряжают и водят хороводы вокруг него. (Если детей много, то делают несколько фигур, а потом «паровозиком» обходят их, рассказывая о фигурках).
Снежиночки-пушиночки

Цель:
развивать умение двигаться в хороводе друг за другом.
Описание.
Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит: «Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть». Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, возобновляют игру.
ПРОГУЛКА №7
Наблюдение за ветром
Цель:
познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга». Ход наблюдения
Художественное слово
Вьюга
Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Самуил Маршак Метель Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету. (А. Прокофьев) Вопросы: -как ветер поднимает снег и переносит на другое место? -какой звук издает дуновение ветра? -как можно определить, какой ветер дует? Подвижные игры
Метелица

Цель:
Развивать умение действовать сообща, двигаться, обегая преграды.
Описание.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Снежинки и ветер

Цель:
Развивать умение выполнять движения по сигналу
Описание.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
ПРОГУЛКА №8
Наблюдение за животными
Цель:
формировать представление о жизни животных зимой; воспитывать желание заботиться о животных. Ход наблюдения Вопросы: - каких животных вы видите около дома зимой? - меняется ли зимой внешний вид животных? -следы каких животных можно обнаружить утром? Подвижные игры
Лиса в курятнике

Цель:
развивать у детей координацию движений.
Описание.
На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (в очерченном месте) располагаются куры. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Лохматый пес

Цель:
научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Описание.
Выбирается водящий «собака» Он стоит у дерева, остальные гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что же будет. Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пес опять идет к дереву, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза.
ПРОГУЛКА №9
Наблюдение за морозом
Цель:
закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе. Вопросы: -как можно определить, что на улице сильный мороз? -как одеваются люди . когда на улице мороз? -почему на окнах появляются узоры?
Художественное слово
Загадка: Жгуч мороз трескучий, Какой это мастер На дворе темно; На стекла нанес Серебристый иней И листья, и травы, Запушил окно. И. Никитин И заросли роз! (Мороз) Е. Благинина Подвижные игры
Два мороза
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь- дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных.
Зимние забавы

Цель:
развить координацию речи с движением. Описание. Мы бежим с тобой на лыжах, изображают ходьбу на лыжах. Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках, Дети изображают бег на коньках Но упали мы. Ах! «Падают» А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями. А потом снежки катали, Катят воображаемый комок. А потом без сил упали. «Падают» И домой мы побежали. Бегут по кругу.
ПРОГУЛКА №10
Наблюдение за снегом
Цель:
закреплять знания детей о свойствах снега . Ход наблюдения
Художественное слово
Вопросы: Светло-пушис -почему снежинки тают на ладошке? Снежинка белая, -почему снег хрустит на морозе? Какая чистая, - какой на ощупь снег? Какая смелая! К.Бальмонт - из какого снега легче сделать снежные комки? Почему? Проведение спортивной эстафеты:
«Веселые состязания»

Цель:
способствовать укреплению здоровья детей; развивать мышление, память, внимание, ловкость, силу; воспитывать у детей активность, чувство коллективизма. Подвижные игры
Снайперы


Цель:
развивать ловкость, меткость. Играющие становятся в ряд. У каждого несколько заготовленных снежков. Дети по очереди кидают снежки в лунки. Побеждает тот, у кого больше снежков оказалось в лунке.
Перетяни канат

Цель:
развивать силу, умение действовать сообща. Играющие делятся на две команды. Держатся за канат, где отмечена середина, и на счет: «Раз, два, три - тяни», начинают тянуть. Выигрывает та команда, которая перетянула игроков на свою сторону.
Собери слово

Цель:
развивать мышление, память, внимание. Выстраиваются две команды. На отдаленном расстоянии разложены буквы со словом «Дружба» для одной команды и со словом «Победа» для другой. Играющие должны принести по одной букве и выложить слово на земле. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.
Мы веселые ребята

Цель:
учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. Описание. Дети стоят на одной стороне площадки и противоположной, проводится черта. Между линиями, находится ловишка. Дети произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается выбывшим из игры.


В раздел дополнительное образование