Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Маленькая страна"

программа дополнительного образования

Автор: Хабарова Анна Викторовна, воспитатель, Республиканский центр социальной помощи семье и детям, г.Уфа



В раздел дополнительное образование


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

социально-коммуникативной направленности

«Маленькая страна»

возраст детей – 4 – 6 лет,

срок реализации – 1 год

Пояснительная записка …………………………………………………. ……..3 Учебно-тематический план …………………………………………….............8 Содержание программы ……………………………………………………….10 Организационно-педагогическое обеспечение программы…………….15 Список литературы….……………………………………………………….21 Приложение 1……..…………………………………………………………….22 Приложение 2.......................................................................................................36
Пояснительная записка
В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка,
Данная общеобразовательная программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его успешной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, а также приобщение к национальной культуре, к традициям башкирского народа, к его духовно-нравственным ценностям. Содержание предполагаемых разделов программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Работа с детьми организуется в форме непрерывно- образовательной деятельности. Программа «Маленькая страна» разработана в соответствии: - с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., - с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Направленность
дополнительной образовательной программы социально-коммуникативная.
Актуальность
заключается в том, что программа полноценно обеспечивает единый процесс социализации – индивидуализации
компонента, т.е знакомство с национально-культурными особенностями Республики Башкортостан. Ребенок знакомится с родным краем, его достопримечательностями, учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.
Цель программы:
формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, приобщение к национальной культуре родного края.
Задачи программы:
- Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков; - Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости; - Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; - Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию;
внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей; - Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.); -Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты; - Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре); - Учить детей правилам общения по телефону; - Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих; - Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.; - Развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа (или родного края)
Отличительная особенность
дополнительной общеобразовательной

Возраст детей:
программа рассчитана на детей 4 – 6 лет.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 1 год.
Формы занятий:


традиционные, комбинированные и практические занятия. Индивидуальные и групповые. - наблюдения - свободное и тематическое рисование - упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера - моделирование и анализ заданных ситуаций -игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные - творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации - чтение художественной литературы, пересказ. - сочинение историй , беседы
Режим занятий.
2 раза в неделю по 20 минут.
Прогнозируемые результаты
от реализации дополнительной общеобразовательной программы. Ребенок будет:
Уметь:
-использовать вербальные и невербальные средства общения; -использовать предметы быта в сюжетно-ролевых и театрализованных играх; -отражать полученные художественные умения и впечатления в

-
рассказать о родном крае, назвать город в котором живешь; -различать времена года, сезонные изменения природы;
Знать:

-
свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи;; -элементарные общепринятые нормы и правила поведения в общественных местах; -гендерные различия между мальчиками и девочками -произведения детских башкирских писателей; -традиционные башкирские праздники, обычаи, игры; -элементы национальной одежды, характерные их детали;
-
знать о значении органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
Формы подведения итогов
реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставка работ, открытые мероприятия (занятия), мониторинг основных характеристик развития личности ребенка (критерии реализации программы)
Учебно-тематический план


Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по

технике безопасности и охране

труда

1
1 -
2.

Мир природы

6
2.1 У природы нет плохой погоды 2 1 1 2.2 Мой ласковый и нежный зверь 2 1 1 2.3 Мои зеленые друзья 2 1 1
3

Язык общения

8
3.1 Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки) 2 1 1 3.2 Как я помню то, что помню (что мы помним) 2 1 1 3.3 Язык жестов и движений 2 1 1 3.4 Язык чувств (наши эмоции) 2 1 1
4

Тайна моего «Я»

7
4.1 Мой автопортрет 2 1 1 4.2 Я сам (ощущение собственной значимости) 3 1 2 4.3 Я хочу (мои чувства и желания) 2 1 1
5

Загадки общения

8
5.1 Никого роднее мамы в целом мире нет или Мамы разные нужны, мамы разные важны 2 1 1 5.2 Дружная семья 2 1 1 5.3 На улице (поведение и общение в транспорте) 3 1 2 5.4 Как мы ходили в магазин (поведение в общественных местах) 1 1
6

Учусь дружить

7
6.1 Я и другой: мы разные ( умение общаться) 2 2 6.2 Дружба (давай никогда не 2 1 2
7.3 Дурные привычки (отношение к вредным привычкам) 2 1 1
8.

Этикет

7
8.1 Секрет волшебных слов 2 1 1 8.2 Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) 2 1 1 8.3 Телефон (правила общения по телефону) 1 1 8.4 За столом (правила хорошего тона) 2 1 1
9.

Мальчик и девочка

6
9.1 Внешность 1 1 9.2 Дружба мальчиками и девочеками (культура общения полов) 2 1 1 9.3 Играем вместе ( обучение совместной деятельности мальчиков и девочек) 2 1 1
10.

Дело мастера боится

5
10.1 Мир вещей (знакомство с предметами созданными руками человека) 3 1 2 10.2 Я-творец! (хобби) 2 1 1
11

Земля отцов (знакомство с

компонентами духовной

культуры родного края: язык,

фольклор, литература)

12
11.1 Мой родной город 3 1 2 11.2 Праздник башкирского фольклора «В гостях у сказки» 3 1 2 11.3 Знакомство с традициями родного края 3 1 2 11.4 Нормы этикета башкирского народа (уважение к родителям, к старшим членам семьи) 2 1 1
Итого:

72

29

43


Содержание программы

Тема (1 ч.) Вводное занятие.

1.Основные вопросы.
Беседа о правилах поведения во время занятий, игр, о порядке и дисциплине во время занятий.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать о правилах поведения во время занятий в группе.
3. Самостоятельная работа
. Проговорить алгоритм поведения во время занятия
4.Тематика практических работ
. Демонстрация в форме сюжетно- ролевой игры правила поведения во время занятия
Тема 2 (6 ч.) Мир природы

1.Основные вопросы.
Времена года. Погода. Животные. Растения.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать, чем человек отличается от животных и растений. Уметь наблюдать за растениями и ухаживать за ними. Знать и уметь правильно определять времена года. Уметь различать диких зверей и домашних животных.
3. Самостоятельная работа
. Рассматривание сюжетных картин. Рисование согласно темам занятий. Составление рассказа «Про погоду».
4.Тематика практических работ
. Экскурсия в лес. Дидактическая игра «Времена года». Игра-инсценировка «Гав-гав». Отгадывание загадок. Игры «Посажу я семена», «Чудесный мешочек», «Угощение», «Чей голос». Подвижная игра «Солнышко и дождик».

3. Самостоятельная работа
. Аппликация «Цвета радуги». Этюды на выражение эмоций.
4.Тематика практических работ
. Дидактическая игра «Посылка от обезьянки». Игра-имитация «Угадай настроение». Дидактическая игра «Настроение». Игра-имитация «Мы обезьянки».
Тема 4 (4ч.) Тайна моего «Я»

1.Основные вопросы.
Самооценка. Индивидуальность.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать свои отличительные особенности (пол, цвет глаз, волос, походка, голос). Уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению. Уметь оценивать свои поступки. («хорошо»-«плохо», «можно»-«нельзя»).
3. Самостоятельная работа
. Рисунок «Мой автопортрет». Рассказ о себе.
4.Тематика практических работ
. Творческая игра «Угадай, кто это?». Упражнение «Кто я?». Дидактическая игра «Мой день». Этюд «Зайчики».
Тема 5 (7ч.) Загадки общения

1.Основные вопросы.
Правила поведения в поведение в общественных местах. Взаимоотношения со взрослыми.
2.Требования к знаниям и умениям
. Уметь различать знакомых взрослых от незнакомых. Уметь называть членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, тети и т.д). Знать о важности уважения к близким родственникам, друзьям.. Уметь проявлять заботу о близких.

1.Основные вопросы.
Общение со сверстниками. Как вести себя на празднике.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Уметь участвовать в совместной игре с другими детьми, делиться игрушками, оказывать помощь детям в трудной ситуации. Уметь вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения. Знать разницу и уметь различать положительные и отрицательные эмоции.
3. Самостоятельная работа
. Рисунок «Мой лучший друг». Рассказ о том,что такое дружба.
4.Тематика практических работ
. Дидактическая игра «Мы разные». Игра-беседа «Кто мы?». Сюжетно-ролевая игра «В гостях». Сюжетно- ролевая игра «Праздник именинников».
Тема 7 (6ч.) Мир отношений

1.Основные вопросы.
Дружба. Правила поведения в трудных ситуациях. Черты характера людей. О вредных привычках.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать и уметь объяснить, что такое дружба. Знать о хороших и вредных привычках. Уметь давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях.
3. Самостоятельная работа
. Рассказ о своих полезных привычках. Рисунок «Вместе весело шагать…».
4.Тематика практических работ
. Игра-драматизация «Что такое хорошо и

2.Требования к знаниям и умениям
. Уметь контролировать свое поведение в общении с другими людьми. Знать о правилах поведения. Уметь поддержать беседу. Знать вежливые слова и уметь их употреблять.
3. Самостоятельная работа
. Составить и продемонстрировать разговор по телефону, встреча старых друзей, знакомство с новым человеком.
4.Тематика практических работ
. Игра «Испорченный телефон». Игра- инсценировка «Встреча старых друзей!». Занятие «Волшебные слова». Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня». Упражнение- инсценировка «Котенок». Игра-упражнение «Передай другому».
Тема 9 (6ч.) Мальчик и девочка

1.Основные вопросы.
Культура общения между мальчиками и девочками.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать различия между мальчиками и девочками. Уметь правильно себя вести с противоположным полом.
3. Самостоятельная работа
. Рисунок «Мальчик. Девочка.»
4.Тематика практических работ
. Дидактическая игра «Мальчик или девочка». Игры соревнования. Подвижная игра «Лужа». Этюд «Тяжелая сумка».
Тема 10 (5ч.) Дело мастера боится

1.Основные вопросы.
Знакомство с предметами созданными руками человека. Хобби.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать предметы быта необходимые

Тема 11 (9ч.) Земля отцов (знакомство с компонентами духовной

культуры родного края: язык, фольклор, литература)

1.Основные вопросы.
Мой родной город. Нормы этикета башкирского народа (уважение к родителям, к старшим членам семьи). Традиции родного края. Фольклор.
2.Требования к знаниям и умениям
. Знать традиционные башкирские блюда. Знать название народных игр. Знать произведения художественной литературы РБ. (колыбельные, сказки). Знать башкирские народные праздники.
3. Самостоятельная работа
. Рассказ о родном крае. Рисунок родной край. Пересказы башкирских сказок.
4.Тематика практических работ
. Подвижные игры «Юрта», «Липкие пеньки». Игры-драматизации на материале башкирского фольклора. Игры с национальной куклой. Игра-инсценировка «Башкирская семья».

Организационно-педагогическое обеспечение программы
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Каждое занятие включает в себя игры и упражнения направленные на умение устанавливать отношения, слушать другого человека, научиться

Методики, используемые для реализации программы:
Игровой метод. В ходе игр дети имеют возможность совместно обсудить предложенную воспитателем проблему, получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом. Дидактическая игра , создающая мотивацию к занятию (3–7 мин).Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен: - понимать, что от него требуется в игре; - определить, может он играть в эту игру или не может; - определить, хочет он играть в эту игру или не хочет. Театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки “Репа”. В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут
другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами. Сюжетно-ролевые игры . Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования. Настольно-печатные игры . Например, игра-лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения. Объяснительно-иллюстративный метод . Заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных средств
Наглядно - практический метод обучения . Мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Данный метод используется при моделировании опасных и безопасных ситуаций. Эвристический метод - это метод, при котором воспитатель нацеливает деятельность детей на выполнении поиска решения проблемы. При этом роль воспитателя заключается в постановке познавательной задачи, определении основных этапов, которые дети будут выполнять самостоятельно. Дети учатся видеть проблему, строить доказательства, делать выводы из изложенных или продемонстрированных фактов, высказывать гипотезы, составлять план проверки высказываемых предположений. То есть организуется усвоение опыта творческой деятельности по элементам овладения отдельными этапами решения проблемных задач. Словестный метод. С помощью заранее подготовленных вопросов педагог активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым суждениям. Вопросы должны быть понятными детям, их следует задавать так, чтобы они требовали не только запоминание материала, н и

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы в группе и на территории центра

имеются:
Детские столы Детские стулья Комплект мягкой мебели Информационный стенд Телевизор Методические пособия; Демонстрационный и раздаточный материал по темам, наглядные пособия. Настольно-дидактические игры. Уголок регионального компонента Оборудование: фотоаппарат, телевизор, ватманы, гуашь, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, акварельная бумага, картон
Для реализации Программы в учреждении имеется методическая

литература:
1. «Азбука общения» Шипициной Л.М., М-2009г. 2. Программа «Земля отцов» Гасановой Р.Х., РБ-2004г. 3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Волгоград- 2016

Список литературы
1. «Азбука общения» Шипициной Л.М., М-2009. 2. Программа «Земля отцов» Гасановой Р.Х., РБ-2004. 3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Волгоград- 2016 4.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Дыбина О.В., Москва – 2015 5. Изобразительная деятельность в детском саду. Комарова Т.С., М-2015. 6 Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера», 2005г.; 7. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. «Воспитание и обучение в детском саду», М- «СФЕРА», 2011г. .

Приложение 1

Критерии оценки результатов реализации программы «Маленькая страна»

Критерии

Показатели развития

Баллы

2.1 У природы нет плохой погоды
1. Умение устанавливать причинно- следственные связи отвечает уверенно на вопросы по изучаемой теме, умеет устанавливать причинно-следственные связи
3
испытывает не значительные затруднения в понимании темы
2
не умение устанавливать причинно-следственные связи, требуется дополнительно объяснение изучаемой темы
1
2. Умение задавать вопросы на интересующую тему активно задает вопросы
3
задает вопросы с подсказки (побуждения) педагога
2
не проявляет интереса к изучаемой теме
1

2.2 Мой ласковый и нежный зверь
1. Умение устанавливать причинно- следственные связи отвечает уверенно на вопросы по изучаемой теме, умеет устанавливать причинно-следственные связи
3
испытывает не значительные затруднения в понимании темы
2
не умение устанавливать причинно-следственные связи, требуется дополнительно объяснение изучаемой темы
1
2. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

2.3Мои зеленые друзья
1. Умение понимать и выполнять задание понимание инструкции с первого раза и уверенное выполнение необходимых действий
3
испытывает незначительные затруднения, требуется контроля со стороны педагога
2

не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в понимании инструкции педагога
1
2.Умение устанавливать причинно- следственные связи отвечает уверенно на вопросы по изучаемой теме, умеет устанавливать причинно-следственные связи
3
испытывает не значительные затруднения в понимании темы
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

3.1 Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки)
1. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоционально состояние
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1
2. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1

3.2 Как я помню то, что помню (что мы помним)
1. Умение понимать и выполнять задание понимание инструкции с первого раза и уверенное выполнение необходимых действий
3
испытывает незначительные затруднения, требуется контроля со стороны педагога
2
не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в понимании инструкции педагога
1
23
2. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
неумение вести диалог со сверстниками и взрослыми
1
3. Уровень самостоятельности выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
3
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
2
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
1

3.3 Язык жестов и движений
1. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоционально состояние
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1
2. Умение понимать и выполнять задание понимание инструкции с первого раза и уверенное выполнение необходимых действий
3
испытывает незначительные затруднения, требуется контроля со стороны педагога
2
не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в понимании инструкции педагога
1
3. Отношение к оценке взрослого адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности
3
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
2
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
1

3.4 Язык чувств (наши эмоции)
1. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоционально состояние носит эпизодический характер
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1
24
2. Отношение к оценке взрослого адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности
3
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
2
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
1

4.1 Мой автопортрет
1. Изобразительные навыки владеет навыками действия изобразительными материалами
3
испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами
2
рисует однотипно, материал использует неосознанно
1
2. Уровень самостоятельности выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
3
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
2
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
1
3. Эмоциональное отношение ребенка к творческой работе яркая эмоциональная выразительность
3
имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности
2
изображение лишено эмоциональной выразительности
1

5.1 Никого роднее мамы в целом мире нет или Мамы разные нужны, мамы разные важны
1. Умение устанавливать причинно- следственные связи отвечает уверенно на вопросы по изучаемой теме, умеет устанавливать причинно-следственные связи
3
испытывает не значительные затруднения в понимании темы
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
2. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
неумение вести диалог со сверстниками и взрослыми
1

5.2 Дружная семья
25
1. Умение понимать и выполнять задание понимание инструкции с первого раза и уверенное выполнение необходимых действий
3
испытывает незначительные затруднения, требуется контроля со стороны педагога
2
не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в понимании инструкции педагога
1
2.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) участие в коллективных делах носит активных характер
3
пассивное участие в коллективных делах
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
3.Умение рассказать о своей семье рассказывает о семье, называет членов семьи
3
испытывает незначительные затруднения, требуются наводящие вопросы
2
не понимание социальных ролей членов семи
1

5.3 На улице
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2.Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2

1

5.4 Как мы ходили в магазин
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
26
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2.Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
3.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
неумение вести диалог со сверстниками и взрослыми
1

6.1 Я и другой
1.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
неумение вести диалог со сверстниками и взрослыми
1
2.Умение относиться уважительно к окружающим людям уважение к окружающим людям носит активный характер
3
уважение к окружающим носит пассивный характер
2
уважение к окружающим носит эпизодический характер
1
3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей уважительное отношение к интересам других людей
3
испытывает незначительные затруднения
2
поведение носит эгоистичный характер
1

6.2 Дружба
1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам внимательно слушает собеседника, проявляет интерес, уважение к его мнению
3
пассивное отношение к мнению и интересам собеседника
2
не проявляет интерес к мнению других, не внимательно слушает собеседника
1
2.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) участие в коллективных делах носит активных характер
3
пассивное участие в коллективных делах
2
27
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей уважительное отношение к интересам других людей
3
испытывает незначительные затруднения
2
поведение носит эгоистичный характер
1

6.3 День рождение
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2.Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

6.4 Мы улыбаемся!
1.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей умеет соотносить свои желания, стремления интересами других людей
3
испытывает незначительные затруднения
2
поведение носит эгоистичный характер
1
2.Умение уважительно относиться к окружающим людям уважение к окружающим людям носит активный характер
3
уважение к окружающим носит пассивный характер
2
уважение к окружающим носит эпизодический характер
1
3. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоционально состояние
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1

7.2 Давай никогда не ссориться
1. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях Умеет найти компромисс, старается избегать конфликтных ситуаций
3
редко участвует в конфликтах
2
28
часто создает конфликтные ситуации
1
2.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) участие в коллективных делах носит активных характер
3
пассивное участие в коллективных делах
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
3.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей уважительное отношение к интересам других людей
3
испытывает незначительные затруднения
2
поведение носит эгоистичный характер
1

7.3 Дурные привычки
1. Умение оценивать социальные привычки связанные со здоровьем правильна оценка социальных привычек
3
мало знаком с социальными привычками
2
не видит четкой границы между плохими и хорошими привычками
1
2. Умение делать выводы из полученной информации понимает
3

2

1
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

8.1 Секрет волшебных слов
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
29
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
3.Умение уважительно относиться к окружающим людям уважительное отношение к сверстникам и взрослым
3
уважительное отношение к окружающим людям требует контроля со троны взрослого
2
неуважение к окружающим, преследование только своих интересов
1

8.2 Давай поговорим
1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам внимательно слушает собеседника, проявляет интерес, уважение к его мнению
3
пассивное отношение у мнению и интересам собеседника
2
не проявляет интерес к мнению других, не внимательно слушает собеседника
1
2. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоциональное состояние
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1
3. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
неумение вести диалог со сверстниками и взрослыми
1

8.3 Телефон
1. Умение понимать эмоциональное настроение сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый ит.д.) и рассказать о нем умение понимать эмоционально состояние носит активный характер
3
незначительные трудности в умение понимать эмоциональное состояние
2
не умение понимать эмоционального состояния без подсказок педагога
1
2. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам внимательно слушает собеседника, проявляет интерес, уважение к его мнению
3
пассивное отношение у мнению и интересам собеседника
2
не проявляет интерес к мнению других, не внимательно слушает собеседника
1
30
3. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками уверенное ведение диалога в ситуациях творческого и игрового общения
3
неуверенное ведение диалога, требуются подсказки со стороны педагога
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1

8.4 За столом
1.Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
2. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1

9.1 Внешность
1. Умение объяснить различия между мальчиками и девочками уверенно понимает и умеет объяснить различия
3
при объяснении испытывает трудности, требуются наводящие вопросы
2
не понимает четкого различия
1
2.Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
3. Умение устанавливать причинно- следственные связи отвечает уверенно на вопросы по изучаемой теме, умеет устанавливать причинно-следственные связи
3
испытывает не значительные затруднения в понимании темы
2
31
не умение устанавливать причинно-следственные связи, требуется дополнительно объяснение изучаемой темы
1

9.3 Играем вместе
1.Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) участие в коллективных делах носит активных характер
3
пассивное участие в коллективных делах
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей уважительное отношение к интересам других людей
3
испытывает незначительные затруднения
2
поведение носит эгоистичный характер
1

10.1 Мир вещей
1. Умение использовать предметы быта в сюжетно-ролевой игре активно использует предметы быта в сюжетно-ролевой игре согласно их назначение
3
используя предметы быта в сюжетно-ролевой игре, испытывает незначительные трудности, редко путаясь в назначении предметов
2
испытывает значительные затруднения
1
2. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

10.2 Я – творец!
активно использует в деятельности ранее изученные навыки действий
3
32
1. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее пассивное использование ранее усвоенный способов действий
2
редкое, эпизодическое использование ранее усвоенных способов действий
1
2. Уровень самостоятельности выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
3
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
2
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
1
3. Изобразительные навыки владеет навыками действия изобразительными материалами
3
испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами
2
рисует однотипно, материал использует неосознанно
1

11. 1 Мой родной город
1.Умение рассказать о родном крае, назвать город, в котором живешь уверенно рассказывает об особенностях родного края, знает название города в котором живет
3
рассказывает о родном крае с наводящими вопросами педагога. название города знает
2
не знает регион, название города в котором живет
1
2.Умение получать необходимую информацию в общении активно задает вопросы, запоминает необходимую информацию
3
умение получать необходимую информацию на среднем уровне
2
информация усваивается плохо, требуется индивидуальная помощь педагога
1

11.2 Праздник башкирского фольклора
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
участие в коллективных делах носит активных характер
3
33
2. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) пассивное участие в коллективных делах
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

11.3 Знакомство с традициями родного края
1. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) участие в коллективных делах носит активных характер
3
пассивное участие в коллективных делах
2
предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение
1
2. Умение задавать вопросы на интересующую тему активно задает вопросы, проявляет интерес к изучаемой теме
3
задает вопросы редко
2
не проявляет интереса к изучаемой теме, вопросы не задает
1
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1

11.4 Нормы этикета башкирского народа
1. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности понимание необходимости получаемой информации и применение ее на практике
3
требуется дополнительная мотивация со стороны педагога к понимаю необходимости информации
2
на занятиях ведет себя пассивно, не испытывает интереса к изучаемой теме
1
2.Умение понимать и выполнять алгоритм действий понимает инструкцию с первого раза, выполняет необходимый алгоритм действий
3
34
выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога
2
испытывает значительные затруднения в понимании и выполнении алгоритма
1
3. Умение спокойно отстаивать свое мнение уверенно и спокойно отстаивает свое мнение
3
неуверенность в отстаивании своего мнение
2
не имеет своего мнения
1

1. Оптимальный уровень
Готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей. Соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу
2. Допустимый уровень
Пассивное участие в коллективных делах группы. Выполняет алгоритм действий неуверенно, требуется незначительный контроль со стороны педагога. Незначительные трудности в умение понимать эмоционально состояние. Социальные компетенции развиты на среднем уровне, требуется контроль и дополнительная мотивация со стороны педагога
3. Минимальный уровень
Общение со сверстниками и взрослыми носит пассивный характер, предпочитает оставаться в стороне или демонстрирует конфликтное поведение. Испытывает значительные затруднения в понимании изучаемого материала и выполнении требуемого алгоритма действий. 35



В раздел дополнительное образование