"Авторские елочные игрушки"
программа дополнительного образования
Автор: Соколец Инна Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГБОУ дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр внешкольной работы "Созвездие", г.Хабаровск
В раздел дополнительное образование
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие»
РЕКОМЕНДОВАНО
Научно – методическим
советом КГБОУ ДОД
«Хабаровский краевой
центр внешкольной работы
«Созвездие»
Протокол № _____
«___»_______20__г.
Утверждено на заседании
педагогического совета
КГБОУ ДОД
«Хабаровский краевой
центр внешкольной работы
«Созвездие»
от «___»________20__г.
Генеральный директор
КГБОУ ДОД
«Хабаровский краевой
центр внешкольной работы
«Созвездие»
__________/А.Е.Волостникова
«___»________20__г.
Дополнительная общеобразовательная программа
"Авторские елочные игрушки»
Возраст воспитанников: 8-16 лет Продолжительность реализации программы: 8 дней Автор - составитель программы: Соколец Инна Анатольевна, педагог дополнительного образования Место реализации: Хабаровский край, п. Переяславка, дружина «Созвездие» г. Хабаровск, 2016г.
Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не
встретите конкурентов.
(Шарль де Голль)
Пояснительная записка
Приближается самый волшебный и чудесный праздник в году -
Новый год!
Время, когда мы загадываем желания, верим в чудеса, собираемся всей семьей за праздничным столом и дарим друг другу подарки.
Кстати о подарках
Каждый раз в преддверии этого замечательного праздника мы думаем, что подарить нашим близким и друзьям. Бегаем по магазинам, ищем что-то уникальное, интересное, полезное, что обязательно бы пригодилось тому или иному человеку, запомнилось на всю жизнь. Программа «
Авторские Новогодние игрушки
» разработана для создания авторских новогодних игрушек. Учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления и моделирования сувенира. Научатся определять предназначение и стиль подарка, и декорировать его согласно этим критериям. Овладеть основами знаний о стилях и приемах использования материалов как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы. На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих сувениров требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования и даже анатомии!. Наблюдая за работой мастеров художественно-сувенирного текстиля, которые: широко используют природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать и научиться самому создавать оригинальные композиции. Познакомить учащихся с широким спектром работы мастера сувенирной продукции поможет программа дополнительного образования “
Авторские
Новогодние игрушки
”. Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы мастера сувенира , с объектами труда; развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «
Авторские новогодние
игрушки
». имеет художественную направленность. Дополнительная образовательная программа должна способствовать: • зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству; • развитию их творческой активности. В основу программы положена идея развития: • познавательной и креативной сфер обучающихся; • их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества. Программа рассчитана на 8 часов обучения и является своего рода базовым (инвариантным) курсом обучения» в области декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области прикладного творчества. Программой предусмотрен начальный ознакомительный уровень овладения навыками работы с различными материалами: • самоотвердевающими пластиками ( современные полимерные материалы, которые отвердевают на воздухе в течении 12 часов и превращаются в прочное изделие которое готово к последующей обработке- шлифовке, росписи). • бумагой, картоном и фольгой; • волокнистыми материалами, тканью и кожей; • проволокой. •акриловыми красками
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности(эскиз, моделирование, художественное оформление). Старинные технологии изготовления выходят на новый уровень освоения сувенирного ремесла через моделирование по основам анатомии и использование современных технологичных материалов недоступных в прошлые времена. Занятия научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои творческие способности, реализовывать себя в этом мире. позитивная творческая атмосфера оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние участников.
1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы
— создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи :
Обучающие:
• познакомить с историей и традициями изготовления новогодних игрушек-сувениров научить работе с инструментами, красками, материалами, применяемыми при изготовлении сувениров • обучить основным технологиям изготовления сувениров
Развивающие:
• развивать воображение; • развивать художественное восприятие; • развивать навыки коллективного творческого труда, • развивать творческий потенциал; • развивать образное мышление; • развивать активную жизненную позицию подростков в контексте коллективной творческой и учебно – производственной деятельности; • способствовать самоопределению подростка в условиях коллективного творческого процесса; • развивать коммуникативные умения и навыки
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоорганизации и самостоятельной работы; • воспитывать чувства коллективной и личной ответственности; • развивать мотивацию к трудовой деятельности. • развивать чувства психологической защищенности и позитивного представления о себе.
Условия реализации:
Возраст детей: программа рассчитана на подростков в возрасте от 8 до 16 лет. Условия набора детей в мастерскую осуществляется с учётом интересов ребёнка, его возможностей, способностей и необходимостью коллектива. Условия формирования групп: одновозрастные, формирование проходит с помощью собеседования, анкетирования, игры и т.д.
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной
программы
Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству создана в 2016 году. Программа была создана на базе программы "Сувенирная кукла" Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить: • комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с различными технологиями изготовления. (образ, детали, роспись.), • преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; • не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
1.7. Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: • самостоятельность обучающихся; • развивающий характер обучения; • интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. ( совместные мастер-классы с другими объединениями, ярмарки-продажи, выставки) Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: • принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; • принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; • принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы; • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. Основными формами организации образовательного процесса являются: • Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее. • Фронтальная Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе. • Индивидуальная Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах. Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 12-15 человек. В детское творческое объединение принимаются все желающие дети (7-11 лет), без какого-либо отбора и конкурса.
1.8. Продолжительность образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа «
Авторские новогодние
игрушки
» рассчитана на 8 часов обучения. Занятия с обучающимися проводятся 1 раза в день по 2 часа.
1.9. Ожидаемые результаты по
итогам реализации дополнительной
образовательной программы
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы: • участие в творческих мероприятиях Центра (выставки-продажи, новогодние оформления); • участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты
от реализации дополнительной образовательной программы: • предметные результаты — знание терминологии;
— формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления новогодних сувениров • метапредметные результаты — развитие фантазии, образного мышления, воображения; — выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира; • личностные результаты — формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.); — формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело. Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся (прил. 3).
1.10. Форма подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Форма фиксации результатов
реализации дополнительной образовательной программы: • отзывы обучающихся объединения о выставках, и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.
Форма отслеживания результатов
усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: • индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися; • тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. • Готовые работы
Формой подведения итогов
становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.): • традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, метод, прием Образовательные события Результат
1 2 3 Технология личностно- ориентированного обучения Участие в конкурсах и выставках, культурно- массовых мероприятиях Центра Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве Здоровьесбере- гающие технологии Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье Визуализация образцов Разработка образа, макета будущего изделия Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Информационная лаборатория Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового Способность работать самостоятельно и творчески . В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются
методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов; • игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие; • диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля; • проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки; • словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение
дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает: • видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Материально-техническое обеспечение
дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов: • кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской; • компьютер, проектор. • Работы педагога и выставочные работы ребят
Материальное обеспечение.
Перечень необходимых материалов для реализации данной программы, рассчитанный на 15 человек. 1. Проволока 3 мм – 5м 2. Пластмассовые стаканчики для воды. – 15 шт 3. Пластиковые одноразовые тарелочки 5 шт 4. Краски акрил или гуашь, можно акриловый лак.-5шт 5. Кисти, синтетика или колонок, номер 10 (для золочения).- 10 шт 6. Пинцеты- 15 шт 7. Лак акриловый 100 мл 8. Термоклеевой пистолет и запасные клеевые стержни 9. Броши-заготовки 10.самотвердевающий пластик ладолл. 11.глиттеры- блестки 12.кусачки 13.джутовая веревка 14.шерстяные нитки
Учебно-тематический план
№ занятия Тема кол-во часов теория практи ка всего 1 Беседа о разновидностях новогодних игрушек. Эскиз. Инструктаж по ТБ. 0,5 1.5 2
2 Знакомство с материалами для моделирования. Изготовление проволочного каркаса для игрушки ангелочек. 0,5 1.5 2 3 Лепка лица, рук, моделирование формы, проработка деталей. ( ножки, крылья) Сушка изделий. 0,5 1.5 2 4 проработка деталей ножки, крылья) Сушка изделий. Детализация крыльев 0,5 1.5 2 5 Моделирование одежды с помощью муляжного метода. Сушка. 0.5 1.5 2 6 Роспись изделий акриловыми красками, тонировка, текстурирование поверхности. Лакировка изделий. 0.5 1.5 2 7 Декорирование изделий различными материалами ( ткани, глиттеры, декупажные карты, веточки, бусины) Завершение работы. Сушка изделий. 0.5 1.5 2 8 Лакировка поверхности. сушка. 0.5 1.5 2 итого 8
Содержание программы
Тема 1
Презентация локации.
Беседа о разновидностях новогодних игрушек. история ватных игрушек.. Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Погружение в локацию. Инструктаж по ТБ. Цель: введение и погружение в работу локации. Задачи: 1)познакомить участников локации с правилами ТБ во время работы; 2)познакомить участников локации с особенностями работы и системой начисления миль; 3). Беседа о разновидностях новогодних игрушек
Теоретическая часть:
1.Инструктаж по ТБ. 2.Виды деятельности, обязанности участников локации, план работы, система начисления милей. – виды новогодних игрушек; – построение композиции; – техники обработки поверхностей.
Практика:
эскиз конструкции насекомого.
Тема 2.
Знакомство с материалами для моделирования. Изготовление проволочного каркаса..
Теоретическая часть:
– знакомство с материалами, используемыми в работе ( самоотвердевающие пластики, лаки, краски, проволочный каркас и др.); – теория изготовление каркаса модели из проволоки - расчет и моделирование пропорций каркаса.
Практические занятия
- подготовка самоотвердевающих пластиков для лепки - моделируем каркас согласно эскизу Тема3, Лепка личика ангела , моделирование формы, проработка деталей.( ножки,крылья) Сушка изделий. Теория. - особенности пропорций лица человека. - строение крыльев.. Практика. - лепим голову.. - лепим крылья.
Тема:4,5
Проработка деталей.( ножки крылья.) Сушка изделий. Детализация конструкции крыльев. Создание одежды с помощью муляжного метода.
Теория. - Роль деталей в создании образа.( скрипка, дудочка, фонарик) Практика: - Создание деталей для образа новогодней игрушки, придание сказочности персонажам. - Создание одежды с помощью муляжного метода.
Тема:6
Роспись изделий акриловыми красками, тонировка, текстурирование поверхности. Лакировка изделий. . Теория: Акриловые краски. Применение, назначение. Текстура, разновидности текстур, методы создания текстурированных поверхностей Практика: Окрашивание, текстурирование поверхностей моделей. Сушка изделий.
Тема:7
Декорирование изделий различными материалами ( ткани, глиттеры, декупаж, веточки, бусины) Завершение работы. Сушка изделий. Теория: Виды декора, назначение декора. Практика: - декорирование изделий фурнитурой и различными материалами. - сушка изделий Тема: 8 Лакированная поверхность. теория. - Разновидности лаков для декоративно творческих работ: ( глянцевые, матовые) Роль лакированной поверхности в дальнейшей судьбе сувенира. Практика: - Финишное покрытие сувенира ( лакировка изделия) - Сушка изделий.
Схема начисления миль
Локация «Арт-галерея»
Разработка эскизов Сложность схематичная монохромная прорисовка схематичная прорисовка в цвете детальная прорисовка в цвете с указанием размеров 2 мили 3 мили 5 миль Изготовление подарочной продукции За элемент 3 мили Изготовление сувенирной продукции За единицу Сложность работа рассчитана на10-15 мин. работа рассчитана на 20-30 мин. работа рассчитана на 45-60 мин. работа рассчитана на 90-120 мин. 2 мили 4 мили 6 миль 8 миль Организация производственного процесса выдача материалов подготовка рабочих мест 1 миля 2 мили Поиск необходимой информации Сложность картинки по теме текстовая информация по теме 3 мили 4 мили Презентация найденных сведений 3 мили Приём заказов 3 мили Командировка в другую локацию Сложность заявки, доставка готовой продукции обучение в других локациях 1 миля 3 мили Разработка мастер- Сложность
класса для участников других локаций мастер-класс на 10-15 мин мастер-класс на 20-35 мин мастер-класс на 1 час 2 мили 4 мили 6 миль Проведение мастер- классов для участников других локаций Сложность мастер-класс на 10-15 мин мастер-класс на 20-35 мин мастер-класс на 1 час 4 мили 6 миль 8 миль Проведение производственной гимнастики 1 миля Уборка рабочего помещения 1 миля Наставничество Сложность консультации в затруднительных случаях обучение отдельным приёмам обучение всему технологическому процессу 2 мили 3 мили 4 мили Премии за лучший проект, принятый заказчиком 5 миль
Гимнастика для глаз ( Приложение 1)
Главный закон зрения - движение! Поэтому эти упражнения предусматривают движения глаз по всем направлениям. Упражнения повторяют по 6 раз в каждую сторону с закрытыми и открытыми глазами. 1.Посмотреть вверх, затем вниз, фиксируя взгляд в крайних положениях «потолок – пол». 2. Посмотреть вправо, затем влево. 3. Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний. 4. Быстро и легко поморгать глазами, как мотылек. 5. Взгляд в левый верхний угол, а затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
6. Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону. 7. С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать. 8. Посмотреть вдаль, затем на кончик носа, снова вдаль и опять на кончик носа. 9. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос. 10. Выполнить глазами «цветок» из горизонтальных восьмерок. 11. «Циферблат» - движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно. 12. Движения глазами по спирали сверху вниз и обратно, затем справа налево и слева направо. 13. Выполнить движением глаз «арки – дуги»: верхнюю, нижнюю, правую, левую. 14. Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза так, чтобы центр ладони совпал со зрачком. Выполнять в течении 1-3 минут. Литература: 3.Имитируем поверхности. Самая полная энциклопедия декоративных техник и материалов Издательство: АСТ-Пресс Книга Серия: Золотая библиотека увлечений 2.Буймистру Т. Колористика: Цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Никола-Пресс», 2010г. 3.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Издательство Владос, 2008г. 4. Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010. 5. Интернет ресурсы: dekupaj. ru/; sdecoupage. ru. 6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
Приложение 3
таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
№ Результаты
Критерий
Показатель
Форма
отслеживания
результата
1. Предметные результаты Уровень владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества Степень знания терминологии тестирование Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий наблюдение Уровень сформированности на- выков в области декоративно-прикладного творчества Степень владения на практике техниками и приемами наблюдение Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами наблюдение 2. Метапред- метные результаты Уровень развития фантазии, образного мышления, воображе-ния Количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок Степень развития фантазии, мышления, воображения наблюдение Уровень устойчивости интереса к занятиям Количество посещенных занятий журнал 3. Личностные результаты Уровень сформированности лич- ностных качеств Степень аккуратности при изготовлении поделок наблюдение Степень увлеченности и заинтересованности работой наблюдение Уровень сформированности на- выков коллективного взаи-модействия Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися наблюдение таблица 2 Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения Оцениваемые показатели Степень выраженности оцениваемого показателя 1 2 Степень понимания и осознанности примене-ния в своей речи тер- минов, понятий и опре-делений «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (Обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) Степень владения на практике различными техниками и приемами «―» (Обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами)
«+» (Обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) Степень целесообраз-ности применения при-емов и техник в работе с различными матери- алами «―» (Обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (Обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) Степень развития фан-тазии, образного мыш-ления и воображения «―» (Обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (Обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) Степень участия в выс-тавках и конкурсах «―» (Обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (Обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) Степень аккуратности при изготовлении поде-лок «―» (Обучающийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (Обучающийся проявляет усидчивость, терпение) Степень увлеченности работой и заинтересо-ванности в результате «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу) «+» (Обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) Степень взаимодейст-вия, сотрудничества с другими обучающимися в объединении «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающимися, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (Обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) Степень выраженности оцениваемого показателя:
«
—
»
— не наблюдается;
«+»
— наблюдается.
Дополнительная общеобразовательная программа
"Авторские елочные игрушки»
Возраст воспитанников: 8-16 лет Продолжительность реализации программы: 8 дней Автор - составитель программы: Соколец Инна Анатольевна, педагог дополнительного образования Место реализации: Хабаровский край, п. Переяславка, дружина «Созвездие» г. Хабаровск, 2016г.
Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не
встретите конкурентов.
(Шарль де Голль)
Пояснительная записка
Приближается самый волшебный и чудесный праздник в году -
Новый год!
Время, когда мы загадываем желания, верим в чудеса, собираемся всей семьей за праздничным столом и дарим друг другу подарки.
Кстати о подарках
Каждый раз в преддверии этого замечательного праздника мы думаем, что подарить нашим близким и друзьям. Бегаем по магазинам, ищем что-то уникальное, интересное, полезное, что обязательно бы пригодилось тому или иному человеку, запомнилось на всю жизнь. Программа «
Авторские Новогодние игрушки
» разработана для создания авторских новогодних игрушек. Учащиеся познакомятся с основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления и моделирования сувенира. Научатся определять предназначение и стиль подарка, и декорировать его согласно этим критериям. Овладеть основами знаний о стилях и приемах использования материалов как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы. На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих сувениров требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать. Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования и даже анатомии!. Наблюдая за работой мастеров художественно-сувенирного текстиля, которые: широко используют природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры – хочется больше узнать и научиться самому создавать оригинальные композиции. Познакомить учащихся с широким спектром работы мастера сувенирной продукции поможет программа дополнительного образования “
Авторские
Новогодние игрушки
”. Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся с различными направлениями работы мастера сувенира , с объектами труда; развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «
Авторские новогодние
игрушки
». имеет художественную направленность. Дополнительная образовательная программа должна способствовать: • зарождению интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству; • развитию их творческой активности. В основу программы положена идея развития: • познавательной и креативной сфер обучающихся; • их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества. Программа рассчитана на 8 часов обучения и является своего рода базовым (инвариантным) курсом обучения» в области декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области прикладного творчества. Программой предусмотрен начальный ознакомительный уровень овладения навыками работы с различными материалами: • самоотвердевающими пластиками ( современные полимерные материалы, которые отвердевают на воздухе в течении 12 часов и превращаются в прочное изделие которое готово к последующей обработке- шлифовке, росписи). • бумагой, картоном и фольгой; • волокнистыми материалами, тканью и кожей; • проволокой. •акриловыми красками
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности(эскиз, моделирование, художественное оформление). Старинные технологии изготовления выходят на новый уровень освоения сувенирного ремесла через моделирование по основам анатомии и использование современных технологичных материалов недоступных в прошлые времена. Занятия научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои творческие способности, реализовывать себя в этом мире. позитивная творческая атмосфера оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние участников.
1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы
— создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи :
Обучающие:
• познакомить с историей и традициями изготовления новогодних игрушек-сувениров научить работе с инструментами, красками, материалами, применяемыми при изготовлении сувениров • обучить основным технологиям изготовления сувениров
Развивающие:
• развивать воображение; • развивать художественное восприятие; • развивать навыки коллективного творческого труда, • развивать творческий потенциал; • развивать образное мышление; • развивать активную жизненную позицию подростков в контексте коллективной творческой и учебно – производственной деятельности; • способствовать самоопределению подростка в условиях коллективного творческого процесса; • развивать коммуникативные умения и навыки
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоорганизации и самостоятельной работы; • воспитывать чувства коллективной и личной ответственности; • развивать мотивацию к трудовой деятельности. • развивать чувства психологической защищенности и позитивного представления о себе.
Условия реализации:
Возраст детей: программа рассчитана на подростков в возрасте от 8 до 16 лет. Условия набора детей в мастерскую осуществляется с учётом интересов ребёнка, его возможностей, способностей и необходимостью коллектива. Условия формирования групп: одновозрастные, формирование проходит с помощью собеседования, анкетирования, игры и т.д.
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной
программы
Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству создана в 2016 году. Программа была создана на базе программы "Сувенирная кукла" Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить: • комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с различными технологиями изготовления. (образ, детали, роспись.), • преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; • не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
1.7. Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: • самостоятельность обучающихся; • развивающий характер обучения; • интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. ( совместные мастер-классы с другими объединениями, ярмарки-продажи, выставки) Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: • принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; • принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; • принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы; • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. Основными формами организации образовательного процесса являются: • Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее. • Фронтальная Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе. • Индивидуальная Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах. Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 12-15 человек. В детское творческое объединение принимаются все желающие дети (7-11 лет), без какого-либо отбора и конкурса.
1.8. Продолжительность образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа «
Авторские новогодние
игрушки
» рассчитана на 8 часов обучения. Занятия с обучающимися проводятся 1 раза в день по 2 часа.
1.9. Ожидаемые результаты по
итогам реализации дополнительной
образовательной программы
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы: • участие в творческих мероприятиях Центра (выставки-продажи, новогодние оформления); • участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты
от реализации дополнительной образовательной программы: • предметные результаты — знание терминологии;
— формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления новогодних сувениров • метапредметные результаты — развитие фантазии, образного мышления, воображения; — выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира; • личностные результаты — формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.); — формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело. Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся (прил. 3).
1.10. Форма подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Форма фиксации результатов
реализации дополнительной образовательной программы: • отзывы обучающихся объединения о выставках, и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили.
Форма отслеживания результатов
усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: • индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися; • тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. • Готовые работы
Формой подведения итогов
становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.): • традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, метод, прием Образовательные события Результат
1 2 3 Технология личностно- ориентированного обучения Участие в конкурсах и выставках, культурно- массовых мероприятиях Центра Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве Здоровьесбере- гающие технологии Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье Визуализация образцов Разработка образа, макета будущего изделия Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Информационная лаборатория Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового Способность работать самостоятельно и творчески . В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются
методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов; • игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие; • диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля; • проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки; • словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение
дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает: • видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
Материально-техническое обеспечение
дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов: • кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской; • компьютер, проектор. • Работы педагога и выставочные работы ребят
Материальное обеспечение.
Перечень необходимых материалов для реализации данной программы, рассчитанный на 15 человек. 1. Проволока 3 мм – 5м 2. Пластмассовые стаканчики для воды. – 15 шт 3. Пластиковые одноразовые тарелочки 5 шт 4. Краски акрил или гуашь, можно акриловый лак.-5шт 5. Кисти, синтетика или колонок, номер 10 (для золочения).- 10 шт 6. Пинцеты- 15 шт 7. Лак акриловый 100 мл 8. Термоклеевой пистолет и запасные клеевые стержни 9. Броши-заготовки 10.самотвердевающий пластик ладолл. 11.глиттеры- блестки 12.кусачки 13.джутовая веревка 14.шерстяные нитки
Учебно-тематический план
№ занятия Тема кол-во часов теория практи ка всего 1 Беседа о разновидностях новогодних игрушек. Эскиз. Инструктаж по ТБ. 0,5 1.5 2
2 Знакомство с материалами для моделирования. Изготовление проволочного каркаса для игрушки ангелочек. 0,5 1.5 2 3 Лепка лица, рук, моделирование формы, проработка деталей. ( ножки, крылья) Сушка изделий. 0,5 1.5 2 4 проработка деталей ножки, крылья) Сушка изделий. Детализация крыльев 0,5 1.5 2 5 Моделирование одежды с помощью муляжного метода. Сушка. 0.5 1.5 2 6 Роспись изделий акриловыми красками, тонировка, текстурирование поверхности. Лакировка изделий. 0.5 1.5 2 7 Декорирование изделий различными материалами ( ткани, глиттеры, декупажные карты, веточки, бусины) Завершение работы. Сушка изделий. 0.5 1.5 2 8 Лакировка поверхности. сушка. 0.5 1.5 2 итого 8
Содержание программы
Тема 1
Презентация локации.
Беседа о разновидностях новогодних игрушек. история ватных игрушек.. Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Погружение в локацию. Инструктаж по ТБ. Цель: введение и погружение в работу локации. Задачи: 1)познакомить участников локации с правилами ТБ во время работы; 2)познакомить участников локации с особенностями работы и системой начисления миль; 3). Беседа о разновидностях новогодних игрушек
Теоретическая часть:
1.Инструктаж по ТБ. 2.Виды деятельности, обязанности участников локации, план работы, система начисления милей. – виды новогодних игрушек; – построение композиции; – техники обработки поверхностей.
Практика:
эскиз конструкции насекомого.
Тема 2.
Знакомство с материалами для моделирования. Изготовление проволочного каркаса..
Теоретическая часть:
– знакомство с материалами, используемыми в работе ( самоотвердевающие пластики, лаки, краски, проволочный каркас и др.); – теория изготовление каркаса модели из проволоки - расчет и моделирование пропорций каркаса.
Практические занятия
- подготовка самоотвердевающих пластиков для лепки - моделируем каркас согласно эскизу Тема3, Лепка личика ангела , моделирование формы, проработка деталей.( ножки,крылья) Сушка изделий. Теория. - особенности пропорций лица человека. - строение крыльев.. Практика. - лепим голову.. - лепим крылья.
Тема:4,5
Проработка деталей.( ножки крылья.) Сушка изделий. Детализация конструкции крыльев. Создание одежды с помощью муляжного метода.
Теория. - Роль деталей в создании образа.( скрипка, дудочка, фонарик) Практика: - Создание деталей для образа новогодней игрушки, придание сказочности персонажам. - Создание одежды с помощью муляжного метода.
Тема:6
Роспись изделий акриловыми красками, тонировка, текстурирование поверхности. Лакировка изделий. . Теория: Акриловые краски. Применение, назначение. Текстура, разновидности текстур, методы создания текстурированных поверхностей Практика: Окрашивание, текстурирование поверхностей моделей. Сушка изделий.
Тема:7
Декорирование изделий различными материалами ( ткани, глиттеры, декупаж, веточки, бусины) Завершение работы. Сушка изделий. Теория: Виды декора, назначение декора. Практика: - декорирование изделий фурнитурой и различными материалами. - сушка изделий Тема: 8 Лакированная поверхность. теория. - Разновидности лаков для декоративно творческих работ: ( глянцевые, матовые) Роль лакированной поверхности в дальнейшей судьбе сувенира. Практика: - Финишное покрытие сувенира ( лакировка изделия) - Сушка изделий.
Схема начисления миль
Локация «Арт-галерея»
Разработка эскизов Сложность схематичная монохромная прорисовка схематичная прорисовка в цвете детальная прорисовка в цвете с указанием размеров 2 мили 3 мили 5 миль Изготовление подарочной продукции За элемент 3 мили Изготовление сувенирной продукции За единицу Сложность работа рассчитана на10-15 мин. работа рассчитана на 20-30 мин. работа рассчитана на 45-60 мин. работа рассчитана на 90-120 мин. 2 мили 4 мили 6 миль 8 миль Организация производственного процесса выдача материалов подготовка рабочих мест 1 миля 2 мили Поиск необходимой информации Сложность картинки по теме текстовая информация по теме 3 мили 4 мили Презентация найденных сведений 3 мили Приём заказов 3 мили Командировка в другую локацию Сложность заявки, доставка готовой продукции обучение в других локациях 1 миля 3 мили Разработка мастер- Сложность
класса для участников других локаций мастер-класс на 10-15 мин мастер-класс на 20-35 мин мастер-класс на 1 час 2 мили 4 мили 6 миль Проведение мастер- классов для участников других локаций Сложность мастер-класс на 10-15 мин мастер-класс на 20-35 мин мастер-класс на 1 час 4 мили 6 миль 8 миль Проведение производственной гимнастики 1 миля Уборка рабочего помещения 1 миля Наставничество Сложность консультации в затруднительных случаях обучение отдельным приёмам обучение всему технологическому процессу 2 мили 3 мили 4 мили Премии за лучший проект, принятый заказчиком 5 миль
Гимнастика для глаз ( Приложение 1)
Главный закон зрения - движение! Поэтому эти упражнения предусматривают движения глаз по всем направлениям. Упражнения повторяют по 6 раз в каждую сторону с закрытыми и открытыми глазами. 1.Посмотреть вверх, затем вниз, фиксируя взгляд в крайних положениях «потолок – пол». 2. Посмотреть вправо, затем влево. 3. Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний. 4. Быстро и легко поморгать глазами, как мотылек. 5. Взгляд в левый верхний угол, а затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
6. Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону. 7. С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать. 8. Посмотреть вдаль, затем на кончик носа, снова вдаль и опять на кончик носа. 9. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос. 10. Выполнить глазами «цветок» из горизонтальных восьмерок. 11. «Циферблат» - движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно. 12. Движения глазами по спирали сверху вниз и обратно, затем справа налево и слева направо. 13. Выполнить движением глаз «арки – дуги»: верхнюю, нижнюю, правую, левую. 14. Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза так, чтобы центр ладони совпал со зрачком. Выполнять в течении 1-3 минут. Литература: 3.Имитируем поверхности. Самая полная энциклопедия декоративных техник и материалов Издательство: АСТ-Пресс Книга Серия: Золотая библиотека увлечений 2.Буймистру Т. Колористика: Цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.: Издательство «Никола-Пресс», 2010г. 3.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Издательство Владос, 2008г. 4. Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010. 5. Интернет ресурсы: dekupaj. ru/; sdecoupage. ru. 6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
Приложение 3
таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
№ Результаты
Критерий
Показатель
Форма
отслеживания
результата
1. Предметные результаты Уровень владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества Степень знания терминологии тестирование Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий наблюдение Уровень сформированности на- выков в области декоративно-прикладного творчества Степень владения на практике техниками и приемами наблюдение Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами наблюдение 2. Метапред- метные результаты Уровень развития фантазии, образного мышления, воображе-ния Количество поделок, выполненных по собственному замыслу и для выставок Степень развития фантазии, мышления, воображения наблюдение Уровень устойчивости интереса к занятиям Количество посещенных занятий журнал 3. Личностные результаты Уровень сформированности лич- ностных качеств Степень аккуратности при изготовлении поделок наблюдение Степень увлеченности и заинтересованности работой наблюдение Уровень сформированности на- выков коллективного взаи-модействия Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися наблюдение таблица 2 Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения Оцениваемые показатели Степень выраженности оцениваемого показателя 1 2 Степень понимания и осознанности примене-ния в своей речи тер- минов, понятий и опре-делений «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (Обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) Степень владения на практике различными техниками и приемами «―» (Обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами)
«+» (Обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) Степень целесообраз-ности применения при-емов и техник в работе с различными матери- алами «―» (Обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (Обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) Степень развития фан-тазии, образного мыш-ления и воображения «―» (Обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (Обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) Степень участия в выс-тавках и конкурсах «―» (Обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (Обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) Степень аккуратности при изготовлении поде-лок «―» (Обучающийся умеет организовать свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (Обучающийся проявляет усидчивость, терпение) Степень увлеченности работой и заинтересо-ванности в результате «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу) «+» (Обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) Степень взаимодейст-вия, сотрудничества с другими обучающимися в объединении «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающимися, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (Обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) Степень выраженности оцениваемого показателя:
«
—
»
— не наблюдается;
«+»
— наблюдается.
В раздел дополнительное образование