Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль дополнительного образования в патриотическом воспитании учащихся"

статья

Автор: Межуева Татьяна Вениаминовна, заведующая, структурное подразделение дополнительного образования детей Дом детского творчества, с.Кошки, Самарская область



В раздел дополнительное образование

Обобщение педагогического опыта по теме: «
Роль дополнительного образования в патриотическом

воспитании учащихся
» Автор: Межуева Татьяна Вениаминовна Заведующая СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с.Кошки 2016г
“Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протя- жении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, горо- ду, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее исто- рии, гордость за свой народ и желание его защищать. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:  организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;  комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся; Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях. Наш Дом детского творчества одним из ключевых направлений воспитательной работы определило гражданско-патриотическое воспитание, его целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического
государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает всю жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:  формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;  развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;  создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;  развивать и углублять знания об истории и культуре родного края. Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны трудно переоценить, т.к. формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско- патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданско-патриотического воспитания формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; способствует развитию толерантности,
воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей. В районе сложились свои традиции и обычаи, позволяющие создать благоприятные условия для развития личности школьника. Ежегодно в Доме детского творчества проходят районные школьные краеведческие чтения, в которых принимают участие учащиеся школ всего района. Чтения проходят по шести номинациям. работы. Все работы юных исследователей очень интересны, ребята вместе с педагогами проделывают большую работу по сбору материала и их оформлению. Традиционным стал районный школьный фестиваль национальных коллективов «Шире круг ». Программа фестиваля предусматривает 5 номинаций: 1. Лучший фольклорный коллектив 2. Выставка стендов-отчетов 3. Программа «Смак» 4. Этнографическая викторина 5. Игры народов мира Особенно важно и ценно, что этот фестиваль проводится среди школьных коллективов. Ребята,- граждане нашей страны, в их руках будущее России. Знание культурных корней своего народа необходимо, прежде всего, потому, что оно позволяет по-настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические нормы. Ребята ярко демонстрируют не только живой интерес к культуре своего народа, но и свое умение глубоко и образно мыслить и выражать уважительное отношение и гордость к своей национальной культуре. У учащихся отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей. Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей, имеют широкие возможности патриотического
воспитания обучающихся по различным направлениям: героико- историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально- патриотическому. Одной из форм патриотического воспитания подростков является организация творческих объединений военно-патриотической направленности, военно-патриотических клубов в учреждениях дополнительного образования детей. Военно- патриотические клубы являются активными организаторами и участниками районных мероприятий военно-патриотической направленности: «А ну-ка, парни!», «День призывника», «День воинской славы», принимают участие в коллективных творческих делах Вахты Памяти, принимают участие в смотрах строя, торжественных митингах, посвященных выводу советских войск из Афганистана, 9 мая и др. Ребята из военно-патриотических объединений постоянно принимают участие в благотворительных акциях по оказанию помощи ветеранам войн, труда, престарелым и инвалидам, в едином патриотическом уроке «Историческое значение подвига советского народа в ВОВ ». Обучающиеся ВПК участвуют и занимают призовые места в областных конкурсах и соревнованиях. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уваже- ния к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России Одним из важнейших ключевых дел является участие школьников в течение года в операциях «Забота» и «Милосердие». Ребята из ВПК оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, учителям-пенсионерам, инвалидам. Воспитанники ДДТ активно принимают участие во всех мероприятиях, некоторые из них стали уже традиционными, это:
 День Победы (почетный караул);  Торжественная линейка, посвященная воинам интернационалистам;  Районная спартакиада допризывной молодежи;  Военно-спортивные соревнования «День защитника Отечества»;  Военно-спортивная игра «Зарница»;  Акции добра «Ветеран», «Письмо солдату», «Вечная память»;  Уроки мужества;  Военно-спортивные соревнования «Отчизны верные сыны»;  Встречи с защитниками Отечества  День Победы (игровая программа). Сегодня в России набирает силу тенденция усиления роли традиционных религий, и, прежде всего Православия, во многих сферах жизни нашего Отечества. Ситуация с уровнем духовной культуры сейчас везде непростая. И работники просвещения делают в этом направлении все возможное. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Через изучение основ православной культуры у детей формируются нравственные черты личности: честность, скромность, кротость, незлобливость и др. Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, вместе делали великое дело. Совершенно естественно с возрождением храма в с. Кошки начала возрождаться и связь школы с церковью. Настоятель храма во имя Рождества Христова о. Георгий часто приходит на занятия объединений дополнительного образования и проводит беседы на тему духовно-нравственного воспитания. Мы считаем, что такая тесная
связь с церковью облагораживает детей, её задача – приумножение и сохранение духовного наследия прошлого. Забота о патриотическом воспитании подрастающего поколения сегодня важна как никогда и особое место она занимает в деятельности педагогов дополнительного образования. Жизненная позиция педагогического коллектива базируется на общечеловеческих морально-нравственных качествах. Больше всего педагоги ценят в себе и хотят привить детям честность, порядочность, доброту, искренность, любовь к прекрасному.

Список литературы
1. Вяземский Е.Е. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы воспитания. [Текст] [эл. ресурс] 2. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов [Текст] / Под. ред. И.И. Мельниченко, И.В. Метлика. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005. – 44 с. 3. «Программа военно-патриотического воспитания молодёжи «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА» Соколова С.Е., Борискин В.Г., Королюк Э.В. и др., издательство: Самара «СОК» , 2007г. 4. Степанова Е. Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации». -М: ТЦ Сфера 2000 5. Сборник нормативно-правовых актов Российской Федерации и Самарской области по вопросам патриотического воспитания. Департамент по делам молодёжи. Самара 2003 г. 6. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. Научно- редакционный совет. Издательство: «Экономика» 2007г. 7. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы [Текст] / Сост. Т. В. Журавская. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2006. – 96 с.


В раздел дополнительное образование