Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игровой метод в развитии музыкально-организаторских способностей детей младшего школьного возраста".

методическая разработка

Автор: Чеклова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования (вокал), МАУДО"Центр внешкольной работы "Подросток", Оренбург



В раздел дополнительное образование


Игровой метод в развитии музыкально-организаторских способностей

детей младшего школьного возраста в детском хоре в системе

дополнительного

образования

(методическая разработка)
Автор составитель:
Чеклова Г.В.
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Оренбург,2016
Методическая разработка «
Игровой метод в развитии музыкально- организаторских способностей детей младшего школьного возраста
»
предназначена для педагогов дополнительного образования вокально- хорового направления.

Содержание
I. Работа над дыханием………………………………………………………..3 II. Вокальные упражнения на развития звука……………………………......8 III. Работа над вокальным произведением………………………………......10 IV. Гигиена голоса…………………………………………………………..…12 V. Список литературы…………………………………………………………15 2

I. РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ

В начале обучения главной задачей является - правильно научить

воспитанников дышать. Данному разделу нужно уделить особое

внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращаться к нему,

повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в

качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала

нужно проверить работу дыхательных мышц:

1. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов

и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им

руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что

живот поднимается или опускается. Если этого не происходит,

значит, вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания -

ключичным. Правильным является такое дыхание, при

котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних

стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную

область

от

брюшной.

Такой

тип

дыхания

называется

диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в

лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть

выше

живота,

где

находится

солнечное

сплетение

(область

диафрагмы) и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно

поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука

опустится.

Одновременно

с

проверкой

движения

диафрагмы

проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично

и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же

образом

должна

работать

диафрагма

и

брюшные

мышцы

в

положениях стоя и сидя. Перед началом работы рекомендуется

выполнение следующих
упражнений
, что способствует развитию

навыков правильного дыхания.
3
Упр. 1.
Естественнее всего функционирует наше дыхание во время

смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса,

нижней части спины (поясница), живот подается вперед.
Упр. 2.
Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем

медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая

дыхания,

медленно

выдохнем,

снова

считая

до

четырех.

Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при

выдохе.

Если

движения

живота

плохо

ощутимы,

попробуем

выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки

на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой

области

спины.

При

каждом

последующем

вдохе-выдохе

увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр. 3.
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-

выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у

собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное

упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно

выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и

расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы

плечи не поднимались.
Упр.4.
Одним из существенных недостатков дыхания является

неравномерность

выдоха.

Голос

звучит

толчками,

дрожит

и

качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного

звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох

носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц...

медленно

выдыхаем

воздух

сквозь

сомкнутые

зубы.

Чтобы

воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после

выдоха оставить мышцы живота (пресс) напряженными, а сам живот

круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока

выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение

этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
4

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие

в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к

другому рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут

занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание.

Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма:

дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке. Характерные

ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время

вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание

живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в

дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно.

Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным

и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для

профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он

является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных

единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем

детстве,

пока

издержки

цивилизации

в

виде

различных

физиологических

комплексов

не

привели

к

закреплению

неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время

пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В

дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий

резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного

утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

К рекомендуемому комплексу упражнений для развития правильного

певческого

дыхания

предлагается

вспомогательный

комплекс

упражнений,

способствующий

развитию

и

совершенствованию

навыков певческого дыхания. Данные упражнения рекомендуется

выполнять после основного комплекса упражнений (см. выше).
Вспомогательные упражнения 5

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее

напряжение

отдельных

групп

мышц,

их

дискоординация.

Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу

мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке:

спина

прямая,

плечи

расправлены

и

опущены

вниз,

голова

находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это

излишне

напрягает

гортань

и

голосовые

связки.

Работайте

ритмично.

Упр. 5. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую

и левую стороны.

Упр. 6. Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на

место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней

челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а

затем немного ослабив мышцы.

Упр. 7. Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-

вправо, вращения по кругу вперед- назад и влево-вправо.

Упр. 8. Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку,

принимает форму ванночки (поднимаются боковые стенки и кончик

языка) или паруса (рот открыт, язык касается верхнего неба как

можно дальше от передних зубов).
6

Если у вас не получается выполнить все упражнения, - не

отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным

выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое

широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его

движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо

научиться фиксировать это состояние во время пения.

Это и

называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и

немного

расширенная

гортань

способствует

красивому

естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на

гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо

насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками.

Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка.

Откроем рот перед зеркалом и постараемся «показать горло врачу» -

опустить корень языка, поднять мягкое небо е маленьким язычком и

сказать «А», открывая заднюю стенку глотки. При работе по данной

методике необходимо обратить внимание на следующее:

неправильно, когда язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое

небо как бы лежит на языке.

правильно, когда горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь

кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются

ощущения зафиксированного зевка.

Следующие
упражнения
необходимо выполнять для тренировки

подвижности мягкого неба, языка и гортани, так как малоподвижная

небная занавеска (мягкое небо) и язык мешают выходу свободного

звука. Он становится плоским, гнусавым.

Упр.9.

3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве

расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко

произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Г

олову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в

области гортани.
7

Упр. 10. Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким

ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте

себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до

подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть

расслаблена.

На

первых

порах

можно

придерживать

себя

за

подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц

гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только

нужная

группа

мышц.

Научитесь

дифференцировать

работу

отдельных

мышц

вокального

аппарата

и

произвольно

ими

управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи,

шею.

В процессе поиска правильного звука необходимо пользоваться

различными

приспособлениями,

позволяющими пустить в

ход

различные

естественные

психические

и

физиологические

механизмы. Обычно это условные представления, которые мы

вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в

природу

ощущений,

возникающих

при

правильном

пении.

Выполнение

следующего

у
пражнения
данного

комплекса

способствует развитию свободного резонаторного звучания.
Упр. 11.
Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком

«удивления». Почувствуем холодок на мягком небе и опускание

кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон

звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении.

Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать.

Проконтролируйте

себя

с

помощью

зеркала.

Следите

за

правильным

дыханием.

Вдох

не

фиксируйте

(выдох

-

непосредственно после вдоха без задержки). Гортань не поднимается.

Непроизвольному

рождению

свободного

звучания

способствует

покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
8
9

II. ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКА

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются

следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук,

трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех

или некоторых гласных (часто на «И»), склонность к занижению нот.
Упр.1
.

Закрытый

слог

«М».

Сделайте

быстрый

вдох

носом.

Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте

ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань

остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются

друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены.

Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного

звука. Вибрация (легкое подрагивание) ощущается в области носа,

переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на

передних

верхних

зубах.

Старайтесь

не

допускать

гнусавого

призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы

нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота

получится

несколько

заниженной,

или

будет

присутствовать

ощущение, что вы «подъезжаете» к ноте, не точно интонируя.

Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты,

находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и

понижать тон. Не рекомендуется делать это упражнение в высоком

регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упр. 2. М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна

звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих

нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не

появилось какое-либо напряжение. Звук «И» во время пения не

должен отличаться от обычного разговорного (как в слове «улитка»).
10

Упр. 3. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствуете контроль над

буквой «И», переходите к этому упражнению. Все гласные должны

быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха.

Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на

верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них

следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения:

гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные

вокальные украшения (мелочи). Если по мере приближения к

верхним нотам ваш голос становится тонким, в нем не хватает

мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения

роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас.

Выполняя

их,

используйте

также

все

полезные

навыки,

приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упр. 1. РО-О-О-О-О-О. Рот открыт широко, челюсть находится в самом

нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать

букву «О» губами. Она должна находиться как бы внутри гортани.

При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между

«О» и «А». Возьмите зеркало и проверьте положение языка на

гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на «Р», должна

снова

опуститься

на

«О».

Необходимо

помнить

о

состоянии

застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для

этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук

идет оттуда.
11

Упр. 2.

Р0!-0!-0!-0!-0! В этом упражнении после каждого слога

выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха.

Выдох происходит за счет сокращения мышц пресса, как во время

смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен

правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше

вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и

больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая

гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упр.3.

РО-ОО-ОО-ОО-ОО-О О-ОО. Во время выполнения этого

упражнения после каждых двух звуков «О» делайте маленький

выдох и вдох ртом (дыхание обозначено знаком апострофа), как бы

добор воздуха (см. упр. 2). Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а

плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение,

как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более

высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упр.4. РО-ОО-ОО-ОО-ОО-ОО-ОО. В отличие от предыдущего, данное

упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту.

Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за

звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на

грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

III. РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
12

Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка проглотить

слона целиком, как правило, приводит к печальным последствиям.

Поэтому, когда вы приступаете к работе над новой песней, не

стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и

т.д., разделите «слона» на части. Такой подход приводит, как ни

странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату.

Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это

выучить мелодию. Не пытайтесь «приклеить» ее к словам. Текст

скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы

будете петь не уверенно и, как следствие, грязно. Гораздо правильнее

вокализировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы

изолируете

музыкальную

составляющую

песни

и

естественно.

Можете уделить ей больше внимания. Мы предлагаем круглую «о»,

переходящую в «у» на высоких и в «а» на низких нотах, в том случае,

если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог

«нэй» или «мяу», если вещь ритмичная или в ней необходимо

произносить быстро много текста. Одновременно с работой над

точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача

в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не

забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило таково

— меняйте дыхание в каждой паузе. В начале песни или после

проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях

используйте активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно

проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам

подсказку, пока организм не запомнит дыхательный «скелет» песни.
13

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом.

Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные

сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро

проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы

поете на иностранном языке). Изолируйте их от основного материала

и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно

увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет

необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

После технической работы пришел черед работы творческой.

Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую

подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне

которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или

сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь

через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.
14

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате

не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл

задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в

вокальном аппарате, «впеть» ее. Теперь запишите свое исполнение

на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не

поддавайтесь первой реакции: «Все плохо!» или «Все отлично!»

послушайте еще раз, уделите внимание мелочам. Задайте себе

вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не

провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи?

Исправьте недостатки и запишитесь снова. Для качественного

ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно. Но если

песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно

пойти

дальше.

Поищите

звук,

задействуя

поочередно

разные

резонаторы,

разные

приемы

звукоизвлечения.

Придумайте

вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей

музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте

фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно

выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего

интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить

музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями

и бесконечными ритмическими сбивками.

Записывайтесь как

можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы. Это

лучший способ отделить зерна от плевел.

IV. ГИГИЕНА ГОЛОСА
15
Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”, требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь. Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона. 16
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. Список литературы 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2013. - 336 с. 2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга учителя музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев - М.: ВЛАДОС, 2011. - 296 с. 3. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев - Л., 2014. - 385 с. 4. Арановский, М.Г. Проблемы музыкального мышления- М., 2013.- 276с. 5. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. Пособие для студ. 17
муз. фак. педвузов. - Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия 2012. - 416 с. 6. Березина, В. А. Развитие дополнительного образование детей в системе российского образования [Текст] : учеб. - метод. пособие / В. А. Березина - : М.: АНО «Диалог культур», 2010. - 512 с. 7. Белкин, А. С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) [Текст] / А. С. Белкин; изд. Сократ, Екатеринбург: 1995. - 152 с. 8. Богословский, В.В. Общая психология [Текст] / В.В. Богословский - М.: 2004. - 358 с. 9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей- М. 2009.- 123с. 18


В раздел дополнительное образование