Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Музыка ночи"

конспект урока

Автор: Нечаева Ирина Александровна, концертмейстер КЭО, МАУДО"Центр внешкольной работы "Подросток", Оренбург



В раздел дополнительное образование




Конспект урока по теме
« Музыка ночи » Автор составитель: Нечаева Ирина Александровна Концертмейстер первой квалификационной категории
Оренбург 2016.
Тема урока:
« Музыка ночи »
Тип урока: комбинированный урок

Цель урока
:расширить знания учащихся о художественных направлениях классицизма (Венское направление) и русской классической музыки.
Образовательные задачи:
- формирование умений следить за развитием музыкального произведения; Научить выделять характерные особенности развития различных жанров, стилей и направлений.
Развивающие задачи:
Развивать умение анализировать на слух музыкальное произведение с целью определения принадлежности художественному направлению. Умение выделять главное в процессе работы.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса к классической музыке, благодаря признанию ее как эстетически ценного прошлого и настоящего.
Оборудование урока
:портреты композиторов: Л. В. Бетховен, В. А. Моцарт, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский. мультимедийная доска со слайдами -1) Ночные пейзажи; 2) Галантный век, 3) Народный эпос Испании компьютер, компакт-диски, раздаточный материал - карточки,
Музыкальный материал:
Л.В.Бетховен «Лунная соната», В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», М.И. Глинка «Ночь в Мадриде», М.П. Мусоргский « Ночь на Лысой горе».
Видео материал:
Союз мультфильм 1998 г . «Иванова ночь на Лысой горе»
Художественно-литературный материал:
стихотворение

Ход урока:
Звучит фрагмент 1ч.«Лунная соната» Л.В.Бетховена
Учитель (
У
)
Когда играют Лунную сонату, Кометы замедляют свой полёт, По кромке ночи розовой куда-то Мелодия волшебная плывёт. Тогда поток игривый не резвится И тополь белым пухом не метёт, Тогда в застывшей мгле ночная птица Под сенью многолистной не поёт. И грома не слышны тогда раскаты, И ветер не касается ветвей... Когда играют Лунную сонату, Сама природа молча внемлет ей.
На фоне музыки демонстрация слайдов «Ночные пейзажи»

(У):
Ночь... Самая загадочная, таинственная и поэтому еще более привлекательная пора… Космическая бесконечность…Яркая луна, мириады звезд на небе, свежий ночной ветер и аромат пышных цветущих садов… Как вы уже догадались сегодня нас ждет путешествие в мир «музыки ночи» и возможность окунуться в атмосферу событий о которых рассказывают музыкальные произведения написанные в разных стилях и жанрах разными композиторами. Для начала ответьте мне на следующие вопросы: Фрагмент какой части какого произведения мы сейчас услышали? Кто является композитором этого музыкального шедевра?
Дети (Д):
Л.В.Бетховен «Лунная соната». I. Adagio
(У):
В какой период жил и творил величайший немецкий композитор?
(Д):
в период между классицизмом и романтизмом.

(У):
Правильно, его еще называют одним из трех Венских классиков. А в каких жанрах работал композитор?
(Д):
во всех существующих жанрах того времени.
(У):
А какой самый значительный?
(Д):
инструментальный жанр.
(У):
А какая музыкальная форма достигла своего расцвета в эту эпоху и полностью отвечала требованиям стройности и логичности построений?
(Д)
: Сонатная форма.
(У)
: Верно. Именно сонатная форма основана на противопоставлении двух контрастных тем. А созданное в эту же эпоху фортепиано позволило наиболее полно показывать борьбу противоположностей
(У):
К этому уроку одна из групп класса подготовила краткий, обобщающий обзор характерных особенностей этого направления. Предоставим им слово.
(Д):
Новое направление охватывает период с 1730 по 1820 годы. Определение «классический» с латинского языка означает «совершенный», «образцовый». «Образцовая» музыка должна была развиваться гармонично, быть подчиненной определенному порядку, иметь строгие пропорции. Основными жанрами этой эпохи стали квартет, симфония, соната, концерт. Героем нового искусства стал современник со всеми его жизненными проявлениями, который верил в свой идеал, умел добиваться желаемого и не позволял унижать свое достоинство. Современный герой был оптимистом, активным деятелем – отсюда тяготение музыки к быстрым темпам, контрастам. Преобладание мажорного настроения, жизнеутверждающая позиция – одна из главных особенностей музыки классицизма.
(У):
Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Вы знаете уже несколько произведений гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и знакомы с его биографией. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним его прекрасным музыкальным творением.
Слайд 1 из папки «Галантный век»

В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась серенадой – (от итальянского serenata (sereno)- ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В XVII - XVIII веках инструментальная серенада являлась формой сюиты для небольшого оркестра. История создания этой столь знаменитой «Маленькой ночная серенады» точно неизвестна. Она была закончена 10 августа 1787 года и является одной из самых узнаваемых произведений, сочиненных Вольфгангом Амадеем Моцартом, которому тогда шел тридцать первый год . Композитор прервал работу над «Дон-Жуаном» и написал это произведение, полное радости и счастья, последнюю и самую знаменитую свою соль-мажорную серенаду Издано произведение было уже после смерти композитора. Есть предположение, что Моцарт сочинил Серенаду № 13 соль-мажор (EinekleineNachtmusik) по заказу. «Маленькая ночная серенада» невелика по размеру, но сколько в ней красоты и какое богатство сумел извлечь Моцарт из мелодических и гармонических правил XVIII века! В ней композитор предстает человеком веселым и жизнелюбивым. Структура Произведение представляет собой типичный образец серенады для струнных инструментов, с четырёхчастным делением: зажигательным сонатным аллегро в первой части (ее открывает краткая «фанфарная» фигура); медленным певучим романсом во второй; решительным менуэтом в духе И. Гайдна в третьей части; искрометным рондо в финале. Согласно запискам Моцарта, первоначально в ней было 6 частей, но, по неизвестным причинам, один из 2х менуэтов и трио утеряны.
Слайд 2 из папки «Галантный век».
Слушая «Маленькую ночную серенаду», невольно вспоминаешь слова Россини: «Бетховен действительно является величайшим композитором, но Моцарт уникален». Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка. Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает долгожданный теплый вечер…
Слайд 3

Звучит музыка.(фрагменты каждых четырех частей)
Маленькая ночная серенада (EineKleineNachtmusic), 01. Allegro
02.Romanze 03.Menuetto 04. Rondo Вопросы:
(У):
Чем наполнена эта музыка?
(Д):
Прелестная и грациозная музыка полна света и обаяния праздничной ночи……
(У):
Чем пленяет нас мелодия серенады?
(Д):
Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке………
(У):
Какой оркестр исполняет данное произведение?
(Д):
Струнный оркестр.
(У):
Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира — таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский писал, что Моцарт есть высшая точка, до которой красота досягала в музыке.
(У):
Перед вами на столах наши традиционные карточки в течении минуты вам необходимо их заполнить. Время пошло. Вид выполненной работы:
Композитор:
В.А. Моцарт.
Период(век):
18
Cтрана:
Австрия
Стиль:
Венский классицизм.
Жанр данного произведения:
Серенада для струнных инструментов.

Характер:
Праздничный, грациозный наполненный легкостью…..
(У):
Сегодня мы с вами попробуем сопоставить музыкальные произведения двух эпох, Венского классицизма и Русской классической школы. И выясним можно ли сравнивать или объединять эти направления в музыке. Еще одна группа класса приготовила краткий, обобщающий обзор характерных особенностей другого направления, который называется русская классика. Предоставим им слово.
(Д):
Русская классическая музыка содержит творческое наследие таких великих композиторов, как: Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов,Александр Николаевич Скрябин, Игорь Фёдорович Стравинский. Среди советских композиторов одними из самых значимых являются: Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Николай Яковлевич Мясковский, Арам Ильич Хачатурян, Георгий Васильевич Свиридов, Альфред ГарриевичШнитке. В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых:  симфонии  концерты  балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная»  оперы: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин»  сюиты: «Картинки с выставки», «Шахерезада» Если для европейской классической музыки вполне уместна стилизация: (барокко, романтизм, экспрессионизм), то для произведений Мусоргского, Чайковского, Прокофьева идругих русских композиторов говорить о влиянии направлений в музыке можно лишь с большой натяжкой. Стиль музыкальных произведений в России всегда имел ярко выраженный авторский характер. . Русская композиторская школа, зародилась в 19 веке с композиторов, которым удалось связать воедино европейскую музыкальную форму с национальными фольклорными традициями. Отличительной особенностью русской классической музыки является ярко выраженный авторский характер, в отличие от западной стилизованной классики.
(У):
Все правильно дети молодцы. История русской классической музыки началась с имени -Михаил Иванович Глинка. Он является основоположником
русской классической музыки и первым отечественным композитором- классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны. Родился в 1804 году в Смоленской губернии, образование получил в Санкт- Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки". В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации. А вот что сказал П.И.Чайковский: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". Сегодня мы познакомимся с
симфонической увертюрой «Воспоминание о

летней ночи в Мадриде»,
В 1845 году, во время своего испанского путешествия, после посещения нескольких провинций, Глинка направился в столицу – Мадрид где внимательно изучал испанскую музыку, а именно напевы простолюдинов. К нему хаживал один zagal (погонщик мулов при дилижансе) и пел народные песни, которые композитор старался уловить и положить на ноты. Два Seguedillasmanchegas особенно понравились и впоследствии послужили основой для «Испанской увертюры».
Слайд 1. папка « Народный эпос Испании»
Глинка первоначально назвал свое сочинение «Воспоминания о Кастилии». Оно было исполнено в Петербурге 15 марта 1850 года, в том же концерте, что и «Арагонская хота». Не до конца удовлетворенный получившимся, в августе 1851 года композитор работает над второй редакцией. Именно она стала называться «Ночь в Мадриде», или «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Четыре мелодии, особенно понравившиеся композитору из услышанных в Испании народных напевов, послужили основой для
окончательного варианта. Специальной литературной программы эта пьеса не имеет. Форма ее основана на свободном чередовании ярких, разнохарактерных эпизодов. И хотя за “Ночью в Мадриде” (как и за “Арагонской хотой”) закрепилось жанровое обозначение увертюры, сочинение это является, по существу, свободной симфонической фантазией на испанские народные темы.
Слайд 2.
«Ночь в Мадриде» начинается как бы исподволь, словно нащупывается будущая мелодия в отдельных мотивах, прерываемых паузами. Постепенно рождается первая тема, она становится все более отчетливой и вот уже гибкая, грациозная, она звучит в блестящем оркестровом наряде. Вторая тема близка ей по характеру и словно является ее продолжением. Обе мелодии повторяются, варьируясь, причудливо переплетаются в тонком и колоритном оркестровом звучании, создавая почти зримую картину теплой, насыщенной ароматами южной ночи.
Слайд 3.
Вот что писал друг композитора, князь Одоевский, в своей рецензии на испанские увертюры Глинки: «Чудодей невольно переносит нас в тёплую южную ночь, окружает нас всеми её призраками, вы слышите бряцание гитары, веселый стук кастаньет, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является во всём своем разгаре».
Звучит музыка: два фрагмента-

Вступление и 1тема

2тема

Слайд 4
Богатство колорита — отличительный признак увертюры. Композитор пользуется здесь красками мощного и блестящего оркестра. Особая роль принадлежит ударным инструментам, выявляющим ритмическое начало. Литавры, кастаньеты, тарелки, большой барабан ,малый барабан и треугольник усиливают динамику танца, определяют характер движения. Ответственная роль принадлежит кастаньетам — национальному инструменту, без которого трудно представить себе характер и колорит испанского танца.
Звучит 3тема-

народная мелодия, начинающаяся с середины откуда-то, как если открыли дверь в кабак и застали пьяную песню
Слайд 5.

Звучит 4тема-
А тромбон глиссандо там шутки как шутит, в Ля мажоре, причем со шпагой наперевес, в потёмках…
Вопросы:

(У):
В мажорных или минорных тонах написаны основные темы? (Д): В мажорных.
(У):
Что вы услышали какие темы?
(Д):
Народные испанские темы песен, танец девушки с кастаньетами, имитацию голоса тромбоном, стремительные танцевальные испанские ритмы, переборы гитары…..
(У):
Какими инструментами оркестра подчеркивается колорит испанской ночи и народного гуляния?
(Д):
Скрипками, духовыми, ударными инструментами – литавры, тарелки, треугольники, кастаньеты…
(У):
Таким образом, мы с вами можем сделать вывод – музыка яркая, эмоциональная, пропитанная народным колоритом, легко понимается и воспринимается на слух, перед нами оживают образы, картины пейзажей, улочки , дома, трактир где беззаботно гуляет простой люд., слышны танцы и песни….. Между прочим, своих профессиональных композиторов такого уровня в Испании тогда не было. Фактически, в европейской музыкальной культуре испанские национальные мелодии впервые стали основой для симфонических произведений именно в творчестве Глинки. И его с полным правом можно считать основоположником не только русской, но и испанской классической музыки.
(У):
Дети, заполните пожалуйста карточки по последнему материалу, как всегда на время.
Композитор:
Глинка М.И.
Период(век):

XIX
Cтрана:
Россия.
Стиль:
Русская классика.
Жанр.
Симфоническая музыка, увертюра
Характер:
Танцевальный, легкий, праздный…….
(У):
. Молодцы дети вы сегодня хорошо работаете и у меня для вас приготовлен сюрприз. Сейчас мы с вами посмотрим и послушаем мультфильм, именно послушаем….так как основным и ценным в нем является музыка, очень яркая и выразительная, которая взята за основу…В ней есть сюжет, развитие событий, кульминация, накал страстей, финальные сцены и заключительный момент. Мультипликаторы очень точно переложили музыку на бумагу и на пленку. Да что я рассказываю! Вы все сейчас увидите и услышите….Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».
Видео материал:
Союз мультфильм 1998 г . «Иванова ночь на Лысой горе» ( в титрах дается информация: кто написал музыку и рассказывается сюжетная линия,)
После просмотра дети высказывают свои впечатления
.
(У):
Эту прекрасную музыку написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных представителей русской музыкальной культуры 19 столетия, являющийся продолжателем традиций М. Глинки и являющийся членом «Могучей кучки».
(У):
Ещё одна группа детей получала задание подготовить краткий доклад о целях и задачах содружества «Могучая кучка». Попросим их выступить.
(Д):
Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием
"Новая русская

музыкальная школа"
, Балакиревский кружок. В состав "Могучей кучки" входили М. А. Балакирев (глава и руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и эстетика "Могучей кучки" сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само
наименование "Могучая кучка". Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского ("Борис Годунов" и "Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка" и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном вокальном творчестве композиторов "Могучей кучки". Члены Содружества высоко ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений. "Могучая кучка" как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование различных национальных школ. Композиторы "Могучей кучки" считали себя последователями Глинки и Даргомыжского, призванными продолжить и развивать их дело.
(У):
Молодцы ребята, отлично справились с поставленной задачей и мне остается подвести итог-вывод на основе ваших трех исследований и пройденного на уроке материала.
Вывод:
Европейская классическая музыка уходит своими корнями в эпоху средневековья. Церковная музыка тех времен стала основоположницей современной классической музыки. Классицизм, возникший в 17 веке, прелставлял собой стремление к возвышенному. В художественной культуре это проявлялось в виде античных сюжетов, образов. Художественные образы эпохи классицизма отличались уравновешенностью и гармоничностью. Музыкальная культура России развивалась не так, как зарубежная. Начало её положено в 9 веке и до середины 18-го она представляла собой народный фольклор и духовные песнопения. Основоположником отечественной классики был композитор М. И. Глинка. Так же большой вклад в развитие классической музыки в России внесли композиторы члены содружества «Могучая кучка» .


В раздел дополнительное образование