"Наполним музыкой сердца"
Сценарий концерта - лекции
Автор: Болгова Надежда Александровна, преподаватель по программе "Фортепиано", МАУ ДО "Детская школа искусств №1 г.Белебея", г.Белебей, Республика Башкортостан
В раздел дополнительное образование
МАУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1г. БЕЛЕБЕЯ»
Утверждаю Директор ДШИ№1 (ВильдановаА.Г.)
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА- ЛЕКЦИИ
УЧАЩИХСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
БОЛГОВОЙ Н.А.
«НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА»
РАЗРАБОТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ПРОГРАММЕ «ФОРТЕПИАНО»
БОЛГОВА Н.А.
БЕЛЕБЕЙ 2016г.
Дата проведения концерта:
10 декабря 2016 года.
Форма проведения
: лекция – концерт.
Авторская идея
: проведение ежегодных отчётных концертов класса с целью повышения интереса и мотивации обучения детей игре на фортепиано.
Слушатели
: ученики класса Болговой Н.А., их одноклассники по СОШ, родители, бабушки, дедушки, преподаватели.
Продолжительность
: 1,5часа.
Место проведения
: концертный зал ДШИ.
Цель концерта
–
лекции
: раскрытие возможностей фортепианного обучения в
формировании духовно- нравственных черт характера
детей.
Образовательные задачи:
1. Формирование самостоятельности и самоконтроля в процессе фортепианного обучения и домашних занятий 2. Формирование чувства ответственности, уровни его формирования, мотивация в процессе фортепианного обучения 3. Формирование уверенности в себе, профессиональной честности, трудолюбия в процессе фортепианного обучения 4. Формирование духовности, человечности в процессе фортепианного обучения.
Развивающие задачи:
1.Развитие пианистических и артистических способностей 2. Развитие эмоциональной и интеллектуальной включённости в процесс исполнения 3.Развитие исполнительской воли, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание любви и интереса к музыке, повышение мотивации к обучению 2.Воспитание ответственного отношения к подготовке концертного выступления 3.Воспитание уверенности в себе, сценической выносливости.
Добрый вечер, уважаемые родители, ученики и коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о музыке, о том, какое влияние она оказывает на развитие нравственных черт характера наших детей и, конечно, послушаем в их исполнении выученные к экзамену программы. Всем известно, что детство человека определяет его дальнейшую жизнь, уровень счастья в ней и благополучия. В связи с этим, так важно развивать в ребёнке правильные черты характера, которые будут служить опорой и поддержкой человеку во взрослой жизни. Человек становится личностью только в труде и в преодолении трудностей. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали пению и игре на музыкальных инструментах. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одарённых детей. Те дети, которые не поступили в школу, посещали многочисленных частных учителей. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили всё-таки всех и считали это необходимым. Почему? Ответить на этот вопрос можно словами В.А. Сухомлинского:
«Источники
способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
Каждый палец имеет своё представительство в коре головного мозга, поэтому, когда эти зоны стимулируются во время игры на инструменте, – улучшаются умственные способности. Фортепиано - волшебный музыкальный инструмент, обладающий богатейшими возможностями! Это инструмент, который способен включить в общение с собой всего человека полностью, со всеми его мышцами, всеми его органами чувств. Можно так научиться слушать музыку через этот инструмент, что будут включаться даже вкусовые рецепторы. Человек, который своими прикосновениями к клавишам участвует в процессе рождения звука, ощущает себя если не богом, то, как минимум волшебником, магом, настолько это потрясающий процесс. Наш концерт открывает ученица 1 класса,
Назмиева Ангелина
. Это первое в жизни Ангелины публичное выступление, поэтому пожелаем её удачи!
- И.С. Бах Бурре
- А.Гречанинов «В разлуке»
- Бульба,
белорусская н.п. Одно из главных качеств любого человека – это
самостоятельность.
С первых лет обучения преподаватели стремятся к тому, чтобы ученики самостоятельно разбирали произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т. д. Но вскоре уже задаём разбор на дом и требуем, чтобы к первому уроку ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания, добиваемся от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, подумать о способах
работы. Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога. Музыкальные занятия дома также направлены на формирование самостоятельного мышления. Необходимо воспитывать в детях любовь к самостоятельным занятиям. Удовольствие дети должны находить в самой работе и в удовлетворении достигнутым результатом. В этой работе необходим
самоконтроль,
умение видеть свои ошибки и исправлять их. Задача родителей – напомнить и проследить, чтобы ребёнок сел за фортепиано. Вникать в процесс необязательно – это дело преподавателя. Главное, чтобы самостоятельные занятия стали привычкой. Наш концерт продолжает ученица 3 класса
Спиридонова Кира
. -
И.С.Бах маленькая прелюдия До мажор
- Кёлер Сонатина Соль мажор
- Р.Шуман Смелый наездник
Следующее важное для дальнейшей жизни качество характера – это
чувство ответственности
. Ответственность в психологической литературе – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются
точность, пунктуальность, верность
личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за
последствия своих действий
Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.
Уровни формирования ответственности:
Первый уровень:
Ребенок в качестве помощника. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела, в том числе подготовку задания по фортепиано.
Второй уровень
: Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.
Третий уровень
: Ребёнок выполняет задание самостоятельно. Он не нужда- ется в напоминании. Переход на этот уровень —
цель
наших общих усилий. На каком уровне формирования ответственности находится ваш ребёнок на данном этапе – судить вам. Для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок
эмоционально
переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей. Нашу концертную программу продолжает ученица 4 класса
Саттарова
Карина
-
И. С.Бах маленькая прелюдия Фа мажор
- А. Диабелли Сонатина соль минор 2 часть
- Э.Градески «По дороге домой из школы»
В период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет
ответственность
перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом. При этом надо спокойно и стойко переносить промахи, неудачи, воспринимать их как временное явление, а не как катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Запомните слова французской пианистки Маргариты Лонг:
«Не падать духом – в этом опора жизни».
В формировании чувства ответственности большая роль принадлежит
мотивации.
Для многих детей занятия в музыкальной школе – это
дополнительная
возможность с определением профессии.
В будущем возможно поступление в музыкальные колледжи, в академии искусств, музыкально – педагогические институты, консерватории. Исключительно для всех детей – это возможность проявить свои
творческие качества
в процессе сольных выступлений в концертах, выступлениях в хоре, в новогодних концертах, в отчётных концертах, в тематических концертах для родителей. Публичное выступление маленького музыканта - это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. Особо одарённые и трудолюбивые дети с успехом проявляют себя в
зональных, республиканских и международных
конкурсах. Наш концерт продолжает
дипломант международного конкурса «Планета
талантов»
ученица 3 класса,
Коптёл Даша.
- И.С.Бах Маленькая прелюдия соль минор
- Ф. Кулау Вариации Соль мажор
- Ф.Шопен Кантабиле
Следующее важнейшее качество характера – это
уверенность в себе
. Уверенность в себе формируется в процессе радостных, свободных, непринуждённых выступлений на экзаменах, в концертах, на конкурсах. Но подготовка к выступлениям требует терпения, усидчивости, воли, многочисленных репетиций. Бывают и неудачи, но они не должны вызывать апатию, уныние, а лишь только стремление в следующий раз играть лучше.
Уверенность
в себе тесно связана с
честностью и трудолюбием
. Воспитанию этих качеств особенно способствуют занятия музыкой. Сегодня мы внимательно слушаем выступления наших детей, наблюдаем за их
поведением на сцене. Конечно, все волнуются, однако уровень их волнения – разный. Именно волнение – показатель подготовки к своему выступлению. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть плохо выученный текст, не справиться с трудными местами текста. Известны слова Н.А. Римского – Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. Ученик должен быть уверен, что произведение полностью готово к концертному исполнению. Я всегда говорю своим ученикам, что произведения должны быть выучены за месяц до концерта и тщательно отрепетированы. Исполнение этого требования - стимул к ежедневным и кропотливым занятиям. Когда ученики честны перед собой, уверены, что всё тщательно проучено, – их пальцы словно «играют сами». Нашу концертную программу продолжает ученица 4 класса
Вождаева
Софья.
- И.С.Бах Инвенция До мажор
- М. Клементи Сонатина До мажор, соч. 36 №3
- Ф. Шопен Мазурка соль минор, соч. №67 №2.
Годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. А если эта сердцевина больная, гнилая – не сможет вырасти здоровое сильное дерево. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в детские годы, очень важно. Важно напитать сердце ребенка из чистого родника нашей культуры, важно воспитать его сердце. Чистое человеческое сердце умеет любить, сострадать, терпеть; оно умеет быть благодарным, милосердным, чутким. Все эти качества входят в понятие
человечность.
Сердце взаимосвязано с духовностью, духом. Чем же можно воспитать сердце, сделать его воистину великодушным, а значит, в первую очередь любящим?
Ф.М. Достоевский
сказал когда- то ставшие уже крылатыми слова:
«Красота
спасёт мир»
. Это значит, что главными средствами воспитания и питания сердца являются культура, искусство, творчество. Музыка – прекрасный воспитатель. Сила музыки в том, что она помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоции переживаний. Наполним музыкой сердца – и дети отблагодарят Вас в скором времени своим вниманием, заботой, любовью.
В заключение концерта играет ученик 6 класса,
лауреат
международного конкурса «
Планета талантов
»
Исанбердин Ильяс.
- И.С.Бах Инвенция Фа мажор
- Ф.Шопен Прелюдия ми минор
Наш концерт подошёл к концу. Благодарю юных музыкантов за успешное выступление, а дорогих слушателей - за внимание. Приходите на наши следующие концерты, всегда рады Вас видеть. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом. Желаю, чтобы сердца ваших детей никогда не ожесточились, чтобы они радовали Вас своим адекватным поведением и успехами в обучении.
В раздел дополнительное образование