Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сценическая речь"

методическая разработка урока

Автор: Трофимова Фатима Закариевна, преподаватель театрального класса, МАУ ДО АДШИ имени Юмабая Исянбаева, с.Акъяр Республика Башкортостан



В раздел дополнительное образование


Конспект урока

Тема:
«Пять упражнений по сценической речи»
Педагог:ТрофимоваФатима Закариевна
преподавательМАУ ДО АДШИ имени Юмабая Исянбаева
Возраст:
дети и подростки 9-13лет, 1-ый год обучения.
Методы, используемые на занятии:
1. Словесные – рассказ, беседа 2. Наглядные методы обучения 3. Практические обучения 4. Метод игры 5. Частично-поисковый и проблемно-поисковый методы 6. Методы контроля и самоконтроля 7. Креативные методы обучения. 8. Методы поощрения и создания ситуации успеха.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая и работа в парах.
Технологии обучения:
1. Личностно-ориентированная технология 2. Творческая технология 3. Игровая технология 4. ИКТ-технология 5. Здоровьесберегающая технология
Тип:
комбинированный
Длительность
:40 мин
Цель:
совершенствование техники речи в групповой творческой деятельности и повышение уровня исполнительского мастерства в процессе закрепления умений и навыков сценической речи.
Задачи:

Образовательные:
1. отработать упражнения по технике речевого дыхания; 2. закрепить навыки правильной артикуляции; 3. совершенствовать дикцию
Развивающие:
1. развивать чувство ритма; 2. умение вести себя на сцене;
3. содействовать развитию интонационных навыков; 4. развивать навыки художественного чтения
Воспитательные:
1. воспитывать уважительное отношение друг к другу; 2. поддерживать дисциплину; 3. помогать обрести уверенность в себе; 4. воспитывать ответственность, взаимодействие в группе
Оборудование:
проектор, презентация, маленькие зеркальца, карточки с заданиями, мяч.
Словарь:
сценическая речь, ораторское искусство, техника речи. Использую метод анализа и сравнения, индивидуальная форма работы и групповая, работа в парах.
Режим занятия
: 45 мин
План занятия:
Организационный момент – 5 минут Теоретическая часть - 10 минут Практическая часть – 20 минут Подведение итогов урока- 5 минут
Ход урока:

1.

Организационный момент.
Приветствие. Проветривание помещения. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности.
2.

Ведение в новую тему.
Вводное слово педагога. Знакомство с такими понятиями: сценическая речь, ораторское искусство, техника речи. Тема нашего урока называется «5 упражнений по сценической речи». Прежде чем мы приступим к заданиям, давайте разберемся в понятиях. Работа над терминами и понятиями. Давайте попробуем дать определение понятия «сценическая речь».
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Ораторское искусство, или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса и т. п. Итак, ребята как вы поняли, что такое сценическая речь? Для чего она нужна? И нужно ли заниматься этими упражнениями? Закрепляем с учащимися полученные знания повторением терминологии.
3.

Физкультминутка.
Зарядка «Космическая»: Предлагаю ребятам придумать движения, какие бы делали космонавты в невесомости, когда делали зарядку (Медленно присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т.д.).
4.

Практическая работа «5 упражнений по сценической речи».
Упражнение №1. Разминка языка Теория
Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития. Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать. Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь. Описание упражнения 1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. В это время четко представляйте вкус сока этих ягод. Зубы при этом разомкнуты. 2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную. 3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов. 4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений. 5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка. Упражнение №2. Разминка лица Теория
Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица. Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо. Описание упражнения (упражнения выполнять перед зеркалом) 1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты, и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений. 2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица. 3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица. Упражнение №3. БАО ВАО ГАО Теория Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности. Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты. Описание упражнения
1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть. Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО». Таким образом, нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ. Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы. 2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением. Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем. Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть. Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые. Упражнение №4. Правильное дыхание Теория Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на
«опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым. Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух. Описание упражнения Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения. Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием. Упражнение №5. На мели мы лениво… Теория Одна из самых распространенных скороговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса. Упражнение Выучите данную скороговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение. На мели мы лениво налима ловили И меняли налима мы вам на линя. Не меня о любви ли вы мило молили И в туманы Лимана манили меня. Мощнейшая тренировка дикции с помощью стихотворения: Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемые Разозлились, разбесились белоусые угри. Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, Расплетались и сплетались от зари и до зари. Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие, Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле? Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле. Тьмами всасывающими опоясываемые, Заметались, затерялись в океане корабли, С неудерживаемостью перебрасываемые, Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли. Чем обманываете вы? Не стремительностями ли Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел? И заласкиваете вы не медлительностями ли Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
5. Подведение итога занятий.
В ходе обсуждения учащиеся еще раз закрепляют полученные на уроке знания. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии.


В раздел дополнительное образование