"Пейзажное искусство Якутии"
План-конспект урока
Автор: Колодезникова Ксения Ивановна, преподаватель художественного класса, МБО ДО "Намская детская школа искусств им.З.П.Винокурова", Республика Саха (Якутия), Намский улус, с.Намцы
В раздел дополнительное образование
МБОУ ДО «Намская ДШИ им.З.П.Винокурова
План - конспект урока
Тема урока: «Пейзажное искусство Якутии»
Предмет: История искусств по ФГТ
Отделение: Художественное
1 класс
Преп.Колодезникова К.И.
с.Намцы 2015
Содержание урока
Тема:
«Пейзажное искусство Якутии»
Цель урока:
Ознакомить учащихся с Якутскими художниками и их работами
Задача урока:
Способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия, расширению кругозора, развитию памяти, образного и чувственного мышления.
Оборудование:
для учащихся; ручка, тетрадь. Для учителя: репродукции картин художников, проектор. Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.
Ход урока:
1. Организационная часть. Приветствие, учащиеся садятся, заполнение журнала.
План урока 1. Вводная беседа – 5 мин. 2. Актуализация. (Сообщение, показ слайдов) 3. Объяснение материала – 20 мин 4. Урок игра – 10 мин 5. Подведение итогов – 5 мин 6. Анализ урока – 5 мин 2. Ознакомительная лекция. Сегодня мы с вами ознакомимся с якутскими художниками и их работой - Кто знает, что такое пейзаж? - Учащиеся отвечают. Тема урока будет разделена на следующие вопросы Берут ручки и пишут. Пейзажное искусство. 1 (?) Ефграф Михайлович Крылов 2 (?) Лев Михайлович Габышев 3 (?) Юрий Васильевич Спиридонов 4 (?) Афанасий Осипов 5 (?) Гавриил Гаврильевич Петров 1. Евграф Михайлович Крылов Евграф Михайлович Крылов живописец, родился 21 марта 1915 года в с.Муру Усть-Алданского района. В 1947 году окончил Московское Художественное училище памяти 1905 года. Умер 22 апреля 1974 году в городе Якутске. Замечательный мастер пейзажа Евграф Крылов обладал способностью видеть окружающий мир, природу образно, индивидуально. Его пейзажи всегда отличали простота и скромность мотивов живописно – тонального решения, отсутствие внешней эффективности, писал в основном пейзажи с тонкими цветовыми
гаммами, передающие лирическое настроение. Его пейзажи не представляют собой определенных циклов. Каждое произведение художника имеет самостоятельное звучание, свою сокровенную мысль о красоте природы края. Его работы: 1. «Река Лена» (1957г.) 2. «В горах Оймякона» (1957г.) 3. «В родном аласе» (1963г.) 4. «Шуга на Лене» (1964г.) 5. «Озеро у моря Лаптевых» (1971г.) В пейзажном мотиве «Песня тундры» (1963г.) нежный и одновременно жизнерадостный колорит весенней тундры поразительно точно передает ощущение зарождение тепла, солнечного света и бесконечного желания наслаждения красотой природы. В холсте живет ощущение органичного единства природы и человека. И все вместе это как бы слагается в единую вдохновенную песнь о своей земле. 2. Лев Михайлович Габышев Лев Михайлович Габышев, заслуженный деятель искусств Якутской АССР, родился 1 апреля 1923 года в г.Якутске. в 1939-1946 г.г. учился в Московском художественном училище. В 1944-1947 г.г. живописном факультете Московского Государственного художественного института им.Сурикова В.И. Умер 25 ноября 1975 году, похоронен в г.Москве. Пейзаж, получивший значительное развитие в среде якутских живописцев в послевоенные годы, является главным творчестве Льва Габышева. Обаяние его скромного таланта, заключено в своеобразном претворении произведениях художника традиционной линии «Пейзажа настроения». Его работы: 1. «Задумчивые дали» (1943г.) 2. «Грусть седого осеннего дня» (1951г.) 3. «Старая деревня на берегу Лены» (1958г.) 4. «Домик бакенщика» (1958г.)
5. «Таежная сказка» (1958г.) Органично слились эпическое и лирическое начало в панорамной композиции «Ленские дали» (1947г.). Поэтично и достоверно переданы прозрачный струящийся воздух осени, водная гладь реки. Художник непринужденно строит пространственные планы, находя выразительность в самой пластической структуре пейзажа. 3. Юрий Васильевич Спиридонов Юрий Васильевич Спиридонов «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России Родился 28 мая 1952 г. на берегу моря Лаптевых. Окончил художественный графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Пейзаж для него наиболее близкая и органичная среда художнического и человеческого обитания. В этом суть понимания творчестве Юрия Спиридонова, в картинах родительский чум, олени, тропа, выводящая в малый и большой мир, вырастают в емкий символ, вселенский знак земной колыбели. Полотно «Розовый след» (1983г.) завораживает необычным зрелищем высокого неба, прорезаемого инверсионным следом самолета. Стремительная лавина диких оленей в золотисто – охристых сполохах горизонта рождает чувство нарастающей тревоги. В жгучей бирюзе неба клубится романтических фантазий. Мотив пейзажа «Весенняя ночь в Анабаре» (1993г.) отличается своеобразием декоративности. Она – в сияющей голубизне небосвода, в оранжевых отсветах незаходящего солнца на стенах бревенчатых домов, металлических цистерн, техники и в розовато – голубых бликах подтаявшего рыхлого снега, возникает ощущение весеннего северного холода и хрусткости холода, совершенной тишины и колдовской томительности белых ночей. Его работы:
1. «Март оттепель» (1985г.) 2. «Новое утро» (1987г.) 3. «Золотая осень» (1987г.) 4. «Ночь в стойбище» 5. Триптих «Возвращение»(правая часть), «Мой путь» (центральная часть, «Отчий край» (левая часть) 4. Афанасий Николаевич Осипов Афанасий Николаевич Осипов «Народны художник СССР», «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России. Родился 28 февраля 1928 г. Эргитский наслеге Горного улуса. Окончил в 1955г. Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. Широкое знакомство зрителей с пейзажистом Афанасием Осиповым произошло на его персональной выставке в г. Москве в 1978 году, где пейзажи совсем недавно написанные занимали чуть ли не половину экспозиции. До этого случая Осипов крайне редко представлял отдельные пейзажные этюды на не больших текущих выставках. Пейзажи Афанасия Осипова будь то сибирские, центральной Якутии или Арктической зоны, средне - русской полосы, Монголии или Аляски всегда узнаваемы. Среди огромного количества пейзажных работ Осипова больше всего посвященных в Арктике – заполярной Якутии, которой он так много обязан своей творческой судьбе. Природа Севера в своей первозданности в состоянии приветливого покоя или гордого величия, внушающая чувства, гармонии неразгаданной тайны или бесконечности окружающего мира, природа столь близкая исконным отзвуком человеческой души – так можно определить лейтмотив пейзажей Якутского живописца художника. Выбирает для большинства своих пейзажей удлиненный по горизонтали формат. На обычном формате, как правило, смотрится слишком урезанным, фрагментарным, считал он. Он предпочитает писать много - плановые и широкоформатные картины гористые, долинные, с перелесками, озерами и излучинами рек и ручейков. Его работы: 1. «Первые лучи в горах» (1988г.) 2. «Над долиной Эркээни» (1993г.) 3. «У слияния рек» (1987г.) 4. «Трасса на Магадан» (1987г.)
5. «Сияние гор» (1977г.) 5. Гавриил Гаврильевич Петров Гавриил Гаврильевич Петров, родился в декабре 1949 года в селе Ытык – Куель, Таттинского района. В 1970 г. окончил Якутское удожественное училище. В 1989 году окончил факультет живописи Дальневосточного института искусств. С 1989 года работает преподавателем в Намском педагогическом колледже технологии и дизайна им.И.Е.Винокурова. В природе художника восхищают яркие по красоте проявления, которые он с первородной силой искренности запечатлевает на своих холстах. То он увидит чудесный летний закат. Восхитится зачарованной прелестью речной речкой «Кэнкэмэ» («Речка Кэнкэмэ» 2000г., «Кэнкэмэ в августе» 2004 г.). Он как бы рассказывает о своей любви побродить по тайге («Дорога на речку Кэнкэмэ» 2004г.) где можно услышать пение птиц, увидеть на мгновение застывших на противоположном берегу речки стройных пугливых косуль («Кэнкэмэ» 2000г.) Его работы: 1. «Стог» (1993г.) 2. «Байкальский берег» (2003г.) 3. «Зимний лес» (1996г.) 4. Этюд «Байкал» (2003г.) 5. «Дворик» (1995г.) Завороженный очередным мотивом, Петров стремится заразить своим восторгом зрителя, приобщая его к счастливому свойству находить «удивительное рядом». Для закрепления темы, урок проводится в виде игры. Класс разделен на две группы и должны сидеть кругом. Даю по одному листу бумаги.
Показываю одну работу одного художника на экране и спрашиваю, чья работа и как называется это работа? Ребята должны обсуждать между собой и написать правильный ответ на листочке. На размышление дается 5 минута. После окончания игры подводим итоги. Выигрывает та группа учащихся, которая дала наибольшее количество правильных ответов и награждается оценкой «Отлично». Не забываем и про вторую группу они получают оценку «Хорошо» Для игры понадобятся пять работ художников на экране: 1 Ефграф Михайлович Крылов «Песня тундры» (1963г.) 2 Лев Михайлович Габышев «Ленские дали» (1947г.) 3 Юрий Спиридонов «Розовый след» (1983г.) 4 Афанасий Осипов «Первые лучи в горах» (1988г.) 5 Гавриил Гаврильевич Петров «Речка Кэнкэмэ» (2000г.) Давайте подведем итоги нашего урока. - С какими художниками мы познакомились? - Действительно ли они родом из Якутии? Да, конечно. Таким образом, поставленная цель нами достигнута. Цель урока достигнута. Ребята, а вам понравился урок? Спасибо за внимание. До следующих встреч.
Тема:
«Пейзажное искусство Якутии»
Цель урока:
Ознакомить учащихся с Якутскими художниками и их работами
Задача урока:
Способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия, расширению кругозора, развитию памяти, образного и чувственного мышления.
Оборудование:
для учащихся; ручка, тетрадь. Для учителя: репродукции картин художников, проектор. Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.
Ход урока:
1. Организационная часть. Приветствие, учащиеся садятся, заполнение журнала.
План урока 1. Вводная беседа – 5 мин. 2. Актуализация. (Сообщение, показ слайдов) 3. Объяснение материала – 20 мин 4. Урок игра – 10 мин 5. Подведение итогов – 5 мин 6. Анализ урока – 5 мин 2. Ознакомительная лекция. Сегодня мы с вами ознакомимся с якутскими художниками и их работой - Кто знает, что такое пейзаж? - Учащиеся отвечают. Тема урока будет разделена на следующие вопросы Берут ручки и пишут. Пейзажное искусство. 1 (?) Ефграф Михайлович Крылов 2 (?) Лев Михайлович Габышев 3 (?) Юрий Васильевич Спиридонов 4 (?) Афанасий Осипов 5 (?) Гавриил Гаврильевич Петров 1. Евграф Михайлович Крылов Евграф Михайлович Крылов живописец, родился 21 марта 1915 года в с.Муру Усть-Алданского района. В 1947 году окончил Московское Художественное училище памяти 1905 года. Умер 22 апреля 1974 году в городе Якутске. Замечательный мастер пейзажа Евграф Крылов обладал способностью видеть окружающий мир, природу образно, индивидуально. Его пейзажи всегда отличали простота и скромность мотивов живописно – тонального решения, отсутствие внешней эффективности, писал в основном пейзажи с тонкими цветовыми
гаммами, передающие лирическое настроение. Его пейзажи не представляют собой определенных циклов. Каждое произведение художника имеет самостоятельное звучание, свою сокровенную мысль о красоте природы края. Его работы: 1. «Река Лена» (1957г.) 2. «В горах Оймякона» (1957г.) 3. «В родном аласе» (1963г.) 4. «Шуга на Лене» (1964г.) 5. «Озеро у моря Лаптевых» (1971г.) В пейзажном мотиве «Песня тундры» (1963г.) нежный и одновременно жизнерадостный колорит весенней тундры поразительно точно передает ощущение зарождение тепла, солнечного света и бесконечного желания наслаждения красотой природы. В холсте живет ощущение органичного единства природы и человека. И все вместе это как бы слагается в единую вдохновенную песнь о своей земле. 2. Лев Михайлович Габышев Лев Михайлович Габышев, заслуженный деятель искусств Якутской АССР, родился 1 апреля 1923 года в г.Якутске. в 1939-1946 г.г. учился в Московском художественном училище. В 1944-1947 г.г. живописном факультете Московского Государственного художественного института им.Сурикова В.И. Умер 25 ноября 1975 году, похоронен в г.Москве. Пейзаж, получивший значительное развитие в среде якутских живописцев в послевоенные годы, является главным творчестве Льва Габышева. Обаяние его скромного таланта, заключено в своеобразном претворении произведениях художника традиционной линии «Пейзажа настроения». Его работы: 1. «Задумчивые дали» (1943г.) 2. «Грусть седого осеннего дня» (1951г.) 3. «Старая деревня на берегу Лены» (1958г.) 4. «Домик бакенщика» (1958г.)
5. «Таежная сказка» (1958г.) Органично слились эпическое и лирическое начало в панорамной композиции «Ленские дали» (1947г.). Поэтично и достоверно переданы прозрачный струящийся воздух осени, водная гладь реки. Художник непринужденно строит пространственные планы, находя выразительность в самой пластической структуре пейзажа. 3. Юрий Васильевич Спиридонов Юрий Васильевич Спиридонов «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России Родился 28 мая 1952 г. на берегу моря Лаптевых. Окончил художественный графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Пейзаж для него наиболее близкая и органичная среда художнического и человеческого обитания. В этом суть понимания творчестве Юрия Спиридонова, в картинах родительский чум, олени, тропа, выводящая в малый и большой мир, вырастают в емкий символ, вселенский знак земной колыбели. Полотно «Розовый след» (1983г.) завораживает необычным зрелищем высокого неба, прорезаемого инверсионным следом самолета. Стремительная лавина диких оленей в золотисто – охристых сполохах горизонта рождает чувство нарастающей тревоги. В жгучей бирюзе неба клубится романтических фантазий. Мотив пейзажа «Весенняя ночь в Анабаре» (1993г.) отличается своеобразием декоративности. Она – в сияющей голубизне небосвода, в оранжевых отсветах незаходящего солнца на стенах бревенчатых домов, металлических цистерн, техники и в розовато – голубых бликах подтаявшего рыхлого снега, возникает ощущение весеннего северного холода и хрусткости холода, совершенной тишины и колдовской томительности белых ночей. Его работы:
1. «Март оттепель» (1985г.) 2. «Новое утро» (1987г.) 3. «Золотая осень» (1987г.) 4. «Ночь в стойбище» 5. Триптих «Возвращение»(правая часть), «Мой путь» (центральная часть, «Отчий край» (левая часть) 4. Афанасий Николаевич Осипов Афанасий Николаевич Осипов «Народны художник СССР», «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России. Родился 28 февраля 1928 г. Эргитский наслеге Горного улуса. Окончил в 1955г. Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. Широкое знакомство зрителей с пейзажистом Афанасием Осиповым произошло на его персональной выставке в г. Москве в 1978 году, где пейзажи совсем недавно написанные занимали чуть ли не половину экспозиции. До этого случая Осипов крайне редко представлял отдельные пейзажные этюды на не больших текущих выставках. Пейзажи Афанасия Осипова будь то сибирские, центральной Якутии или Арктической зоны, средне - русской полосы, Монголии или Аляски всегда узнаваемы. Среди огромного количества пейзажных работ Осипова больше всего посвященных в Арктике – заполярной Якутии, которой он так много обязан своей творческой судьбе. Природа Севера в своей первозданности в состоянии приветливого покоя или гордого величия, внушающая чувства, гармонии неразгаданной тайны или бесконечности окружающего мира, природа столь близкая исконным отзвуком человеческой души – так можно определить лейтмотив пейзажей Якутского живописца художника. Выбирает для большинства своих пейзажей удлиненный по горизонтали формат. На обычном формате, как правило, смотрится слишком урезанным, фрагментарным, считал он. Он предпочитает писать много - плановые и широкоформатные картины гористые, долинные, с перелесками, озерами и излучинами рек и ручейков. Его работы: 1. «Первые лучи в горах» (1988г.) 2. «Над долиной Эркээни» (1993г.) 3. «У слияния рек» (1987г.) 4. «Трасса на Магадан» (1987г.)
5. «Сияние гор» (1977г.) 5. Гавриил Гаврильевич Петров Гавриил Гаврильевич Петров, родился в декабре 1949 года в селе Ытык – Куель, Таттинского района. В 1970 г. окончил Якутское удожественное училище. В 1989 году окончил факультет живописи Дальневосточного института искусств. С 1989 года работает преподавателем в Намском педагогическом колледже технологии и дизайна им.И.Е.Винокурова. В природе художника восхищают яркие по красоте проявления, которые он с первородной силой искренности запечатлевает на своих холстах. То он увидит чудесный летний закат. Восхитится зачарованной прелестью речной речкой «Кэнкэмэ» («Речка Кэнкэмэ» 2000г., «Кэнкэмэ в августе» 2004 г.). Он как бы рассказывает о своей любви побродить по тайге («Дорога на речку Кэнкэмэ» 2004г.) где можно услышать пение птиц, увидеть на мгновение застывших на противоположном берегу речки стройных пугливых косуль («Кэнкэмэ» 2000г.) Его работы: 1. «Стог» (1993г.) 2. «Байкальский берег» (2003г.) 3. «Зимний лес» (1996г.) 4. Этюд «Байкал» (2003г.) 5. «Дворик» (1995г.) Завороженный очередным мотивом, Петров стремится заразить своим восторгом зрителя, приобщая его к счастливому свойству находить «удивительное рядом». Для закрепления темы, урок проводится в виде игры. Класс разделен на две группы и должны сидеть кругом. Даю по одному листу бумаги.
Показываю одну работу одного художника на экране и спрашиваю, чья работа и как называется это работа? Ребята должны обсуждать между собой и написать правильный ответ на листочке. На размышление дается 5 минута. После окончания игры подводим итоги. Выигрывает та группа учащихся, которая дала наибольшее количество правильных ответов и награждается оценкой «Отлично». Не забываем и про вторую группу они получают оценку «Хорошо» Для игры понадобятся пять работ художников на экране: 1 Ефграф Михайлович Крылов «Песня тундры» (1963г.) 2 Лев Михайлович Габышев «Ленские дали» (1947г.) 3 Юрий Спиридонов «Розовый след» (1983г.) 4 Афанасий Осипов «Первые лучи в горах» (1988г.) 5 Гавриил Гаврильевич Петров «Речка Кэнкэмэ» (2000г.) Давайте подведем итоги нашего урока. - С какими художниками мы познакомились? - Действительно ли они родом из Якутии? Да, конечно. Таким образом, поставленная цель нами достигнута. Цель урока достигнута. Ребята, а вам понравился урок? Спасибо за внимание. До следующих встреч.
В раздел дополнительное образование