"Использование информационных технологий в обучении изобразительному искусству"
статья
Автор: Рыбина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования по ИЗО, МБОУ ДО ДДТ, г.Новый Уренгой Тюменская область
В раздел дополнительное образование
Доклад:"Использование современных инновационных технологий в обучении
изобразительному искусству ."
Рыбина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ
Я – педагог изобразительного искусства . Моя педагогическая деятельность
направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству,
художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса,
интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как
учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников,
приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным
наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки
творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о
композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача - формировать способность
действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного
общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более
результативным.
Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире
электронной культуры. Педагог должен быть вооружен современными методиками и
новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И
одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в систему
работы педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в
"электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки
и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и
есть одна из важнейших задач . Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при
подготовке и проведении занятий ИЗО.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение
педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно
решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в
современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:
Метод проектов;
Обучение в сотрудничестве;
Дифференцированное обучение; ;
Модульное обучение и т.д.
Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа.
Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал
(слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки
изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей
мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется
наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера,
архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО: Как источник информации Поддержка педагога Организация проектной деятельности учащегося Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности. В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в дополнительном образовании. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Занятие становится более результативным, так как в его основу положено следующее: Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации; Проведение занятия с мультимедиа выступлением; Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся. Новое поколение обучающихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа- технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. В зависимости от типологии занятия используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания. Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями пндагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно:". Слайд-фильм - используется на всех занятиях, можно включать в любой этап занятия. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на занятия поэтапного рисования. Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий. Графический редактор "Paint", чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятия по компьютерной графике позволяют учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО. Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. Преимущества использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства очевидны: возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; обеспечивает последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание; применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей. Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. "Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения педагога с ребенком.
архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО: Как источник информации Поддержка педагога Организация проектной деятельности учащегося Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности. В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в дополнительном образовании. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Занятие становится более результативным, так как в его основу положено следующее: Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации; Проведение занятия с мультимедиа выступлением; Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся. Новое поколение обучающихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа- технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. В зависимости от типологии занятия используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания. Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями пндагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно:". Слайд-фильм - используется на всех занятиях, можно включать в любой этап занятия. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на занятия поэтапного рисования. Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий. Графический редактор "Paint", чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятия по компьютерной графике позволяют учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО. Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. Преимущества использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства очевидны: возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; обеспечивает последовательность рассмотрения темы; иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание; применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей. Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. "Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения педагога с ребенком.
В раздел дополнительное образование