"О реабилитации в дополнительном образовании"
Статья
Автор: Деветьярова Нина Анатольевна, руководитель дополнительного образования, Орловское СУВУ, город Орлов Кировской области
В раздел дополнительное образование
Руководитель дополнительного образования Орловского СУВУ
Деветьярова Н.А.
«О реабилитации в дополнительном образовании»
« Неужели я так многое уже умею?»
/воспитанник Орловского СУВУ/ Симпатичный шалун, который перед самым выступлением скажет тебе «нет», исчезнет из группы в туристическом походе, исцарапает гвоздем чудесную работу с выставки, грубо ответит на все твои требования «не хочу, не буду», поминутно обращается к тебе с вопросами, - все они похитители твоего времени, испытывающие твое терпение, но это не их вина. Вот именно такие дети приходят в наше училище, и именно с ними организуется деятельность в объединениях дополнительного образования в Орловском СУВУ. Можно, увлекаясь оптимистическими порывами, утверждать, что детство – это пора абсолютного счастья. Но для многих воспитанников учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, каким мы являемся, это не так. Об этом можно прочесть в литературных альманахах, издание которых стало традицией деятельности объединений дополнительного образования социально-педагогической направленности. Детство этих подростков дома не было безмятежным, вот некоторые выдержки из их исповедей: «…у меня нет отца, а есть отчим, я его ненавижу…», « …я хулиганил и воровал, поэтому я здесь…», «…в день рождения мамы бабушку выбросили в окно, она умерла…», « …в детском доме я не слушался воспитателей, думал, что я всегда прав…», «…мне стыдно, что никогда не видел маму и не знал отца…» Самые яркие впечатления из детства «как бабушка пекла пироги», «мама веселая и любит гостей», «купание в речке», «поездка в Москву». Детское горе… оно не имеет границ, оставляет глубокие раны, иногда на всю жизнь. Вот и получается, что педагогам таких учреждений, как наше, приходится работать с детьми «особыми», которые многое «делают не так», как бы нам хотелось, вредничают, отказываются выполнять, иногда изощренно капризничают, пытаясь привлечь к себе внимание, которого они не получили дома, и в котором так нуждаются.
И вот они здесь, и нам доверены их судьбы и характеры, надежды, тайны, секреты и множество проблем, требующих разрешения. Дополнительное образование способствует тому, чтобы эти дети оказались в ситуации успеха, ощутили радость от того, что доселе было неведомо – вдруг стало получаться, сумели закрепить результаты достигнутого, многого добились. Кто-то, выращивая цветы, кто - то танцуя, исполняя песни, некоторые проявляют себя в трудном туристическом походе, на спортивных соревнованиях или приняв участие в творческом конкурсе. Чтобы воспитанника реабилитировать, развивать, педагогу необходимо принять его таким, какой он есть, и сделать лучше, способнее, интереснее, успешнее. Риск ошибиться в них в данном учреждении большой, но педагогу дополнительного образования необходим неиссякаемый оптимизм и фанатизм в работе с такими детьми, иначе может ничего не получиться. Вопросы социализации и реабилитации решаются удачно в объединениях дополнительного образования художественной направленности, когда на репетициях, многочисленных выступлениях, выездных концертных программах происходит непосредственное проживание в социуме. Деятельность в объединениях дополнительного образования разносторонняя, что является основой воспитания и позволяет обеспечить активную позицию у воспитанников по отношению к себе и жизни в целом. На занятиях в объединениях осуществляется личностно- ориентированный подход в условиях коллективной деятельности, будь то труд, спорт или творчество, на основе индивидуальных особенностей каждого педагог включает всех в общую деятельность. Иногда все мы делаем правильно, подросток развивается, ему все нравится, но, при определенных обстоятельствах, он может совершить самовольный уход, украсть то, что плохо лежит, подраться. Даже обретая новую жизнь, новые знания, побывав и пожив в ситуации успеха, наши воспитанники могут совершать подобные поступки и правонарушения. Это происходит еще и потому, что какими бы мы ни были прекрасными педагогами, каждую минуту мы не можем находиться рядом с каждым из своих подопечных, «водить за ручку», а самовоспитание – это отдаленный идеал, не всегда начинает работать быстро, как бы нам хотелось.
Чтобы все получалось и складывалось, необходимо так «заразить» новой увлекательной жизнью, работая по дополнительным образовательным программам, чтобы превратить деятельность в самодеятельность, а воспитание в самовоспитание. Педагогу для этого в любом объединении надо учить не только освоению программы любой направленности, но и учить жизни, и тому, как в этой жизни состояться, а иногда и просто выжить. Для этого крайне важно и необходимо: Совместная деятельность педагогов и воспитанников, когда приобретается социально - полезный опыт жизни и общения, осваиваются культурные ценности. Совместная деятельность воспитанников и детей педагогов, которая дает в первую очередь ощущение счастья жизни, которое необходимо каждому ребенку. Конкурсная основа деятельности объединений на внутри училищном, городском, районном, областном, региональном, федеральном и всероссийском уровнях. Любые соревновательные мероприятия мотивируют к развитию, достижению лучших результатов. Разнообразие направлений деятельности, чтобы реализовать способности и возможности каждого, соответствовать модности и притязаниям молодых людей: естественно - научное, художественное, техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристко-краеведческое направления дополнительных образовательных программ. Для подростков очень важно, прежде сего, выделиться в среде сверстников, а система дополнительного образования помогает им в этом. /Для статьи использованы выдержки учащихся Орловского СУВУ, напечатанные в литературном альманахе «Не из безоблачного детства моего», изданного объединением дополнительного образования социально-педагогической направленности «Журналистика в школе»/
«О реабилитации в дополнительном образовании»
« Неужели я так многое уже умею?»
/воспитанник Орловского СУВУ/ Симпатичный шалун, который перед самым выступлением скажет тебе «нет», исчезнет из группы в туристическом походе, исцарапает гвоздем чудесную работу с выставки, грубо ответит на все твои требования «не хочу, не буду», поминутно обращается к тебе с вопросами, - все они похитители твоего времени, испытывающие твое терпение, но это не их вина. Вот именно такие дети приходят в наше училище, и именно с ними организуется деятельность в объединениях дополнительного образования в Орловском СУВУ. Можно, увлекаясь оптимистическими порывами, утверждать, что детство – это пора абсолютного счастья. Но для многих воспитанников учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, каким мы являемся, это не так. Об этом можно прочесть в литературных альманахах, издание которых стало традицией деятельности объединений дополнительного образования социально-педагогической направленности. Детство этих подростков дома не было безмятежным, вот некоторые выдержки из их исповедей: «…у меня нет отца, а есть отчим, я его ненавижу…», « …я хулиганил и воровал, поэтому я здесь…», «…в день рождения мамы бабушку выбросили в окно, она умерла…», « …в детском доме я не слушался воспитателей, думал, что я всегда прав…», «…мне стыдно, что никогда не видел маму и не знал отца…» Самые яркие впечатления из детства «как бабушка пекла пироги», «мама веселая и любит гостей», «купание в речке», «поездка в Москву». Детское горе… оно не имеет границ, оставляет глубокие раны, иногда на всю жизнь. Вот и получается, что педагогам таких учреждений, как наше, приходится работать с детьми «особыми», которые многое «делают не так», как бы нам хотелось, вредничают, отказываются выполнять, иногда изощренно капризничают, пытаясь привлечь к себе внимание, которого они не получили дома, и в котором так нуждаются.
И вот они здесь, и нам доверены их судьбы и характеры, надежды, тайны, секреты и множество проблем, требующих разрешения. Дополнительное образование способствует тому, чтобы эти дети оказались в ситуации успеха, ощутили радость от того, что доселе было неведомо – вдруг стало получаться, сумели закрепить результаты достигнутого, многого добились. Кто-то, выращивая цветы, кто - то танцуя, исполняя песни, некоторые проявляют себя в трудном туристическом походе, на спортивных соревнованиях или приняв участие в творческом конкурсе. Чтобы воспитанника реабилитировать, развивать, педагогу необходимо принять его таким, какой он есть, и сделать лучше, способнее, интереснее, успешнее. Риск ошибиться в них в данном учреждении большой, но педагогу дополнительного образования необходим неиссякаемый оптимизм и фанатизм в работе с такими детьми, иначе может ничего не получиться. Вопросы социализации и реабилитации решаются удачно в объединениях дополнительного образования художественной направленности, когда на репетициях, многочисленных выступлениях, выездных концертных программах происходит непосредственное проживание в социуме. Деятельность в объединениях дополнительного образования разносторонняя, что является основой воспитания и позволяет обеспечить активную позицию у воспитанников по отношению к себе и жизни в целом. На занятиях в объединениях осуществляется личностно- ориентированный подход в условиях коллективной деятельности, будь то труд, спорт или творчество, на основе индивидуальных особенностей каждого педагог включает всех в общую деятельность. Иногда все мы делаем правильно, подросток развивается, ему все нравится, но, при определенных обстоятельствах, он может совершить самовольный уход, украсть то, что плохо лежит, подраться. Даже обретая новую жизнь, новые знания, побывав и пожив в ситуации успеха, наши воспитанники могут совершать подобные поступки и правонарушения. Это происходит еще и потому, что какими бы мы ни были прекрасными педагогами, каждую минуту мы не можем находиться рядом с каждым из своих подопечных, «водить за ручку», а самовоспитание – это отдаленный идеал, не всегда начинает работать быстро, как бы нам хотелось.
Чтобы все получалось и складывалось, необходимо так «заразить» новой увлекательной жизнью, работая по дополнительным образовательным программам, чтобы превратить деятельность в самодеятельность, а воспитание в самовоспитание. Педагогу для этого в любом объединении надо учить не только освоению программы любой направленности, но и учить жизни, и тому, как в этой жизни состояться, а иногда и просто выжить. Для этого крайне важно и необходимо: Совместная деятельность педагогов и воспитанников, когда приобретается социально - полезный опыт жизни и общения, осваиваются культурные ценности. Совместная деятельность воспитанников и детей педагогов, которая дает в первую очередь ощущение счастья жизни, которое необходимо каждому ребенку. Конкурсная основа деятельности объединений на внутри училищном, городском, районном, областном, региональном, федеральном и всероссийском уровнях. Любые соревновательные мероприятия мотивируют к развитию, достижению лучших результатов. Разнообразие направлений деятельности, чтобы реализовать способности и возможности каждого, соответствовать модности и притязаниям молодых людей: естественно - научное, художественное, техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристко-краеведческое направления дополнительных образовательных программ. Для подростков очень важно, прежде сего, выделиться в среде сверстников, а система дополнительного образования помогает им в этом. /Для статьи использованы выдержки учащихся Орловского СУВУ, напечатанные в литературном альманахе «Не из безоблачного детства моего», изданного объединением дополнительного образования социально-педагогической направленности «Журналистика в школе»/
В раздел дополнительное образование