"Скрипка-королева музыки"
Лекция
Автор: Остапчук Светлана Александровна, преподаватель скрипки, ГБОУДО Севастопольская музыкальная школа №7, Севастополь
В раздел дополнительное образование
Тема лекции «Скрипка – королева музыки»
Оглавление
Введение
I.
Струнно-смычковые инструменты.
II.
Скрипичные мастера.
III.
Устройство скрипки.
IV.
Крупнейшие
представители
скрипичного
искусства
XVII века.
Заключение.
Введение
Кто не слышал чарующие звуки скрипки? Её звуки способны вызвать слезы и смех. Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи людей. Все великие композиторы писали произведения для её величества скрипки. Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини. Скрипка - музыкальная находка нашего времени. Ее нельзя ничем заменить, даже цифровая техника не в состоянии воспроизвести подобные звуки. Как бы ни были разнообразны музыкальные инструменты, скрипка останется королевой! Скрипка – это классика, которая всегда современна. Во многих странах мира проходят выставки самых разных скрипок. Популярностью в наше время пользуется классическая скрипка и современная электро-скрипка. А знаете ли вы, что классическая музыка признана многими психологами, врачами и самими исполнителями в буквальном смысле чудодейственной? Сама по себе она не совершает чудеса, но она может самым благоприятным образом влиять на человека, растений и животных, на весь окружающий мир. СКРИПКА – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания.
I. Струнно-смычковые инструменты.
Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. Современный вид вырабатывался на протяжении 15-16 веков в странах Европы.
В Италии, Франции, Германии в 15-16в. были популярны инструменты из семейства смычковых, такие как арабская ребека, испанская фидель, смычковая лира, виола да гамба, виола д`амур. Эти инструменты выполняли роль аккомпанемента для танца и пения.
Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине. Скрипица и мазанка – польские смычковые инструменты были известны в конце 15 века. Имели близкий современному инструменту корпус, но несколько более плоский, с чуть округленными очертаниями углов, широкие красивые эфы, колковую коробку с головой, часто в виде льва, четыре (или три) струны. А в 16 веке, в Польше была широко распространена и итальянская смычковая лира, имевшая корпус скрипичного типа, эфы, перпендикулярные колки без колковой коробки, пять струн, которые настраивались по квартам и квинтам. Как правило, были еще две бурдонирующие струны, натянутые вне грифа. Этот инструмент, в отличие от польской скрипки, называли "итальянской скрипкой". Это очевидно, так как королевой Польши стала итальянская княжна Бона Сфорца (1518). Наметились тесные культурные связи Польши с Италией. Особенно это коснулось юга Польши и севера Италии. Можно даже предположить, что именно Польша оказала влияние на итальянских мастеров в деле производства скрипок. Тем более, что у итальянцев был накоплен богатый опыт в изготовлении таких смычковых инструментов, как смычковая лира, которая больше других инструментов смычковой группы походила на скрипку. "Польской скрипки" заметно модифицировала внешний вид инструмента и его звучание. И это можно считать закономерным, так как любой скрипичный мастер стремился приблизить звучание скрипки к человеческому голосу. Таким образом, "польская скрипка" получила свое развитие благодаря прекрасным итальянским голосам. В то же время в самой Польше хотя и происходил бурный рост профессиональной скрипичной школы, она оставалась на старых традициях. Если принять гипотезу, что в Италию скрипка попала из Польши, то становится и понятен расцвет скрипичного мастерства именно на севере Италии, а не где- нибудь на юге. Именно итальянские скрипки получили мировое признание как совершеннейшие музыкальные инструменты благодаря общей музыкальной, особенно вокальной, культуре страны. В России впервые упоминание об инструменте смычкового типа под названием «смык» встречается в Патриаршей, или Никоновой, летописи (1068) и «Кормчих книгах» XII века. Это название, а также обозначение исполнителя на данном инструменте — «смычник» — встречаются в различных русских источниках вплоть до 2-й половины XVI века.
В древнеславянском языке глагол «смыкать» означал (смыкание-замыкание концов лукообразного смычка), либо от старославянского глагола «смыцати» — тащить, а также, позднее, приобрел и новое, производное значение — «водить смычком по струнам». Огромную важность для науки имеют раскопки в Новгороде, которые принесли открытие ряда древних инструментов. Были найдены гусли, свирели, два смычковых инструмента XII и XIV веков и детали таких же инструментов XII и XV веков. Это трехструнные, довольно крупные (от 30 до 40 см) инструменты с выдолбленным из целого куска дерева круглым корпусом и плоской верхней декой. Головка у инструментов дощатая, с перпендикулярными колками. Корпус имеет два резонансных отверстия по бокам. Возможно, что найденный инструмент является одной из разновидностей «смыка».Этот инструмент был распространен в сельском и городском быту. Народными музыкантами были скоморохи, известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей. В 16-17вв. патриарх Никон (Никита Минин) добился у царя Алексея Михайловича Романова Указа о строжайшем запрете скоморошничества. Православная церковь постоянно преследовала скоморохов, считала, что они мешают духовному развитию народа, ведут разгульный образ жизни, а инструменты – «бесовские гудельные сосуды». Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. Ученые предполагают, что скрипица, мазанка и смык были предшественницами итальянской скрипке. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана современная конструкция скрипки. Она является самым подвижным и гибким инструментом среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе с искусством отдельных виртуозов.
II. Скрипичные мастера
В XVвеке в Брешии (город недалеко от Милана) работали мастера - Джиовани Джакобо далла Корна (1484-1550) и Цанетто Монтичиаро (родился около 1488 г.); итальянец немецкого происхождения, живший в Болонье, Гаспар Дуифоппруггар (1467-1530), изготовлявший виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 году Гаспаром Дуифоппруггаром для короля Франца I и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). А также скрипичными мастерами, достойными упоминаниями, были Гаспаро Бертолотти (или да Сало) (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Бреши на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более 100 лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил её «талию», заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место занимает семья Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. Самые знаменитые скрипки были изготовлены в XVII и XVIII веках. Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса.
Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская, Немецкая и Русская. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга, как по звуку, так и способам изготовления. Скрипка – это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.
III. Устройство скрипки
Скрипка —струнный смычковый инструмент высокого регистра. Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы). Диапазон скрипки: от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке - красивые, в виде латинской буквы f вырезы, которые так и называются - эфы. И размер, и форма корпуса, его мельчайшие детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке - отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль. Смычок - тоже очень важен. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно.
Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента.
Сейчас скрипка и смычок выглядят так:
Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения – от виртуозных до лирических. Скрипка, как голос выражает любые человеческие чувства.
VI. Крупнейшие представители итальянского скрипичного искусства XVII века.
Антонио Вивальди (1678-1741)
Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Никола
Паганини
(1782-1840)
Итальянский скрипач, композитор - романтик. Первоначальные навыки игры на мандолине и скрипке приобрёл под руководством отца — мелкого торговца, любителя музыки. Брал уроки у нескольких учителей, но обучался самостоятельно. С 11-летнего возраста концертировал в Италии, с 1828 — в других европейских странах, завоевав мировую славу. Творчество Паганини— одно из ярких проявлений музыкального романтизма. Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности скрипки. В свои скрипичные пьесы, Паганини ввёл новые колористические и технические эффекты (широко использовал весь диапазон инструмента, технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты). Среди его сочинений особенно славятся «24 каприса» для скрипки соло, 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром. Некоторые произведения долгое время после смерти Паганини считались неисполнимыми из-за их трудности.
Заключение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что смычковые инструменты были у каждого народа Европы и Азии и имели свои национальные особенности, отвечающие требованиям эпохи, традициям и мастерству исполнителя. Я же больше склонна считать, что участие славянских народов в создании скрипки, как первого инструмента струнной смычковой группы, более очевидно. Именно там, скрипка с незапамятных времён не только почиталась подлинно народным инструментом, но и получила своё дальнейшее развитие под непосредственным влиянием отечественных мастеров. А позже была завезена в Италию, где быстро «прижилась» также в качестве подлинно "народного инструмента". Народный инструмент в новых условиях приобретает иные качества, становится профессиональным, что обусловливается становлением национальных профессиональных композиторских школ. Этот качественный скачок в музыкальной культуре вызвал подлинную революцию и в области конструкции струнных инструментов.
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать. Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. А еще ведь нужно в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего ее беречь. Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь. И вселяет в нас надежду; остальное – как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она
.
В раздел дополнительное образование