"Ученическое самоуправление"
статья
Автор: Маньшина Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества "Гармония" с.Борское, село Борское, Самарская область
В раздел дополнительное образование
Надо, прежде всего, разобраться, что такое самоуправление и какое
место в воспитательной системе стоит ему отвести. Ученическое
самоуправление – это форма реализации обучающимися права на управление
образовательной организацией. Его развитие является обязанностью
образовательных организаций в соответствии с законом РФ «Об
образовании».
Сущность его - в реальном участии обучающихся в управлении.
Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают
реальными правами и несут ответственность за свою работу.
Сегодня я представляю Борский район, где, начиная с 2005 года, мы
ведем активную работу по развитию ученического самоуправления. Мы - это
Дом детского творчества «Гармония» - учреждение дополнительного
образования детей. Наша особенность в том, что мы не только развиваем
ученическое самоуправление внутри своего учреждения, но и транслируем
свой опыт, т.к. на занятия к нам приходят дети из разных образовательных
учреждений района. Мы видим и знаем, как обстоят дела в школах, с какими
проблемами сталкиваются ученические советы. И мы можем и оказываем им
необходимую методическую помощь.
В 2010 году с целью обучения лидеров ученического самоуправления
мы разработали программу и организовали работу районной «Школы юного
лидера». На занятиях ребята получили необходимые знания по организации
работы органов ученического самоуправления, а затем смогли применить их
на практике самостоятельно в своих образовательных учреждениях.
Конечно, мы и сами постоянно учимся. Быть в курсе событий нам
помогает сотрудничество с областной социально-педагогической программой
«За ученические советы». Мы активные участники семинаров, мастер-
классов, профильных смен, конкурсов. В копилке личных достижений
воспитанников четыре первых места и четыре вторых областного конкурса
моделей и лидеров ученического самоуправления в номинации «Я – Лидер». В 2013 году, став победителем данного конкурса Дарья Данилевская получила премию Президента Российской Федерации для одаренных и талантливых детей и молодежи в номинации «Социально-значимая и общественная деятельность. В Доме детского творчества «Гармония» с уществует ряд условий, обеспечивающих успешное развитие ученического самоуправления. Вот эти условия: 1. Воспитание осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни. 2. Жизнь детского коллектива не подготовка к будущему, а полноценное явление сегодняшней общественной жизни. 3. Детский коллектив не может двигаться вперед без систематического анализа своей деятельности. 4. Управлять детским коллективом, стоять над ним невозможно. С коллективом надо слиться, «раствориться» в нем. Можно выделить несколько основных направлений деятельности ученического самоуправления в нашем учреждении: представительское направление : участие членов совета в обсуждении проблем ДДТ и принятии решений, участие в работе органов самоуправления; разрешение конфликтов : посредничество в разрешении внутриучрежденческих конфликтов на принципах добровольности; информационное направление: информирование обучающихся о проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета; шефское направление: организация шефства старших над младшими;
внешние связи: организация взаимодействия с социальными партнерами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов; организаторское направление
:
поддержка досуговых, социально- значимых и иных инициатив; правозащитное направление: защита прав обучающихся. Курирует эти направления в нашем учреждении совет, самая простая модель, мы не стали создавать ни думу, ни парламент, т.к. считаем, что суть не в названии, а в содержании деятельности. Самоуправление - не самоцель, а способ организации детской жизни, когда каждый занимает активную позицию, планирует и действует самостоятельно, испытывает чувство ответственности за правильное решение возникающих в жизни проблем. Участие в ученическом самоуправлении помогает ребенку приобрести новый социальный опыт, а именно научиться осуществлять свой выбор, быть успешным, развивать свои таланты и способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.
моделей и лидеров ученического самоуправления в номинации «Я – Лидер». В 2013 году, став победителем данного конкурса Дарья Данилевская получила премию Президента Российской Федерации для одаренных и талантливых детей и молодежи в номинации «Социально-значимая и общественная деятельность. В Доме детского творчества «Гармония» с уществует ряд условий, обеспечивающих успешное развитие ученического самоуправления. Вот эти условия: 1. Воспитание осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни. 2. Жизнь детского коллектива не подготовка к будущему, а полноценное явление сегодняшней общественной жизни. 3. Детский коллектив не может двигаться вперед без систематического анализа своей деятельности. 4. Управлять детским коллективом, стоять над ним невозможно. С коллективом надо слиться, «раствориться» в нем. Можно выделить несколько основных направлений деятельности ученического самоуправления в нашем учреждении: представительское направление : участие членов совета в обсуждении проблем ДДТ и принятии решений, участие в работе органов самоуправления; разрешение конфликтов : посредничество в разрешении внутриучрежденческих конфликтов на принципах добровольности; информационное направление: информирование обучающихся о проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета; шефское направление: организация шефства старших над младшими;
внешние связи: организация взаимодействия с социальными партнерами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов; организаторское направление
:
поддержка досуговых, социально- значимых и иных инициатив; правозащитное направление: защита прав обучающихся. Курирует эти направления в нашем учреждении совет, самая простая модель, мы не стали создавать ни думу, ни парламент, т.к. считаем, что суть не в названии, а в содержании деятельности. Самоуправление - не самоцель, а способ организации детской жизни, когда каждый занимает активную позицию, планирует и действует самостоятельно, испытывает чувство ответственности за правильное решение возникающих в жизни проблем. Участие в ученическом самоуправлении помогает ребенку приобрести новый социальный опыт, а именно научиться осуществлять свой выбор, быть успешным, развивать свои таланты и способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении, и в управлении страной.
В раздел дополнительное образование