Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мир через объектив"

Программа внеурочной деятельности

Автор: Шулайкина Галина Евгеньевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №1, Похвистнево, Самарской области



В раздел дополнительное образование


Пояснительная записка.
В кружок принимаются учащиеся 5-7 класс ов, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой и обладать «видением фотографа». Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью, увидеть и передать красоту природы и повседневных явлений . Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках, в школе организуются фотоконкурсы. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 34 час а и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении трех лет по 1 часу в неделю. Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядных пособий и приемов практической работы. При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, по городу, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках. Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка. Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.
Цели и задачи кружка:

- Освоение знаний
об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся навыков работы с ручными настройками фотоаппаратов, развитие наблюдательности, эстетическое воспитание. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают перво начальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников
фотографической информации.
- овладение умениями
и навыками фотодела, использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
-развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание
любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.
- формирование способности
и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.
Задачи:
1. Привлечь детей к занятию фотографией. 2. Повышать уровень мастерства учащихся. 3. Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам. 4. Укрепление дружбы между учащимися. 5. Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года. 6. Привлечение детей к занятию фотоискусством. Количество часов в год – 34 часов Количество часов в неделю – 1 часа Возраст детей – 10-15 лет
Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений: 1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); 2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных учителем. 3. Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. 4. Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: 1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. 2. Делать предварительный отбор источников информации. 3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 4.Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки. 5. Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe Photoshop. 6. Фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать фотографии, просматривать изображения, создавать фотоальбомы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: 1. Умение донести свою позицию до других. 2. Слушать и понимать речь других. 3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения. 4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Основное содержание курса

Раздел 1. Введение. История возникновения фотографий


Несмотря на то, что сейчас фотография широко распространена (еще бы, ведь цифровые камеры сейчас встраиваются в сотовые телефоны, медиаплееры и ноутбуки), до недавнего времени это был таинственный процесс, окутанный ореолом магии и волшебства. Чего только стоит фраза «Сейчас вылетит птичка», сразу после которой вас ослепляет вспышка! Давайте попробуем немного приподнять завесу тайны, и разберемся, с чего началась, как продолжилась и чем сейчас является фотография. Камера обскура. Первая в мире фотография "Вид из окна". Фотография в России. Цветная фотография
Раздел 2
.
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями

съёмки
Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип работы фотоаппарата. Пленочная и цифровая техника. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив - принцип работы. Типы объективов. Фотовспышка.
Раздел 3. Основные настройки фотоаппарата
. Экспозиция. Экспозамеры. Баланс белого. Выдержка. Диафрагма Глубина резкости.
Раздел 4. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные

возможности фотографии.
Понятие композиции. Построение фотоснимка. Фотографический снимок строится по определенным принципам, которые объединяются общим понятием "композиция кадра". Слово "композиция" в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Под композицией следует понимать всю систему, весь изобразительный строй снимка, созданный фотографом в целях раскрытия идейно-тематического содержания, в целях достижения четкости и выразительности художественной формы. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и изобразительной формы в фотоснимке. Её определяют размещение фигур и предметов, направление происходящего в кадре движения, направление основных линий, распределение светотональных масс. Работа над композицией кадра приводит все эти составные элементы в определенную гармоничную систему, делает четкой и ясной изобразительную форму снимка, через которую содержание выражается со всей необходимой полнотой. Масштаб изображения. Изображение пространства. Фотосъемка природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Фотографии, снятые на природе, – это нечто особенное. Такие снимки, в отличие от студийных фотографий, подкупают своей естественностью и отличаются большим разнообразием. Какие же существуют особенности фотосъемки на природе? Приступая к съемке на природе, в первую очередь необходимо определить, какой их двух типов снимков вы хотите получить: будете ли вы снимать саму природу или же природные объекты будут лишь фоном для съемки людей или животных.. Натюрморт. Предметная фотосъемка. Съемка еды. Предметная фотосъемка не рассчитана на создание художественных произведений. Основное ее назначение – получение снимков, призванных качественно продемонстрировать товар. Предметная фотосъемка делится на типы и бывает разной сложности. Важнейшее значение при предметной фотосъемке имеет четкость снимков – на них не должно быть никаких размытости или бликов. Предметную съемку обычно выполняют с нескольких ракурсов. Кроме того, дополнительно
фотографируют части предмета, требующие повышенной детализации. Фон преимущественно выбирают белый. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии. Искусство фотопортрета активно используется в индустрии моды, где с глянцевых обложек на Вас смотрят модели с красивыми лицами и дивными пропорциями. Однако во многих случаях удачно сделанный портрет – это заслуга не столько модели, сколько самого фотографа. Так как фотографировать портрет, чтобы добиться художественной выразительности? Художник должен увидеть образ, проникнуть в его суть, передать увиденное и прочувствованное жестами рук, наклоном головы и выражением глаз модели. И если фотохудожник смог правильно все организовать, то результат его труда – фотопортрет - не останется незамеченным. Особенности репортажной съемки. Кто же это такой, репортажный фотограф…Стоит написать о нём немного о всех особенностях его работы. Репортажная фотография один из самых сложных, но в тоже время интересных жанров и далеко не у каждого фотографа хватит терпения работать в таком амплуа. Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями. Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Думается, что мы довольно понятно объяснили, что же есть репортажная фотография. Особенности настоящей репортажной фотосъемки состоят в том, что фотограф не может сказать своей модели: «Станьте, пожалуйста, так. Поверните голову». Репортажная съемка – живая, в ней все по-настоящему. Ловить нужно каждый момент. Секунда раньше или секунда позже – и фоторепортаж уже не будет так удачен, точнее фотографии станут просто бессмысленной пачкой бумаги, где Вы не увидите самого интересного.
Раздел 5. Внесение материалов по темам в фото-видеоархив.
Заключительный раздел полностью посвящен практической работе. Ребята попробуют применить все полученные знания для создания школьного фото и видеоархива по различным темам. Учитель выполняет роль консультанта и помощника. На итоговом занятии ребята попробуют проанализировать свою деятельность, выявить ошибки и затруднения с которыми они столкнулись во время самостоятельной работы.


В раздел дополнительное образование