"Современная система жанров журналистики на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (школьные СМИ)"
методическая разработка
Автор: Слинкина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ№34, город Карталы, Челябинская область
В раздел дополнительное образование
Современная система жанров журналистики на уроках русского языка и
во внеурочной деятельности учащихся (школьные СМИ)
Газетная журналистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая потребность общества, требование момента, определенных общественно-политических отношений. Сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности. Так, со времен первой печатной газеты – петровские «Ведомости» стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С появлением в VIII веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития таких ее жанров, как басня, эпиграмма, памфлет и другие. Но сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью. Современная система жанров журналистики – это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей
день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров. Именно поэтому наиболее важно рассмотрение отдельно взятого жанра в системе. Такой подход дает возможность определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами. Как утверждают многие ученые, существование системы жанров предопределяет внутреннюю взаимосвязь всех ее элементов. Обладая относительной самостоятельностью, любой жанр в то же время является элементом системы, а именно, компонентом, зависящим от функционирования всей системы. На данный момент особенно важно работать над речетворческими способностями учащихся на уроках русского языка с использованием публицистических жанров. В совокупности с их изучением во время внеклассной работы учителю предоставляется возможность повысить у школьников интерес к изучаемому материалу, ведь это позволяет подросткам самостоятельно создавать не просто тексты школьных сочинений, а почувствовать себя в роли настоящих журналистов и показать полученные навыки через создание школьных газет или даже новостных сюжетов. Наиболее логичным будет, если в процессе занятий учитель в первую очередь познакомит школьников с жанрами газетной журналистики. В приведенной ниже таблице их типологическая структура. Таблица 1 – Типологическая структура жанров журналистики
Жанровый
вид и его
разновидност
и
Предмет
отображения
Целевая функция
Способы работы
с получаемой
информацией
1
2
3
4
1. Информационные жанры. Информацион ное Решения Оповещение о важнейших Работа с документальными
сообщение событиях общественно - политической и социально - экономической жизни страны /объем: 5 - 30 строк/ источниками Заметка (Критика, расширенная информация и т.д.) Реалии различных сфер жизнедеятельно сти людей Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях / объем: 30 - 70 строк/ Интервью, работа с документами и пресс-релизами Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Репортаж Информация, основанная на суждениях собеседника /Внутренний мир собеседника, его убеждение, привычки, эмоциональное состояние и т.д./ Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование , эксперимент Интервью (интервью - монолог, интервью - диалог, Информация, основанная на суждениях собеседника, его убеждения, Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути Метод интервью
портретное интервью и т.п.) привычки, эмоциональное состояние и т.д. специалистами и очевидцами и наглядная демонстрация методов осмысления проблемы Заявление Решения Оперативная оценка актуальной социально - политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики Работа с официальными документами Анонс События культурной жизни Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Аннотация Произведения искусства и культуры Ориентирование в потоке культуры, явлений культуры, путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т.п. Сигнал Читательское мнение Привлечение общественного Публицистическое обобщение и
относительно – конкретных событий внимания на актуальную проблему оценка ситуации Девиз – лозунг Актуальное событие социальной практики Оповещение об идейно – политической позиции издания Работа с документальными источниками Реплика Конкретная ситуация (эпизод) Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны Публицистическое сообщение и оценка ситуации Справка Статистический материал Предоставление справочного материала ориентирующего характера Работа с документальными источниками Полилог Мнения и суждения Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов Диалог, беседа Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Поздравление Идеалы Оповещение об актуальных явлениях в системе ценностных отношений в Биографический метод
обществе Опрос Мнения Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам Телефонный опрос, прессовый опрос Вопрос – ответ Мнения Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации о типе вопросов, возникающих у массового читателя Прямая связь, читательская почта Совет Мнения Предоставление читателям узкоспециализирован ной информации: “советы садоводам”, “наш домашний доктор” и т.п. Интервью, экспертный опрос Некролог Идеалы Рассказ об этапах жизни умершего со словами прощания и скорби Биографический метод (работа с анкетными и биографическими данными, автобиографическ ими справками
Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 2.Аналитические жанры. Отчет (общий, прямой, проблемный, тематический, отчет – комментарий) Съезды, конференции, дипломатическ ие приемы, собрания и т.п. Формирование идеологически выдержанной, практически исполнимой программы действий в сложившейся ситуации Публицистическая интерпретация события Корреспонден ция (постановочна я, проблемная, аналитическая ) Отдельные конкретные ситуации или явления социальной практики Коррекция некоторых частных моментов социальной практики путем объяснения общественного значения анализируемого явления и предложения в способах разрешения конкретной проблемы действительности Анализ и оценка конкретной ситуации Статья (теоретическа я, полемическая, проблемная, постановочна Действительнос ть в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений, практически приложимых в условиях Методы теоретического и эмпирического анализа
я и т.п.) практического разрешения любой проблемной ситуации Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.) Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Комментарий Позиции Прямое объяснение событий (поступка, документа) с определенной идейно- политической позиции Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т.п.) Уведомление Эффекты Оповещение о существующих в обществе принятых нормах реагирования на критику Аналитические методы Напоминание Эффекты Оценка адекватности реакции на критику в газете конкретных руководителей предприятий и общественных организаций Аналитические методы “Возвращаясь Эффекты Разъяснение Оценочная
к напечатанном у” способов эффективного использования публичной критики для коррекции решения конкретной проблемы трактовка фактов Круглый стол Позиции Разностороннее обсуждение проблемной ситуации Сопоставительны й метод Анкета Мнения Оповещение о возможности непосредственного диалога читателя и журналиста Социологические методы 1 2 3 4 Отклик Мнения Сопоставление оценок события журналистом и читателем, повышающее убедительность позиции, занятой редакцией Сопоставительны й метод Мониторинг Мнения Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, Социологические методы
фактов Рейтинг Мнения Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей Социологические методы: группировка социологических данных, экспертный комментарий Рецензия Научные, художественны е или общественно – политические произведения Воздействие на процессы освоения конкретного произведения массовым читателем объяснением его художественных достоинств Детальный искусствоведчески й разбор конкретного произведения искусства Прогноз Прогностическ ие суждения, гипотезы Прогноз статуса явления, развития события Прогностические методы 1 2 3 4 Версия Прогностическ ие суждения, гипотезы Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение. Прогностические методы Эксперимент Смоделированн ая ситуация Исследование проблемы изнутри путем моделирования Метод эксперимента
ситуации Обзор Шедевры культуры и искусства Формирование универсальных установок на использование всех богатств культуры для осмысления и разрешения реальных проблем социальной практики и воздействия на важнейший процесс духовной жизни общества - художественное творчество Искусствоведческ ий анализ Журналистско е расследование Реалии Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй… Социологические методы 1 2 3 4 Письмо Контакты Развернутое сообщение, в котором читатель стремится разъяснить собственную Работа с читательской почтой
позицию, убедить широкий круг сограждан в правоте предполагаемой им программы Обзор почты Контакты Формирование спонтанных настроений, суждений и действий аудитории на социальную практику Контент – анализ Обозрение Позиции Предоставление читателю обобщенных до символического значения эталонных оценок ситуации и фактов данного типа Публицистическое обобщение 3.Художественно – публицистические жанры Очерк (проблемный, портретный, путевой, научно – популярный и др.). Человеческий характер Формирование идеала личности и образа жизни, создание эталонов оценки и образов поведения, практически пригодных для ориентирования в любой проблемной ситуации данного Биографический метод, интервью, беседа, анализ личных документов
типа
Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Зарисовка Идеалы Оценка реалий действительности в свете идеальных представлений общества Биографический метод, интервью, беседа, анализ личных документов Житейская история Идеалы Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев, мотивы их поступков. Психологические методы Фельетон Несообразное, противоречивое , парадоксальное социальной действительнос ти Осмеяние или отрицание негативного социального явления с помощью юмора, иронии, сарказма Комическое преувеличение, сатирическое заострение ситуации Памфлет Абсурды Обличение теневых сторон жизни, фактов и явлений, подлежащих с точки зрения автора полному искоренению Различные способы доказательства от “противного” Острота Абсурды Оповещение о существующих стандартах Метод сатиры как искусства (сатирическая
комического, воспитание чувства юмора типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование культурной традиции и т.д.)
Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Сатирические заметки Абсурды Саркастическая оценка реальной действительности Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование культурной традиции и т.д.) Сатирический комментарий Абсурды Сопровождение события и явления (чаще – слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании нелогичности, непоследовательност и или же откровенной глупости Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование и т.д.) Пародия Абсурды Критика объекта пародии за счет подражания, гиперболизирующег о недостатки и Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск,
имеющего целью насмешить читателя возведение к абсурду, пародирование и т.д.) Средства массовой информации в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения школьников. Всеми своими программами они прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря средствам массовой информации современные школьники более широко осведомлены о последних достижениях в различных областях социально – политической, научной, производственной и культурной жизни общества. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме воспитания школьников средствами массовой информации, изучение передового педагогического опыта и результаты экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы: 1. Человек будет воспитываться всю его жизнь. И центром его воспитания и образования будет не школа, не вуз, а он сам. Школа научит его самостоятельности и основным навыкам, вуз даст узкое и глубокое образование, а сам он будет изучать то, что ему интересно. Средства массовой информации с их огромной силой воздействия станут столпом свободного образования. Телевизионные и радиопрограммы, специально составленные, охватят многие миллионы людей, должны будут появиться новые специальные журналы для самообразования по экономике, технике, философии, искусству, естественным наукам. Все виды внешкольного обучения объединятся в системе свободного воспитания. 2. Опытно – экспериментальная работа по данной проблеме показала, что средства массовой информации оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей, формируют любознательность, положительное отношение к искусству, организованность.
3. Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимался А.С. Макаренко. Он считал, что средства массовой информации с их всепроникаемостью и массовостью станут самыми важными в смысле воспитательном из всех искусств. 4. Педагоги – современники: Егоров В.В. и Ефимов Э.М. занимаются проблемой внедрения средств массовой информации в учебный процесс школы. Асенин С.В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации, влияние мультфильмов на развитие и воспитание ребёнка. Джуринский А.Н. выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе школы. 5. Анализ научно – педагогической литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике. На основании вышеизложенных выводов мы разработали следующие рекомендации учителям по использованию средств массовой информации в воспитании школьников. 1. Занятия должны предусматривать выяснение и систематизацию знаний о периодических изданиях, телевидении. 2. Обсуждение различных газет, журналов и телепередач. 3. Знакомить с тем, как узнать о трансляции нужной передачи. 4. Учитель должен организовывать процесс общения детей по поводу просмотренных передач, прочитанных газет, вырабатывать навык суждений и оценок увиденного и прочитанного. 5. Выполнять творческие задания, проводить внеклассные мероприятия на основе телевизионных программ таких как: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «В мире животных», «Умники и умницы» и другие. 6. Проводить классные часы о детских газетах и журналах. На занятиях знакомить учеников с газетой, как печатным изданием особого рода, с основными журналистскими жанрами: репортажем, очерком, интервью, статьёй, фельетоном.
Мероприятия такого рода воспитывают интерес, свободу мысли, положительное отношение к искусству, развивают познавательные способности, любознательность, организованность. Определяют роль и место средств массовой информации в жизни ребёнка.
Литература
1. Взаимодействие устных и письменных стилей языка. Киев,1982. 2. Виноградский B.C. Эффективность, действенность, мастерство - проблемы и перспективы. // "Вестник Московского университета. Серия X. Журналистика.". М., 1976, №6. 3. Винокур Г.О. Культура языка. М., 1929. 4. Власенко А.И. Развивающее обучение русскому языку. М.,1983. 5. Волков А. А. Основы риторики. М.,
В раздел дополнительное образование