Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор достижения нового качества дополнительного образования"

статья

Автор: Подмарева Инна Николаевна, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества "Гармония" с. Борское, село Борское



В раздел дополнительное образование

, Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор . достижения нового качества дополнительного образования Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности. Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:  быть чутким и доброжелательным;  понимать потребности и интересы детей;  иметь высокий уровень интеллектуального развития;  обладать широким кругом интересов и умений;  быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;  быть активным;  обладать чувством юмора;  располагать творческим потенциалом;  проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:  способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
 знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;  склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:  работа в методических объединениях, творческих группах;  исследовательская деятельность;  освоение новых педагогических технологий;  различные формы педагогической поддержки;  активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;  обобщение собственного педагогического опыта;  использование ИКТ. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:  самоанализ и осознание необходимости;  планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);  самопроявление, анализ, самокорректировка. Лексическое значение понятия „компетентный” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:  управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;  психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;  педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение детей. Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


В раздел дополнительное образование