Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через театральную деятельность"

статья

Автор: Пушкарёва Надежда Ивановна, педагог дополнительного образования, МОБУ ДОД ЦДТ п/к "Орлёнок", г. Благовещенск РБ



В раздел дополнительное образование


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через

театрализованную деятельность

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей
… » Б. М. Теплов. Вот уже на протяжении пяти лет я веду кружок «Театральная шкатулка». Целью работы кружка является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность. Считаю, что театрализованная деятельность, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному воспитанию детей. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, друзьям, к своей Родине. С детьми мы подготовили и показали сказки духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть красоту нравственных поступков. Различать такие категории как добро и зло помогают народные сказки. Сказка не даёт прямых наставлений типа «слушайся родителей», «уважай старших», но в её содержании заложен урок, нравственность заложена в самих сюжетах. Родители и дети посмотрели такие сказки как: "Теремок", "Муха -Цокотуха", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Гуси-лебеди", "Под грибом"и др. Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, двигательный эмоциональный контроль,
развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга. Так же на занятиях мы изготавливаем театральные куклы из носков, пряжи, картона, придумываем роли с кукольными игрушками, принимаем участие в различных играх и постановках. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями школы и семьи. Все родители хотят видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, порядочными, честными. Но на вопрос: « А как воспитать эти качества в ребенке?», — многие родители затрудняются ответить. Для того, чтобы родители осознали, что в первую очередь они ответственны за воспитание своих детей, именно в семье должны передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи. Нужно больше общаться с детьми, играть в различные ролевые игры, которые носят воспитательный характер. Младший школьный возраст – время становления личности ребенка, формирование основ самосознания. Развитию этих процессов способствует театрализованная деятельность. Это развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, Формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства. Воспитание устойчивого интереса к театрализованной деятельности. Совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций. Развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря. Развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх. Дети учатся выражать эмоции и их воспроизводить в момент перевоплощения в животных или сказочных героев. У них появляется возможность формирования определенных действий для выражения эмоций, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины. Развивающий потенциал театрализованной игры имеет огромное значение для становления личности ребенка, стимулирует развитие психических процессов: целостности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, образного и логического мышления, двигательной активности.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия учащихся, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению • совершенствуется артикуляционный аппарат • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий • дети получают эмоциональный подъём Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей школьного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. В театрализованные занятия включены: • Театральная игра, которая развивает игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относится к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. • Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, , пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, развивает свободу и выразительность телодвижения • Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. • Основы театральной культуры – обеспечивают условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Работа над спектаклем проходит следующим образом. это прежде всего 1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми. 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. 7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением. 8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Для «юных артистов», подготовка и сами выступления оставляют яркий, добрый след в их сердцах. Театрализованная деятельность – это яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры, радость. Это деятельность, в которой осуществляются желания и мечты
.
Детям нравится заниматься театральной деятельностью. Отмечаются изменения, происходящие в ребенке: ребенку весело, интересно, происходит духовный рост ребенка, всё это сближается с другими детьми, дети учатся общению. Дети становятся более доброжелательными, добрыми, увереннее в себе, самостоятельнее. На занятиях в кружке у учащихся развивается эстетический вкус, пробуждается творческая активность. В процессе работы над спектаклем все учащиеся овладевают не только культурой речи, но и учатся трудиться сообща. Дети познают радость и гордость. Занятия в театральном кружке способствуют
расширению кругозора, повышению эмоциональной культуре, мышления, формированию убеждений, интерес к искусству, а самое главное дает положительный результат духовно- нравственного воспитания учащихся во внеурочной работе.


В раздел дополнительное образование