Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Конспект занятия"Ткачество"

методическая разработка

Автор: Алешонкова Рита Якимовна, педагог дополнительного образования, МБОУ СОШ № 4, город Иркутск



В раздел дополнительное образование


Конспект занятия «Ткачество

Составила педагог дополнительного образования Алешонкова Рита Якимовна.
Пед. технология– комбинированная.
Предварительная работа:
Знакомство с устройством ткацкого станка, тканье простого половичка, подвижная игра «Челночок».
Индивидуальная работа:
Индивидуальная работа на станке.
Методы:
Словесный, наглядный, практический.
Приёмы:
Игровой, исследовательский, художественное слово, музыка, подвижная игра. выполнение практических действий.
ЗАДАЧИ:

Образовательные:
Обогащаем речь детей образными выражениями, пословицами, песнями. Продолжать знакомить с атрибутами народного быта: прялка, ткацкий станок. Повторить технику ткачества, знание элементов станка.
Воспитательные:
Развиваем эстетический вкус, мелкую моторику. Приобщение детей к истокам народной культуры, фольклору. Воспитание трудолюбия, усидчивости, уважение к предметам старины.
Развивающие:
Закрепляем навыки художественного ткачества. Усваиваем новую технику тканья «Ажур».
Ход занятия:

Заходят дети - Здравствуйте ребята, вот вы и снова пришли ко мне в гости, а я для вас приготовила сюрприз: сундучок, которые были когда-то в старые времена. Хотите заглянуть в сундучок?: Сейчас мы с вами заглянем в прошлое. Мудрость и талант народных мастеров живут в веках, передаваясь из поколения в поколение. И у нас с вами есть возможность прикоснуться к истокам старинных традиций русских мастеров. Посмотрите у меня в сундучке находятся образцы ниток (клубочки, из которых мастера- ткачи, плели полотно. А вы знаете, ребята, раньше в старину не было нитей, а использовали разные материалы: лубяные волокна, стебли растений, полоски меха животных, даже использовали человеческие волосы. Все эти материалы готовили хозяйки для плетения, вязания. Ну а ниток ещё не было, тогда волокна стали вытягивать в одни ниточку (прясть) и сматывать её в клубочек, а руками это было тяжело. Вот тогда и придумали прялку Показ прялки посмотрите на эту прялку. На ней когда-то работали наши бабушки, из шерсти пряли нитки, вязали одежду. ( Просмотр клипа - работа на прялке). Кроме пряжи на Руси использовали лён, который вымачивали, отбивали, чтобы стебли были мягкими, их расчесывали, скручивали и получали нитки. Дети отгадывают загадку про нитки. 1 Загадка: Без рук без ног, а в гору лезет. (тесто) 2. Закутан ребенок в 100 пеленок (капуста) 3. Самая большая ягода. (арбуз) 4. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу Больше греться не хочу (чайник) 5. Какое дерево плачет? (Ива) 6. В поле родился, к обеду пригодился. (хлеб). 7. Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист)
Затем отгадывают другие загадки, выбирают первую букву из отгадок и составляют слово. Получилось «Ткачиха». Кто это? На чем они работали? Когда придумали станки для плетения их назвали ткацкий станок и на нём плели руками и называлось - это ручное ткачество. У нас тоже есть ткацкий станок, на котором мы уже ткали небольшие половички. Давайте вспомним принцип его работы. Русская народная игра «Челночок»: Привязаны к неподвижному древку в горизонтальном положении на уровне пояса детей полоски ткани чередованные по цвету-1через1. Дети берут полоску в правую руку одного цвета, в другую другого. Один участник будет утком - берет клубок дранки. По команде поднимается правая рука, левая опущена – участник с клубком (утком) пробегает между полосками, разматывая клубок, затем левая рука поднимается, правая внизу и опять участник пробегает с клубком. Такое чередование закрепляет уток- получается тканый коврик. Во время игры звучат русские народные песни. А теперь мы с вами познакомимся с новым видом ткачества «Ажурное». (Показ образца) Демонстрация выполнения работы. Так как станок у нас один и набирать петли на бральницу будут по очереди, остальные дети вырезают из цветной бумаги ажурную сумочку. Во время работы обсуждаем пословицы: Больше дела, меньше слов. Дети говорят: Скучен день до вечера, когда делать нечего. Труд кормит, а лень портит. Была бы охота - заладится любая работа. Ну, а теперь земле русской поклонись, за работу ты возьмись. Потрудились вы славу, жалко короток денёк, отдохнём ко мы часок, аккуратно всё оставим. Ведь работа хороша, если вложена душа. И хочется мне поскорей умением удивить гостей. Работу свою представить и ваше умение прославить. (показ детских работ) Давайте подытожим, чему мы научились, что нового узнали. (Высказывания детей)


В раздел дополнительное образование