"Индивидуальный образовательный маршрут для детей испытывающие трудности в обучении в ДШИ в классе фортепиано"
методическая разработка
Автор: Халиуллина Рита Рависовна, преподаватель, МБУДО "Советская ДШИ", город Советский
В раздел дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Советская детская школа искусств»
Выполнил: преподаватель по классу фортепиано
Халиуллина Рита Рависовна
Индивидуальный образовательный маршрут для детей испытывающие
трудности в обучении в ДШИ, в классе фортепиано
2015
Пояснительная записка Часто, по причине отсутствия конкурса на приёмных экзаменах в ДШИ, занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными. Соответственно, таким детям, справиться с программой по которой обучаются основная масса учеников, сложно. Поэтому необходимо разработать программу, по которой обучающийся прошёл бы курс обучения игры на фортепиано, при этом не теряя интереса. Цель – эффективно организовать учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей ученика. Формирование интереса к обучению, воспитание музыканта – любителя. Основой программы является облегчение всего курса обучения. Для этого нужно: - пересмотр теоретического материала - пересмотр репертуара - сократить количество изучаемых произведений - произведения должны быть интересными, образными, разнохарактерными - ознакомление, изучение произведений различных жанров - идти от очень простого до постепенного усложнения - общение во время урока - обстановка на уроке спокойная, доброжелательная - похвала, поддержка даже при минимальных успехах - ориентироваться на возраст, мышление, умственное развитие, здоровье ребёнка - возможен вариант сдачи экзамена при окончании обучения – в классном порядке (в комиссии директор, зав. отделением, преподаватель)
Программа рассчитана на 5 лет обучения и максимально приближена к возможностям учащихся. Возраст детей 7 – 12 лет. Форма занятий – индивидуальный урок (40 минут). На приёмных экзаменах трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие, поэтому пятилетнее обучение можно разделить на 2 этапа. I этап – общеобразовательное обучение (1 класс). К концу обучения в 1 классе, видны различия в уровне музыкального развития ученика, что даёт возможность преподавателю, проанализировав возможности учащихся, разделить их по двум направлениям дальнейшего обучения. I направление – обучение по соответствующим программам обучения (хорошие, средние музыкальные данные). II направление – обучение по облегчённой программе (слабые музыкальные данные, дети имеющие отклонения в психологическом развитии – память, внимание, мышление, встречаются дети с ДЦП). I год обучения Цель – выявить индивидуальные, природные возможности учащихся, создать психологическую атмосферу, способствующую положительному отношению к учебной деятельности. Задачи: 1. История создания инструмента 2. Изучение теоретического материала 3. Начальное развитие музыкального слуха 4. Постановка рук 5. Освоение начальных исполнительских навыков 6. Воспитание навыка самостоятельной работы 7. Игра в ансамбле
II этап – основной (2 – 5 классы). Обучение по II направлению. Цель – освоение практических умений игры на фортепиано, выработать исполнительские навыки для самостоятельного музицирования. Задачи: 1. Закрепление теоретического материала и изучение нового 2. Развитие исполнительских навыков 3. Развитие навыка самостоятельной работы 4. Развитие музыкального слуха 5. Приобретение навыка концертного исполнения 6. Посещение концертов 7. Исполнение преподавателем пьес различных жанров 8. Изучение произведений различных жанров 9. Освоение педали 10. Чтение с листа, подбор на слух, игра в ансамбле 11. Беседа о композиторах изучаемых произведений, известных пианистах. Создав оптимальные условия учебного процесса, для детей испытывающих трудности в обучении, путём индивидуального подхода, к концу обучения в ДШИ по данной программе были достигнуты следующие результаты: - самостоятельное разучивание несложных произведений - приобретён навык чтения с листа, подбора на слух, ансамблевой игры - выступление на родительских собраниях, классных часах, детских садах, даёт ощущение значимости в ближнем окружении - обладание общими музыкальными знаниями, владение инструментом на уровне требований пятилетней программы
При обдуманной разработке учебной программы, при правильном планировании занятий, обучение будет проходить без сильной нагрузки на ученика, и доставлять удовольствие от учебного процесса. Данная программа апробирована на учащихся класса фортепиано. Исходя из индивидуальных музыкальных способностей, здоровья учащегося, возможна корректировка программы в сторону усложнения или упрощения.
Пояснительная записка Часто, по причине отсутствия конкурса на приёмных экзаменах в ДШИ, занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и минимальными музыкальными данными. Соответственно, таким детям, справиться с программой по которой обучаются основная масса учеников, сложно. Поэтому необходимо разработать программу, по которой обучающийся прошёл бы курс обучения игры на фортепиано, при этом не теряя интереса. Цель – эффективно организовать учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей ученика. Формирование интереса к обучению, воспитание музыканта – любителя. Основой программы является облегчение всего курса обучения. Для этого нужно: - пересмотр теоретического материала - пересмотр репертуара - сократить количество изучаемых произведений - произведения должны быть интересными, образными, разнохарактерными - ознакомление, изучение произведений различных жанров - идти от очень простого до постепенного усложнения - общение во время урока - обстановка на уроке спокойная, доброжелательная - похвала, поддержка даже при минимальных успехах - ориентироваться на возраст, мышление, умственное развитие, здоровье ребёнка - возможен вариант сдачи экзамена при окончании обучения – в классном порядке (в комиссии директор, зав. отделением, преподаватель)
Программа рассчитана на 5 лет обучения и максимально приближена к возможностям учащихся. Возраст детей 7 – 12 лет. Форма занятий – индивидуальный урок (40 минут). На приёмных экзаменах трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие, поэтому пятилетнее обучение можно разделить на 2 этапа. I этап – общеобразовательное обучение (1 класс). К концу обучения в 1 классе, видны различия в уровне музыкального развития ученика, что даёт возможность преподавателю, проанализировав возможности учащихся, разделить их по двум направлениям дальнейшего обучения. I направление – обучение по соответствующим программам обучения (хорошие, средние музыкальные данные). II направление – обучение по облегчённой программе (слабые музыкальные данные, дети имеющие отклонения в психологическом развитии – память, внимание, мышление, встречаются дети с ДЦП). I год обучения Цель – выявить индивидуальные, природные возможности учащихся, создать психологическую атмосферу, способствующую положительному отношению к учебной деятельности. Задачи: 1. История создания инструмента 2. Изучение теоретического материала 3. Начальное развитие музыкального слуха 4. Постановка рук 5. Освоение начальных исполнительских навыков 6. Воспитание навыка самостоятельной работы 7. Игра в ансамбле
II этап – основной (2 – 5 классы). Обучение по II направлению. Цель – освоение практических умений игры на фортепиано, выработать исполнительские навыки для самостоятельного музицирования. Задачи: 1. Закрепление теоретического материала и изучение нового 2. Развитие исполнительских навыков 3. Развитие навыка самостоятельной работы 4. Развитие музыкального слуха 5. Приобретение навыка концертного исполнения 6. Посещение концертов 7. Исполнение преподавателем пьес различных жанров 8. Изучение произведений различных жанров 9. Освоение педали 10. Чтение с листа, подбор на слух, игра в ансамбле 11. Беседа о композиторах изучаемых произведений, известных пианистах. Создав оптимальные условия учебного процесса, для детей испытывающих трудности в обучении, путём индивидуального подхода, к концу обучения в ДШИ по данной программе были достигнуты следующие результаты: - самостоятельное разучивание несложных произведений - приобретён навык чтения с листа, подбора на слух, ансамблевой игры - выступление на родительских собраниях, классных часах, детских садах, даёт ощущение значимости в ближнем окружении - обладание общими музыкальными знаниями, владение инструментом на уровне требований пятилетней программы
При обдуманной разработке учебной программы, при правильном планировании занятий, обучение будет проходить без сильной нагрузки на ученика, и доставлять удовольствие от учебного процесса. Данная программа апробирована на учащихся класса фортепиано. Исходя из индивидуальных музыкальных способностей, здоровья учащегося, возможна корректировка программы в сторону усложнения или упрощения.
В раздел дополнительное образование