Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности вокальной работы с детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации

Автор: Картавцева Виктория Радиковна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦВР "Подросток", город Оренбург



В раздел дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Подросток»
Особенности вокальной работы с детьми дошкольного

возраста
Методические рекомендации Выполнила: педагог дополнительного образования культурно-эстетического отдела Картавцева Виктория Радиковна Оренбург 2015 1

Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………….3 2.Строение голосового аппарата ребенка дошкольного возраста…………….6 3.Развитие основных вокальных навыков у детей дошкольного возраста…10 4.Игровые методы развития голоса ребенка…………………………………15 5.Заключение……………………………………………………………………19 6.Список литературы……………………………………………………………21 2

Пояснительная записка
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих педагогов, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. А какие замечательные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пении в ансамбле, участии в концертах, музыкальных спектаклях и т.д. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкуса детей, формированию основ их музыкальной культуры. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется, в основном, в дошкольных общеобразовательных учреждениях, где на музыкальных занятиях вокальному развитию не отводится отдельное место и время. В связи с тем, что детское пение сегодня приобретает все большую актуальность и популярность, многие родители стремятся дать вокальное воспитание своим детям с раннего возраста и приводят их в вокальные объединения учреждений дополнительного образования. 3
Чаще всего дополнительные образовательные программы по вокалу и вокальному ансамблю рассчитаны на детей от семилетнего возраста. Голоса же дошкольников имеют свои возрастные особенности, которые необходимо учитывать при работе с детьми 4-6-летнего возраста. Цель данных методических рекомендаций – оказание помощи педагогам- вокалистам в системе дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста. Эффективность занятий напрямую зависит от знаний анатомического строения дыхательной системы, голосового аппарата ребенка. Пренебрежение этими знаниями может повлечь за собой необратимые явления. Например, попытка добиться громкого звука может привести не только к форсированному звучанию и травмам голосовых связок, но и к психологическим травмам, связанным с невозможностью выполнить требования педагога. Другим важным моментом является правильный подбор методов и приемов работы с дошкольниками, позволяющих сохранить и развить интерес ребенка к занятиям, а также способствующих эффективному становлению певческого голоса. Вокальные занятия влияют на формирование гармонически развитой личности дошкольника. Формируются такие качества как: • эмоциональность • коммуникабельность • инициативность • ответственность • организованность • трудолюбие • креативность Развиваются познавательные процессы: • ощущение, восприятие • внимание, память 4
• воображение, мышление • воля Развиваются специальные умения и навыки: • сценическая культура • эстетический вкус • творческие способности • певческие навыки • речевое фонематическое произношение Пение – основной, наиболее доступный вид музыкальной деятельности ребенка. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в ансамбле объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Песня позволяет не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Использование данных методических рекомендаций при работе с детьми дошкольного возраста на занятиях вокального объединения может способствовать сбережению здоровья детского голоса, повышению мотивации дошкольников к занятию вокалом и вокальным ансамблем, созданию на занятиях наиболее комфортных условий для развития музыкальных и, в частности, вокальных способностей. 5

Строение голосового аппарата ребенка дошкольного возраста
Голос дан человеку с самого момента рождения. Это врожденный безусловный защитный рефлекс. На базе этого рефлекса возникает разговорный и певческий голос. Ребенок уже к концу второго года жизни овладевает речью. В этом ему помогают слух, зрение, артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами. На этом основано исправление речи логопедами, чтение с губ глухими. Значительно труднее обстоит дело со становлением певческого голоса. Зрение не помогает видеть работу внутренних мышц гортани. Артикуляционный аппарат играет не главную, а второстепенную роль – петь можно и с закрытым ртом. Главную роль совместно с дыханием выполняет гортань. Поэтому для педагога и для певца важно знать физиологическое строение певческого аппарата. Ведь процесс пения – суть движений различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными, то есть навыками. Гортань – центральный звукообразующий орган. Гортань выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Размер ее зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. От трех до четырнадцати лет гортань растет медленно, постепенно. Только к семи-восьми годам начинается формирование гортанных мышц. Чем же поют дошкольники? Звук образуется главным образом за счет краевого натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне- щитовидных мышц. В этом возрасте у детей короткие и тонкие голосовые связки, небольшой объём лёгких. 6
Поэтому их голос мал по диапазону (не более одной октавы - от «ре»-«ми» первой до «до» второй октавы), невелик по силе. Многие мышцы слабо развиты. Не завершено развитие рецепторного аппарата гортани, не сформирована координация слуха и голоса. Детские голоса имеют своеобразное звучание. Они «светлые», полетные, но еще не имеют тембральной насыщенности. Голосовой аппарат ребенка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. Для детских голосов четырех-пятилетнего возраста свойственно фальцетное головное звукообразование, которое лишено какой-либо насыщенности, небольшая сила звука от рр до mf. В этом возрасте нет существенного различия в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек. В вокальной работе с детьми дошкольного возраста следует категорически избегать форсированного пения. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их 7
следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания. Также не следует использовать низкую тесситуру, так как даже «до» первой октавы за редким исключением неудобно для ребенка. Именно в это время закладываются основы ладового и метрического чувства, навыков интонирования. К шести – семи годам намечаются индивидуальные особенности тембра, проявляется интерес к фонематическому образованию звука, приобретаются первые технические вокальные навыки. В процессе пения успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, на занятиях вокала дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. В вокальной работе с детьми дошкольного возраста следует учитывать не только физические, но и психические особенности развития ребенка. К шестому-седьмому годам жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании изучаемых вокальных произведений. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, свободно различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный 8
запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от жизненных событий способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях в вокальной деятельности. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности. 9

Развитие основных вокальных навыков у детей дошкольного возраста
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Певческая установка (правила пения):  сидеть (стоять) ровно;  не сутулиться;  корпус и шею не напрягать;  голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;  дыхание брать свободно (не брать в середине слова);  петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;  рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;  нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Начинать занятия вокала следует с обучения простейшим певческим навыкам:  правильному звукообразованию;  правильному дыханию; 10
 хорошей дикции;  чистоте интонации;  ансамблю – стройному, согласованному пению;  эмоционально – выразительному исполнению. Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Умение петь – это умение правильно дышать. Труднее всего вырабатывается у детей диафрагмальное дыхание, и поэтому обучение пению детей – процесс небыстрый и нелегкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребенка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребенком по вокалу (с ребенком музыкально одаренным в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трех моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это: 1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч. 2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряженными мышцами живота на коротенькое время. (Детям объясняю – «надули шарик»). 3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули. (Объясняю детям – «сдуваем шарик»). Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д. Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются 11
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены. Обучение вокальным навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности: 1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя. 2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию. 3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата. Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования. Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, 12
над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», менее ярко как «е», но ни в коем случае не как «и». Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Кроме того, некоторые согласные (их сочетание) имеют свои особенности произношения в пении, например: согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо, частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо, как [са] и [с], сочетания «чн», «чт» произносятся как [шн], [шт] и т.д. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка. Для достижения чистоты интонации необходимо:  выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;  давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей: 13
 систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;  петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;  вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;  фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;  транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня. Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса. Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков. Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно. 14

Игровые методы развития голоса ребенка
Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Обучение детей пению начинаю с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе провожу с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса. Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в 15
различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи. Игры и упражнения начинаю с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаю считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даю детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д. Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаю детям ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале. Одним из любимых видов деятельности детей на занятиях является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.) На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию. Использую два вида упражнений для распевания: 16
 специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;  упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот. Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: использую такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование». Очень тщательно отношусь к подбору упражнений, учитываю, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. В работе использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание. Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях использую следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение). Этот приём даёт мне возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей. Для развития устойчивого ладотонального слуха использую пение без сопровождения (а сареllа). Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально- дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего использую перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяю музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок». Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов 17
ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов: Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни. Я как бы «примеряю произведение», стараюсь предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Я анализирую:  диапазон партии, соотношу с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяю слова, которые могут быть непонятны детям; анализирую содержание произведения;  определяю главную идею (воспитательное значение);  мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент; средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;  динамику песни, её лад;  определяю требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;  выясняю исполнительские трудности и выбираю методические приёмы для их преодоления;  точно определяю задачи в работе над произведением, обдумываю их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять. Второй этап – знакомлю детей с песней, сама её исполняю с использованием «живого звука» музыкального инструмента, провожу беседу о содержании, уточняю непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности. Третий этап – снова исполняю песню; напоминаю ребятам об особенностях песни; разучиваю мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаю над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент). Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста. Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом). 18
Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями. В конце учебного года проводится ежегодный отчетный концерт, в котором принимают участие и самые юные вокалисты.
Заключение
Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шепот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка. С целью охраны детского голоса следует:  учитывать певческий диапазон ребенка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребенка; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;  осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;  следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса; 19
 добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)  беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);  не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%. Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и легкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции. В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование. В данной работе рассмотрены некоторые аспекты формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста, а также даны практические рекомендации по обучению детей пению в процессе занятий в вокальном объединении и по здоровьесбережению голоса ребенка. Использование специальных упражнений, различных игровых методов и приемов обучения детей пению – позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребенка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагогов терпения и бережного отношения. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надежный фундамент певческой культуры заложен. 20

Список литературы
1.Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. 2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 2001. 3. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007. 4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000. 5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. 6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки – М., 2005. 7. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону, 2008. 8. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2005. 9. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М , 2008. 10. Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007. 11. Тарасова К. К постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005. 21
12. Шереметьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель, №5 2005, №1 2006. 22


В раздел дополнительное образование