"Формирование личностных результатов средствами проектной деятельности в рамках реализации дополнительной образовательной программы "Бисероплетение"
статья
Автор: Лаврова Марина Николаевна, педагог дополнительного образования, Дом детского творчества "Гармония" с. Борское, село Борское, Самарская область
В раздел дополнительное образование
«Формирование личностных результатов средствами проектной
деятельности в рамках реализации дополнительной образовательной
программы «Бисероплетение»
Воспитание и обучение человека - задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью. Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектный метод - метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Занимаясь бисероплетением с детьми, используя разнообразные методы и формы работы, последнее время наиболее продуктивным и отвечающим требованиям современного обучения детей используется метод проекта. Данный метод работы позволяет привлечь внимание детей, дать возможность самореализации каждому ребенку, быть для ребенка не столько
учителем, сколько помощником, наставником. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов «осязаемые», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В своей практике я планирую использовать как индивидуальные, так и групповые проекты. Это предполагает определенную совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов.
Понятие проектного обучения.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого – либо документа и т.д.
Цель проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Основные требования к учебному проекту.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально-значимой исследовательской, информационной практической проблемы. 2. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е. планирования действий по разрешению проблемы. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. 4.Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
Методика осуществления учебного проекта.
С целью выделения систем действий педагога и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. № Этапы работы Задачи Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 «Погружение в проект» Подготовка 1.Определение темы и целей проекта. 2. Оценка интеллектуальны х и материальных Возможностей Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей. 2 «Организация деятельности» Планирование 1. Определение источников информации. 2. Определение способов сбора и анализа информации. 3. Определение способа представления результатов. 4.Разделение обязанностей между членами команды. Выбирают план действий, формируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположени я. 3 «Осуществление деятельности» Исследование 1. Сбор информации, решение промежуточны х задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты 2. Анализ информации, формулирование выводов. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи, анализируют информацию. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью . 4. «Презентация результатов» Представление или отчет. Оценки результатов процесса в целом. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, качество исполнения и использования источников,
качество отчета.
Выбор темы
Конечно, инициатива обучающихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками программы и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли руководителя проекта. Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в зависимости от возраста обучающихся. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для более старших учащихся. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.
Защита проекта
Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей творческой форме. На завершающем этапе подводятся итоги работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учащихся, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для учащегося. Он сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для учащегося становится оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.)
Критерии оценки проекта
Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Приведу перечень критериев, которые я использую при оценке: 1. важность темы проекта; 2. глубина исследовательской проблемы; 3. оригинальность предложенных решений; 4. качество выполнения продукта; 5. убедительность презентации.
Этапы реализации программы
Первый этап подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление учащихся с историей бисероплетения, происходит ознакомление с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение основных навыков работы с бисером; формирование основных навыков работы над проектом; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей учащихся и развития их творческих способностей. Второй этап позволяет осуществить отработку полученных практических навыков; осуществляется изготовление изделий по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления; позволяет изучить основные понятия о композиции; учащиеся учатся самостоятельно моделировать простые схемы для выполнения изделий из бисера, подбирать цветовое решение. Обучающиеся с помощью педагога готовят проект по выбранной теме. Третий этап : планирую к программе «Бисероплетение» добавить
программу третьего года обучения. Третий этап обучения обобщает и совершенствует знания и умения обучающихся полученные ранее, повышает уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Самостоятельное оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов. В процессе изучения учащиеся в полной мере реализуют свои творческие способности. На третьем этапе обучения обучающиеся самостоятельно выполняют проектную деятельнось. Работа над проектом приучает учащихся к самостоятельной практической работе, воспитывает стремление к созданию нового или существующего, но усовершенствованного изделия, формирует представление о перспективах своей будущей творческой деятельности.
Основные направления реализации программы
беседа наблюдение использование технологии проектной деятельности Метод проектной деятельности, не использующийся в программе «Бисероплетение» ранее, рассматривается не только как итоговая самостоятельная работа обучающихся, но и как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий в технике бисероплетения, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Использование метода проектов на занятиях повышает мотивацию к творческой деятельности. № Название раздела Год обучения 1год обучения 2 год обучения 3 год обучения
Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего 1 Водное занятие 1 1
2
1 1
2
1 1
2
2 Техника плетения 2 8
10
2 12
14
2 12
14
3 Плоские фигурки животных 4 16
20
2 10
12
- - - 4 Объемные фигурки 2 18
20
6 26
32
6 36
42
5 Украшения 4 16
20
4 32
36
4 20
24
6 Цветы из бисера 2 18
20
4 32
36
4 38
42
7 Панно по мотивам сказок и сюжетам басен 2 2
4
4 16
20
2 6
8
8 Вышивка бисером - - - 3 15
18
4 38
42
9 Ажурное плетение - - - 4 20
24
- -
-
10 Проектная деятельность 4 6
10
4 16
20
4 36
40
11 Итоговое занятие - 2
2
- 2
2
- 2
2
Всего:
108
216
216
Новые образовательные и личностные результаты обучающих-
ся,
сформированные в результате внедрения метода
проектной деятельности:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; умеют использовать информацию полученную из дополнительных ис- точников (сми, интернет и др.) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; умеют определить проблему и найти способ ее решения; умеют самостоятельно провести анализ проделанной работы; осознают себя способным к самостоятельной деятельности.
Контрольно – оценочная часть
Проект может быть оформлен в виде:
реферата; альбома; предложений по совершенствованию какого либо изделия из бисера; презентация. Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям: соответствие содержания доклада о проделанной проектной работе; умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения; сложность и качество выполнения проектного изделия; аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей; качество наглядных материалов; использование знаний из других областей и учебных предметов; оригинальность решения проекта; степень владения материалами при защите.
Оценка итоговой проектной работы обучающегося
№ Критерии оценки Уровни Высокий оценка «5» Средний оценка «4» Низкий оценка «3»
1 соответствие содер- жания доклада о про- деланной проектной работе содержание доклада соответ- ствует проделан- ной работе, по- следовательность изготовления опи- сана подробно содержание доклада ча- стично показы- вает последова- тельность вы- полнения изде- лия содержа- ние докла- да краткое, требует до- полнений 2 Самостоятельность выполнения проекта Проект выполнен самостоятельно При выполне- нии проекта со- ветуется с педа- гогом Выполняет работу с помощью педагога 3 аккуратность выпол- нения графических элементов - схем, чертежей Схемы плетения изделия понятны, аккуратно выпол- нены. Легко чита- ет любые схемы, и самостоятельно работает по ней, вносит свои изме- нения Может выпол- нять изделие по готовой схеме, но под руко- водством педа- гога. Может чи- тать не сложные схемы и по ним вы- полнять простые изделия под наблю- дением пе- дагога 4 качество наглядных материалов Правильно ис- пользует терми- нологию; создает качественную гармоничную ра- боту с умело про- думанной компо- зицией. Знает термины, но редко их ис- пользует; за- трудняется в цветовом реше- нии своей рабо- ты. Плохо зна- ет терми- нологию, часто заме- няет их другими словами. Не знает их значе- ние; при изготовле- нии работы не придер- живается цветоведе- ния. 5 использование зна- ний из других обла- стей и учебных пред- метов Использует в ра- боте много допол- нительного мате- риала из других областей. Мало использу- ет дополни- тельной инфор- мации для вы- полнения рабо- ты. Не исполь- зует допол- нительный материал; ограничи- вается дан- ными по
предмету. 6 оригинальность ре- шения проекта Использует ори- гинальное реше- ние поставленной задачи, стремится к самовыраже- нию, самостоя- телен. Проявляет до- статочную самостоятель- ность при вы- боре и осуще- ствлении за- мысла. Не хва- тает творческо- го отношения. Не прояв- ляет ин- тереса к творчеству, нет иници- ативы; ис- пользует стандарт- ное реше- ние задачи. 7 степень владения ма- териалами при защи- те Хорошо владеет материалом, име- ет прочные теоре- тические навыки и опирается на них; обогащает его дополнитель- ными элементами и образным со- держанием. Вла- деет всеми прие- мами бисеропле- тения. Слабо владеет материалом, не внося творче- ских дополне- ний. Путается при защите проекта; лишён инициатив и творче- ского под- хода.
Выводы
В результате внедрения новой технологии проектной деятельности в образовательную дополнительную программу «Бисероплетение» у обучаю- щихся будет повышаться степень самостоятельности, инициативности уча- щихся и их познавательной мотивированности; данный метод обучения способствует развитию социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретению обучающимися опыта исследовательско- творческой деятельности.
Прогноз: эффекты и риски
Прогнозируя последствия данного проекта я предполагаю, что обучаю- щиеся станут более успешными, самостоятельными в планировании своей деятельности, креативными, критичными к собственным ошибкам и толе- рантными к другим обучающимся детского объединения «Бисероплетение». Но, как и в любой деятельности, необходимо предупреждать негативные по- следствия, для этого я выделяю следующие риски проекта: если более слабый обучающийся не сможет довести начатый проект до конца – значит, ему нуж- но будет предложить более простой вариант выполнения изделия; если обу- чающийся проявляет недостаточный интерес к проектной деятельности – необходимо организовать экскурсии в краеведческий музей на выставки при- кладного творчества работ профессиональных мастеров, с целью стимулиро- вания творческой деятельности обучающихся и повышения заинтересованно- сти в исследовательско-проектной деятельности.
В раздел дополнительное образование