"Азбука кухни"
Творческий прект
Автор: Мухина Надежда Петровна, воспитатель, ГБОУ СО "СОШ с. Белогорное Вольского района ", с.Белогорное Вольского района Саратовской области
В раздел дополнительное образование
ГБОУ СО «СОШ с.Белогорное Вольского района»
Согласовано
Заместитель директора по ВР __________/Мухина Н.Н./ ФИО
Утверждаю
Директор ____________/ Носкова Н.В. / ФИО
Выполнили:
воспитанники 2-ой семьи
Руководитель:
Мухина Н.П.
2016 – 2017 уч.год
Актуальность
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. У таких детей масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. Предлагаемая программа имеет социальную направленность . При приготовлении пищи наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и экономическим требованиям: рациональным подбором продуктов, утилизацией отходов. Программа «Азбука кухни» заключается в процессе реализации и развитии бытового мышления, творческих способностей, формировании навыков экономического мировоззрения и делового общения. Это в значительной мере активизирует и систематизирует благоприятную адаптацию детей в социуме.
Актуальность данной программы заключается в том, что она подготавливает детей к самостоятельной жизни. Сложности социальной адаптации часто ставят непреодолимые барьеры на пути психологического и физического становления личности воспитанников. В связи, с чем дети оказываются не готовыми к преодолению неблагоприятных воздействий социальной среды. Программа «Азбука кухни» разработана с условием коррекции комплекса причин по недостаточной адаптированности воспитанников к самостоятельной жизни. Учитывает расширение кругозора воспитанников, развитие творчества и ответственности, повышение культурного и познавательного уровня детей.
Направления работы
: * Познавательное: - обучить основным навыкам приготовления пищи и технологическим умениям работы с продуктами; - сформировать навыки культуры пищи и эстетики оформления блюд. * Развивающее: - развить бытовое мышление, творческие способности, воображение, память. - развивать пытливость ума, используя для решения задач различные источники информации. * Воспитательное: - воспитать дружелюбие, трудолюбие, культуру труда, умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; - воспитывать навыки согласования и координации деятельности с другими участниками.
Принципы построения программы
: -посильность - последовательность - доступность - наглядность - систематичность - заинтересованность. Для решения поставленных задач в процессе деятельности используются все
методы
, которыми располагает современная дидактика: Устные: словесные – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж; Наглядные: демонстрационные – демонстрация изобразительных пособий, блюд; Практические: изготовление блюд, консервирование; Репродуктивная: демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанников в форме упражнений; Эвристический: подготовка новых рецептов; Исследовательский: подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися; работа с проектами; Методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках, подготовка угощения именинникам-сверстникам; Методы контроля: пробы, угощение педагогов, конкурсы, викторины, «Круглый стол» и т.п., показательные выставки, индивидуальные занятия. Методы воспитания: поощрение, пример, анализ результатов.
Цель программы
: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии, способствующих социальной адаптации воспитанников.
Задачи
: • Овладение умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации; • Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Участники проекта
1. Агадуллнина Н. 2. Цурикова Т. 3. Косенко А. 4. Сучкова М. 5. Левина А. 6. Мигачева В. 7. Земцова Олеся Воспитатель: Мухина Н.П.
Срок реализации проекта –
2016 – 2017 уч.год
Ожидаемые результаты:
Дети получат знания: - способы приготовления и оформления блюд, - правила подачи блюд, - пищевую ценность овощей, - правила поведения за столом, - правила по техники безопасности при кулинарных работах, - санитарно-гигиенические требования, - экологической подготовки, - секреты русской кухни. Дети приобретут умения: - правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда, - приемы тепловой кулинарной обработки, - готовить холодные блюда, - украшать готовое блюдо, - готовить изделия из теста, - витаминизировать пищу, - сервировать стол, - соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования, - соблюдать правила по техники безопасности, - правильно вести себя за столом. Дети закрепят навыки: - пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами, - организация рабочих мест, - закрепление теоретических знаний на практике.
План реализации проекта
№ Содержание Количество часов Дата теори я практ ика 1 Введение в программу. Значение питания в жизни человека. Правила техники безопасности при приготовлении пищи. Знакомство с инструктажем. 10.09. 1 2 Шарлотка с яблоками. Практическое приготовление. 01.10. 1 3 Приготовление холодной закуски – винегрет. Варка, нарезка овощей. 22.10. 1 4 Приготовление салатов: «Оливье», «Мимоза», салат с «Крабовыми палочками». Нарезка овощей. 12.11. 1 5 Этикет за столом. Сервировка стола к чаю. Бутерброды, гренки. Чаепитие. 03.12. 1 6 Знакомство с кляром, его видами. Обработка рыбы, изготовление кляра. Дегустация. 24.12. 1 7 Супы. Приготовление супа. Дегустация. 14.01. 1 8 Борщ. Приготовление борща. Применение специй. Дегустация. 04.02. 1 9 Гарнир. Картофельное пюре. Технология приготовления блюд. Дегустация. 25.02. 1 10 Крупы. Рис отварной. Технология приготовления блюд. Дегустация. 18.03. 1 11 Приготовление теста. Рецепты приготовления пресного теста. Выпечка булочек. 08.04. 1
12 Тесто пельменное. Замес теста. Формирование галушек. Вареники. Лепка вареников. 29.04. 1 13 Горячие напитки. Заваривание чая. Приготовление кофе, какао. 20.05. 1 14 Защита проекта. Приготовление блюд в рамках социального проекта. 04.06. 1 1
Заключение
В результате реализации Программы воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из детского дома. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Кроме того, воспитанники значительно расширят свои знания о русской культуре, у них активизируется интерес к своей истории, повысится культура труда и питания. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной творческой деятельностью формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность работы с проектами и самостоятельные задания
развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.
Литература:
3. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М. : Сов. Россия, 1990. – 256 с. 4. Тычинский, В. Т. Вкусно, полезно, рационально. – К. : Рэклама, 1989. – 256 с. 5. Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И. М. Скурихина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Агропромиздат, 1990. – 367 с. 6. Тайны кулинарии Вишняченко Т. Н. 7. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н.
Согласовано
Заместитель директора по ВР __________/Мухина Н.Н./ ФИО
Утверждаю
Директор ____________/ Носкова Н.В. / ФИО
Выполнили:
воспитанники 2-ой семьи
Руководитель:
Мухина Н.П.
2016 – 2017 уч.год
Актуальность
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. У таких детей масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. Предлагаемая программа имеет социальную направленность . При приготовлении пищи наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и экономическим требованиям: рациональным подбором продуктов, утилизацией отходов. Программа «Азбука кухни» заключается в процессе реализации и развитии бытового мышления, творческих способностей, формировании навыков экономического мировоззрения и делового общения. Это в значительной мере активизирует и систематизирует благоприятную адаптацию детей в социуме.
Актуальность данной программы заключается в том, что она подготавливает детей к самостоятельной жизни. Сложности социальной адаптации часто ставят непреодолимые барьеры на пути психологического и физического становления личности воспитанников. В связи, с чем дети оказываются не готовыми к преодолению неблагоприятных воздействий социальной среды. Программа «Азбука кухни» разработана с условием коррекции комплекса причин по недостаточной адаптированности воспитанников к самостоятельной жизни. Учитывает расширение кругозора воспитанников, развитие творчества и ответственности, повышение культурного и познавательного уровня детей.
Направления работы
: * Познавательное: - обучить основным навыкам приготовления пищи и технологическим умениям работы с продуктами; - сформировать навыки культуры пищи и эстетики оформления блюд. * Развивающее: - развить бытовое мышление, творческие способности, воображение, память. - развивать пытливость ума, используя для решения задач различные источники информации. * Воспитательное: - воспитать дружелюбие, трудолюбие, культуру труда, умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; - воспитывать навыки согласования и координации деятельности с другими участниками.
Принципы построения программы
: -посильность - последовательность - доступность - наглядность - систематичность - заинтересованность. Для решения поставленных задач в процессе деятельности используются все
методы
, которыми располагает современная дидактика: Устные: словесные – объяснение, рассказ, беседа, инструктаж; Наглядные: демонстрационные – демонстрация изобразительных пособий, блюд; Практические: изготовление блюд, консервирование; Репродуктивная: демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанников в форме упражнений; Эвристический: подготовка новых рецептов; Исследовательский: подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися; работа с проектами; Методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках, подготовка угощения именинникам-сверстникам; Методы контроля: пробы, угощение педагогов, конкурсы, викторины, «Круглый стол» и т.п., показательные выставки, индивидуальные занятия. Методы воспитания: поощрение, пример, анализ результатов.
Цель программы
: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии, способствующих социальной адаптации воспитанников.
Задачи
: • Овладение умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации; • Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Участники проекта
1. Агадуллнина Н. 2. Цурикова Т. 3. Косенко А. 4. Сучкова М. 5. Левина А. 6. Мигачева В. 7. Земцова Олеся Воспитатель: Мухина Н.П.
Срок реализации проекта –
2016 – 2017 уч.год
Ожидаемые результаты:
Дети получат знания: - способы приготовления и оформления блюд, - правила подачи блюд, - пищевую ценность овощей, - правила поведения за столом, - правила по техники безопасности при кулинарных работах, - санитарно-гигиенические требования, - экологической подготовки, - секреты русской кухни. Дети приобретут умения: - правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда, - приемы тепловой кулинарной обработки, - готовить холодные блюда, - украшать готовое блюдо, - готовить изделия из теста, - витаминизировать пищу, - сервировать стол, - соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования, - соблюдать правила по техники безопасности, - правильно вести себя за столом. Дети закрепят навыки: - пользование электронагревательными приборами и режущими инструментами, - организация рабочих мест, - закрепление теоретических знаний на практике.
План реализации проекта
№ Содержание Количество часов Дата теори я практ ика 1 Введение в программу. Значение питания в жизни человека. Правила техники безопасности при приготовлении пищи. Знакомство с инструктажем. 10.09. 1 2 Шарлотка с яблоками. Практическое приготовление. 01.10. 1 3 Приготовление холодной закуски – винегрет. Варка, нарезка овощей. 22.10. 1 4 Приготовление салатов: «Оливье», «Мимоза», салат с «Крабовыми палочками». Нарезка овощей. 12.11. 1 5 Этикет за столом. Сервировка стола к чаю. Бутерброды, гренки. Чаепитие. 03.12. 1 6 Знакомство с кляром, его видами. Обработка рыбы, изготовление кляра. Дегустация. 24.12. 1 7 Супы. Приготовление супа. Дегустация. 14.01. 1 8 Борщ. Приготовление борща. Применение специй. Дегустация. 04.02. 1 9 Гарнир. Картофельное пюре. Технология приготовления блюд. Дегустация. 25.02. 1 10 Крупы. Рис отварной. Технология приготовления блюд. Дегустация. 18.03. 1 11 Приготовление теста. Рецепты приготовления пресного теста. Выпечка булочек. 08.04. 1
12 Тесто пельменное. Замес теста. Формирование галушек. Вареники. Лепка вареников. 29.04. 1 13 Горячие напитки. Заваривание чая. Приготовление кофе, какао. 20.05. 1 14 Защита проекта. Приготовление блюд в рамках социального проекта. 04.06. 1 1
Заключение
В результате реализации Программы воспитанники могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что значительно облегчит их адаптацию в социум при выпуске из детского дома. При полученных знаниях дети должны понимать необходимость здорового питания, знать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов и уметь их выполнять. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах. Кроме того, воспитанники значительно расширят свои знания о русской культуре, у них активизируется интерес к своей истории, повысится культура труда и питания. Тесно взаимодействуя и занимаясь коллективной творческой деятельностью формируются коммуникативные навыки, эмоциональное восприятие. Возможность работы с проектами и самостоятельные задания
развивают творчество, ответственность, создают условия для личностного и профессионального самоопределения будущих выпускников.
Литература:
3. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М. : Сов. Россия, 1990. – 256 с. 4. Тычинский, В. Т. Вкусно, полезно, рационально. – К. : Рэклама, 1989. – 256 с. 5. Книга о вкусной и здоровой пище / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И. М. Скурихина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Агропромиздат, 1990. – 367 с. 6. Тайны кулинарии Вишняченко Т. Н. 7. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н.
В раздел дополнительное образование