"Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами классической хореографии"
статья
Автор: Беличенко Дарья Сергеевна, педагог дополнительного образования, МАУДО "Центр детского творчества", Нижневартовск
В раздел дополнительное образование
Беличенко Д.С.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»,
Нижневартовск
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего
школьного возраста средствами классической хореографии
Классическая хореография является важным аспектом в формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [1; C.112]. В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование – процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся классическим танцем, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в
танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из балетного класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, занимающихся классическим танцем. Балетное искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, занятия приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [2; C.110]. Творческая личность – важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Воспитательная работа в школьном коллективе – процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно- педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в школьном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога
направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители хотят, чтобы их дети, занимаясь классическим танцем, укрепили здоровье, расширили общий культурный и художественный кругозор, являющийся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [3; C.34]. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по классическому танцу, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства [4; C.29]. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается
постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и прочее). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. В современном мире невозможно жить отдельно от искусства в каком-либо из его проявлений: живописи, музыки, хореографии и т.д. Умение ценить и видеть красоту – чувство не врожденное, а скорее приобретенное, воспитанное в человеке. И именно воспитание и развитие в человеке эстетических чувств наиболее актуальная проблема современности. Этот сложный процесс способствует гармоничному развитию личности. Как и любой воспитательный процесс, эстетическое воспитание лучше всего начинать в раннем возрасте, поскольку именно в этот возрастной период для ребенка огромную роль играет учитель. И грамотное использование данной особенности позволяет сформировать прочный фундамент эстетически развитой личности. Трудно во взрослом сформировавшемся человеке воспитать и развить чувство прекрасного. Тогда как дети обладают большей восприимчивостью и доверием к окружающему их пространству. Поэтому вполне логично начинать процесс воспитания и эстетического развития в младшем возрасте, когда любой ребенок может вовсю раскрыть свои способности и наиболее полно впитать в себя эстетику и ценность окружающего мира. Хореография – это синтетический мир искусства, который сочетает в себе элементы многих других видов искусств: музыки, живописи, скульптуры, литературы и др. Это мир движения, звуков, световых красок, костюмов, ярких зрелищ. Занятие этим видом искусства формирует у ребенка не только любовь и умение ценить танец, но также и понимание, уважение к другим видам искусства. Классический танец, кроме того, вырабатывает у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Любой ребенок, прошедший через классическое танцевальное обучение, научиться большему терпению, уважение, трудолюбию, высокой работоспособности и
целеустремленности. Можно сказать, что классическая хореография, помимо прочего, воспитывает характер.
Список используемой литературы:
1. Спарджер С. Анатомия и балет. Лондон, 1958 г. 2. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. 2003 г. 3. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001 г. 4. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004 г.
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего
школьного возраста средствами классической хореографии
Классическая хореография является важным аспектом в формировании эстетической и художественной культуры личности. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [1; C.112]. В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование – процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся классическим танцем, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в
танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из балетного класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, занимающихся классическим танцем. Балетное искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, занятия приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [2; C.110]. Творческая личность – важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Воспитательная работа в школьном коллективе – процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно- педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в школьном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога
направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка – это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители хотят, чтобы их дети, занимаясь классическим танцем, укрепили здоровье, расширили общий культурный и художественный кругозор, являющийся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [3; C.34]. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по классическому танцу, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства [4; C.29]. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается
постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и прочее). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. В современном мире невозможно жить отдельно от искусства в каком-либо из его проявлений: живописи, музыки, хореографии и т.д. Умение ценить и видеть красоту – чувство не врожденное, а скорее приобретенное, воспитанное в человеке. И именно воспитание и развитие в человеке эстетических чувств наиболее актуальная проблема современности. Этот сложный процесс способствует гармоничному развитию личности. Как и любой воспитательный процесс, эстетическое воспитание лучше всего начинать в раннем возрасте, поскольку именно в этот возрастной период для ребенка огромную роль играет учитель. И грамотное использование данной особенности позволяет сформировать прочный фундамент эстетически развитой личности. Трудно во взрослом сформировавшемся человеке воспитать и развить чувство прекрасного. Тогда как дети обладают большей восприимчивостью и доверием к окружающему их пространству. Поэтому вполне логично начинать процесс воспитания и эстетического развития в младшем возрасте, когда любой ребенок может вовсю раскрыть свои способности и наиболее полно впитать в себя эстетику и ценность окружающего мира. Хореография – это синтетический мир искусства, который сочетает в себе элементы многих других видов искусств: музыки, живописи, скульптуры, литературы и др. Это мир движения, звуков, световых красок, костюмов, ярких зрелищ. Занятие этим видом искусства формирует у ребенка не только любовь и умение ценить танец, но также и понимание, уважение к другим видам искусства. Классический танец, кроме того, вырабатывает у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Любой ребенок, прошедший через классическое танцевальное обучение, научиться большему терпению, уважение, трудолюбию, высокой работоспособности и
целеустремленности. Можно сказать, что классическая хореография, помимо прочего, воспитывает характер.
Список используемой литературы:
1. Спарджер С. Анатомия и балет. Лондон, 1958 г. 2. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. 2003 г. 3. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001 г. 4. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004 г.
В раздел дополнительное образование