Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методика изучения фламанского способа живописи в старших классах художественного отделения"

Методическая разработка

Автор: Шорстова Надежда Александровна, преподаватель художественного отделения, МБОУ ДО "Красненская ДШИ", село Новоуколово, Красненский район



В раздел дополнительное образование


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Красненская детская школа искусств»
Методическая разработка
по дисциплине: «
ЖИВОПИСЬ»
«Методика изучения фламандского способа живописи в старших

классах художественного отделения»
Выполнила преподаватель художественного отделения МБОУ ДО «Красненская ДШИ» Шорстова Надежда Александровна
с.Новоуколово

2017г.


Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предлагает рекомендации для изучения фламандского способа живописи в старших классах художественного отделения детской школы искусств.
Методическая цель:
обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности всех учащихся, знакомство с творчеством фламандских художниках Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Гольбейн, Дюрер, Перуджино, Рогир ван дер Вей-ден, Клуэ, формирование практических умений и навыков в области изобразительного искусства, овладение знаниями и представлениями о фламандском способе живописи. .
План разработки:
1. Введение в тему. 2. Теоретические основы. 3. Практическая часть. 4. Список литературы.

Введение в тему
Путь развития техник масляной живописи насчитывает несколько столетий. Старинная масляная живопись отличается от современной и составом многих лакокрасочных материалов, и способом их нанесения, то есть техникой. Впервые масляная живопись появилась в эпоху Возрождения в Европе. Из истории масляной живописи известны: смешанный способ живописи (темпера и масло), фламандский метод, итальянский. Исторически фламандский метод живописи - это первый метод работы масляными красками, и легенда приписывает его изобретение, как и изобретение самих красок, братьям ван Эйк. Фламандский метод пользовался популярностью не только в Северной Европе. Он был завезен в Италию, где к нему прибегали все величайшие художники эпохи Возрождения вплоть до Тициана и Джорджоне. Существует мнение, что подобным способом итальянские художники писали свои работы задолго до братьев ван Эйк. Не будем углубляться в историю и уточнять, кто же первый применил его, а постараемся рассказать о самом методе. Братья ван Эйк. «Гентский алтарь» (в открытом виде). Масло, дерево. 1432.

Теоретические основы
Современные исследования произведений искусства позволяют сделать вывод, что живопись у старых фламандских мастеров всегда выполнялась по белому клеевому грунту. Краски наносили тонким лессировочным слоем, причем таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый цвет грунта, который, просвечивая через краску, освещает картину изнутри. Также обращает на себя внимание практическое отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. Иногда они еще встречаются в самых сильных светах, но и то лишь в виде тончайших лессировок. Братья ван Эйк. «Гентский алтарь» (в закрытом виде). Масло, дерево. 1432.
Вся работа над картиной велась в строгой последовательности. Начиналась она с рисунка на плотной бумаге в размер будущей картины. Получался так называемый «картон». Примером такого картона может служить рисунок Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте. Следующий этап работы — перенесение рисунка на грунт. Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Затем картон клали на белый отшлифованный грунт, нанесенный на доску, и переводили рисунок порошком угля. Попадая в отверстия, сделанные в картоне, уголь оставлял легкие контуры рисунка на основе картины. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти. При этом использовали или чернила, или какую-нибудь прозрачную краску. Художники никогда не рисовали прямо на грунте, так как боялись нарушить его белизну, которая, как уже говорилось, играла в живописи роль самого светлого тона. П. Кристус. «Портрет молодой девушки». Масло, дерево. XV в.
После перенесения рисунка приступали к оттушевке прозрачной коричневой краской, следя за тем, чтобы грунт всюду просвечивал через ее слой. Тушевка производилась темперой или маслом. Во втором случае, чтобы связующее вещество красок не впитывалось в грунт, его покрывали дополнительным слоем клея. На этой стадии работы художник разрешал почти все задачи будущей картины, за исключением цвета. В дальнейшем никаких изменений в рисунок и композицию не вносилось, и уже в таком виде работа представляла собой художественное произведение. Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами. Эта подготовка принимала на себя последний лессировочный слой красок, при помощи которого придавали жизнь всему произведению. Леонардо да Винчи. «Картон к портрету Изабеллы д'Эсте». Уголь, сангина, пастель. 1499.
Конечно, мы нарисовали общую схему фламандского метода живописи. Естественно, что каждый художник, который им пользовался, привносил в него что-либо свое. Например, нам известно из биографии художника Иеронима Босха, что он писал в один прием, используя упрощенный фламандский метод. При этом его картины очень красивы, и краски не изменили цвет от времени. Как все его современники, он подготовлял белый не толстый грунт, на который переносил подробнейший рисунок. Оттушевывал его коричневой темперной краской, после чего покрывал картину слоем прозрачного лака телесного цвета, изолирующего грунт от проникновения масла из последующих красочных слоев. После просушки картины оставалось прописать фон лессировками заранее составленных тонов, и работа была закончена. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель. Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов». Масло, дерево. 1481–1482. Еще одну разновидность фламандского метода можно проследить на примере творчества Леонардо да Винчи. Если взглянуть на его неоконченное произведение «Поклонение волхвов», то можно убедиться в том, что оно
начато на белом грунте. Переведенный с картона рисунок был обведен прозрачной краской типа зеленой земли. Рисунок оттушеван в тенях одним коричневым тоном, близким к сепии, составленным из трех красок: черной, краплака и красной охры. Работа оттушевана вся, белый грунт нигде не оставлен незаписанным, даже небо подготовлено тем же коричневым тоном. В законченных произведениях Леонардо да Винчи света получены благодаря белому грунту. Фон работ и одежды он писал тончайшими перекрывающими друг друга прозрачными слоями краски. Используя фламандский метод, Леонардо да Винчи смог добиться необыкновенной передачи светотени. При этом красочный слой отличается равномерностью и очень незначительной толщиной. П. Брейгель. «Охотники на снегу». Масло, дерево. 1565. Фламандский метод недолго использовался художниками. Он просуществовал в чистом виде не более двух столетий, но многие великие произведения были созданы именно этим способом. Помимо уже упомянутых мастеров, им пользовались Гольбейн, Дюрер, Перуджино, Рогир ван дер Вей-ден, Клуэ и другие художники. Произведения живописи, исполненные фламандским методом, отличаются прекрасной сохранностью. Выполненные на выдержанных
досках, прочных грунтах, они хорошо противостоят разрушениям. Практическое отсутствие в живописном слое белил, которые от времени теряют кроющую силу и тем изменяют общий колорит произведения, обеспечило то, что мы видим картины почти такими же, какими они вышли из мастерских своих создателей.
Практическая часть
Основные условия, которые следует соблюдать при пользовании этим методом — скрупулезный рисунок, тончайший расчет, правильная последовательность работы и большое терпение. Хорошим стимулом к работе может послужить натуральная постановка, организованная педагогом, а точнее «воссозданная» по мотивам работ известных мастеров соответствующей эпохи. Теоретические лекции о свойствах материалов, о способах нанесения их на холст, порядок ведения работы от подготовительного рисунка до завершающего этапа и другие тонкости масляной живописи хорошо закрепить на практике, вообразив себя на время урока учеником, например, фламандского художника. Старая утварь, муляжи лимонов и рыбы, особый колорит и фактура предметов, драпировок (лён и шёлк) – всё это имеет очень важное значение в создании образа «старого» натюрморта. Это будет не копия. Это будет образ определённой эпохи. Можно попытаться. Традиционно маслом пишут на холсте, но детям это может показаться сложным, так как ткань нужно натягивать на подрамник и грунтовать. Еще один вариант — использование ДВП. Фактура сторон ДВП отличается, одна выглядит абсолютно гладкой, а другая — шероховатой, отдаленно напоминающей тканую структуру. Использовать можно обе, но на шершавую поверхность лучше нанести большее число слоев грунта, иначе цвет может казаться в дальнейшем тускловатым, так как краска будет как бы проваливаться в структуру такого "полотна". Простой и дешевый способ грунтования — использование обычного желатина, можно добавлять в него
клей ПВА, чтобы цвет получился белым. Наносить такой грунт следует в несколько слоев с предварительным высыханием предыдущего. Трех раз будет вполне достаточно. Последний слой - белый акриловый грунт. Вы должны ощущать, что поверхность стала другой. Когда основа подготовлена, можно переходить к созданию картины. Создание полотна независимо от сюжета состоит из следующих шагов: Этап 1. Создание рисунка карандашом Наносите на полотно из ДВП линейный рисунок простым карандашом. Выбирайте несложную для детей тематику. Легче всего сделать натюрморт, то есть композицию из предметов быта, вазы с цветами. Т.к. карандаш маслом смоется, то обведите контуры черной гелевой ручкой и оставьте для просушки до следующего занятия.
Этап 2. Имприматура Для имприматуры возьмите жженую умбру. В качестве разбавителя – льняное масло; избытки масла убирайте салфеткой, а краску наносите широкой флейцевой кисточкой. Оставьте на неделю для просушки. Этап 3. Теневой подмалевок Для теневого подмалевка возьмите следующие материалы: кисточка круглая синтетическая (ею наносить краску), кисточка беличья (для растушевки), салфетки и тройник в качестве разбавителя. Тройник можно не покупать отдельно, а сделать самому. Для этого необходимо отмерить градуированной пипеткой 2 части льняного масла, 2 части скипидара
(пинена) и одну часть даммарного лака. Рисуя теневой подмалевок, нужно писать масляной краской как акварелью. На следующем занятии делаем второй слой теневого подмалевка (для затемнения по краям).
Этап 4. Мертвые слои. Ориентируясь на подмалевок, делаем мертвый слой. Для создания разных оттенков холодного серого берём следующие краски: - Белила цинковые (прозрачнее чем титановые) - Охра желтая - Вермилион (Киноварь или Кадмий красный, как замена) - Голубая ФЦ - Кость жженая Фон пишем более разбавленной краской.
На следующем занятии делаем второй слой, где более подробно рисуем лимон. Оставляем на месяц для просушки. Этап 5. Цветные слои . Первый цветной слой делайте очень разбавленными красками. Чтобы краска с фона (синяя) не потекла на лимон и не покрасила его в зеленый, сначала делаем лимон и виноградный лист, а отдельным слоем фон. Фон делаем через неделю, когда лимон подсох. Для этого берём подобие кобальта синего среднего и жженую кость. Наносим флейцем чистый синий ближе к лимону, и смесь синего и черного к краям. Чтобы все это растушевать берем толстую кисточку из пони.
Все прочие слои будут только для рисования лимона и виноградного листа, фон окончен. Оставляем картину для просушки на 2 недели. Для следующего слоя берем светлую охру, кадмий лимонный и титановые белила. Пишем более корпусно, не разбавляя сильно краску тройником. На следующем занятие прорисовываем жилки на листе.
Картина готова! Не забывайте напоминать обучающимся, постоянно отходить от картины, оценивая результат издалека. В процессе работы старайтесь смешивать на палитре разнообразные оттенки цветов. Последним штрихом будет оформление картины в раму. Предлагаемый метод работы по изучению фламандской техники масляной живописи может показаться странным, но в таком подходе есть смысл. Конечно, эти задания стоит выполнять с уже подготовленными учащимися, имеющими представления о масляных красках, их свойствах, неоднократно работавших с данным материалом. Этот метод, метод своеобразного погружения в эпоху, позволит осуществить межпредметные связи, непосредственно применить на практике полученные знания, перекинуть мостик от теории к практике. Теория перестанет быть сухой и отвлечённой, а практика станет более осознанной и интересной. Возможно, такие практические занятия следует планировать совместно или в сотрудничестве с педагогом по истории искусства.

Литература
1. Леонардо да Винчи – Избранные произведения : в 2 т. / пер. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко, А. М. Эфроса ; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. Т. 2—480 с. : 58 ил. 2. Техника живописи / Д.И. Киплик – М.: «СВАРОГ и К», 2002. – 357 с. 3. Фламандская живопись / Владимир Жабцев – М.: Изд-во Харвест, 2008. – 128 с. 4. Шедевры фламандской и голландской живописи / Александр Киселев ; под ред. Л.Жукова – Изд-во Белый город, 2010. – 334 с.


В раздел дополнительное образование