Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Активизация мозговой деятельности ребенка через развитие пальцевой моторики на уроках специального фортепиано в младших классах ДМШ"

Методическое сообщение

Автор: Тимофеевская Наталья Владимировна, преподаватель по классу фортепиано, МБУДО ДМШ им. М.А. Балакирева, город Саров, Нижегородская область



В раздел дополнительное образование


Методическое сообщение на тему:

«Активизация мозговой деятельности ребенка через

развитие пальцевой моторики на уроках специального

фортепиано в младших классах ДМШ»
Работу выполнила: преподаватель по классу фортепиано МБУДО ДМШ им. М.А. Балакирева Тимофеевская Наталья Владимировна г. Саров 2014 г

Цель работы
: Привлечение внимания педагогической общественности, родителей к проблемам эмоционально-психологического развития ребенка через обобщение исторического опыта и личного поиска.
Задачи:
 активизация внимания учащихся;  эмоциональный настрой на занятия;  разминка руки перед игрой;  развитие координации;  разрядка эмоционально-психологического напряжения;  развитие свободы аппарата. В наше стремительное время, в век техники и информатики, деловой и информационной загруженности всё меньше времени остаётся на физическую и эмоциональную разгрузку. Особенно это замечают в своей работе преподаватели дополнительного образования, а также родители и сами дети. Все мы знаем, что к нам на занятия учащиеся приходят после четвёртого-шестого урока в общеобразовательной школе. Плюс на ребёнка «давит» психологический груз ещё невыученых уроков на завтра, а ещё могут быть проблемы дома, в школе, проблемы со здоровьем. Мы знаем, что в настоящее время нет конкурсного отбора по способностям в музыкальную школу. У нас, например, в контингенте школы на сегодняшний день есть дети и с церебральными заболеваниями, и глухонемые (занимаются со слуховым аппаратом), и с отклонениями в психике. Их единицы, но они есть.
В настоящее время все чаще родители и педагоги заменяют эмоционально-психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. В результате один участок мозга развивается быстрее за счет другого. К чему это приводит? Как утверждают ученые , в дальнейшем, это приводит к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Нам, преподавателям, сегодня нужно уметь работать с разными детьми (с разным уровнем подготовки, разыми способностями, разным уровнем культуры, воспитания, здоровья). Нас радует, что многие родители осознают значение музыкальных занятий в общем развитии ребёнка. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В свое время В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Маленький ребенок- гармоничное создание. Самый благоприятный период для развития ребенка- от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте активно развиваются память, восприятие, мышление, внимание. Есть такая наука – кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует более 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель, Гиппократ. Развивая моторику рук, мы создаем предпосылки для становления функций высшей нервной деятельности, развитие речи, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Они задолго до открытия ученых передавали из поколения в поколение народные потешки (« Сорока-белобока», «Мальчик-спальчик», «Ладушки»). Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста (поглаживание от кончиков пальцев к запястью, отдельно каждый пальчик сгибать и разгибать, давать в руки сначала крупные и яркие предметы, затем более мелкие.) Тренировка рук и пальцев полезна в любом возрасте, т.к. мышцы восстанавливаются всегда, главное не лениться. А если тренировка рук подкрепляется игрой на каком-либо инструменте - результат удивляет. В настоящее время в США и Канаде в пансионатах для пожилых людей открываются классы для игры на фортепиано и других инструментах, что является, по утверждению ученых, профилактикой болезней Альцгеймера и Паркинсона. В свое время Гутман сказал интересную фразу: «Музыка должна лечить». Музыканты утверждают, гимнастические упражнения для пальцев помогут больше, чем долбежка на фортепиано. Они сделают пальцы сильными и независимыми, послушными нашей воли, быстрее помогут справиться с трудностями в игре, в науках, сбросят напряжение, соберут внимание, активизируют мозг. Артур Рубинштейн говорил, что делая гимнастику пальцев во время сеанса кино, он играет гораздо лучше и свободнее на фортепиано, эту мысль подтверждает и Фаина Брянская в своей работе «Фортепианная школа с играми, сказками, путешествиями и загадками». Начальный этап обучения самый ответственный и сложный, но в образной, игровой форме, развивая моторику пальцев и на клавиатуре, и при
помощи гимнастических упражнений обучение игре на фортепиано можно сделать более легким и увлекательным. Трудно переоценить важность правильной посадки за фортепиано. Вместо наставлений (не сиди слишком высоко…низко…далеко..близко, расслабь плечи, шею и т.д.). Ф. Брянская предлагает живой образ: «Верхом на пони с улыбкой» и тогда ученики любого возраста обретают свободную и удобную позу за инструментом, ощущение гармонии во всем теле: включаются мышцы спины, которые поддерживают руки, в руках же возникают легкость и естественный тонус. Освобождаются бедра, от улыбки расслабляется гортань. А если еще представить себе, что вдыхаешь нежный аромат цветка, то появится легкое дыхание через нос. Эти ощущения - свобода в области бедер и гортани, а также легкое дыхание через нос (т.е. «спинное дыхание») - очень важны на любом этапе обучения. Без них подлинный контроль над ритмом, звуком и интонацией невозможен. Чтобы разговаривать и петь на фортепиано, пальцы должны знать «кто есть кто». Этому можно научить, просто заучивая номера пальцев, в то время как игра с воздушным шариком превращает сложный процесс приспособления к инструменту в увлекательное занятие. 5 пар пальцев «смотрят» друг на друга, потом «здороваются», нажимая на шарик своими подушечками и «распевают» любимые песенки. Мягкая упругость шарика воспитывает чуткость к звуку, к глубине клавиши и, что очень важно, оставляет в мышечной памяти ощущение открытой ладони. Благодаря пропеванию слов и синхронному движению рук ученик усваивает пунктирный ритм на слух, двигательно и зрительно - пока без аналитического осознания.

Зарядка для пальцев на воздушном шарике
Познакомь свои пальчики друг с другом. Тебе в этом поможет воздушный шарик. Обними его ладошками. Пусть пальчики приветствуют друг друга, слегка нажимая своими подушечками на шарик и приговаривая: Первый пальчик к нам пришел И второй за ним вошел. Третий шариком играл, А четвертый танцевал. Патый пальчик песни пел: «Нежно шарик обниму, Каждый пальчик назову.» (Можно повторить сначала) Проверь, как твои пальчики умеют здороваться друг с другом и рассказывать это же стихотворение без шарика. (Представь, что шарик у тебя в руках). Наша главная цель - воспитать «слышащую руку» (по определению С.И. Савшинского), т.е. развить музыкальный слух в кончиках пальцев. И одна из первых задач - выработать в пальцах ребенка двигательную реакцию на ритмические блоки, повторяющиеся в разных песенках. Для этого можно предложить ему на каждый слог слегка постучать кончиками пальцев обеих рук по столу или коленкам, затем слова заменяются слогами «та» и «ти», а далее - разные ритмические блоки записываются палочками на отдельных карточках. Так постепенно в памяти и пальцах «собирается» ритмический музыкальный словарь.
Ф. Брянская не советует начинать знакомство ученика с клавиатурой с традиционного «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Этот метод топографически слепой, даже при игре с закрытыми глазами: дети «не видят» черные клавиши. Пытаясь найти любую белую клавишу, они начинают длинный путь от «до». Когда детские неуверенные руки попадают на плоский ландшафт белых клавиш, черные неизбежно выпадают из поля их внимания и слуха. Такой способ пораждает проблемы и в постановке руки (плоские пальцы, низкая кисть), а также фобии при освоении теории и игре с листа (боязнь знаков альтерации)и т.д. Изучение черно-белого «ландшафта» клавиатуры помогает расположить пальцы естественным образом (всем известная формула Шопена) - второй, третий, четвертый пальцы - на черных клавишах, а первый и пятый - на белых. Освоение клавиатуры с закрытыми глазами, на ощупь, создаёт мгновенную связь между слухом и кончиками пальцев. Это самое первое и оптимальное (с точки зрения результатов) упражнение для выработки навыка чтения с листа. Так воспитывается «доверие» к пальцам, а глаза освобождаются для чтения нот. Неудивительно, что великий И.С. Бах на первых же уроках учил своих детей играть с закрытыми глазами. Пальцевых упражнений для разного возраста на сегодняшний день описано очень много, также можно придумать свои, но их не стоит ставить во главу угла. Они должны быть вспомогательным элементом. Эти упражнения нужно делать между делом (с утра, на остановке, в транспорте, в начале и ближе к концу урока и т.п.). В заключение хочу привести слова Ф. Брянской, с которыми каждый согласится: «В своей практической педагогике я считаю нужным «брать на пробу» любой опыт, любой поиск. Поэтому я всегда прислушиваюсь к мнению других педагогов, работающих над созданием ,возможно, лучшего метода в занятиях с начинающими.»

Список литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой, - РМИ, М., 1996. 2. Брянская Ф. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками, - Классика – XXI, 2008. 3. Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры, - Детство – пресс, С-П, 2009. 4. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью, - Композитор, С-П, 1997. 5. Калиман О. Возможности использования образовательной кинезиологии в обучении школьников, - 6. Меньших И. С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста, - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 7. Сиротюк А. Коррекция развития интеллекта дошкольников, -


В раздел дополнительное образование