Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Эксплораториум в гимназии"

научный интерактивный музей гимназии

Автор: Арюлина Наталья Алексеевна, директор, МОУ Удельнинская гимназия, п.Удельная Раменский район Московская область



В раздел дополнительное образование

Эксплораториум в Удельнинской гимназии
Обучение в современной школе должно

сопровождаться высоким уровнем

интерактивности и вовлеченности,

основным принципом обучения должно

стать познание через действие.

АрюлинаН.А., директор МОУ

Удельнинская гимназия,

Раменский район, Московская

область
В 2015-2016 учебном году в МОУ Удельнинская гимназия начал работать новый элемент образовательного пространства «Эксплораториум». В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ , поставлена задача перехода России на инно вационный тип экономического развития. Применительно к общеобразовательной школе это означает повышенное внимание к изучению основ точных и естественных наук как фундамента для будущей специализации в научной и инженерно-технической сфере. В мировой практике стремление пробудить у детей и подростков интерес к естественным наукам привело к появлению и широкому распространению интерактивных образовательных музеев - эксплораториумов, в которых посетителям предлагаются различные виды активных действий, связанных с изучением природных явлений, моделей, механизмов. В российской практике также имеется опыт создания отдельных интерактивных естественнонаучных музеев и экспозиций, одна ко для них решение учебно- исследовательских задач и формирование проектных умений не является приоритетным. К сожалению, в России деятельность эксплораториумов происходит, в основном, стихийно, вне организованного образовательного пространства, преобладает стремление к развлечению в ущерб решению образовательных задач. В результате познавательный и мотивационный эффект, достигаемый в эксплораториумах, как правило, не имеет продолжения в дальнейшей образовательной деятельности подростка.
Мы же поставили следующую задачу - интегрировать интерактивные экспозиции в образовательную систему, сделать активную работу обучающихся в эксплораториуме частью регулярных учебных практик. Задача это не представляется простой, так как в деятельности экплораториумов создаются, скорее, условия для музейно- экспозиционной, экскурсионной, чем для учебной работы. Тем не менее, включение потенциала эксплораториумов в систему общего образования выглядит чрезвычайно актуальной задачей. Эксплораториум - это интерактивный научный музей и обучающие лаборатории, где посетители могут принять участие в увлекательных экспериментах. В гимназии - это образовательное пространство, где обучающимся предоставляется возможность увидеть и самостоятельно выполнить естественнонаучные опыты, в наглядной и доступной форме не только познакомиться с законами природы, но и узнать, как человечество научилось использовать их повседневно. Здесь всё можно испытать и потрогать, вниманию посетителей – многочисленные приборы, реагенты и приспособления для исследований: микроскопы, точнейшие весы, лабораторное оборудование. Все занятия в эксплораториуме гимназии основаны на современной методике проведения учебных исследований на научных приборах. Цель создания в гимназии эксплораториума – создание ситуации импрессинга, сопровождение детского любопытства и радости открытий, предвосхищение научных открытий во время уроков. На базе нашего эксплораториума создано пять научных цифровых лабораторий: лаборатория робототехники, включая модуль «Электронный конструктор», лаборатория научных развлечений по физике, лаборатория увлекательных экспериментов по химии, лаборатория по физиологии, лаборатория «Наураша». Возможно, вас не раз ставили в тупик эти непростые детские вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Где живёт электрический ток?», «Почему тает мороженое?». Как в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно,
познавательно, грамотно и с научной точки зрения, а самое главное – доступно для детей. Мы придумали - это детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы. Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша переносит игроков в удивительную страну Наурандию - цифровую лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети учатся измерять температуру, понимать природу света и звука, знакомятся с чудесами магнитного поля, они имеют возможность провести исследования множества природных явлений. Наураша любит не только экспериментировать, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в цифровой лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов: выдают анимированные реакции.

В лаборатории «Интеллектуальная робототехника» обучающиеся создают краткосрочные проекты. У любого ученика есть возможность не только самостоятельно выбирать направление проектирования, но и воплощать собственные идеи. Изобретатели робототехники работают в команде (обычно 4−5 человек). Исходя из функций конкретного робота, часть группы продумывает механику, кто-то отвечает за электронную часть проекта, другие программируют его действия. Роботостроению учатся дети с 5 по 11 класс. В данную лабораторию входит модуль «Электронный конструктор».Электронный конструктор представляет собой комплексную многофункциональную систему, направленную на решение целого ряда задач. В простой и доступной форме обучающиеся 1-4 классов знакомятся с основами электротехники и электроники, воспринимают те законы физики, которые в старших классах объясняют преподаватели, используя сложную научную терминологию. При этом далеко не каждый старшеклассник воспринимает такие объяснения. Электронный конструктор, напротив, помогает не только легко воспринять электродинамические процессы, но и наглядно демонстрирует их действие. Еще одной важной
функцией такого конструктора является развитие логического мышления и технических способностей. Младший школьник осваивает работу со схемами и инструкциями, что в дальнейшем поможет ему легко управляться с бытовой электроникой и разнообразными электротехническими приборами. Следующая

цифровая лаборатория «Научные развлечения» - это физическая лаборатория , где наука постигается экспериментальным путём, где с помощью любопытства, интереса и собственных рук изучаются научные законы и явления окружающего мира. Занятия в лаборатории «Научные развлечения» позволяют привить интерес об учающихся к науке, повысить мотивацию к учению, используя возможности цифровых ресурсов, доступных им в любое удобное время. Набор цифровых образовательных ресурсов представляет собой ряд интерактивных моделей, охватывающих абсолютное большинство тем, изучаемых в школе. «Химикум» - это лаборатория увлекательных экспериментов по химии. Здесь можно увидеть впечатляющие опыты, познакомиться с величайшими открытиями ученых- химиков, с загадочными фактами и уникальными химическими экспериментами. В процессе выполнения увлекательных экспериментов, целью которых является активное участие в процессе, взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло, дети знакомятся химическими явлениями, понятиями и законами, проводят самостоятельно простые опыты по химии, которые дают представление об устройстве окружающего мира. Лаборатория увлекательных экспериментов - это пространство, где находятся настоящие научные приборы, с помощью которых проводятся настоящие научные опыты для детей. В нашей лаборатории можно провести более 200 увлекательных опытов и экспериментов. Экспериментаторами «Химикум» являются обучающиеся 2-10 классов гимназии.
Очень важно познакомить детей с тем, как «живет и работает» человеческий организм, что происходит при нарушении его функций. Узнать это позволяет цифровая лаборатория по физиологии. Физиология - интересная наука, изучающая механизмы функционирования организма в его взаимосвязи с окружающей средой, эта наука о жизнедеятельности организма. Лаборатория по физиологии «МАИФО» (малая академия изучения физиологии организма, такое название мы ей придумали) представляет собой цикл экспериментов по изучению биологии человека и позволяет проводить исследования по функционированию человеческого организма. Также «МАИФО» открывает широкие возможности для проведения биологических исследований. Создание в гимназии эксплораториума сегодня становится еще одним из важных инструментов для реализации проектно-исследовательского метода обучения. Интерактивные экспонаты нашего музея - эксплораториума позволяют каждому обучающемуся стать настоящим исследователем, «дотронуться» до науки: удивиться оптическим иллюзиям и всевозможным головоломкам. Собрать электрическую цепь, провести у чебные опыты по физике, химии, биологии. У знать историю Земли во Вселенной, совершить массу других открытий. Это уникальный проект, призванный привить интерес к российской науке современному молодому поколению и мы будем его развивать.




В раздел дополнительное образование