"В царстве грибов"
План-конспект учебного занятия
Автор: Титова Анна Валерьяновна, педагог дополнительного образования, МАУДО ДЮЦ "Гармония", город Киренск, Иркутская область
В раздел дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
Учебное занятие по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Игровая экология» ФИО педагога: Титова Анна Валерьяновна Предмет: «Игровая экология» Класс: 3 Дата: 23.11.2015 год. Тема: «В царстве грибов» Цель: Формирование у учащихся представления о грибах, как особом царстве живой природы. Задачи: 1.Изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; 2. Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать коллективно, в парах; 3.Формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру, воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся. Тип занятия: комбинированный Основные термины, понятия: плодовое тело, грибница, микология.
Технологии: ИКТ (презентация) «В царстве грибов»; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Методы, приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, стихотворение, «Рефлексивный экран», похвала, умственная разминка, мозаика, дидактическая игра «Съедобное- несъедобное», благодарность. Оснащенность: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «В царстве грибов», дидактический материал «Вставь пропущенное слово», шаблоны грибов, альбомы, цветные карандаши, фломастеры.
Блоки
Этап
ы
Этап учебного
занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности педагога
Результат
Подготов ительный 1 этап Организационный 1 мин Подготовить и настроить учащихся к работе на занятии Здравствуйте, дети
,
рада видеть вас на занятии, уверена, что оно для вас будет интересным, вы узнаете много нового! Восприятие 2 этап Проверочный 6 мин Установление правильности и осознанности материала прошлых занятий, выявление пробелов и их коррекция.
Стихотворение
На лугу весёлый бал Был открыт весною: На трубе Комар играл, Шмель мохнатый танцевал С мошкой голубою. И кружился ветерок, Листьями играя. И качался в такт цветок, Свой зелёный стебелёк Стройно наклоняя. Стрекоза легко неслась С Мотыльком нарядным. И Улитка приплелась И удобно разлеглась Под листком прохладным. Прилетел и Майский Жук С толстою Жучихой, И, толкая всех вокруг, Он вошёл в весёлый круг, Подбоченясь лихо. Муравьи толпой пришли, Шевеля усами, И плясать они пошли!.. Лишь Паук сидел вдали, Прячась за ветвями. И сердился и ворчал: «Что за новоселье, — Что еще такой за бал?» Злой Паук не понимал Счастья и веселья… Учащиеся слушают стихотворение. Учащиеся
- О чем говорится в стихотворении? - Название каких насекомых вы услышали? - Что вы знаете о насекомых?
Мозаика «Насекомые»
Работа в группах. Из разрезанных частей собрать насекомое и рассказать о них.1 группа – комар, 2 группа – майский жук, 3 группа – божья коровка. - Что вы знаете об этих насекомых? (дети вспоминают материал прошлых занятий, называя признаки насекомых, внешнее строение насекомых в собранной мозаике). отвечают на вопросы педагога, вспоминая материал прошлых занятий. Выполняют мозаику в группах. Основной 3 этап Подготовительный 5 мин - Послушайте, пожалуйста, небольшую информацию. Текст. Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я?». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга, но и в том, что трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец, в 19 веке выделили их в отдельное царство. - Как вы думаете, о чем идет речь? (дети выдвигают предположения, о чем идет речь в прочитанном педагогом тексте) Восприятие и понимание текста. Педагог хвалит учащихся за выдвинутые предположения. 4 этап Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. -О чем мы сегодня будем говорить, сформулируйте тему занятия (работа в альбомах). Слайд 1 -Наука, которая изучает грибы, называется – микология. (
Приём «Хоровой ответ»).
-Сравните грибы с животными и растениями? Давайте посмотрим, почему их определили в отдельное царство. Освоение новых знаний. Учащиеся сравнивают грибы с животными и растениями, находят
Слайд 2 - Давайте рассмотрим строение грибов и подпишем его части. (раздаются карточки-шаблоны гриба каждому учащемуся). Слайд 3 - Гриб состоит из шляпки, ножки, шляпка и ножка – это плодовое тело, грибница. - На что похожа грибница? -Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы – надземная часть (шляпка, ножка). Грибница – это подземная часть гриба. Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами. -Какие грибы бывают, если у них у всех есть шляпка? (шляпочными). - Слушаем внимательно названия грибов: маслёнок, синявка, обабок, поганка, ложные опята, волнушка, рыжик, мухомор, боровик ( педагог показывает картинки с грибами, называя их). - На сколько, и на какие группы можно разделить названия этих грибов? (
коллективная игра «Съедобное - несъедобное»
) (после выполнения коллективной работы, подводится итог, оценивается работа всех детей в виде похвалы и благодарности). Слайд 4 - По какому признаку можно различить съедобные грибы от несъедобных? О необычных грибах. Мир лесных грибов очень многообразен. Он впитал в себя огромное множество различных форм и окрасок. Среди лесных грибов можно найти такие, которые по своему виду похожи на диковинные цветки, чаши, кустики, а есть и такие, которые по своей форме напоминают кусочки печени темно-красного отличительные признаки и убеждаются в правильности высказываний «Грибы – отдельное царство живой природы» Выполняют коллективную работу, оценивают друг друга. Проверяют себя и узнают новые отличительные признаки съедобных грибов от несъедобных.
цвета. Многие имеют необыкновенные и причудливые формы. Вот некоторые из них. Слайд 5 (Заслушивание сообщений учащихся) - Это не все необычные грибы их большое количество, вы сами дома найдите информацию о них. - Какие грибы растут в наших? - Как называют людей, которые любят и умеют собирать грибы? (грибники) - Раньше в старину мужчин называли – грибниками, а женщин – грибницами. Кроме того, грибница – это белые тонкие ветвящиеся нити у грибов; так называют теплицу для выращивания грибов; грибная похлёбка. Прежде, чем идти в лес, нужно знать правила сбора грибов. - Какие знаете вы правила сбора грибов? Слайд 7 (читают со слайда по одному и комментируют) Физминутка (1 мин)
«Гриб»
Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз- грибок, Два – грибок, Три – грибок, Положил их в кузовок. Отвечают на вопросы. Предлагают свои предположения. 5 этап Первичная проверка понимания изученного. 5 мин Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
Раздаточный материал «Вставь пропущенное слово»
Грибы – это ___________ природы. Гриб состоит из ________ части и ___________ части. В надземную часть входят ________, _____________, вместе они составляют ____________ _____________. В подземную часть входит _____________. Есть грибы _____________ и ________________. Осознанное усвоение нового учебного материала.
Итоговый 6 этап Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. 2 мин Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. - Что вы сегодня узнали нового и интересного на занятии? (учащиеся проговаривают полученные знания в ходе занятия). - Почему говорят « «Гриб без дерева и дерево без грибов – не жильцы?»
(пословица)
. - Мы сегодня узнали о необычных грибах, которых огромное количество, домашним заданием вам будет найти информацию о грибах, занесённых в Красную книгу (2-3 представителя). Самоутверждени е детей в успешности. 7 этап Рефлексивный 1 мин Мобилизация детей на самооценку.
-
Я вам предлагаю посмотреть на «экран». Вы по желанию выбираете себе фразу и заканчивают ее самостоятельно. (
приём «Рефлексивный экран»).
Слайд 8 Я понял(а), что… Я выполнял(а) задания… Меня удивило… Расскажу дома, что … Спасибо за совместную работу, молодцы. До свидания, жду всех на следующую встречу! Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.
В раздел дополнительное образование