"ЕСТЬ ЛИ ТВОРЧЕСТВО В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ?"
методическое сообщение
Автор: Стасько Марианна Романовна, преподаватель, МБУДО "Дубровская детская школа искусств", п. Дубровка
В раздел дополнительное образование
Стасько Марианна Романовна.
Преподаватель МБУДО «Дубровская детская школа искусств»
«ЕСТЬ ЛИ ТВОРЧЕСТВО В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ?»
Как не странно, видеть красоту зачастую трудно. Но, художники говорят - "Если вы нарисуете, вы восхититесь. Просто так не видите, а попробуйте изобразить - вы такие открытия сделаете..." Древний Китай. Казалось бы, какое отношение имеет это процветающее государство, славившееся высоким уровнем образованности и результативной деятельности управляющего аппарата и характеризовавшееся достаточно высоко в плане творческого потенциала граждан, к нашей теме? Оказывается, самое непосредственное: прежде чем дать человеку образование, его обучали двум вещам - музыке и изобразительному искусству. До этого высшее образование не давали. Действующая философия того времени: "Сначала ты должен научиться слышать красоту, видеть красоту, а потом уже получать образование. Если ты не видишь и не слышишь красоты - ты не годен для получения знаний, зачем они тебе? Образование не принесет пользы ни тебе, ни другим - ты злоупотребишь. Значит, единственная причина твоего образования, это какая-то выгода, корысть. Надо научиться видеть гармонию, красоту, научиться восхищаться, удивляться жизни - и тогда получай образование". Не правда ли, в таком подходе присутствует очевидная логика? В наше время детей обучают рисованию, пению, музыке и т.д. В общеобразовательных школах такое обучение зачастую стало формальным. Есть музыкальные школы и школы искусств, где этому обучают на ином уровне. Но, часто обучение уходит исключительно в технику, проще говоря, сводится к механической игре гамм, иных произведений и прочему, что крайне трудно, и ребенку становится скучно. Это не означает, что не надо играть гаммы.
Это значит, что скуки можно избежать, если уйти от монотонности, механичности, однообразия и научиться видеть, воспринимать и творить красоту. Ведь на самом деле, музыка окружает нас. Музыка есть в сердце каждого человека например, когда мы общаемся искренне с творческими людьми, в это время включается музыка - нужно научиться слышать ее. Это то же волнение, которые мы переживаем когда видим что-то прекрасное. Ее даже можно выразить в нотах, но чтобы это сделать нужны талант и знания. Эту музыку, что звучит в сердце творческого человека, можно слышать, если принимать и воспринимать такие вещи. Но, можно и не воспринимать - могут быть другие критерии: на первом месте никакая не красота, ее уже не видно за текущими "проблемами": текст, штрихи, аппликатура и т.д. Видите, то, что является задачами, становится проблемами, когда внимание заостряется преимущественно на них. Вот тогда и приходит ощущение "трудно и скучно". Перечисленные моменты всегда должны быть подчинены художественной задаче, более того, они сами по себе являются художественными задачами. Оскар Уайльд когда-то сказал "Не нужно учиться быть очаровательным, нужно разучиться быть скучным" - и мы очередной раз убеждаемся, что никто не хочет скуки, люди любят очаровываться, потому что красота наполняет смыслом любое действие, привносит в него жизнь. Если мы принципиально подойдем к этому вопросу, то сделаем так: откажемся от неосознанной механичности, дрессуры, однообразия. И ничего не потеряем, потому что примем лучшие вещи - полет творческой мысли, осознанность процесса, интерес к результату, способность видеть красоту в деталях и целом. Возможно это будет драматичный процесс, потому что в некоторых моментах
придется отказаться от шаблонов и задать вопрос "Как наполнить жизнью то, что я делаю?" Вот тут оно и начнется - настоящее творчество. Если мы готовы без сожалений это сделать, все получится. Можно это делать и постепенно, трансформация все равно будет заметна, произойдет великий переворот и то что мы потеряем, вернется в лучшем качестве - на пути поиска прекрасного не существует потерь. Ведь если мы теряем дурную привычку и дурное общение, нельзя сказать, что это потеря - это очищение и шаг в сторону прогресса. Так же и с утратой шаблонности и однообразия в творческом процессе обучения. Если же мы считаем что это потеря - тогда не надо торопиться. Давайте исследуем, получим знание, проанализируем и убедимся, что другого пути в творческой деятельности не существует. В конце концов, нам надо быть решительными и преследовать только одну цель - слышать и видеть красоту в том, что мы делаем. Вы верите, что это возможно? Тогда все в порядке, мы достигнем этой цели. Решимость - хорошее качество, оно означает, что мы берем и делаем. Пусть в нашей творческой работе будет больше творчества.
«ЕСТЬ ЛИ ТВОРЧЕСТВО В ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ?»
Как не странно, видеть красоту зачастую трудно. Но, художники говорят - "Если вы нарисуете, вы восхититесь. Просто так не видите, а попробуйте изобразить - вы такие открытия сделаете..." Древний Китай. Казалось бы, какое отношение имеет это процветающее государство, славившееся высоким уровнем образованности и результативной деятельности управляющего аппарата и характеризовавшееся достаточно высоко в плане творческого потенциала граждан, к нашей теме? Оказывается, самое непосредственное: прежде чем дать человеку образование, его обучали двум вещам - музыке и изобразительному искусству. До этого высшее образование не давали. Действующая философия того времени: "Сначала ты должен научиться слышать красоту, видеть красоту, а потом уже получать образование. Если ты не видишь и не слышишь красоты - ты не годен для получения знаний, зачем они тебе? Образование не принесет пользы ни тебе, ни другим - ты злоупотребишь. Значит, единственная причина твоего образования, это какая-то выгода, корысть. Надо научиться видеть гармонию, красоту, научиться восхищаться, удивляться жизни - и тогда получай образование". Не правда ли, в таком подходе присутствует очевидная логика? В наше время детей обучают рисованию, пению, музыке и т.д. В общеобразовательных школах такое обучение зачастую стало формальным. Есть музыкальные школы и школы искусств, где этому обучают на ином уровне. Но, часто обучение уходит исключительно в технику, проще говоря, сводится к механической игре гамм, иных произведений и прочему, что крайне трудно, и ребенку становится скучно. Это не означает, что не надо играть гаммы.
Это значит, что скуки можно избежать, если уйти от монотонности, механичности, однообразия и научиться видеть, воспринимать и творить красоту. Ведь на самом деле, музыка окружает нас. Музыка есть в сердце каждого человека например, когда мы общаемся искренне с творческими людьми, в это время включается музыка - нужно научиться слышать ее. Это то же волнение, которые мы переживаем когда видим что-то прекрасное. Ее даже можно выразить в нотах, но чтобы это сделать нужны талант и знания. Эту музыку, что звучит в сердце творческого человека, можно слышать, если принимать и воспринимать такие вещи. Но, можно и не воспринимать - могут быть другие критерии: на первом месте никакая не красота, ее уже не видно за текущими "проблемами": текст, штрихи, аппликатура и т.д. Видите, то, что является задачами, становится проблемами, когда внимание заостряется преимущественно на них. Вот тогда и приходит ощущение "трудно и скучно". Перечисленные моменты всегда должны быть подчинены художественной задаче, более того, они сами по себе являются художественными задачами. Оскар Уайльд когда-то сказал "Не нужно учиться быть очаровательным, нужно разучиться быть скучным" - и мы очередной раз убеждаемся, что никто не хочет скуки, люди любят очаровываться, потому что красота наполняет смыслом любое действие, привносит в него жизнь. Если мы принципиально подойдем к этому вопросу, то сделаем так: откажемся от неосознанной механичности, дрессуры, однообразия. И ничего не потеряем, потому что примем лучшие вещи - полет творческой мысли, осознанность процесса, интерес к результату, способность видеть красоту в деталях и целом. Возможно это будет драматичный процесс, потому что в некоторых моментах
придется отказаться от шаблонов и задать вопрос "Как наполнить жизнью то, что я делаю?" Вот тут оно и начнется - настоящее творчество. Если мы готовы без сожалений это сделать, все получится. Можно это делать и постепенно, трансформация все равно будет заметна, произойдет великий переворот и то что мы потеряем, вернется в лучшем качестве - на пути поиска прекрасного не существует потерь. Ведь если мы теряем дурную привычку и дурное общение, нельзя сказать, что это потеря - это очищение и шаг в сторону прогресса. Так же и с утратой шаблонности и однообразия в творческом процессе обучения. Если же мы считаем что это потеря - тогда не надо торопиться. Давайте исследуем, получим знание, проанализируем и убедимся, что другого пути в творческой деятельности не существует. В конце концов, нам надо быть решительными и преследовать только одну цель - слышать и видеть красоту в том, что мы делаем. Вы верите, что это возможно? Тогда все в порядке, мы достигнем этой цели. Решимость - хорошее качество, оно означает, что мы берем и делаем. Пусть в нашей творческой работе будет больше творчества.
В раздел дополнительное образование