Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие познавательных способностей школьников через внеурочную деятельность (художественно-эстетическое направление)".

статья

Автор: Царева Евгения Вячеславовна, учитель изобразительного искусства и черчения, МОУ "Бадарская средняя общеобразовательная школа", с.Бадар, Тулунский район, Иркутская область.



В раздел дополнительное образование


Развитие познавательных способностей школьников через внеурочную

деятельность (художественно-эстетическое направление).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. В нашей школе сформирована система внеурочной деятельности школьников по нескольким направлениям ( физкультурно-оздоровительное; художественно-эстетическое; эколого-биологическое; духовно-нравственное) , цели и задачи которых сочетаются с основными целями и задачами образования. Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Большие возможности для развития познавательных интересов школьников представляет изобразительная деятельность, которая может выступать как форма художественного познания мира. В качестве основных педагогических условий формирования познавательного интереса на занятиях художественно-эстетического направления («Акварелька», «Страна Мастеров», «Планета идей») были определены следующие: •введение в структуру занятия ознакомительной беседы, как информатизатора; •формирование представлений об изображаемом образе; •передачи образов объектов и явлений действительности путем использования нетрадиционной техники рисования, новых технологий в рукоделии и дизайне. К основным нетрадиционным техникам относятся: рисование на мокрой бумаге или на мятом листе, «Кляксография», «Монотипия», «Пуантелизм» точечный рисунок, «набрызг», процарапывание («Граттаж»), «Ниткография», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей и другие. Их использование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Прежде чем появиться образу на бумаге, он должен найти отражение в сознании ребенка в процессе чувственного восприятия (А.В.Запорожец,
Л.А.Венгер, Е.И.Игнатьев, Н.П.Сакулина и другие). Поэтому не случайно исследователи В.С.Кузин, Т.Г.Казакова указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе. Внимание детей на кружках по изодеятельности привлекается к объектам, которые окружают ребенка с детства. Полезными в данном случае оказались просмотры иллюстраций, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, экскурсии на природу, наблюдения. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными праздниками и традициями. Для проведения занятий используются нетрадиционные формы: игры, арт- технологии, тренинги и т.д. ребёнку предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников. На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Такие формы работы помогают воспитывать потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А так же черты характера, необходимые подрастающему человеку. На занятиях царит свободная атмосфера, ребенок может вставать, ходить по классу, общаться во время творческого процесса со сверстниками; используются динамические паузы, музыкальные минутки, в составе занятий это развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. Пед.доп.образования МОУ «Бадарская СОШ»: Царева Е.В.

Влияние внеурочной деятельности (физкультурно-оздоровительное

направление) на формирование здорового образа жизни.
Гиппократ сказал: ''Здоровье есть высочайшее богатство человека''. Воспитательный потенциал спортивных секций, внеклассных мероприятий этого направления, несомненно, велик. Это, прежде всего: - воспитание стремления к здоровому образу жизни; - воспитание культуры безопасного отношения к себе, к окружающему миру; - закаливание и укрепление организма; - формирование и сплочение классных коллективов; - воспитание товарищества, взаимовыручки, милосердия, что положительно влияет на здоровье психическое. Успешность реализации этого потенциала во многом зависит от того, насколько развита и стабильна система взаимодействия педагогов, администрации, родителей и других участников образовательного процесса в решении задач данного направления. В нашей школе такая система складывалась годами, даже десятилетиями, развивалась, претерпевала изменения, диктуемые временем, и бережно хранила добрые традиции. Схематически эту систему можно представить следующим образом: в центре схемы находятся дети, так как все, что бы мы ни делали, мы делали во имя них и на благо их. А мы - это классные руководители, учителя – предметники, администрация школы, родители, социальные партнеры и, конечно, учителя физкультуры и ОБЖ. Они занимают особое место в этой системе формирования здорового образа жизни учащихся. Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний. Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс привлекательным и необходимым. Во взаимосвязи учителя физкультуры и ОБЖ, администрация, родители и социальные партнеры можно выделить следующие совместные действия: - планирование и проведение общешкольных воспитательных мероприятий; - организация участия школьников в школьных и районных соревнованиях; - пропаганда успехов и достижений; - организация работы площадки; - организация и проведение военно-полевых сборов; - организация работы спортивных секций. Во взаимосвязи учителя физкультуры и ОБЖ классные руководители, учителя предметники назовем следующие действия: - участие в тематических классных мероприятиях; - проведение спортивных мероприятий для учащихся и родителей; - привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях;
- консультации классных руководителей по вопросам, связанным с безопасной жизнедеятельностью детей, возможностями каждого конкретного ребенка; - консультации учителей по вопросам межличностных отношений детей, их личностных качеств. Для того чтобы весь комплекс действий оказался результативным необходим подбор таких форм и методов, которые бы вызывали истинный интерес детей, несли полезные теоретические знания, давали практические умения и навыки. Одним из самых востребованных детьми мероприятием является ежегодный районный туристический слет. Еще одна традиционная форма общешкольного оздоровительного мероприятия – это л/кросс, который традиционно проходит у нас осенью и на день Победы – 9 мая. Охват учащихся ~ 80 % Также традиционно и всегда успешно проходят в школе турниры по волейболу. Доброй традицией стали товарищеские встречи по волейболу: ученики – родители. Охват учащихся ~30 %. Формирование потребности в ЗОЖ, начинающиеся на уроках физкультуры и ОБЖ продолжается и на внеклассных мероприятиях по здоровому образу жизни, акциях, анкетирования и бесед с демонстрацией видеофильмов. В результате разносторонней урочной и внеурочной совместной деятельности по формированию ЗОЖ по данным анкетирования ''Ценностные ориентации''. 100 % опрошенных учащихся школы на первое место по ценности ставят здоровье. Подтверждает этот выбор стабильно высокий процент занятости учащихся школы в спортивных секциях. В 2014-2015 уч.году -30%. Совместная деятельность по формированию здорового образа жизни, безусловно, положительно влияет и на уровень социальной адаптации учащихся. Зачастую дети, которым трудно дается учеба, находят свою социальную нишу, достигают успехов во внеурочной деятельности, в кружках и секциях. В нашей школе процент занятости учащихся в кружках и секциях стабильно высок (66%) и является неотъемлемой частью профилактической работы в школе и обеспечивает ее успешность. Однако, несмотря на такие достаточно высокие результаты и существующую систему работы по формированию ЗОЖ, как и у всех у нас остаются проблемы. Например, ухудшения здоровья детей только поступающих в школу, курение части старшеклассников, достаточно большой процент простудных заболеваний. Над этими проблемами необходимо работать, как говорится всем миром. Учитель физ.культуры и ОБЖ: Царев С.Н.


В раздел дополнительное образование