Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Парк Культуры имени Творчества"

программа для лагеря с дневным пребыванием детей

Автор: Журавлева Ирина Алексеевна, преподаватель по классу домры, МАОДО "Ваховская ДШИ", п. Ваховск, Нижневартовский район



В раздел дополнительное образование


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВАХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ПРИ ДШИ, ДМШ
«ПАРК КУЛЬТУРЫ им. ТВОРЧЕСТВА»
Разработчик программы: Журавлёва Ирина Алексеевна преподаватель ДШИ п. Ваховск Ваховск 2016 1

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................2 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.................................................................................3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................5 Новизна программы....................................................................................................6 Понятийный аппарат программы...............................................................................8 Краткая характеристика участников программы......................................................9 Педагогическая идея программы...............................................................................9 ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ............................................................................10 Критерии и способы оценки качества реализации программы............................11 СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..........................12 Этапы реализации программы................................................................................15 Характеристика педагогического состава...............................................................16 Информационно-методическое обеспечение программы.....................................16 Материально-техническое обеспечение программы.............................................17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................18 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Наименование программы
Лагерь с дневным пребыванием детей «ПАРК КУЛЬТУРЫ им. ТВОРЧЕСТВА»
Разработчик программы
Журавлева Ирина Алексеевна
Юридический

адрес

организации
Индекс 628656 Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, п. Ваховск, улица Юбилейная, д.10. E-mail VahDSHI@yandex
Адрес, телефон
п. Ваховск улица Юбилейная, д.10, тел. 8(3466)21-61-56
Форма организации летнего

отдыха
Лагерь с дневным пребыванием детей
Цель программы

Цель
программы – создание оптимальных условий для нравственно-эстетического воспитания детей через включение в совместную творческую деятельность в сфере культуры и искусств.
Задачи программы
- содействовать расширению знаний детей и подростков нравственно-эстетических ценностей человечества на материале образцов культуры и искусств; - содействовать осознанию и принятию участников программы нравственно-эстетических взглядов и убеждений, культуры поведения; - организовать деятельность, направленную на демонстрацию детьми нравственного отношения к жизни; - способствовать осознанию детьми собственных личностных изменений; 3

Предполагаемые результаты

программы
- создание условия для нравственно-эстетического воспитания детей и подростков; - выявление, развитие и поддержка талантливых детей, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - увеличение числа детей, активно занимающихся культурно-творческой деятельностью; - повышение уровня и престижа летнего пришкольного лагеря; - повышение мотивации к творческой деятельности; - привлечение внимания родителей к успехам и достижениям своих детей; - создание мотивации детей к выбору будущей профессии в сфере культуры и искусства.
Направленность программы
- нравственно-эстетическая
Общее

количество

участников

программы
15 детей 3 воспитателя 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время во многих детских музыкальных школах и школах искусств открываются лагеря с дневным пребыванием детей, летние дворовые площадки. Зачастую воспитателями в таких лагерях становятся преподаватели тех же школ, которые не всегда бывают профессионально к этому готовы. Открытие таких лагерей с одной стороны требует подготовки или переподготовки кадров для успешного осуществления деятельности вожатого- воспитателя на летней площадке, а с другой стороны наличия необходимой документации, в том числе и программы. Данная программа предназначена для преподавателей, воспитателей, работающих при летних пришкольных лагерях на базе ДШИ, ДМШ. Следует отметить, что важным источником развития личности, его эмоционального и эстетического совершенствования, формирования и коррекции ценностных ориентиров выступает нравственно-эстетическое воспитание, которое тесно связано с другими направлениями воспитательной работы в образовательном учреждении. Его основная цель – формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральным нормам, способности ощущать и создавать красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. Важное место в процессе нравственно-эстетического воспитания личности занимает искусство, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Через искусство, которое в концентрированном виде содержит универсальные человеческие ценности, воздействовать на сознание, чувства, волю детей и подростков – в этом и заключается основная педагогическая идея программы.
Актуальность
программы отражается в нескольких составляющих: - актуальность для образовательной политики Ханты-Мансийского автономного округа – поскольку нравственно-эстетическое воспитание является 5
одним обозначенных направлений в окружной программе «Дети Югры» на 2011 - 2015 годы, а также муниципальной программы «Развитие образования в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы»; - актуальность для Ваховской детской школы искусств – как программа, отражающая цели и задачи других образовательных программ данного учреждения; - актуальность для участника программы – так как деятельность, предполагаемая в рамках нравственно-эстетического воспитания, отвечает стремлению ребёнка или подростка к духовному развитию и творческой самореализации. Программа направлена на повышения культурного уровня подрастающего поколения, а также на развитие его творческих способностей.
Новизна программы
От реализованных ранее данную программу отличает, прежде всего, форма. До 2015 года лагерь «Планета детства» на базе Ваховской детской школы искусств представлял собой форму дворовой площадки. Первая смена 2016 года будет проходить в форме лагеря дневного пребывания детей. Кроме того, деятельность, осуществляемая в рамках программы, впервые базируется на определенной модели взаимодействия её участников. Нравственно-эстетический модуль в образовании воспитанников смены реализуется посредством погружения в творческую деятельность лагеря, самопланирования, самоорганизации и самооценке своих знаний, умений и навыков. В связи с Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 01.04.2014 №09-613 подверглась корректировке и целевая установка. Использование общеобразовательных программ позволило расширить воспитательные возможности детского лагеря. Опираясь на рекомендации, представленные в Письме, данная программа будет способствовать развитию навыков адаптации в современном обществе, а также 6
повысит мотивацию ребенка к познанию и отстаиванию своей индивидуальности.
Основные образовательные технологии
, используемые при реализации программы: - ролевые игры; - обучение в сотрудничестве (командная работа); - проблемное обучение 7

Понятийный аппарат программы
Для последовательного изложения педагогической идеи и содержания программы необходимо рассмотреть такие понятия как нравственность, нравственное и эстетическое воспитание, а также ответить на вопрос, что подразумевается под творческой деятельностью. В педагогическом словаре нравственность определяют как особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д. Кроме того нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. [5]. Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения [5]. Эстетическое воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [5]. Творческая деятельность – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [2]. 8

Краткая характеристика участников программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 14 лет. Приоритетом для зачисления детей в лагерь пользуются дети из малообеспеченных семей, многодетных семей, неполных детей, безработных родителей, дети сироты и дети, находящиеся под опекой, а также обучающиеся Детской школы искусств п. Ваховск.
Педагогическая идея программы
Основная идея программы «Парк Культуры им. Творчества» детского лагеря «Планета детства» заключается в необходимости воспитания у детей и подростков острого чувства прекрасного, увиденного как во внешнем мире, так и в самом себе. Эстетическая деятельность и организация коллективных творческих дел является одним из эффективных способов получения и демонстрации знаний и умений, осмысления собственного отношения к духовным ценностям, общественным требованиям и нормам. Нравственно- эстетическое воспитание возможно через знакомство с образцами музыкального, литературного, театрального искусств, осмысления поступков героев, соотнесение их с собственными установками. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни. 9

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

Цель
программы – создание оптимальных условий для нравственно- эстетического воспитания детей через включение в совместную творческую деятельность в сфере культуры и искусств. Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие
задачи
: - содействовать расширению знаний детей и подростков нравственно- эстетических ценностях человечества на материале образцов культуры и искусств; - содействовать осознанию и принятию участников программы нравственно-эстетических взглядов и убеждений, культуры поведения; - организовать деятельность, направленную на демонстрацию детьми творческих способностей; - способствовать осознанию детьми собственных личностных изменений.
Предполагаемые результаты программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит достичь следующих
результатов
: - создание условий для разностороннего развития нравственно- эстетических представлений, обогащения детей и подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками; - повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности; - улучшение взаимоотношений с окружающими; коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости. - выявление, развитие и поддержка талантливых детей, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - повышение уровня и престижа летнего пришкольного лагеря. 10

Критерии и способы оценки качества реализации программы

КРИТЕРИЙ

ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЗУЛЬТАТ
1. Уровень нравственно- эстетической воспитанности - наличие качеств воспитанности - наличие качеств невоспитанного человека - сформированность культуры поведения - проявление у детей и подростков таких качеств как справедливость, любовь к людям, стремление к красоте, воля и творчество. - уменьшение таких качеств как злость, равнодушие, лень, эгоизм - проявление вежливости, деликатности, такта, предупредительности, в общении с окружающими 2. Уровень эмоционального состояния и настроения каждого ребёнка - Активная позиция и отсутствие конфликтов -Потребность в достижении цели. - Оптимистический настрой. - Удовлетворенность пребыванием в лагере. - Успешная социализация детей и подростков при выполнении различных ролей. 3 Уровень активности каждого ребенка - Обеспечение постоянной занятости детей. - Проявление лидерских качеств. - Увеличение количества занятых детей и подростков в летний период. - Повышенный интерес к отрядной жизни и жизни лагеря В процессе диагностики нравственно-эстетического воспитания условно выделяют уровни воспитанности (“низкий”, “средний”, “высокий”). Однако стоит отметить, что исключительно трудно оценить в нескольких показателях такой сложный и многогранный процесс, как воспитание. 11

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержательно-тематическое направление программы включает детей в технологию культурной политики. Воспитанники смены используют практики культурно-образовательной деятельности: организация выставок, экскурсий, ведение концертных программ, интервьюирование условных артистов, создание рекламы, логотипов, слоганов т др. Кроме того, дети обретают возможность познать и проанализировать образцы культуры – традиции, обычаи, нормы поведения. В основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся творческими работниками местного Парка Культуры им. Творчества. Управляющими Парком Культуры являются
Директор
и
Художественный руководитель
. Эти роли исполняют воспитатели смены. Директор руководит всей культурно - просветительной и производственно - хозяйственной деятельностью парка, разработкой текущих и перспективных планов, утверждает их и контролирует выполнение. Художественный руководитель осуществляет участие в подготовке всех культурно-массовых мероприятий, проводимых в Парке. Он непосредственно сотрудничает с остальными работниками Парка, направляя и корректируя их работу при необходимости. В Парке проводятся различные культурно-просветительные мероприятия – вечера поэзии, выставки декоративно-прикладного искусства, праздничные концерты, игровые программы и даже экскурсии. Творческую деятельность осуществляют следующие работники Парка: 1) Режиссёр (близкий помощник художественного руководителя, занимается постановкой крупных праздничных мероприятий) 2) Дизайнеры по костюмам (создают внешний образ артиста, воплощённый в его костюме) 3) Оформители (занимаются декорацией сцены, выставки) 4) Художник-фотограф (он же оператор, фотографирует наиболее яркие, памятные моменты работы Парка) 12
5) Экскурсовод (проводит обзорные экскурсии по Ваховску, рассказывая историю посёлка) 6) Журналист (берет интервью у артистов и зрителей) 7) Массовики-затейники (проводят игры) 8) Взаимозаменяемые артисты-исполнители (театралы, вокалисты, хореографы, чтецы и т.д.) Следует отметить, что это не городской Парк культуры, а сельский. А на селе, как известно, всегда не хватает людей тех или иных профессий, их приходится совмещать. Участникам этого проекта тоже предстоит выполнять различные функции. Как гласит пословица: «и жнец, и на дуде игрец». Участники проекта будут «приняты на работу» в начале смены, после собеседования, которое пройдёт в виде игр-знакомств на открытии лагерной смены. Дети распишутся в должностных инструкциях и получат аванс. Роль денежных единиц будут выполнять карточки-смайлики. Их можно получить за успешную работу и потратить на самодельные сувениры, а также на билеты на мероприятия в Парке Культуры. На протяжении сезона в творческой жизни Парка будет запущен 2 проекта «Свободный микрофон» и «Ералаш». В проекте «СВ» участникам будет дана возможность продемонстрировать свои таланты на главной сцене. Номера можно представлять в любом виде искусств – театральном, хореографическом, вокальном, литературном и др. Наиболее яркие участники покажут себя в финале Проекта. Результатом будет являться запись Диска «Свободный микрофон», который будет вручен каждому участнику Проекта. Проект «Ералаш» осуществляет поиск идей, репетиции сценок и видеосъемки комических миниатюр. Наиболее интересные работы будут представлены на закрытии смены. Каждый работник Парка лично заинтересован в качестве своей работы, у него высокая мотивация. Поскольку в конце смены, на закрытии будут вручать премии Лучшим работникам творческого сезона.
Ключевые дела
программы будут проходить в следующие дни: День Открытия Парка культуры, День Доброты, День Эколога, День хороших манер, 13
День поэзии Пушкина, День театра, День Памяти, День Милосердия, а также День Закрытия Парка Культуры. В эти дни будут проводиться мероприятия, непосредственно направленные на развитие нравственно-эстетического начала у участников смены. 12 КЛЮЧЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПАРК КУЛЬТУРЫ» (как вариант для плана-сетки) 1. Игра-тренинг на развитие нравственности «Ты-лучше!» 2. Торжественное открытие Парка Культуры 3. Диспут «Слово за слово» (по фильму Е. Ташкова «Уроки французского») 4. Эко-форум «Моя зеленая планета» 5. Этикет-встреча «Комильфо» 6. Конкурс стихов А.С. Пушкина «Я вам пишу...» 7. Конкурс театрального искусства «Театр начинается с…» 8. Музыкально-поэтическая картина ко Дню памяти и скорби «Это было давно» 9. Акция «Голубь мира» (ко Дню памяти и скорби) 10. Акция «Живой росток» (экологическая акция) 11. Диспут «Слово за слово» (по фильму С. Ростоцкого «Белый Бим – черное ухо») 12. Орф-студия (музыкально-коммуникативное занятие по методике Карла Орфа)
Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель – май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: - участие в семинарах и мастер-классах по вопросам проектирования программ для пришкольных оздоровительных лагерей; 14
- предварительное анкетирование детей с целью выявления пожеланий и предложений в проведении смены; - разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Парк культуры им. Творчества»; - подготовка методического материала для работников лагеря; - составление необходимой документации для деятельности лагеря (план- сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Основной
(реализация педагогической идеи программы) Деятельностью этого этапа является: - встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; - запуск программы «Парк культуры им. Творчества»; - знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. - вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел для развития нравственно-эстетического воспитания; - работа детских объединений по интересам и творческих мастерских.
III этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является: - подведение итогов смены; - анкетирование детей в конце лагерной смены; - презентация проектов деятельности; - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Характеристика педагогического состава



ФИО

Характеристика
1. Журавлева Ирина Алексеевна Возраст: 33 года Стаж работы в культуре: 18 лет. Преподаватель высшей категории 15
Опыт работы с образовательными программами в период летнего отдыха: 7 лет Должностные обязанности: начальник смены лагеря, воспитатель, преподаватель по вокалу 2. Хажиахметова Галия Раисовна Возраст: Стаж работы в культуре: 42 года. Преподаватель высшей категории Опыт работы с образовательными программами в период летнего отдыха: 7 лет Должностные обязанности: воспитатель, преподаватель по фортепиано 3. Кондрашов Владимир Геннадьевич Возраст: Стаж работы в культуре: 30 лет. Преподаватель высшей категории Опыт работы с образовательными программами в период летнего отдыха: 7 лет Должностные обязанности: воспитатель, преподаватель синтезатора, баяна, аккордеона, гитары
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Наличие программы работы лагеря, плана работы отрядов, плана-сетки лагерной смены; 2. Должностные инструкции для всех участников процесса; 3. Проведение установочных семинаров для участников процесса; 4. Наличие методических разработок для организации смены; 5. Проведение ежедневных планёрок для работников смены.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Игровая комната для отряда, зал. 2. Спортивное оборудование и инвентарь (мячи, скакалки, теннисные ра- кетки, обручи и др.). 3. Настольно-игровое оборудование 4. Компьютер, принтер, проектор. 5. Телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр, микрофоны, фотоаппарат. 6. Призовой фонд (грамоты, дипломы, сувениры). 16
7. Музыкальный центр (для аудио кассет и дисков). 8. Видео и аудио диски 9. Музыкальные инструменты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская Д. Б., Психология творческих способностей учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Богоявленская – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 2. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. 17
3. Кабалевский, Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание [Текст]: (ст. и выступления разных лет) / Д.Б. Кабалевский; послесл. В. Викторова. – М.: Знание, 1984. – 64 с. 4. Каган М.С., Начала эстетики [Текст] / М.С. Каган. – М.: Искусство, 1994. 211 с. 5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст]. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с. 6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко

1988.-304 с: ил. 7. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. [Текст] / И.С. Марьенко

М.: Педагогика, 1985. 103 с. 8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев

М.: Знание, 1981. – 96 с. 9. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений. [Текст] / И.П. Подласый

М: Просвещение: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996. 432 с. 10. Ряписова А. Г., Педагогика. Часть 2. [Текст] / А. Г. Ряписова

Новосибирск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт открытого дистанционного образования ГОУ ВПО НГПУ, 2007. 18


В раздел дополнительное образование