Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Творческие способности учащихся в учреждении дополнительного образования"

Исследовательская работа

Автор: Велижанин Виктор Николаевич, педагог дополнительного образования, МБУ ДО СЮТ им.П.В.Лосоногова, город Осинники,Кемеровская область



В раздел дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Станция юных техников имени П.В.Лосоногова»
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Исследовательская работа
Автор:
Велижанин Виктор Николаевич Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных техников имени П.В.Лосоногова» г.Осинники Осинники – 2017
2 Оглавление Введение СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава I

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ
1.1. Определение понятия «способности» 5 1.2. Творчество и творческие способности 8 1.3. Проблемы развития творческих способностей в современном обществе 10 1.4. Креативность 11 Заключение________________________________ Список литературы_____________________________________15 13 Актуальность.
3 В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.[1] Проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно- технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования, иначе может случиться так, что пришедшее на смену поколение не сможет поддерживать в исправном техническом состоянии современный технологический парк, не говоря уже о необходимости его дальнейшего совершенства. Особое место в системе образования занимает дополнительное образование. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства. [2] Федеральным Государственным стандартом предусматривается обеспечение: профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.[3] Проблема формирования профессионального интереса у школьников особенно актуальна в настоящее время, так как к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание человека интеллектуально-творческого, способного проявить себя в меняющихся социально-экономических условиях. Сама жизнь выдвигает неотложную
4 практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.[4] Исходя из этого, мы понимаем, что современное общество нуждается в специалистах, которые имеют высокую квалификацию, проявляют творческую самостоятельность во всех сферах жизни, имеют высокую профессиональную мобильность. В младшем школьном возрасте закладываются основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в подростковом периоде, в котором происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности. В педагогике проблема творчества не нова и исследовалась такими учеными, как Выгодский Л.С., Дилтс Р., Горский В.А. и др. Однако проблема творчества в сфере дополнительного образования детей представлена недостаточно. Необходимо отметить, что современная педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на творческий подход к получению знаний. Именно поэтому, говоря о системе дополнительного образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Данное противоречие определило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединениях коллективная радиостанция и радиотехника». Объектом исследования являются творческие способности подростка. Предметом исследования – влияние занятий в радиотехническом объединении на развитие творческих способностей. Целью данной работы является исследование проблемы развития
5 творческих способностей подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  уточнить основные понятия: «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;  определить основные проблемы развития творческих способностей подростков;  выявить роль креативности в развитии творческих способностей детей;  определить влияние занятий в объединених СЮТ на творческую активность подростков. Была выдвинута гипотеза: творческая активность подростков на занятиях в технических объединениях тесно связано с развитием креативного, творческого мышления. Эта проблема так или иначе отражается в работах многих известных психологов.
6 Глава I. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1.1. Определение понятия «способности» В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный» (см. Литература №7). Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, то есть, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Говоря о способности, предполагают возможности человека что-то делать, то есть способность проявляется в успешной деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или радиоспортсменом, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий
7 жизни и воспитания. Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству, способности делятся на математические, технические, спортивные, художественные, и т.д. По широте способности делятся на: 1) общие; 2) специальные. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, способность различать радиоэлементы, определять на слух режим вид модуляции при работе цифровыми вдами связи. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Это наблюдательность, организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности принято называть общими. Самой общей, и в то же время самой основной, способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Некоторые ученые определяют способности как процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции. Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей: 1. способности отражать 2. способности проектировать 3. способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация
8 замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами) [9]. 1.2. Творчество и творческие способности Творчество, - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Главное отличие творческой личности заключается в её специфической мотивации. Творческим людям присущи следующие личностные черты: 1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; 2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Творчество - это высшая форма деятельности человека. Условиями развития творческого мышления являются: - длительная подготовка; - эрудиция; - интеллектуальные способности; - повышенные требования к задаткам и чертам психики; - талант ученого; - тонкая наблюдательность; - любознательность; - воля; - способность думать и работать в одном направлении; - большая работоспособность; - критический склад ума;
9 - интуиция и подвижничество; - стремление к самообучению и самосовершенствованию. Под творческим мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится творчеством. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому мышлению предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека. Вначале человек попадает в окружение семьи, которая его обучает. Затем дошкольные учреждения, затем школа, институт и т.д. Но, как правило, творческая личность не ограничивается формальными общественными институтами. Для творческой личности любое взаимодействие с окружающим миром есть процесс обучения. Обычно таким личностям дают следующие характеристики: любопытный, дотошный (в плане углублённого изучения проблемы), любознательный и т.д. Следствием длительной подготовки является эрудиция личности. Под эрудицией понимается ученость, начитанность, наличие глубоких основательных познаний в определённой области науки, а также разносторонняя образованность человека. Эрудированному человеку намного легче поддаётся словесно-логическое мышление, что и обуславливает эрудицию, как неотъемлемую часть творческого мышления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что под творческими способностями понимаются способности индивида к творческому мышлению, порождающему творческую деятельность. 1.3. Проблемы развития творческих способностей в современном обществе В современном обществе вопрос развития творческих способностей становится всё более актуальным. Главная проблема заключается в существующей системе образования, которая не содержит необходимых
10 подходящих методик. Весь образовательный процесс строится по принципу однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе решается одним способом, установленным в учебнике. Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи. В этом плане наше общество недалеко ушло от своих предков. Так, в средние века зазубривание было основной методикой для обучения детей. Таким образом, основным условием для развития творческих способностей является внесение в обучение естественных способов познания окружающего мираГлавным в системе образования должна стать задача формирования у личности стремлений к познанию. То есть, человеку с детства должна прививаться особая система мотивации, способствующая развитию творческих начал личности. Например, решая задачу, не следует замыкаться на определённом алгоритме. Необходимо учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это умение, в свою очередь, должно подсказывать им способы решения поставленной задачи. Созданию чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. В то же время возникающие в сознании образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них Мышление и воображение тесно взаимосвязаны между собой, особенно с такими видами мышления, как наглядно-образное и словесно- логическое мышление. Без воображения невозможно существование этих видов мышления
11 1.4. Креативность Говоря о развитии творческих способностей, необходимо дать определение такому понятию как креативность. Креативность (от лат. creatio – созидание) — это творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к реализации принципиально новых идей, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Высокая ценность и важность креативности для каждого индивида, как и для человечества в целом, неоспорима и никем не подвергается сомнению. Креативность трудно измерить. Как показывает история, гении рождаются не только у гениев. Одаренные люди рождаются независимо от того, кто их родители. Обладая креативностью, человек сам сможет найти множество способов для решения той или иной задачи, и эти способы будут индивидуальными, отличными от существующих. Такой подход к воспитанию личности сможет в корне изменить весь процесс развития человечества в целом, так как новые способы решения стоящих перед обществом задач будут способствовать прогрессу. Однако в настоящее время ситуация складывается таким образом, что существующая система образования не развивает мышление, а всего лишь прививает человеку однотипное, стандартное мышление, и только те личности, которые позволяют себе выйти за рамки общепринятого, становятся открывателями чего-нибудь нового. Следует отметить, что нельзя сделать кого-то креативным. Только сам человек может сделать себя таковым, но для этого необходимо дать ему возможность.
12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование влияния занятий в объединениях УДО на развитие творческой активности детей позволяет дать ответы на поставленные вначале работы вопросы. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной и т.д. – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Творческие способности – это способности к созданию чего-то нового, т.е. способности к творческой деятельности. Задача педагога в период появления интереса у подростков к технике вообще и к техническому творчеству в частности – максимально использовать его для развития творческих способностей личности. В данной работе для того, чтобы определить какое влияние на развитие творческих способностей оказали занятия в объединении, был проведен эксперимент. На занятиях в объединении делался упор не на обучение ребенка каким-либо навыкам, а на развитие таких основных процессов психики, как мышление, память, внимание, воображение и т.д. Именно развитие данных процессов психики оказывает влияние на развитие творческих способностей детей. Данный факт был подтвержден экспериментально. Та группа детей, которая занималась в техническом объединении, показала увеличение творческих способностей. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась: занятия в техническом объединении УДО положительно влияют на развитие
13 творческих способностей детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: пособие для
14 руководителей кружков: - М.: Просвещение, 1980 2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов: Метод. пособие для развития творческих способностей детей раннего возраста – М.: МЦ «Вариант», 1997 3. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования: пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1990 4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2003 5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 6. Горский В.А. Техническое творчество школьников: пособие для учителей и руководителей технических кружков. – М.: Просвещение, 1981 7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.- М.: Русский язык, 1978 8. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Теория развивающего обучения. – М.:, 1996 9. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью. – СПб.: Питер, 2003 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 1999 11. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. – №2 – 1980 12. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989 13. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - /Пер. с лит./ - М.: Педагогика, 1983 14. Калугин Н.И. и др. Профориентация учащихся: - М.: Просвещение, 1983 15. Климов Е.А. Как выбирать профессию: - М.: Просвещение, 1990 16. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь – справочник. – М.:Фаир-Пресс: ИТД «Гранд», 2002 17. Комский Д.М. Кружок технической кибернетики: пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1991
15 18. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении – М.: Просвещение, 1982 19. Психологические тесты /сост. С.Косьянов. – М.: ЭКСМО, 2003 20. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999 21. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983 22. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М: ЭКСМО, 2005 23. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: пособие для учителей и работников внешкольных учреждений – М.: Просвещение, 1983 24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология – М.: Издательский центр «Академия», 1999 25. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности – М.: Педагогика, 1981 26. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения – М., 1989


В раздел дополнительное образование