Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психосоциальное консультирование"

авторская статья

Автор: Михеркина Галина Александровна, социальный работник, ГБУ ЯНАО "ЦСОН в МО г.Лабытнанги", Лабытнанги



В раздел дополнительное образование

Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого- педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования. Социальный работник, в связи со спецификой своей профессиональной деятельности, выслушивая порой исповеди своих подопечных, зачастую выполняет функции людей разных профессий: юриста, менеджера, психолога, педагога, и даже священника. Социономическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности, но все же по своей сути оно ближе к психологическому. Следовательно, как нам представляется, правомерно социономическое консультирование назвать социально-психологическим. Консультативные умения должны способствовать эффективному достижению целей вмешательства в жизнь клиента в процессе социальной работы. Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе в собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии
консультирования состоит в активации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования: - доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; - ориентация на нормы и ценности клиента; - запрет давать советы; - анонимность консультирования; - включенность клиента в процесс консультирования; - разграничение личных и профессиональных отношений При этом в рамках поддерживающих отношений, которые должны быть выстроены на принципах гуманизма и законности, следует относиться к клиенту с уважением, как к уникальной, а не патологической личности, но при этом давать понять сущность болезни и конкретные средства и методы ее исцеления, без чего всякий психолого-консультативный процесс был бы бессмыслен. Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная организация консультаций. С этой точки зрения ученые (В.Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистантное («заочное»). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними проходит беседа. Дистантный вид консультирования предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или переписке. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультативного процесса. Для всех направлений практической социальной работы необходимы, по крайней мере, базовые консультативные навыки, хотя для всех социальных
работников нет нужды быть способными осуществлять глубинное консультирование. К таким базовым навыкам можно отнести следующие: - направленное внимание, активное слушание, безоценочное принятие; - перефразирование, отражение, суммирование и контроль; - умение применять различные типы вопросов (в том числе не наводящие, открытые) и альтернативные способы обратной связи; - эмпантическое понимание, установление причинно-следственных связей, открытость; - стимулирующая проблематизация, конфронтация, работа с защитами; - целеполагание, решение проблем, техники фокусировки; - понимание языка тела; - избегание оценочных и морализаторских суждений; -осознание границ, техники структурирования, способность конструктивно говорить на трудные темы; - умение предоставлять обратную связь, владение техниками снятия напряжения, избегание враждебности и умение с нею справляться. В контексте психосоциального подхода воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и вне семейной среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя работу не только непосредственно с клиентом, но и с другими референтными людьми, специалистами, социальными системами. В рамках такой работы социальный работник может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это – при самом активном участии клиента. Многие теоретики стали говорить о необходимости перехода от ориентации на потребности клиента к ориентации на решение проблем. В последнем случае речь идет не о «приспособлении» или «адаптации», а о
том, чтобы помочь клиенту или семье более эффективно и удовлетворительно справляться с теми или иными проблемами жизнедеятельности или межличностных отношений. Именно в это время появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам. В практике социальной работы широко используется несколько направлений консультирования: - общее консультирование клиентов специалистами социальной работы. - специальное консультирование клиента по направлению социальных работников, специалистами социальных служб, учреждений. - обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций. Включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения. В рамках консультирования можно выделить следующие виды: консультирование людей пожилого возраста и инвалидов; семейное консультирование; консультирование по вопросам защиты населения. Людей пожилого возраста и инвалидов волнуют вопросы о предоставлении льгот, пособий, пенсий и т.д. Социальные работники должны быть готовы дать ответы на эти и другие вопросы, волнующие клиентов и постоянно накапливать для своих подопечных новую информацию. Также в социальном консультировании выделяют ряд принципов, кото - рых придерживается консультант в работе с клиентом: - принцип профессионализма и компетентности. - принцип доверительности. - принцип конфиденциальности. - принцип результативности. Данных принципов придерживаются в своей работе не только консультанты, но и другие специалисты, работающие с людьми.
Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента. Во время выполнения задания консультант предоставляет свои знания и опыт в распоряжение клиента, его задача – найти наилучшее решение в интересах клиента. Специалист, работающий в области социального консультирования, должен владеть основными принципами, которые впервые были сформулиро- ваны В.В. Столиным. Он выделил шесть принципов: - принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе клиента и выделять способы работы с этими слоями). - принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе). - принцип стереоскопического диагноза (в семейном консультировании необходим учет мнения более чем одной стороны). - принцип системности ( выделение системной единицы анализа, будь то индивид, семья как целое или индивидуальный жизненный путь как це - лое). - принцип уважения личности клиента (отказ установки на переделыва - ние, перевоспитание личности, установка на принятие, понимание клиента). - принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различие дружеских и профессиональных отношений, по- иск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.). Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду, предлагать четкие и объективные рекомендации клиенту, не задумываясь о том, как это повлияет на его собственные интересы. В различных конфликтных ситуациях социальный работник зачастую выступает в роли посредника, и в таких случаях ему необходимы определен - ные профессиональные умения и навыки, в том числе коммуникативные, ко - торые являются неотъемлемой частью посредничества. Совместные обсу - ждения позволяют людям достичь соглашения, уменьшают недоверие, обес -
печивают их взаимную выгоду. Коммуникативные средства делятся на вер - бальные (лексика, стилистика, грамматика, формообразование, стиль) и небербальные (мимика, жесты, интонация голоса, паузы, рукопожатия, по - кашливания, поглаживания, средства, связанные с запахом). Общение подразделяется на деловое и межличностное, Деловое - это взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, это формальное общение, основанное на статусной позиции. Межлич - ностное общение не имеет жесткой регламентации поведения, интеллекту - альных процессов. Психологически полноценным общение становится толь - ко при взаимодействии партнеров на равных, когда не допускается ущемле - ние достоинства каждого и делается поправка на своеобразие друг друга. Следовательно, в социальной работе важным моментом выступает компетентность в общении. Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки дея - тельности социального работника представляет определение критериев ее эф- фективности или результативности. В числе основных критериев эффектив - ности выделяют: - результаты решения социальных проблем клиентов; - степень включенности клиентов в различные виды деятельности в со - циуме; - динамику изменения отношений клиента к базовым социальным ценностям; - степень включенности взрослого населения в деятельность по улуч - шению социально-педагогических условий в микрорайоне; - улучшение социально-психологической обстановки в районе, в социу - ме и т.д.; - уровень профессионального роста социального работника как специа - листа. Результативные показатели успешности деятельности – достигает ли личность результатов в труде.
Процессуальные показатели успешной деятельности – использует ли специалист современные методы, приемы и технологии при достижении ре - зультатов в деятельности. Профессиональный долг социального работника по отношению к кли - енту заключается в его содействии наиболее полной самореализации лично - сти, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависи - мости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требова - ния, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отноше - ний, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его досто - инства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны соци - ального окружения. Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к соци - альному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способ - ствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одна из целей социальной работы заключается в содействии полному раскры - тию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, со - циальный работник обязан пытаться понять внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека — наиболее тонкая, деликатная сфера, грубое, бесцеремонное вторжение в нее может при- вести к непоправимым негативным последствиям. Внимательное, доброжела - тельное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоци - ям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет социально -
му работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту. Чтобы стать самим собой, полностью раскрыть свой потенциал, инди - вид должен иметь и возможность, и необходимость, и желание. Социальный работник призван деликатно помочь индивиду осознать необходимость трансформации (внешней или внутренней), способствовать формированию потребности и принять меры для обеспечения возможности такой трансфор - мации с согласия и одобрения клиента на основе тех знаний о нем, которые он получает в процессе изучения самого клиента, условий его жизнедеятель - ности и его социального окружения. Профессиональная этика социальной работы не считает безнравствен - ным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению. Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятель - ности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливо - стью, унижением и болью. Далеко не все виды услуг, оказываемых социальным работником клиен- ту, отличаются эстетичностью — большей частью, это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная. Неверным было бы в этом случае требовать, чтобы социальный работник выполнял свои обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида профессиональной деятель- ности и содержания конкретной услуги. Как любой нормальный человек, он в определенных случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, отвращение, брезгливость. Однако, руководствуясь профессиональным и мо- ральным долгом, осознавая важность и необходимость соответствующих дей- ствий, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работ- ник эффективно выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чув- ства и не демонстрируя их своему клиенту. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся
социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Все большее применение консультативная деятельность получает в различных сферах социальной работы, в формировании ее инновационных технологий. Анализ литературы по теме показал, что социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми. Взаимодействие социального работника с консультирующим психологом должно быть тесным – по-существу, это их совместная деятельность. Именно в ней сочетаются, согласовываются, вырабатываются взгляды специалистов, которые определяют технологическую практику. Таким образом, основой социальной работы выступают отношения: социальный работник – клиент («клиентом» может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).
1.


В раздел дополнительное образование