Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты"

статья

Автор: Стогний Венера Ахвальевна, социальный работник, ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения в МО города Лабытнанги", город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа



В раздел дополнительное образование

«
Деятельность органов государственной власти и местного

самоуправления в сфере социальной защиты»
Теоретическая и практическая значимость взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной защиты населения занимает в настоящее время важное место при рассмотрении социально-экономической ситуации современного российского общества. Практика функционирования системы социальной защиты за последние годы показала, что в условиях кризиса социальной сферы сделано далеко не все по его преодолению из-за отсутствия согласованности между органами власти на всех уровнях. В то же время необходимо учитывать, что продолжается процесс формирования государственного устройства Российской Федерации, особенно в части федеративного и регионального устройства, местного самоуправления. Сложность структуры территориально-государственного устройства РФ определяет те трудности, которые содержит в себе анализ ее социальной политики. Вот почему в последнее время все чаще высказывается мнение, что вполне правомерен комплексный анализ формирования и реализации социальной политики на всех ее уровнях. Сегодня становится все более очевидным, что Конституция РФ (Основной закон), федеральные законы, определяющие основу деятельности нижележащих органов управления и самоуправления, не дают реальных гарантий на осуществление права на социальное обеспечение и социальную защиту населения. В этих условиях трудно переоценить роль регионов как субъектов Федерации в формировании социальной политики. Региональное законодательство, соответствуя нормам и принципам федерального законодательства, должно расширять права граждан на данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем. Между тем, проявляются большие противоречия в осуществлении поддержания основ жизнедеятельности населения в рамках определенного территориального организма не только между Федерацией и регионом,
регионом в целом и его отдельными территориями, но также между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Главное, в чем убеждает новый общественный опыт, на практике экономические и социальные критерии решения конкретных задач постоянно находятся в конфликте, что заставляет отдавать предпочтение либо тем, либо другим. Вот почему назрело требование времени предпринять серьезную попытку для изменения процесса формирования и управления системы социальной защиты. Это требование еще более усиливается тем фактором, что объективная логика процесса модернизации на первый план выдвинула проблему, когда «каждый гражданин нашей страны должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти, что - от региональной, а за что должен заплатить сам. И точно так же за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности». Проблема заключается и в том, чтобы создать условия для конкуренции между всеми - и государственными, и негосударственными организациями - за саму возможность оказания социальных услуг, сделать эту сферу эффективной, прозрачной и четкой. Актуальность проблемы настоящего исследования состоит в попытке показать важнейшую роль тактических действий регионального и муниципального уровней власти в осуществлении стратегии социальной защиты, разрабатываемой в федеральном центре. Серьезное отставание исследований, посвященных функционированию регионального и муниципального звена социальной защиты, можно объяснить лишь сравнительно недавним вхождением социологии в общественную практику и ее недостаточной материальной базой. Оно в большей степени объясняет отсутствие научно обоснованной и апробированной системы взаимодействия всех уровней власти, при доминировании ее регионального и муниципального звеньев как непосредственно ответственных за
осуществление принятия решений в сфере социальной защиты населения Российской Федерации. Степень научной разработанности проблемы. Анализ социального фактора и социально-экономической проблематики осуществляется сегодня в иных научных измерениях, чем несколько десятилетий назад. За последние годы расширился круг конкретных объектов изучения, а также областей исследования. Разнообразным стал арсенал концептуальных подходов, усовершенствовался методический инструментарий научного поиска. Результаты проделанной работы отечественных авторов свидетельствуют, что социальные отношения выступают в качестве многогранного и многообразного по своим проявлениям фактора общественного развития, оказывающего непосредственное влияние на формирование социально- экономических ситуаций и процессов. В последнее время ученые утверждают, что защита наиболее нуждающихся в помощи групп населения обращена не столько к благотворительным организациям, сколько к государственным органам. Исходя из этого требования, содержательная основа концепции социальной защиты определяется ими следующим образом: социальная защита - это регулятивная система стабилизации общества, направленная на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Ее функция - поддержка государством более уязвимых своих граждан (групп) в условиях резкого изменения экономической ситуации. Ее цель - создание в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для поддержки таких групп. А «результатом успешной социальной защиты становится угасание противоречий, восстановление относительного равновесия в правовом статусе всех групп общества». По нашему мнению, внедрение в практику этой концепции требует учета особенностей структуры российского государства и системы служб защиты населения. Необходимо исследование управления системой
социальных служб, осуществляющееся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.


В раздел дополнительное образование