"Волшебный бисер"
Методические рекомендации
Автор: Князева Тамара Петровна, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ЦДЮНТТ, Пермский край, г.Березники
В раздел дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского (юношеского) научно-технического творчества»
«СОГЛАСОВАНО»
Методическим объединением
________________ 20__г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЦДЮНТТ
__________________
__________________ 20__г.
Методические рекомендации
«Волшебный бисер»
Педагог дополнительного образования Князева Тамара Петровна г.Березники, 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3 2. Историческая справка …………………………………………………………… 4 3. Материалы и инструменты ……………………………………………………… 6 4. Цветоведение и композиция ……………………………………………………. 10 5. Технология изготовления ……………………………………………………….. 12 5.1. Параллельное плетение …………………………………………………….. 12 5.2. Петельное плетение ………………………………………………………… 13 5.3. Игольчатое плетение ……………………………………………………….. 14 5.4. Комбинирование техник …………………………………………………… 15 Дополнения к цветочным композициям ………………………………………. 15 4. Заключение ………………………………………………………………………. 16 5. Литература ……………………………………………………………………….. 17 Приложения ……………………………………………………………………… 18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цветы во все времена привлекали внимание человека. Они удивляли, завораживали и радовали, ими украшали дома, улицы и одежду, им приписывались магические свойства 2
и особый язык. Во все времена люди старались продлить жизнь живых цветов, так или иначе подольше сохранить их красоту. Было придумано множество способов создания долговечных букетов: засушивание живых цветов, изготовление искусственных цветов из бумаги, ткани, перьев, поделочных и драгоценных камней, металлов и пластмассы. Мы предлагаем попробовать воплотить разнообразие мира цветов в таком чудесном и многоплановом материале, как бисер. Создавать цветы, деревья и травы из бисера и бусин – интересное и увлекательное занятие. Оно под силу даже детям. А каким захватывающим общим делом может стать изготовление цветочных композиций для детей и их родителей! Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимы букеты, панно, броши и бутоньерки, используя предложенные модели и придумывая свои.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Как только не называют бисер – волшебный, загадочный и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер – это просто всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер 3
путешествовал по века, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человеком. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по прежнему впитывают его чувства и настроения, и как бы, оживают, превращаясь в чудесные украшения, забавные безделушки, изысканные панно. Сначала люди использовали материал, который им предоставляла природа: когти, кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних модников. Самой старшей их всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы. Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер. Даже символы божественной власти фараонов создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья. Римляне, покорившие Египет заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стекла стала Византия. Через Византию бисер попал в Венецию. В Х веке начался настоящий расцвет бисерного производства. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии, провинившемуся грозила смерть, а его близким – темница. Венецианские бусы были высочайшего качества и развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки и другие изящные вещи. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, БУСИНЫ. По некоторым свидетельствам историков, даже венецианские купцы, увидев творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие этого ремесла на Руси. С XVII века предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669гг началось строительство стекольного завода. По окончании 4
строительства в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. В 50-е году М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть- Рудице, первую стеклянную продукцию. Но после смерти ученого фабрика закрылась. Позднее в России бисер изготовляли в кустарных мастерских, но он был невысокого качества. И только в конце XIX века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских мастеров с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это не покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Позже украшения стали выражением жизненного благополучия в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например, кокетливости. Во все времена, мужчины, стараясь не отставать от женщин, украшали себя. В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам. Были в те времена и исключительно женские украшения – кокошники. На крайнем севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь, головные уборы. Воистину диву даешься неповторимой красоте и оригинальности этих вещей. Старинные работы так красивы и не похожи на то, что нас окружает сейчас. Иллюстрации с этими работами можно разглядывать бесконечно. Но как производят бисер в наши дни? Так же как и в старину. Стекло в расплавленном виде наматывается на проволоку, от толщины которой зависит размер отверстия в бисере. Затем специальной гильотинкой эта трубочка из стекла нарезается на мелкие (бисер) и крупные (стеклярус) отрезки. Затем помещается в специальный барабан с графитом и перемешивается. После того, как бисер остынет, из него вымывают графит, не давший отверстию бисеринки заплыть. Сейчас ручной труд уже не используется, и по э той старинной технологии бисер изготовляют машины.
3. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для изготовления моделей используется следующие материалы: Бисер различного размера и качества. Существуют несколько видов бисера.
Виды бисера
5
Само название «Бисер» произошло от арабского слова «бусра», что означает «фальшивый жемчуг» и различается бисер, во – первых, по размеру. Он бывает от 1 до 5 мм в диаметре. От размера бисера зависит внешний вид готового изделия. Он может быть и маленьким, изящным, и крупным, экстравагантным. Кроме того, разным может быть и размер отверстия, так как в некоторых из бисеринок нить входит несколько раз. Во – вторых, бисер отличается по цвету, способу окраски виду покрытия. Из таких трубочек нарезается бисер. Этот бисер изготовлен «кустарным» способом. У него низкое качество из-за разного размера бисеринок и неровных краев. Этот бисер сделан из неокрашенного стекла. Он хорош тем, что изделия из него кажутся прозрачными, не портится внешний вид украшения, но цвет этого украшения бывает бледным. Этот бисер сделан из прочного стекла и окрашен позже. Его недостаток в том, что краска быстро стирается, и внешний вид изделия, бывает испорчен. Низкое качество. Прозрачный бисер из цветного стекла. Хорош тем, что изделия из него никогда не потеряют свой цвет. Бисер, с блестящим или радужным покрытием, напоминающий переливы бензиновой пленки, так и называют «бензиновый» 6
Этот бисер – один из наиболее качественных – перламутровый. Украшения из него всегда великолепны. Бисер перламутровый, крашеный. К сожалению, окраска такого бисера не прочна Зеркальный бисер. Он сделан из прозрачного стекла и покрыт изнутри специальным блестящим составом. Отличный бисер высокого качества, он обычно хорошо сохраняет зеркальный цвет. Парчевый бисер отличается от зеркального тем, что в стекло добавлена краска. Этот бисер, отличный красивый материал для работы. Он красив при свете. Зеркальная поверхность изнутри, позволяет цвету стекла лучше проявить себя. Парчевая рубка (рубка – цилиндрики или короткие трубочки). Благодаря граням, парчевая рубка «играет» на свету, отражая лучики. Чудесный бисер. Фарфоровый бисер. Его цвет немного тяжел, но зато он очень прочен. Изделия из фарфорового бисера не потеряют свой цвет никогда. Он очень хорош для детских украшений, благодаря своей особой яркости. Фарфоровая рубка. Грани этого бисера придают необычность украшениям. Эта рубка очень хорошо сочетается с любим фарфоровым бисером. 7
Крупный фарфоровый бисер незаменим в «связках» украшений. Крупный стеклянный бисер Стеклярус различных цветов хоть и редко выступает как самостоятельный материал, но зато отлично дополняет украшения из бисера. Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумаг лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется покрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно также использовать специальную флористическую ленту. Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги. Специальные основы для изготовления брошей и бутоньерок. Они продаются вместе с фурнитурой для оформления изделий из бисера. Различные по форме и структуре сосуды, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений. Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты: - кусачки (или бокорезы) для нарезки проволоки, - пинцеты, с помощью которых можно закрутить проволоку, придать ей нужную форму, поймать ускользающий конец, - ножницы для бумаг и ниток, - булавки с петелькой или шариком на конце. 8
4. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимы знания о цвете и о влиянии формы на цветовосприятие. 9
В природе существует семь основных цветов (их называют хроматическими). Хроматический ряд представлен красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Основные цвета могут быть насыщенными, осветленными или затемненными. Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – черный, белый и серый. Они обладают одним свойством – светлотой. Все другие цвета получаются в природе путем смешивания основных хроматических цветов. Знания свойств цвета очень важно при работе с бисером. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении. Просвечивая и отражаясь, друг от друга, бисерины создают неповторимую чарующую игру цвета. Поэтому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом. Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветную, преобладающую и аналогичную. При одноцветной гармонии сочетаются цвета и оттенки, отличающиеся степенью насыщенности. Используя одноцветную гармонию, можно высветить центр какого-либо элемента. В преобладающей гармонии один основной цвет сочетается с одним-двумя близкими по тональности (например, основной коричневый – с песочным и кофейным). За счет преобладающей гармонии достигается выделение какого-либо элемента изделия. Светлые фигуры на темном фоне всегда кажутся больше, чем равные им темные на светлом фоне. Аналогичная гармония представляет сочетание близких в хроматическом ряду по тону цветов: желтый с желто-оранжевым, голубой с зелено-голубым. За счет аналогичной гармонии достигают эффект краевого контраста. Гармония контрастных цветов строится на совмещении дополнительных цветов хроматического ряда или цветов хроматического и ахроматического ряда. При выполнении изделий из бисера важно учитывать то, на какой фон они будут накладываться. Рекомендуется подбирать фон из дополнительного цвета – желтый и синий, красный и зеленый, оранжевый и голубой. Предложенное сочетание цветов выработано на основе анализа современной практики работы с бисером.
Красный
– черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий, белый.
Синий
– серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый. 10
Желтый
– коричневый черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
Зеленый
– темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
Коричневый
– бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый. Как правило, в таких сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными. Основными средствами композиции (построения изделий) являются ритм, симметрия, асимметрия и равновесие.
Ритм
– это чередование и повторение элементов изделия: повторяющих фигур, цветовых пятен или форм, отделяющихся друг от друга интервалами, промежутками. Это создает ритмический ряд.
Асимметрия
и небольшой интервал усиливают ощущение движения.
Симметрия
и большая протяженность интервала производят впечатление монолитности, тяжести, громоздкости. Зная законы и применяя различные средства построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделия отличались высоким эстетическим вкусом.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
5.1. Параллельное плетение.
Самая распространенная техника выполнения бисерных изделий на проволоке – параллельное плетение. Это название не случайно: бисерное полотно, изготовленное 11
таким способом, имеет структуру параллельных линий. Выполняя изделия в данной технике, можно добиться большого многообразия форм. Основные приемы данного вида плетения. Простейший лепесток или листик выполняется следующим образом. Берется проволока длиной примерно 20-30 см, на нее нанизываются три бисеринки выбранного цвета (а), затем один из концов проволоки проводится через две бисеринки навстречу другому (б), бисеринки крепко притягиваются друг к другу – и получается маленький треугольник из трех бисеринок. Следует обратить внимание на то, что концы проволоки должны получиться примерно одинаковой длины. Потом на один конец проволоки должны получиться примерно одинаковой длины. Потом на один конец проволоки набираются три бисеринки, и другой конец опять проходит ему навстречу (в), новый ряд хорошо подтягивается к предыдущему, затем аналогично выполняется ряд из четырех бисеринок (г). Работа продолжается по данной схеме (д). Когда выполнен последний ряд, концы проволоки крепко скручиваются, чтобы лепесток не рассыпался. В некоторых изделиях за счет сильной утяжки элементам удается придать слегка округлую форму. В приложении №1 представлены базовые формы листика с зубчиками по краю листа, с резным краем.
5.2. Петельное плетение.
Рассмотрим технику петельного плетения, которая может быть использована при создании отдельных моделей, а также в качестве дополнительной при разработке сложных композиций. Приведем приемы самые простые в этой технике. 12
Самый простой пример петельного плетения – элемент, состоящий из одной бисеринки (а). Он выполняется следующим образом: на проволоку произвольной длины нанизывают одну бисеринку, помещают ее на середину проволоки, отгибают оба конца в одну сторону и крепко скручивают их между собой. Используя данный прием, можно изготовить веточки для дополнения букетов. Для этого на один из концов проволоки нужно нанизать еще одну бисеринку, зафиксировать ее на некотором расстоянии от места соединения проволок, взять бисеринку в одну руку, проволочки отогнуть в противоположную сторону и крепко скрутить их на небольшую длину – получится первое отверстие. Затем скрутить данный конец со вторым на некоторое расстояние и повторить данный прием с помощью другого конца проволоки – готово второе отверстие. И так поочередно каждым концом проволоки выполняют ответвления столько раз, сколько необходимо (б). По тому же принципу можно сделать веточки с петлями из нескольких бисеринок (в).Для того, чтобы было удобнее закручивать проволоку, можно использовать простую булавку с петелькой или шариком на конце: если вставить булавку в бисеринку получится что то вроде рычага- и витки проволоки будут ложиться более ровно и плотно. Формировать петельки можно и по-другому – не с помощью закручивания проволоки, а образуя кольцо из самих бисеринок (г). 13
5.3. Игольчатое плетение
Игольчатое плетение чаще используется для изготовления дополнений к букетам или составных частей моделей растений. Но в этой технике можно создавать и самостоятельные модели, которые довольно просты в изготовлении. Очень широко при игольчатом плетении применяется стеклярус. Рассмотрим основные приемы игольчатого плетения. Возьмите проволоку длинной 25-30 см, нанижите 6 бисеринок и, пропустив последнюю набранную бисеринку, пройдите длинным концом проволоки через остальные 5. Хорошо затяните проволоку. Затем нанижите еще 6 бисеринок и повторите прием. Проволоку хорошо затяните, чтобы элементы располагались плотно друг к другу. Повторите несколько раз (а). Можно выполнить образец и с использованием стекляруса (б), причем со стеклярусом работать гораздо быстрее. Обычно с его помощью создают модели хвойных и мелколиственных растений. Если необходимо, чтобы «иголки» располагались на некотором расстоянии друг от друга, между ними нанизываются дополнительные бусинки (в). Чаще всего в этой технике выполняются серединки цветов. 14
5.4. Комбинирование техник.
В некоторых изделиях мы используем какую-то одну технику плетения, но есть модели, в которых элементы выполнены с использованием различных техник. При изготовлении композиции «Незабудки» используются основные принципы техни параллельного и петельного плетения. Очень хорошо здесь смотрится прозрачный бисер с окрашенным изнутри отверстием – он придает композиции дополнительное изящество. (Приложение №2).
5.5. Дополнения к цветочным композициям.
В природе растения и насекомые неразрывно связаны между собой. Трудно представить себе цветущий луг или клумбу в саду без бабочек, стрекоз или пчел, кружащихся вокруг цветов. Часто, наклоняясь к цветку, мы замечаем расположившегося на листе жучка, спугиваем разных мушек и паучков… Так же, как и растения, различные виды насекомых могут найти свое воплощение в бисере, стеклярусе и бусинах. Причем такие поделки могут стать не только дополнением к различным цветочным композициям, но и самостоятельными украшениями прически или костюма. Разнообразные модели бабочек можно использовать для создания настенного украшения в виде коллекции, расположенной на холсте в раме. Для изготовления насекомых годятся остатки различных видов бисера, стекляруса и бусин. Если осталось по несколько бисеринок разного цвета, можно, воспользоваться трафаретом, создать неповторимую и оригинальную бабочку. При изготовлении композиций, моделей, не мешает привлечь к делу и фантазию.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ваш ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях. Знакомясь с бисером, 15
он творит, выдумывает, узнает много нового, осваивает технологические приемов и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками поделки, композиции! Не меньше удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазии творят чудеса.
7. ЛИТЕРАТУРА
1. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, Академия, К 0 , 1988-224с., ил. - (Серия: Бабушкин сундучок). 16
2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2004-104с., ил. 3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997-208с., ил. – (Серия: Вместе учимся мастерить). Приложение №1 17
Приложение №2 18
19
Методические рекомендации
«Волшебный бисер»
Педагог дополнительного образования Князева Тамара Петровна г.Березники, 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3 2. Историческая справка …………………………………………………………… 4 3. Материалы и инструменты ……………………………………………………… 6 4. Цветоведение и композиция ……………………………………………………. 10 5. Технология изготовления ……………………………………………………….. 12 5.1. Параллельное плетение …………………………………………………….. 12 5.2. Петельное плетение ………………………………………………………… 13 5.3. Игольчатое плетение ……………………………………………………….. 14 5.4. Комбинирование техник …………………………………………………… 15 Дополнения к цветочным композициям ………………………………………. 15 4. Заключение ………………………………………………………………………. 16 5. Литература ……………………………………………………………………….. 17 Приложения ……………………………………………………………………… 18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цветы во все времена привлекали внимание человека. Они удивляли, завораживали и радовали, ими украшали дома, улицы и одежду, им приписывались магические свойства 2
и особый язык. Во все времена люди старались продлить жизнь живых цветов, так или иначе подольше сохранить их красоту. Было придумано множество способов создания долговечных букетов: засушивание живых цветов, изготовление искусственных цветов из бумаги, ткани, перьев, поделочных и драгоценных камней, металлов и пластмассы. Мы предлагаем попробовать воплотить разнообразие мира цветов в таком чудесном и многоплановом материале, как бисер. Создавать цветы, деревья и травы из бисера и бусин – интересное и увлекательное занятие. Оно под силу даже детям. А каким захватывающим общим делом может стать изготовление цветочных композиций для детей и их родителей! Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимы букеты, панно, броши и бутоньерки, используя предложенные модели и придумывая свои.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Как только не называют бисер – волшебный, загадочный и даже живой. Как это, спросите вы, живой? Ведь бисер – это просто всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер 3
путешествовал по века, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человеком. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по прежнему впитывают его чувства и настроения, и как бы, оживают, превращаясь в чудесные украшения, забавные безделушки, изысканные панно. Сначала люди использовали материал, который им предоставляла природа: когти, кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла в IV веке до н.э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних модников. Самой старшей их всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы. Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер. Даже символы божественной власти фараонов создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья. Римляне, покорившие Египет заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI века центром художественного стекла стала Византия. Через Византию бисер попал в Венецию. В Х веке начался настоящий расцвет бисерного производства. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии, провинившемуся грозила смерть, а его близким – темница. Венецианские бусы были высочайшего качества и развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки и другие изящные вещи. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, БУСИНЫ. По некоторым свидетельствам историков, даже венецианские купцы, увидев творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие этого ремесла на Руси. С XVII века предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669гг началось строительство стекольного завода. По окончании 4
строительства в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. В 50-е году М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть- Рудице, первую стеклянную продукцию. Но после смерти ученого фабрика закрылась. Позднее в России бисер изготовляли в кустарных мастерских, но он был невысокого качества. И только в конце XIX века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских мастеров с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это не покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Позже украшения стали выражением жизненного благополучия в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например, кокетливости. Во все времена, мужчины, стараясь не отставать от женщин, украшали себя. В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам. Были в те времена и исключительно женские украшения – кокошники. На крайнем севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь, головные уборы. Воистину диву даешься неповторимой красоте и оригинальности этих вещей. Старинные работы так красивы и не похожи на то, что нас окружает сейчас. Иллюстрации с этими работами можно разглядывать бесконечно. Но как производят бисер в наши дни? Так же как и в старину. Стекло в расплавленном виде наматывается на проволоку, от толщины которой зависит размер отверстия в бисере. Затем специальной гильотинкой эта трубочка из стекла нарезается на мелкие (бисер) и крупные (стеклярус) отрезки. Затем помещается в специальный барабан с графитом и перемешивается. После того, как бисер остынет, из него вымывают графит, не давший отверстию бисеринки заплыть. Сейчас ручной труд уже не используется, и по э той старинной технологии бисер изготовляют машины.
3. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Для изготовления моделей используется следующие материалы: Бисер различного размера и качества. Существуют несколько видов бисера.
Виды бисера
5
Само название «Бисер» произошло от арабского слова «бусра», что означает «фальшивый жемчуг» и различается бисер, во – первых, по размеру. Он бывает от 1 до 5 мм в диаметре. От размера бисера зависит внешний вид готового изделия. Он может быть и маленьким, изящным, и крупным, экстравагантным. Кроме того, разным может быть и размер отверстия, так как в некоторых из бисеринок нить входит несколько раз. Во – вторых, бисер отличается по цвету, способу окраски виду покрытия. Из таких трубочек нарезается бисер. Этот бисер изготовлен «кустарным» способом. У него низкое качество из-за разного размера бисеринок и неровных краев. Этот бисер сделан из неокрашенного стекла. Он хорош тем, что изделия из него кажутся прозрачными, не портится внешний вид украшения, но цвет этого украшения бывает бледным. Этот бисер сделан из прочного стекла и окрашен позже. Его недостаток в том, что краска быстро стирается, и внешний вид изделия, бывает испорчен. Низкое качество. Прозрачный бисер из цветного стекла. Хорош тем, что изделия из него никогда не потеряют свой цвет. Бисер, с блестящим или радужным покрытием, напоминающий переливы бензиновой пленки, так и называют «бензиновый» 6
Этот бисер – один из наиболее качественных – перламутровый. Украшения из него всегда великолепны. Бисер перламутровый, крашеный. К сожалению, окраска такого бисера не прочна Зеркальный бисер. Он сделан из прозрачного стекла и покрыт изнутри специальным блестящим составом. Отличный бисер высокого качества, он обычно хорошо сохраняет зеркальный цвет. Парчевый бисер отличается от зеркального тем, что в стекло добавлена краска. Этот бисер, отличный красивый материал для работы. Он красив при свете. Зеркальная поверхность изнутри, позволяет цвету стекла лучше проявить себя. Парчевая рубка (рубка – цилиндрики или короткие трубочки). Благодаря граням, парчевая рубка «играет» на свету, отражая лучики. Чудесный бисер. Фарфоровый бисер. Его цвет немного тяжел, но зато он очень прочен. Изделия из фарфорового бисера не потеряют свой цвет никогда. Он очень хорош для детских украшений, благодаря своей особой яркости. Фарфоровая рубка. Грани этого бисера придают необычность украшениям. Эта рубка очень хорошо сочетается с любим фарфоровым бисером. 7
Крупный фарфоровый бисер незаменим в «связках» украшений. Крупный стеклянный бисер Стеклярус различных цветов хоть и редко выступает как самостоятельный материал, но зато отлично дополняет украшения из бисера. Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумаг лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется покрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно также использовать специальную флористическую ленту. Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги. Специальные основы для изготовления брошей и бутоньерок. Они продаются вместе с фурнитурой для оформления изделий из бисера. Различные по форме и структуре сосуды, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений. Инструменты. Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты: - кусачки (или бокорезы) для нарезки проволоки, - пинцеты, с помощью которых можно закрутить проволоку, придать ей нужную форму, поймать ускользающий конец, - ножницы для бумаг и ниток, - булавки с петелькой или шариком на конце. 8
4. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ
Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимы знания о цвете и о влиянии формы на цветовосприятие. 9
В природе существует семь основных цветов (их называют хроматическими). Хроматический ряд представлен красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Основные цвета могут быть насыщенными, осветленными или затемненными. Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – черный, белый и серый. Они обладают одним свойством – светлотой. Все другие цвета получаются в природе путем смешивания основных хроматических цветов. Знания свойств цвета очень важно при работе с бисером. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении. Просвечивая и отражаясь, друг от друга, бисерины создают неповторимую чарующую игру цвета. Поэтому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом. Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветную, преобладающую и аналогичную. При одноцветной гармонии сочетаются цвета и оттенки, отличающиеся степенью насыщенности. Используя одноцветную гармонию, можно высветить центр какого-либо элемента. В преобладающей гармонии один основной цвет сочетается с одним-двумя близкими по тональности (например, основной коричневый – с песочным и кофейным). За счет преобладающей гармонии достигается выделение какого-либо элемента изделия. Светлые фигуры на темном фоне всегда кажутся больше, чем равные им темные на светлом фоне. Аналогичная гармония представляет сочетание близких в хроматическом ряду по тону цветов: желтый с желто-оранжевым, голубой с зелено-голубым. За счет аналогичной гармонии достигают эффект краевого контраста. Гармония контрастных цветов строится на совмещении дополнительных цветов хроматического ряда или цветов хроматического и ахроматического ряда. При выполнении изделий из бисера важно учитывать то, на какой фон они будут накладываться. Рекомендуется подбирать фон из дополнительного цвета – желтый и синий, красный и зеленый, оранжевый и голубой. Предложенное сочетание цветов выработано на основе анализа современной практики работы с бисером.
Красный
– черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий, белый.
Синий
– серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый. 10
Желтый
– коричневый черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый.
Зеленый
– темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый Фиолетовый – сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный.
Коричневый
– бежевый, желтый, розовый, салатный, сиреневый, зеленый. Как правило, в таких сочетаниях изделия получаются наиболее привлекательными. Основными средствами композиции (построения изделий) являются ритм, симметрия, асимметрия и равновесие.
Ритм
– это чередование и повторение элементов изделия: повторяющих фигур, цветовых пятен или форм, отделяющихся друг от друга интервалами, промежутками. Это создает ритмический ряд.
Асимметрия
и небольшой интервал усиливают ощущение движения.
Симметрия
и большая протяженность интервала производят впечатление монолитности, тяжести, громоздкости. Зная законы и применяя различные средства построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделия отличались высоким эстетическим вкусом.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
5.1. Параллельное плетение.
Самая распространенная техника выполнения бисерных изделий на проволоке – параллельное плетение. Это название не случайно: бисерное полотно, изготовленное 11
таким способом, имеет структуру параллельных линий. Выполняя изделия в данной технике, можно добиться большого многообразия форм. Основные приемы данного вида плетения. Простейший лепесток или листик выполняется следующим образом. Берется проволока длиной примерно 20-30 см, на нее нанизываются три бисеринки выбранного цвета (а), затем один из концов проволоки проводится через две бисеринки навстречу другому (б), бисеринки крепко притягиваются друг к другу – и получается маленький треугольник из трех бисеринок. Следует обратить внимание на то, что концы проволоки должны получиться примерно одинаковой длины. Потом на один конец проволоки должны получиться примерно одинаковой длины. Потом на один конец проволоки набираются три бисеринки, и другой конец опять проходит ему навстречу (в), новый ряд хорошо подтягивается к предыдущему, затем аналогично выполняется ряд из четырех бисеринок (г). Работа продолжается по данной схеме (д). Когда выполнен последний ряд, концы проволоки крепко скручиваются, чтобы лепесток не рассыпался. В некоторых изделиях за счет сильной утяжки элементам удается придать слегка округлую форму. В приложении №1 представлены базовые формы листика с зубчиками по краю листа, с резным краем.
5.2. Петельное плетение.
Рассмотрим технику петельного плетения, которая может быть использована при создании отдельных моделей, а также в качестве дополнительной при разработке сложных композиций. Приведем приемы самые простые в этой технике. 12
Самый простой пример петельного плетения – элемент, состоящий из одной бисеринки (а). Он выполняется следующим образом: на проволоку произвольной длины нанизывают одну бисеринку, помещают ее на середину проволоки, отгибают оба конца в одну сторону и крепко скручивают их между собой. Используя данный прием, можно изготовить веточки для дополнения букетов. Для этого на один из концов проволоки нужно нанизать еще одну бисеринку, зафиксировать ее на некотором расстоянии от места соединения проволок, взять бисеринку в одну руку, проволочки отогнуть в противоположную сторону и крепко скрутить их на небольшую длину – получится первое отверстие. Затем скрутить данный конец со вторым на некоторое расстояние и повторить данный прием с помощью другого конца проволоки – готово второе отверстие. И так поочередно каждым концом проволоки выполняют ответвления столько раз, сколько необходимо (б). По тому же принципу можно сделать веточки с петлями из нескольких бисеринок (в).Для того, чтобы было удобнее закручивать проволоку, можно использовать простую булавку с петелькой или шариком на конце: если вставить булавку в бисеринку получится что то вроде рычага- и витки проволоки будут ложиться более ровно и плотно. Формировать петельки можно и по-другому – не с помощью закручивания проволоки, а образуя кольцо из самих бисеринок (г). 13
5.3. Игольчатое плетение
Игольчатое плетение чаще используется для изготовления дополнений к букетам или составных частей моделей растений. Но в этой технике можно создавать и самостоятельные модели, которые довольно просты в изготовлении. Очень широко при игольчатом плетении применяется стеклярус. Рассмотрим основные приемы игольчатого плетения. Возьмите проволоку длинной 25-30 см, нанижите 6 бисеринок и, пропустив последнюю набранную бисеринку, пройдите длинным концом проволоки через остальные 5. Хорошо затяните проволоку. Затем нанижите еще 6 бисеринок и повторите прием. Проволоку хорошо затяните, чтобы элементы располагались плотно друг к другу. Повторите несколько раз (а). Можно выполнить образец и с использованием стекляруса (б), причем со стеклярусом работать гораздо быстрее. Обычно с его помощью создают модели хвойных и мелколиственных растений. Если необходимо, чтобы «иголки» располагались на некотором расстоянии друг от друга, между ними нанизываются дополнительные бусинки (в). Чаще всего в этой технике выполняются серединки цветов. 14
5.4. Комбинирование техник.
В некоторых изделиях мы используем какую-то одну технику плетения, но есть модели, в которых элементы выполнены с использованием различных техник. При изготовлении композиции «Незабудки» используются основные принципы техни параллельного и петельного плетения. Очень хорошо здесь смотрится прозрачный бисер с окрашенным изнутри отверстием – он придает композиции дополнительное изящество. (Приложение №2).
5.5. Дополнения к цветочным композициям.
В природе растения и насекомые неразрывно связаны между собой. Трудно представить себе цветущий луг или клумбу в саду без бабочек, стрекоз или пчел, кружащихся вокруг цветов. Часто, наклоняясь к цветку, мы замечаем расположившегося на листе жучка, спугиваем разных мушек и паучков… Так же, как и растения, различные виды насекомых могут найти свое воплощение в бисере, стеклярусе и бусинах. Причем такие поделки могут стать не только дополнением к различным цветочным композициям, но и самостоятельными украшениями прически или костюма. Разнообразные модели бабочек можно использовать для создания настенного украшения в виде коллекции, расположенной на холсте в раме. Для изготовления насекомых годятся остатки различных видов бисера, стекляруса и бусин. Если осталось по несколько бисеринок разного цвета, можно, воспользоваться трафаретом, создать неповторимую и оригинальную бабочку. При изготовлении композиций, моделей, не мешает привлечь к делу и фантазию.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ваш ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях. Знакомясь с бисером, 15
он творит, выдумывает, узнает много нового, осваивает технологические приемов и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками поделки, композиции! Не меньше удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазии творят чудеса.
7. ЛИТЕРАТУРА
1. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, Академия, К 0 , 1988-224с., ил. - (Серия: Бабушкин сундучок). 16
2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2004-104с., ил. 3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997-208с., ил. – (Серия: Вместе учимся мастерить). Приложение №1 17
Приложение №2 18
19
В раздел дополнительное образование