"ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
научная статья
Автор: Москаленко Евгения Александровна, специалист по кадрам в образовательном учреждении, МАУ ДО ДДТ "РАДУГА", город Екатеринбург, Свердловская область
В раздел дополнительное образование
Москаленко Евгения Александровна,
магистр,
специалист по кадрам,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»,
город Екатеринбург
lait04@e1
ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
АННОТАЦИЯ: Отмечается необходимость в обновлении педагогической
системы активного формирования здоровья детей. Анализируется организация
оздоровительной деятельности в практике учреждений дополнительного
образования детей. Рассматриваются потенциальные возможности
дополнительного образования детей, позволяющие более полно обеспечить
решение, актуальной на сегодняшний день, проблемы укрепления здоровья
детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и
деятельностное поколение.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье, дополнительное образование детей,
оздоровительная деятельность.
Moskalenko Evgenia,
master,
HR Specialist,
Municipal autonomous institution
additional education
Children's Art House "RAINBOW"
Yekaterinburg city
lait04@e1
POSSIBILITY OF ADDITIONAL EDUCATION IN SOLVING PROBLEMS OF
STRENGTHENING HEALTH CHILDREN.
ABSTRACT: The need to upgrade the educational system of the active form of children's health. We analyze the organization of recreational activities in the practice of an additional education of children. We consider the potential of an additional education of children, enabling more fully provide a solution to date to date, the problem of strengthening the health of children and raise a healthy, creative, and humane reasonable, inquisitive and activity generation. KEYWORDS: health, additional children's education, recreation activities. Государственная программа развития образования предполагает, что к 2020 году в системе дополнительного образования будут заниматься не менее двух третей детей от общего количества школьников старшего и младшего возраста. Возросший интерес к дополнительному образованию детей, родителей и педагогов объясняется возможностью удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности в условиях неформального образовательного процесса. При этом необходимо отметить, что в дополнительном образовании детей сложилась уникальная педагогическая обстановка, при которой без особых экономических затрат и вложений, но с использованием современных технологии сохранения и укрепления здоровья возможно осуществлять оздоровительную деятельность. Проблема укрепления здоровья в системе дополнительного образования детей связана с вопросами состояния их здоровья. Профилактические осмотры детей, которыми ежегодно охватываются 80-90% детского населения России, с большим постоянством выявляют, что около 18% детей имеют хронические заболевания разных органов и систем, более 53% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-45% детей – со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз [3, с. 23]. Результаты диспансеризация подростков города Екатеринбурга в 2015 году показывают резкий подъём заболеваемости хроническими заболеваниями органов пищеварения, а так же ожирением. Не случайно ВОЗ присвоила ожирению статус «эпидемии XXI века». По данным ряда авторов, в настоящее
время подростки имеют крайне низкие показатели общесоматического и репродуктивного здоровья, ухудшается их физическое, психическое развитие, растут показатели по общей заболеваемости [5, с. 11]. На сегодняшний день в России складывается ситуация, при которой эти проблемы невозможно решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней только за счёт ресурсов системы здравоохранения. Проблема укрепления здоровья детей исключительно актуальна, и решение её туманно. Современное общество ставит новые задачи в области укрепления здоровья детей. Возникает необходимость в модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей. В этом аспекте речь идёт о переносе вопросов с постоянного повышения основных параметров учебных нагрузок на всё более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого ребёнка в конкретном образовательном учреждении и условиях обучения при эффективном использовании внеучебных показателей. К таким факторам в современных образовательных учреждениях относятся дополнительные занятия (факультативы) оздоровительной направленности, которые отдельно от обязательных занятий служат решению задач расширения психофизических возможностей занимающихся и укрепления здоровья детей, позволяют улучшать двигательную сферу ребёнка, удовлетворять эмоциональные запросы, получать позитивные эмоции, развивать креативные возможности, создавать новые социальные отношения как в детском обществе, так и между детьми и взрослыми. При этом дополнительные занятия в общеобразовательном учреждении характеризуются высоким уровнем подвижной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий и положительным эмоциональным фоном. В то же время знание интересов, мотивов и личностных потребностей занимающихся позволяет педагогу определить направленность педагогического воздействия и включить детей в активный процесс активной деятельности.
С этой точки зрения дополнительное образование детей можно представить как мощный фактор физического, креативного, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения. Можно отметить, что к началу нового столетия системой дополнительного образования детей пройден путь интенсивного развития, качественных преобразований и накоплен уникальный опыт инновационной деятельности, требующий всестороннего осмысления. Для таких учреждений неоспорим приоритет воспитательной функции, обусловленный как особенностями образовательного процесса, так и основными задачами этой сферы: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга и др. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в модели развивающего образования, обеспечивая образовательную, оздоровительную, информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, и реализуется посредством образовательных программ различной направленности (художественной, научно-технической, физкультурно-спортивной, социальная и др.), предоставляя дополнительные образовательные услуги для детей. Данные исследований свидетельствуют о том, что на сегодняшний день актуальным направлением в системе дополнительного образования детей является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении очень редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при их реализации ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на данное видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [13, с. 83].
В то же время, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования детей, следует отметить в целом не остаточную результативность оздоровительного эффекта в работе с подрастающим поколением при организации образовательного процесса [1, с. 37]. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по социализации в области креативно-художественной, физкультурно-спортивной, психолого- педагогической, военно-патриотической и другой образовательной деятельности. Трансформации, происходящие в настоящее время в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности с детьми, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал, которого должен быть реализован более полно, и который мыслится как креативная, полностью самоактуализировавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования. Однако преобладающий в педагогической практике традиционный подход к обучению и воспитанию не способствует креативности и здоровью. Это происходит это потому, что ценности детства не умещаются в рамки традиционной системы воспитания и российского образования. Образовательное учреждение по своей внутренней природе является одним из наиболее, консервативных институтов социализации, оказывающих в реальности наиболее сильное сопротивление любым социальным изменениям. Одна из причин этой проблемы – необходимость выдержать стандарт, поэтому школа внутренне сопротивляется развитию творческих способностей своих подопечных [2 с. 15; 6 с. 126].
Характерной особенностью дополнительного образования детей является то, что личность ребёнка – не просто субъект, а субъект первостепенный. Он является целью системы образовательной, а не средством достижения какой- либо цели. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут полностью обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и энергичное поколение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абаев А. М. Адаптивная развивающая и компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей: Автореферат дис. … д-ра пед. наук. / Абаев А. М. – Владикавказ, 2012. – 46 с. 2. Абраухова В. В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. / Абраухова В. В. – Пятигорск, 2012. – 42 с. 3. Баиндурашваг, А. Г., Норнин И. А., Соловьёва К. С. Травматизм и ортопедическая заболеваемость у детей Российской Федерации. Организация специализированной помощи и перспективы её совершенствования / Вестник травматологии и ортопедии им. Н. И. Приорова. – М., 2010. – № 4. – С. 13-17. 4. Баранов А. А., Лапин Е. Ю. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 188 с. 5. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / Педиатрия, – М., 2012. – Т. 91.– С. 9-14. 6. Боготтвленекая Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 189с. 7. Григорьева Е. Г. Регулирование рынков дошкольных услуг: Автореферат дис. … канд. экон. наук. / Григорьева Е. Г. – Красноярск, 2010. – 50 с.
8. Енагн А. В. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Енагн А. В. – Воронеж, 2010. – 44 с. 9. Каргена З. А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: монография. – М.: Экон-Информ, 2012. – 232 с. 10. Кукар У. Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования: Автореферат. дис. канд. пед. наук. / Кукар У. Ю. – Магнитогорск, 2010. – 24 с. 11. Талля М. Г. Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук. / Талля М. Г. – Саранск, 2012. – 16 с. 12. Эйдгачьман Л. Н. Методика применения танцевально- хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. / Эйдгачьман Л. Н. – СП6., 2013. – 184 с. 13. Эйдельман Л. Н. Проблемы организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гл. 2.1. / Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: монография. – Красноярск, 2013. – С. 71-86.
ABSTRACT: The need to upgrade the educational system of the active form of children's health. We analyze the organization of recreational activities in the practice of an additional education of children. We consider the potential of an additional education of children, enabling more fully provide a solution to date to date, the problem of strengthening the health of children and raise a healthy, creative, and humane reasonable, inquisitive and activity generation. KEYWORDS: health, additional children's education, recreation activities. Государственная программа развития образования предполагает, что к 2020 году в системе дополнительного образования будут заниматься не менее двух третей детей от общего количества школьников старшего и младшего возраста. Возросший интерес к дополнительному образованию детей, родителей и педагогов объясняется возможностью удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности в условиях неформального образовательного процесса. При этом необходимо отметить, что в дополнительном образовании детей сложилась уникальная педагогическая обстановка, при которой без особых экономических затрат и вложений, но с использованием современных технологии сохранения и укрепления здоровья возможно осуществлять оздоровительную деятельность. Проблема укрепления здоровья в системе дополнительного образования детей связана с вопросами состояния их здоровья. Профилактические осмотры детей, которыми ежегодно охватываются 80-90% детского населения России, с большим постоянством выявляют, что около 18% детей имеют хронические заболевания разных органов и систем, более 53% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-45% детей – со стороны опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз [3, с. 23]. Результаты диспансеризация подростков города Екатеринбурга в 2015 году показывают резкий подъём заболеваемости хроническими заболеваниями органов пищеварения, а так же ожирением. Не случайно ВОЗ присвоила ожирению статус «эпидемии XXI века». По данным ряда авторов, в настоящее
время подростки имеют крайне низкие показатели общесоматического и репродуктивного здоровья, ухудшается их физическое, психическое развитие, растут показатели по общей заболеваемости [5, с. 11]. На сегодняшний день в России складывается ситуация, при которой эти проблемы невозможно решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней только за счёт ресурсов системы здравоохранения. Проблема укрепления здоровья детей исключительно актуальна, и решение её туманно. Современное общество ставит новые задачи в области укрепления здоровья детей. Возникает необходимость в модернизации педагогической системы активного формирования здоровья детей. В этом аспекте речь идёт о переносе вопросов с постоянного повышения основных параметров учебных нагрузок на всё более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого ребёнка в конкретном образовательном учреждении и условиях обучения при эффективном использовании внеучебных показателей. К таким факторам в современных образовательных учреждениях относятся дополнительные занятия (факультативы) оздоровительной направленности, которые отдельно от обязательных занятий служат решению задач расширения психофизических возможностей занимающихся и укрепления здоровья детей, позволяют улучшать двигательную сферу ребёнка, удовлетворять эмоциональные запросы, получать позитивные эмоции, развивать креативные возможности, создавать новые социальные отношения как в детском обществе, так и между детьми и взрослыми. При этом дополнительные занятия в общеобразовательном учреждении характеризуются высоким уровнем подвижной активности, игровой направленностью, свободой выбора действий и положительным эмоциональным фоном. В то же время знание интересов, мотивов и личностных потребностей занимающихся позволяет педагогу определить направленность педагогического воздействия и включить детей в активный процесс активной деятельности.
С этой точки зрения дополнительное образование детей можно представить как мощный фактор физического, креативного, интеллектуального и эмоционального развития подрастающего поколения. Можно отметить, что к началу нового столетия системой дополнительного образования детей пройден путь интенсивного развития, качественных преобразований и накоплен уникальный опыт инновационной деятельности, требующий всестороннего осмысления. Для таких учреждений неоспорим приоритет воспитательной функции, обусловленный как особенностями образовательного процесса, так и основными задачами этой сферы: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга и др. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в модели развивающего образования, обеспечивая образовательную, оздоровительную, информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, и реализуется посредством образовательных программ различной направленности (художественной, научно-технической, физкультурно-спортивной, социальная и др.), предоставляя дополнительные образовательные услуги для детей. Данные исследований свидетельствуют о том, что на сегодняшний день актуальным направлением в системе дополнительного образования детей является оздоровление детей. При этом следует отметить, что систематические исследования в этом направлении очень редки и в основном решают узко поставленные задачи. Основной акцент при их реализации ставится на реализацию профилактических программ, организацию внеурочных спортивных мероприятий. Ориентация на данное видение заведомо обречена на узость подхода к изучаемой проблеме [13, с. 83].
В то же время, несмотря на научный интерес, теоретическую разработанность многих аспектов оздоровительной деятельности, многолетний опыт её организации в практике учреждений дополнительного образования детей, следует отметить в целом не остаточную результативность оздоровительного эффекта в работе с подрастающим поколением при организации образовательного процесса [1, с. 37]. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по социализации в области креативно-художественной, физкультурно-спортивной, психолого- педагогической, военно-патриотической и другой образовательной деятельности. Трансформации, происходящие в настоящее время в системе дополнительного образования, дают возможность более эффективно внедрять креативно-оздоровительные модели деятельности с детьми, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является воспитание здорового человека, внутренний потенциал, которого должен быть реализован более полно, и который мыслится как креативная, полностью самоактуализировавшаяся личность. Это одна из граней социального заказа, который призвана выполнять система образования. Однако преобладающий в педагогической практике традиционный подход к обучению и воспитанию не способствует креативности и здоровью. Это происходит это потому, что ценности детства не умещаются в рамки традиционной системы воспитания и российского образования. Образовательное учреждение по своей внутренней природе является одним из наиболее, консервативных институтов социализации, оказывающих в реальности наиболее сильное сопротивление любым социальным изменениям. Одна из причин этой проблемы – необходимость выдержать стандарт, поэтому школа внутренне сопротивляется развитию творческих способностей своих подопечных [2 с. 15; 6 с. 126].
Характерной особенностью дополнительного образования детей является то, что личность ребёнка – не просто субъект, а субъект первостепенный. Он является целью системы образовательной, а не средством достижения какой- либо цели. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что потенциальные возможности дополнительного образования детей могут полностью обеспечить решение проблемы укрепления здоровья детей и воспитать здоровое, креативное, разумное и гуманное, пытливое и энергичное поколение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абаев А. М. Адаптивная развивающая и компенсирующая образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей: Автореферат дис. … д-ра пед. наук. / Абаев А. М. – Владикавказ, 2012. – 46 с. 2. Абраухова В. В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. / Абраухова В. В. – Пятигорск, 2012. – 42 с. 3. Баиндурашваг, А. Г., Норнин И. А., Соловьёва К. С. Травматизм и ортопедическая заболеваемость у детей Российской Федерации. Организация специализированной помощи и перспективы её совершенствования / Вестник травматологии и ортопедии им. Н. И. Приорова. – М., 2010. – № 4. – С. 13-17. 4. Баранов А. А., Лапин Е. Ю. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 188 с. 5. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / Педиатрия, – М., 2012. – Т. 91.– С. 9-14. 6. Боготтвленекая Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 189с. 7. Григорьева Е. Г. Регулирование рынков дошкольных услуг: Автореферат дис. … канд. экон. наук. / Григорьева Е. Г. – Красноярск, 2010. – 50 с.
8. Енагн А. В. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Енагн А. В. – Воронеж, 2010. – 44 с. 9. Каргена З. А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: монография. – М.: Экон-Информ, 2012. – 232 с. 10. Кукар У. Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования: Автореферат. дис. канд. пед. наук. / Кукар У. Ю. – Магнитогорск, 2010. – 24 с. 11. Талля М. Г. Формирование художественно-творческих способностей у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук. / Талля М. Г. – Саранск, 2012. – 16 с. 12. Эйдгачьман Л. Н. Методика применения танцевально- хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. / Эйдгачьман Л. Н. – СП6., 2013. – 184 с. 13. Эйдельман Л. Н. Проблемы организации оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей. Гл. 2.1. / Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: монография. – Красноярск, 2013. – С. 71-86.
В раздел дополнительное образование