Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Специфика современных интегрированных технологий в дополнительном образовании".

научная статья

Автор: Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества "РАДУГА", город Екатеринбург, Свердловская область



В раздел дополнительное образование

Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА», город Екатеринбург Специфика современных интегрированных технологий в дополнительном образовании. В настоящее время главным вектором государственной образовательной политики является обновление содержания образования, вывод его на новый качественный уровень. Характерной чертой нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Новые требования к уровню подготовки обучающихся направлены на формирование ответственной, самостоятельной и инициативной личности умеющей жить в новых условиях рыночной экономики, при этом уметь действовать в не стандартных ситуациях, принимая правильные решения и неся за них персональную ответственность. Серьёзные изменения коснулись и дополнительного образования, которое являясь полноправным партнёром школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Именно в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. В объединениях и секциях серьёзное внимание уделяется развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Приоритетными направлениями детского развития и воспитания сегодня являются
оздоровительное, познавательное, социальное и эстетическое. Стратегические аспекты работы в этих направлениях определены в Концепции развития дополнительного образования детей, которая направлена на развитие социокультурной практики мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога, её удовлетворяют перспективные источники инноваций. В такие перспективные источники инноваций входят и интегрированные технологии. Интегрированное обучение подразумевает уроки с широким использованием межпредметных связей. Структура такого урока сочетает следующие этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введение знаний и подведение итогов обучения. Цель занятия заключается в формировании знаний предусмотренных учебной программой. Задачи носят образовательную, воспитательную и развивающую направленность. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Говоря о школе нужно отметить, что в наше время предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладает тенденция к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащегося целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Поэтому существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, поэтому
будущее образования – в интеграции. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы только в начале разработки, но это мнение специалистов в области школьного обучения, а в области дополнительного образования такая подача учебного материала используется многими педагогами уже давно. Теперь инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и требует от педагога переоценки своего профессионального труда. Выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно – поисковую, рефлексивно – аналитическую отвечают запросам общества и создают условия для самосовершенствования личности. Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить воспитанников знаниями и строится в основном на объяснительно – иллюстративном методе, то современное занятие формирует знания на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения. На таком занятии используются как объяснительно – иллюстративные, так и частично – поисковые, исследовательские методы обучения, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофильмы, музыкальные записи, интернет – технологии и другие средства достижения максимального результата. Широко используются разнообразные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Такая практика даёт больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала т.е. создаёт условия для полного развития личности ребенка. В дополнительном образовании говорить об интегрированности в понимании школьного образования проблематично, потому, что интегрированное занятие в школе – это занятие на котором соединяются знания из разных образовательных дисциплин на РАВНОПРАВНОЙ основе, дополняя друг друга. В объединениях дополнительного образования нет равноправной основы, какой то предмет обязательно доминирует. Это происходит потому что дети приходят заниматься конкретным делом : танцами, музыкой, шахматами,
рисованием, и это для них главное. Но получение хороших результатов невозможен без дополняющих компонентов. Например: танец связан с музыкой, рисование – с иллюстративным материалом, но и в танце и в изобразительном творчестве есть композиция, ритм, образ и т.д. Поэтому знакомство воспитанников с другими видами искусства просто необходимы для углубления знаний и совершенствования навыков. Общим в интеграции школьного образования и дополнительного является определенная проблема существующая в разных областях знаний, но в школе интеграция проходит с учетом планируемого согласно учебной программе, в дополнительном образовании такая чёткая связь отсутствует, так как у каждого педагога своя программа независимая от программ коллег. Есть и другие отличия, например в том, что школьное образование основано на возрастном принципе обучения – определенный возраст, определенный класс, определенная учебная программа. В объединениях дополнительного образования занимаются дети разного возраста. В одной группе занимаются воспитанники с первого по третий класс, а значит чёткий возрастной подход школьного образования не применим. При этом и в школе и в домах детского творчества интегрированное занятие позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовывать в рамках традиционных подходов. Важнейшими задачами интеграции безусловно являются:  Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, т.е. необычного, интересного, запоминающегося;  Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;  Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ и т.д.;  Показ межпредметных связей в их применении при решении разнообразных задач. Непривычный ход урока пробуждает интерес, стимулирует активность и является чрезвычайно привлекательной формой обучения. Такой интегрированный подход к занятию с детьми младшего школьного возраста
снимает утомляемость вызываемую однообразием. При всём положительном влиянии инновационного процесса, необходимо отметить необходимость повышения профессионального уровня педагогических кадров. Педагог должен уметь синтезировать материал, уметь чувствовать при проведении занятия ту грань за которую переходить нельзя, за которой начинается перегрузка детей впечатлениями. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения ставя на первый план повышение качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности в системе дополнительного образования.


В раздел дополнительное образование