Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Применение интегрированных связей на занятиях с детьми младшего школьного возраста (на примере работы творческого объединения "Изостудия" Дома детского творчества "РАДУГА" Чкаловского района г. Екатеринбурга ).

научная статья

Автор: Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ДДТ "РАДУГА", город Екатеринбург, Свердловская область



В раздел дополнительное образование

Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА», город Екатеринбург Применение интегрированных связей на занятиях с детьми младшего школьного возраста (на примере работы творческого объединения «Изостудия» Дома детского творчества «РАДУГА» Чкаловского района г. Екатеринбурга ). Отмечая важность художественного воспитания в учреждениях дополнительного образования, необходимо подчеркнуть её цель – это не подготовка будущего профессионала: архитектора, скульптора, художника, а формирование личности с творческим потенциалом. Духовная культура народа создаётся не только художниками, имея в виду широкое понимание этого слова как представителей всех видов творчества. Если произведение, будь то опера, спектакль, картина, не воспринимается слушателями и зрителями, оно не живёт. Активно проблема эстетического воспитания решается в Японии. Там даже в старших классах искусству отводится шесть учебных часов. На вопрос зачем это нужно стране идущей к созданию самой передовой науки и экономике, японцы отвечают неожиданно просто. Поставленные задачи успешно могут решать только личности имеющие творческий потенциал, потому, что только она способна подходить к своей работе творчески, а это повышает производительность труда и способствует успешному решению любой проблемы. Для воспитания творческой личности необходим комплексный подход, охватывающий широкий круг вопросов, относящихся к проблеме обще – эстетического и нравственного воспитания детей. В таком комплексном подходе искусство занимает одну из ключевых позиций в силу своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность. Считается, что уже с раннего детства необходимо развивать чувство прекрасного, умение понимать и
ценить красоту не только художественного произведения, но и окружающего мира в целом. Формирование духовно богатой, гармонично развитой личности, требует наиболее благоприятных условий в длительном и сложном процессе художественного и эстетического воспитания. Практические занятия рисованием, аппликацией, лепкой сами по себе интересны. Чувство радости у детей вызывает не только процесс самой деятельности, но и результат её. Однако, развитие в детях только практических навыков не соответствует требованиям выдвигаемых федеральными государственными требованиями к ООП ДОУ ( Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 665) в котором программа любого объединения должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Современный подход к образованию требует формирования у учащихся не только профессиональных навыков, но формирования у них целостной картины мира. Такой подход возможен только при использовании на занятиях современных технологий. Современный подход к образованию через привлечение к максимальному художественному образовательному эффекту знаний в различных областях искусства далеко не нов. Достаточно вспомнить, что многие известные музыканты занимались изобразительным творчеством, а художники писали стихи и музицировали, пусть даже для собственного удовольствия и способа выражения своих чувств. Когда то в светском обществе было принято обязательное обучение детей музыке, пению, рисованию, вышиванию, умению правильно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Все великие представители русского общества были людьми образованными, культурными и в немалой степени этому способствовало присутствие в их жизни любви к творчеству, к искусству в целом. Достаточно вспомнить гениев Русской литературы М.Лермонтова, А.Пушкина и т.д., а разве смог бы М.Мусоргский написать знаменитые «Картинки с выставки» не имея глубокого, образного понимания живописных работ художника Гартмана. Таким образом
исторически сложилось так, что человек, стремящийся стать личностью должен впитать в себя всю гамму человеческих и творческих чувств, переживаний, понятий и навыков. Всё это вполне отражает значимость человека в обществе, как хорошего, знающего и умеющего специалиста, но говоря о человеке творческом, стремящимся называться интеллигентом – этого мало. Взращивание такой личности требует новой, более высокой педагогической задачи: развитие эмоциональности, эстетического восприятия, творческой инициативы и активности. Именно здесь, работая в направлении художественно – эстетического образования, без использования новых, современных методов обучения обойтись не возможно. Не касаясь музыкальных и литературных произведений. Используя только примеры изобразительного творчества сложно сформировать в ребёнке личностное мироощущение, выражающееся в отношении между человеком и окружающим миром живой и не живой природы; отношениях между людьми; отношения действенные и эмоциональные. Когда зритель смотрит на картину или скульптуру с эстетической точки зрения, оценивая только профессионализм исполнения, красиво или нет, говорит об авторе, как о ремесленнике. Другое дело, когда работа заставляет зрителя остановиться и задуматься. Такое произведение подлинное творческое, способное надолго оставаться в памяти и заставлять возвращаться к увиденному в течение долгого времени. Таким глубоким психологическим эффектом является понятие – образ. Образ присутствует во всех видах и жанрах искусства: музыке и литературе, картине и танце – нужно только увидеть его и понять. Задача педагога творческого объединения научить детей понимать внутреннее содержание произведения, с одной стороны, а с другой – самим уметь вкладывать определённый смысл в свою работу, сотворить образ, заставляющий зрителя проникнутся увиденным. Занимаясь с детьми в творческом объединении важно понимать, что научить образному мышлению можно только в полной мере используя все доступные инновационные технологии. Применяя современные технологии в учебно – воспитательном процессе объединения изобразительного и
декоративно – прикладного творчества может давать положительные результаты, прививая воспитанникам способность мыслить и чувствовать на основе полноценного эстетического восприятия, благотворно влиять на развитие художественно – творческих способностей детей. Например, в теме «Сказы П.П.Бажова» дети иллюстрируют конкретное произведение. Занятие можно построить по простому пути – пересказу сюжета, но очевидно что для высокого результата этого не достаточно, мал «портал» полноценного вхождения в образ. В этом случае помогут раскрытию такие формы, как мультфильм, репродукции, слайд-фильм по местам жизни писателя и сюжетного развития. В изостудии «Игорёк» Дома детского творчества «РАДУГА» интегрированные связи являются неотъемлемой частью обучающего процесса на протяжении многих лет. На современном этапе использование инновационных технологий приобретает увлекательный, творческий, поисковый характер, связанный с неисчерпаемыми возможностями современных информационных средств. Когда много лет назад начиналась моя деятельность в качестве педагога доступными средствами на занятиях могли быть грампластинки ограниченного ассортимента, художественные альбомы находящиеся в библиотеках, комплекты слайдов с невероятной скоростью выцветания. Теперь моя задача поставить любую по сложности цель и потратить какое то время на поиск нужного видео, стихотворения, репродукций, музыкального произведения. Только комплексное использование всех доступных средств вплетённых в канву занятия способно решить такие задачи, как образовательная – призванная знакомить, давать представление, учить, активизировать познавательную активность и т.д.; воспитательная – формирующая любовь к Родине, гордость за свой край, бережное отношение к природе; развивающая – способствующая развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формированию навыков самостоятельной работы. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с
привлечением разных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления, обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества участников образовательного процесса. Программа «Планета искусства» по которой реализуется образовательный процесс имеет ряд разделов направленных на единый результат  Раздел «Радость творчества» направлен на практическую работу студийцев;  Раздел «Рассказы об искусстве» знакомят с выдающимися произведениями и великими художниками;  Раздел «Региональный компонент» учит любить и ценить большую и малую Родину через знакомство с историей, культурой и природой;  Раздел « Мы семья» способствует духовному единению воспитанников и родителей. Все они составляют основу деятельности объединения, способствуют решению творческих и духовно – нравственных задач. Использование интегрированных связей в разделе «Радость творчества» на практических занятиях выглядят следующим образом: ВИДЕО -мультфильмы по теме занятия, видеофильмы и видео -сюжеты по теме занятия, слайд - фильмы по теме занятия, видовые фильмы. МУЗЫКА – музыкальные произведения для иллюстрирования; музыка – релаксация; музыка - созвучная теме занятия, как соавтор педагога в настрое детей на образное осмысление предлагаемой темы. ЛИТЕРАТУРА – литературное произведение в качестве предлагаемой темы занятия; литература как средство настроя детей на определённый образ; литература в качестве средства приобщения воспитанников к образному литературному языку. Кроме перечисленного выше, учебный процесс включает в себя и другие формы способствующие достижению максимальных результатов, таких как
выставочная деятельность, экскурсии в музеи и выставочные залы, развивающие воображение и зрительную память игры и т.д. Использование интегрированных связей предусмотрено во всех разделах программы. Например: в разделе «Региональный компонент», студийцам предлагаются к просмотру видео сюжеты по истории, культуре и экологии уральского региона; знакомство в произведениями уральских писателей и композиторов. Таким образом, нет сомнений, что только комплексный подход к образовательному процессу в любом творческом объединении в полной мере способствует развитию эмоциональности, творческой инициативы, эстетическому восприятию действительности; умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные связи между изображаемыми предметами, наиболее полно знакомит детей с возможностями воздействия различных видов искусств на человека, воспитывает любовь к большой и малой Родине.


В раздел дополнительное образование