Применение интегрированных связей на занятиях с детьми младшего школьного возраста (на примере работы творческого объединения "Изостудия" Дома детского творчества "РАДУГА" Чкаловского района г. Екатеринбурга ).
научная статья
Автор: Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ДДТ "РАДУГА", город Екатеринбург, Свердловская область
В раздел дополнительное образование
Ведерников Игорь Владимирович,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества «РАДУГА»,
город Екатеринбург
Применение интегрированных связей на занятиях с детьми младшего
школьного возраста (на примере работы творческого объединения «Изостудия»
Дома детского творчества «РАДУГА» Чкаловского района г. Екатеринбурга ).
Отмечая важность художественного воспитания в учреждениях
дополнительного образования, необходимо подчеркнуть её цель – это не
подготовка будущего профессионала: архитектора, скульптора, художника, а
формирование личности с творческим потенциалом. Духовная культура народа
создаётся не только художниками, имея в виду широкое понимание этого слова
как представителей всех видов творчества. Если произведение, будь то опера,
спектакль, картина, не воспринимается слушателями и зрителями, оно не живёт.
Активно проблема эстетического воспитания решается в Японии. Там даже в
старших классах искусству отводится шесть учебных часов. На вопрос зачем
это нужно стране идущей к созданию самой передовой науки и экономике,
японцы отвечают неожиданно просто. Поставленные задачи успешно могут
решать только личности имеющие творческий потенциал, потому, что только
она способна подходить к своей работе творчески, а это повышает
производительность труда и способствует успешному решению любой
проблемы.
Для воспитания творческой личности необходим комплексный подход,
охватывающий широкий круг вопросов, относящихся к проблеме обще –
эстетического и нравственного воспитания детей. В таком комплексном подходе
искусство занимает одну из ключевых позиций в силу своей удивительной
способности вызывать в человеке творческую активность. Считается, что уже с
раннего детства необходимо развивать чувство прекрасного, умение понимать и
ценить красоту не только художественного произведения, но и окружающего мира в целом. Формирование духовно богатой, гармонично развитой личности, требует наиболее благоприятных условий в длительном и сложном процессе художественного и эстетического воспитания. Практические занятия рисованием, аппликацией, лепкой сами по себе интересны. Чувство радости у детей вызывает не только процесс самой деятельности, но и результат её. Однако, развитие в детях только практических навыков не соответствует требованиям выдвигаемых федеральными государственными требованиями к ООП ДОУ ( Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 665) в котором программа любого объединения должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Современный подход к образованию требует формирования у учащихся не только профессиональных навыков, но формирования у них целостной картины мира. Такой подход возможен только при использовании на занятиях современных технологий. Современный подход к образованию через привлечение к максимальному художественному образовательному эффекту знаний в различных областях искусства далеко не нов. Достаточно вспомнить, что многие известные музыканты занимались изобразительным творчеством, а художники писали стихи и музицировали, пусть даже для собственного удовольствия и способа выражения своих чувств. Когда то в светском обществе было принято обязательное обучение детей музыке, пению, рисованию, вышиванию, умению правильно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Все великие представители русского общества были людьми образованными, культурными и в немалой степени этому способствовало присутствие в их жизни любви к творчеству, к искусству в целом. Достаточно вспомнить гениев Русской литературы М.Лермонтова, А.Пушкина и т.д., а разве смог бы М.Мусоргский написать знаменитые «Картинки с выставки» не имея глубокого, образного понимания живописных работ художника Гартмана. Таким образом
исторически сложилось так, что человек, стремящийся стать личностью должен впитать в себя всю гамму человеческих и творческих чувств, переживаний, понятий и навыков. Всё это вполне отражает значимость человека в обществе, как хорошего, знающего и умеющего специалиста, но говоря о человеке творческом, стремящимся называться интеллигентом – этого мало. Взращивание такой личности требует новой, более высокой педагогической задачи: развитие эмоциональности, эстетического восприятия, творческой инициативы и активности. Именно здесь, работая в направлении художественно – эстетического образования, без использования новых, современных методов обучения обойтись не возможно. Не касаясь музыкальных и литературных произведений. Используя только примеры изобразительного творчества сложно сформировать в ребёнке личностное мироощущение, выражающееся в отношении между человеком и окружающим миром живой и не живой природы; отношениях между людьми; отношения действенные и эмоциональные. Когда зритель смотрит на картину или скульптуру с эстетической точки зрения, оценивая только профессионализм исполнения, красиво или нет, говорит об авторе, как о ремесленнике. Другое дело, когда работа заставляет зрителя остановиться и задуматься. Такое произведение подлинное творческое, способное надолго оставаться в памяти и заставлять возвращаться к увиденному в течение долгого времени. Таким глубоким психологическим эффектом является понятие – образ. Образ присутствует во всех видах и жанрах искусства: музыке и литературе, картине и танце – нужно только увидеть его и понять. Задача педагога творческого объединения научить детей понимать внутреннее содержание произведения, с одной стороны, а с другой – самим уметь вкладывать определённый смысл в свою работу, сотворить образ, заставляющий зрителя проникнутся увиденным. Занимаясь с детьми в творческом объединении важно понимать, что научить образному мышлению можно только в полной мере используя все доступные инновационные технологии. Применяя современные технологии в учебно – воспитательном процессе объединения изобразительного и
декоративно – прикладного творчества может давать положительные результаты, прививая воспитанникам способность мыслить и чувствовать на основе полноценного эстетического восприятия, благотворно влиять на развитие художественно – творческих способностей детей. Например, в теме «Сказы П.П.Бажова» дети иллюстрируют конкретное произведение. Занятие можно построить по простому пути – пересказу сюжета, но очевидно что для высокого результата этого не достаточно, мал «портал» полноценного вхождения в образ. В этом случае помогут раскрытию такие формы, как мультфильм, репродукции, слайд-фильм по местам жизни писателя и сюжетного развития. В изостудии «Игорёк» Дома детского творчества «РАДУГА» интегрированные связи являются неотъемлемой частью обучающего процесса на протяжении многих лет. На современном этапе использование инновационных технологий приобретает увлекательный, творческий, поисковый характер, связанный с неисчерпаемыми возможностями современных информационных средств. Когда много лет назад начиналась моя деятельность в качестве педагога доступными средствами на занятиях могли быть грампластинки ограниченного ассортимента, художественные альбомы находящиеся в библиотеках, комплекты слайдов с невероятной скоростью выцветания. Теперь моя задача поставить любую по сложности цель и потратить какое то время на поиск нужного видео, стихотворения, репродукций, музыкального произведения. Только комплексное использование всех доступных средств вплетённых в канву занятия способно решить такие задачи, как образовательная – призванная знакомить, давать представление, учить, активизировать познавательную активность и т.д.; воспитательная – формирующая любовь к Родине, гордость за свой край, бережное отношение к природе; развивающая – способствующая развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формированию навыков самостоятельной работы. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с
привлечением разных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления, обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества участников образовательного процесса. Программа «Планета искусства» по которой реализуется образовательный процесс имеет ряд разделов направленных на единый результат Раздел «Радость творчества» направлен на практическую работу студийцев; Раздел «Рассказы об искусстве» знакомят с выдающимися произведениями и великими художниками; Раздел «Региональный компонент» учит любить и ценить большую и малую Родину через знакомство с историей, культурой и природой; Раздел « Мы семья» способствует духовному единению воспитанников и родителей. Все они составляют основу деятельности объединения, способствуют решению творческих и духовно – нравственных задач. Использование интегрированных связей в разделе «Радость творчества» на практических занятиях выглядят следующим образом: ВИДЕО -мультфильмы по теме занятия, видеофильмы и видео -сюжеты по теме занятия, слайд - фильмы по теме занятия, видовые фильмы. МУЗЫКА – музыкальные произведения для иллюстрирования; музыка – релаксация; музыка - созвучная теме занятия, как соавтор педагога в настрое детей на образное осмысление предлагаемой темы. ЛИТЕРАТУРА – литературное произведение в качестве предлагаемой темы занятия; литература как средство настроя детей на определённый образ; литература в качестве средства приобщения воспитанников к образному литературному языку. Кроме перечисленного выше, учебный процесс включает в себя и другие формы способствующие достижению максимальных результатов, таких как
выставочная деятельность, экскурсии в музеи и выставочные залы, развивающие воображение и зрительную память игры и т.д. Использование интегрированных связей предусмотрено во всех разделах программы. Например: в разделе «Региональный компонент», студийцам предлагаются к просмотру видео сюжеты по истории, культуре и экологии уральского региона; знакомство в произведениями уральских писателей и композиторов. Таким образом, нет сомнений, что только комплексный подход к образовательному процессу в любом творческом объединении в полной мере способствует развитию эмоциональности, творческой инициативы, эстетическому восприятию действительности; умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные связи между изображаемыми предметами, наиболее полно знакомит детей с возможностями воздействия различных видов искусств на человека, воспитывает любовь к большой и малой Родине.
ценить красоту не только художественного произведения, но и окружающего мира в целом. Формирование духовно богатой, гармонично развитой личности, требует наиболее благоприятных условий в длительном и сложном процессе художественного и эстетического воспитания. Практические занятия рисованием, аппликацией, лепкой сами по себе интересны. Чувство радости у детей вызывает не только процесс самой деятельности, но и результат её. Однако, развитие в детях только практических навыков не соответствует требованиям выдвигаемых федеральными государственными требованиями к ООП ДОУ ( Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 665) в котором программа любого объединения должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Современный подход к образованию требует формирования у учащихся не только профессиональных навыков, но формирования у них целостной картины мира. Такой подход возможен только при использовании на занятиях современных технологий. Современный подход к образованию через привлечение к максимальному художественному образовательному эффекту знаний в различных областях искусства далеко не нов. Достаточно вспомнить, что многие известные музыканты занимались изобразительным творчеством, а художники писали стихи и музицировали, пусть даже для собственного удовольствия и способа выражения своих чувств. Когда то в светском обществе было принято обязательное обучение детей музыке, пению, рисованию, вышиванию, умению правильно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Все великие представители русского общества были людьми образованными, культурными и в немалой степени этому способствовало присутствие в их жизни любви к творчеству, к искусству в целом. Достаточно вспомнить гениев Русской литературы М.Лермонтова, А.Пушкина и т.д., а разве смог бы М.Мусоргский написать знаменитые «Картинки с выставки» не имея глубокого, образного понимания живописных работ художника Гартмана. Таким образом
исторически сложилось так, что человек, стремящийся стать личностью должен впитать в себя всю гамму человеческих и творческих чувств, переживаний, понятий и навыков. Всё это вполне отражает значимость человека в обществе, как хорошего, знающего и умеющего специалиста, но говоря о человеке творческом, стремящимся называться интеллигентом – этого мало. Взращивание такой личности требует новой, более высокой педагогической задачи: развитие эмоциональности, эстетического восприятия, творческой инициативы и активности. Именно здесь, работая в направлении художественно – эстетического образования, без использования новых, современных методов обучения обойтись не возможно. Не касаясь музыкальных и литературных произведений. Используя только примеры изобразительного творчества сложно сформировать в ребёнке личностное мироощущение, выражающееся в отношении между человеком и окружающим миром живой и не живой природы; отношениях между людьми; отношения действенные и эмоциональные. Когда зритель смотрит на картину или скульптуру с эстетической точки зрения, оценивая только профессионализм исполнения, красиво или нет, говорит об авторе, как о ремесленнике. Другое дело, когда работа заставляет зрителя остановиться и задуматься. Такое произведение подлинное творческое, способное надолго оставаться в памяти и заставлять возвращаться к увиденному в течение долгого времени. Таким глубоким психологическим эффектом является понятие – образ. Образ присутствует во всех видах и жанрах искусства: музыке и литературе, картине и танце – нужно только увидеть его и понять. Задача педагога творческого объединения научить детей понимать внутреннее содержание произведения, с одной стороны, а с другой – самим уметь вкладывать определённый смысл в свою работу, сотворить образ, заставляющий зрителя проникнутся увиденным. Занимаясь с детьми в творческом объединении важно понимать, что научить образному мышлению можно только в полной мере используя все доступные инновационные технологии. Применяя современные технологии в учебно – воспитательном процессе объединения изобразительного и
декоративно – прикладного творчества может давать положительные результаты, прививая воспитанникам способность мыслить и чувствовать на основе полноценного эстетического восприятия, благотворно влиять на развитие художественно – творческих способностей детей. Например, в теме «Сказы П.П.Бажова» дети иллюстрируют конкретное произведение. Занятие можно построить по простому пути – пересказу сюжета, но очевидно что для высокого результата этого не достаточно, мал «портал» полноценного вхождения в образ. В этом случае помогут раскрытию такие формы, как мультфильм, репродукции, слайд-фильм по местам жизни писателя и сюжетного развития. В изостудии «Игорёк» Дома детского творчества «РАДУГА» интегрированные связи являются неотъемлемой частью обучающего процесса на протяжении многих лет. На современном этапе использование инновационных технологий приобретает увлекательный, творческий, поисковый характер, связанный с неисчерпаемыми возможностями современных информационных средств. Когда много лет назад начиналась моя деятельность в качестве педагога доступными средствами на занятиях могли быть грампластинки ограниченного ассортимента, художественные альбомы находящиеся в библиотеках, комплекты слайдов с невероятной скоростью выцветания. Теперь моя задача поставить любую по сложности цель и потратить какое то время на поиск нужного видео, стихотворения, репродукций, музыкального произведения. Только комплексное использование всех доступных средств вплетённых в канву занятия способно решить такие задачи, как образовательная – призванная знакомить, давать представление, учить, активизировать познавательную активность и т.д.; воспитательная – формирующая любовь к Родине, гордость за свой край, бережное отношение к природе; развивающая – способствующая развитию умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формированию навыков самостоятельной работы. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с
привлечением разных знаний, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления, обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества участников образовательного процесса. Программа «Планета искусства» по которой реализуется образовательный процесс имеет ряд разделов направленных на единый результат Раздел «Радость творчества» направлен на практическую работу студийцев; Раздел «Рассказы об искусстве» знакомят с выдающимися произведениями и великими художниками; Раздел «Региональный компонент» учит любить и ценить большую и малую Родину через знакомство с историей, культурой и природой; Раздел « Мы семья» способствует духовному единению воспитанников и родителей. Все они составляют основу деятельности объединения, способствуют решению творческих и духовно – нравственных задач. Использование интегрированных связей в разделе «Радость творчества» на практических занятиях выглядят следующим образом: ВИДЕО -мультфильмы по теме занятия, видеофильмы и видео -сюжеты по теме занятия, слайд - фильмы по теме занятия, видовые фильмы. МУЗЫКА – музыкальные произведения для иллюстрирования; музыка – релаксация; музыка - созвучная теме занятия, как соавтор педагога в настрое детей на образное осмысление предлагаемой темы. ЛИТЕРАТУРА – литературное произведение в качестве предлагаемой темы занятия; литература как средство настроя детей на определённый образ; литература в качестве средства приобщения воспитанников к образному литературному языку. Кроме перечисленного выше, учебный процесс включает в себя и другие формы способствующие достижению максимальных результатов, таких как
выставочная деятельность, экскурсии в музеи и выставочные залы, развивающие воображение и зрительную память игры и т.д. Использование интегрированных связей предусмотрено во всех разделах программы. Например: в разделе «Региональный компонент», студийцам предлагаются к просмотру видео сюжеты по истории, культуре и экологии уральского региона; знакомство в произведениями уральских писателей и композиторов. Таким образом, нет сомнений, что только комплексный подход к образовательному процессу в любом творческом объединении в полной мере способствует развитию эмоциональности, творческой инициативы, эстетическому восприятию действительности; умению строить сюжет, организуя смысловые композиционные связи между изображаемыми предметами, наиболее полно знакомит детей с возможностями воздействия различных видов искусств на человека, воспитывает любовь к большой и малой Родине.
В раздел дополнительное образование