Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА, ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ (Из опыта работы изостудии "Игорёк" Дома детского творчества "РАДУГА" Чкаловского района г. Екатеринбурга.)

научная статья

Автор: Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, МАУ ДО ДДТ "РАДУГА", город Екатеринбург, Свердловская область



В раздел дополнительное образование

Ведерников Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА», город Екатеринбург СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА, ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ (Из опыта работы изостудии «Игорёк» Дома детского творчества «РАДУГА» Чкаловского района г. Екатеринбурга.) Наше время – время эмоционального напряжения в семейных отношениях, время высокого распада семей, низкого уровня психолого – педагогической культуры родителей. Причин такой ситуации много, но, на мой взгляд, есть три наиболее важные: Во-первых, очевидна абсолютная независимость мужчины и женщины, а это гордыня, эгоизм и как следствие нежелание искать компромиссы в сложных житейских ситуациях. А ведь на протяжении веков семья держалась на основе чёткого распределения обязанностей: муж – добытчик и защитник, жена – хранительница домашнего очага. Сейчас такая обоюдная зависимость исчезла, ибо и мужчина и женщина стали самодостаточными как в области образованности, так и финансово. Это, на мой взгляд, одна из основных причин распада семей в России, а по статистике это каждая 5 – 6 семья. Во- вторых, недостаточное семейное благосостояние заставляет родителей всё больше времени отдавать работе, оставляя воспитанию детей всё меньше и меньше времени, которого подчас не хватает даже на простое общение. В- третьих, это вырождение женщины как матери. Современная девушка не желает обременяться домашними хлопотами, воспитанием ребёнка, пожертвовав свободой с множеством соблазнов и возможностей, обширно предоставленных в наше время. Худшим проявлением этого является молодая мама, одной рукой катящая коляску с малышом, а другой держащая сигарету или бутылку с пивом. Согласитесь, что такая «картинка» перестала нас не только удивлять,
но и задерживать наше внимание. Вот именно по этому связка педагог – ребёнок – родитель приобретает в наши дни особую значимость. Вопрос, просто ли осуществлять такую связь? Как то в конце учебного года я оказался на выпускном празднике первоклассников в одной из гимназий города. Своё вступительное слово классный руководитель к моему глубокому удивлению начала со слов: «Здравствуйте, я рада всех вас видеть, в таком составе мы встречались с вами девять месяцев назад, в сентябре…». Заметьте, это слова классного руководителя первого класса гимназии, а как часто и в каком количестве посещаются родительские собрания в обычной общеобразовательной школе? В дополнительном образовании общение с родителями, к счастью, не так фатально обречено на провал. На то есть благоприятные обстоятельства:  Во-первых, сопровождение ребёнка в школу носит характер будничной необходимостью и заканчивается на крыльце здания или раздевалки. Родители детей посещающих объединения дополнительного образования сами ищут встречи с педагогом. Связано это с тем, что в большинстве это люди активные, серьёзно занимающиеся воспитанием и поэтому крайне заинтересованные в процессе и результатах занятий в секциях и творческих объединениях учреждения дополнительного образования;  Во-вторых, такая заинтересованность к процессу обучения и результатам занятий создают атмосферу заинтересованного и доверительного общения педагога и родителей Интерес к занятиям и интересам только отправная точка структурно – функциональной модели взаимодействия. Цель педагога заключается в психолого – педагогическом просвещении родителей и включает в себя следующие направления: РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ. Родительские собрания проводятся в начале учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит знакомство с
родителями; рассказ о работе изостудии, её целях, задачах, требованиях; заполнение родителями анкет, отвечающих на ряд вопросов информационного психологического характера. Именно по этим данным анкеты создаётся первое впечатление о ребёнке, его характере, привычках, наклонностях; выясняется роль родителей в желании посещать данное объединение, ожидаемый результат к концу учебного года. Дети также принимают участие в анкетировании, но происходит оно на первом занятии учебного года. На основе результатов анкетирования появляется возможность определённой корректировки программы с учетом возможностей пожеланий. На этом же собрании распределяются обязанности между педагогом и родителями, что так же важно для достижения наилучших результатов в течение учебного года. В конце первого полугодия, перед зимними каникулами проводится второе родительское собрание, но на нём присутствуют и родители и воспитанники. Цель его – совместно обсудить результаты, посетить выставку работ студийцев, подарить новогодние сувениры, посидеть за чайным столом. Третье родительское собрание собирается в конце учебного года. На нём обсуждаются результаты образовательного процесса, высказываются пожелания на будущее, происходит награждение и игровая программа. СОВМЕСТНЫЕ ЭКСКУРСИИ. Во всех объединениях творческого направления практикуются экскурсии музеи и выставочные залы. Эта часть обучающего процесса, тем более что Екатеринбург даёт большие возможности для экскурсионной, просветительской деятельности. Было время, когда в нашем объединении такие мероприятия проводились по общепризнанной системе: приглашение детей, уговаривание родителей, подготовка и утверждение администрацией документов, разрешающих мероприятие. Теперь экскурсионная деятельность стала простой в исполнении задуманного, более значимой для семейного, духовного общения. Появилась общность интересов и основа взаимопонимания, которых в силу разных причин так не достаёт в наши дни.
Как происходит процесс? Детям объясняется необходимость посещения, родители получают приглашение. Дело педагога выбрать место экскурсии, день, время и заказать экскурсовода. Встреча происходит в фойе музея. Такая тактика. помимо единения интересов родителей и детей освобождает педагога от бумажных проблем, от ответственности за здоровье воспитанников, да и соответствует новым возможностям – автомобиль почти в каждой семье. СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ. В течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия студийцев и родителей. Смысл её в приобщении к совместному творчеству, способностью создавать совместную работу. Умению слушать друг друга, понимать друг друга, находить компромиссные решения. Для такой совместной работы предлагаются усложнённые темы, где сложная часть выполняется взрослым, а не сложна – студийцем. В результате придя домой ребёнок с гордостью может сказать: «это мы с мамой делали». «КАМЕРНЫЕ» ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Камерными» лекциями о объединении называются лекции которые проводятся с привлечением родителей воспитанников изостудии. В начале учебного года, знакомясь а анкетами педагог видит, есть ли среди них специалисты чья деятельность представляет интерес: врач, медицинская сестра, психолог, юрист, педагог школьного или дошкольного образования, специалист по правилам дорожного движения или пожарной безопасности. Всегда просьба поделиться своими знаниями с другими родителями воспринимается не только положительно, но и с удовольствием. Самым положительным моментом в таком общении является доверительность, камерность, повод для более близкого общения родителей между собой и педагога, получение новых знаний в области воспитания. ВИДЕО - КЛУБ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Большую роль в работе с родителями играет видео – клуб, основу которого составляют авторские видео сюжеты и слайд фильмы, отснятые и
привезённые из поездок по уральскому региону. В адаптированном: укороченном и упрощённом варианте те же видео смотрят дети на занятии в разделе «Региональный компонент». Знакомство с историей, культурой и экологией малой Родины необходимо для людей разного возраста, будь то ребёнок или взрослый человек. Все мы живем в одном месте на планете и ответственны за него перед настоящим и будущим. Больше того, не дети, а взрослое население загрязняет природу в катастрофических масштабах .Есть и результаты, когда посетить то или иное место возникает на уровне всей семьи. ВИДЕО – ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Когда я говорил о лекциях – беседах проводимых самими родителями, бывает, так что хотелось бы поговорить по определённой теме, а специалистов среди родителей изостудии нет. В этом случае помогают видео записи сделанные на педагогических семинарах и лекциях. Просмотр записанного материала фактически не влияет на результат. После увиденного родители делятся впечатлениями, высказывают своё мнение, спорят. Есть как и везде проблемы: не на каждом семинаре разрешается съёмка, к частью не всегда. Таким образом, проблема приобщения родителей к обучающему процессу изостудии «Игорёк», решается на протяжении многих лет, что даёт возможность признать её эффективной и способной развиваться в дальнейшем. В заключении хочется отметить, что родители объединения «изостудия» приглашаются на все мероприятия, проводимые в Доме детского творчества, например: «День матери». «Масленица» и т.д. Только тесное сотрудничество педагога и родителей может сделать работу любого объединения комфортной и результативной.


В раздел дополнительное образование