Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Трудовая деятельность-одна из составляющих в процессе реабилитации детей."

доклад

Автор: Кожанова Ирина Петровна, инструктор по труду, МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", город Междуреченск,Кемеровская область



В раздел дополнительное образование


Трудовая деятельность - одна из составляющих в

процессе реабилитации детей.
Важную роль социально - психологической реабилитации и формирования у них необходимых качеств личности играет включение их в различные виды трудовой деятельности. Значимость организации труда в социально-реабилитационном центре обусловлено многими причинами. У детей часто искажено нравственное сознание, недостаточно сформулированы потребности основных видов деятельности. У многих подростков отсутствуют отдаленные во времени перспективы, связанные с освоением профессии и будущей работой. Производительный труд, как показывает исторический и современный опыт, является эффективнейшим средством социально-психологической реабилитации детей, выбитых из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие в труде в месте со сверстниками и взрослыми дает им бесценный позитивный социальный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности, помогает подростку наладить тесные контакты с другими людьми, формирует у него навыки делового общения. Участие в трудовой деятельности вместе со сверстниками позволяет быстрее ликвидировать их отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном развитии. Постепенное освоение все более сложных трудовых операций и умений стимулирует их познавательную и творческую активность. В процессе труда они узнают много нового, пополняя багаж своих знаний, осваивают обще трудовые, а порой и профессио- нальные навыки и умения, столь необходимые в жизни каждого человека. У них формируется такие важные качества, как наблюдательность, внимательность, организованность и самостоятельность. Совместный труд в группе воспитывает, формирует у него уважение к результатам своего и чужого труда.
Основной принцип в системе труда центре принцип реабилитационной и педагогической целесообразности. Трудовая деятельность должна быть разнообразной по своему содержанию и организационным формам, что даёт детям выбрать тот или иной вид труда в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Ребята с удовольствием занимаются творчеством. Во - первых это разнообразно, с элементами творчества. Во - вторых это эстетически и эмоционально привлекательно. В - третьих, ребята учувствуют во всех трудовых операциях, т.е. они проходят все этапы трудового процесса. В - четвертых, произведенная продукция пользуется спросом. В - пятых, даже если ребята не будут специализироваться по этим направлениям, то приобретенные ими трудовые навыки и умения пригодятся им в жизни. Психологические исследования показывают, что для подростков в отличие от детей младшего возраста характерна ориентация не на процессуальную сторону труда, а на результативную. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит им удовлетворение, формирует у них положительное положение к работе. Важно, определяя трудовое задание, четко сформулировать конечную цель труда, его результат, объяснять детям, для чего он нужен и как будет использоваться.


В раздел дополнительное образование