Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование навыков позитивного общения и взаимовыручки посредством игровой деятельности в дополнительном образовании"

Методические рекомендации

Автор: Ульянова Екатерина Николаевна, педагог-организатор, МБУ ДО ЦРТДЮ, город Киселевск



В раздел дополнительное образование


Формирование навыков позитивного общения и взаимовыручки

посредством игровой деятельности

в дополнительном образовании
Итоговая работа
Исполнитель:
Ульянова Екатерина Николаевна, педагог-организатор МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» Киселевского городского округа (89515758682) Киселевск, 2017
2
Содержание
Введение.....................................................................…………………………….3 1.Игровая деятельность и ее характеристика…………………………………………………………………….4 2.Игровая деятельность детей подросткового возраста…………………………………………………………………………….5 3.Формирование позитивного общения в подростковом возрасте посредством организация игровой деятельности……………………………………………...9 4.Сценарий конкурсно - познавательного мероприятия «У друзей нет выходных»………………………………………………………………………..11 Заключение ...................................................................................... …………………………….15 Литература……………………………………………………………………….16
3
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Сфера общения всегда привлекала внимание разных исследователей, так как полноценная жизнь каждого человека, а тем более ребенка невозможна без контактов со своими сверстниками и другими людьми. Развитие ребенка начинается с общения. Это вид социальной активности, благодаря которому, ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего развития ребенка. В настоящее время отмечено снижение интереса к живому общению. Ребята больше предпочитают общаться через интернет. Одним из средств, способствующих общению детей друг с другом, выступают конкурсно -познавательные мероприятия. Они неразрывно связаны с развитием личности ребенка и с его воспитанием. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. В данной работе рассмотрено формирование навыков позитивного общения и взаимовыручки посредством игровой деятельности на примере конкурсно - познавательного мероприятия «У друзей нет выходных». Это мероприятие способствует расширению представлений о том, что такое
4 дружба и каким должен быть настоящий друг, а так же об успешном протекании процессов познания друг друга, через позитивное общение.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность. Игры детей характеризуются следующими особенностями: 1.Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. 2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности 3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей 4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. 5.Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. 6.В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность 7.Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
5
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов намного: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Очень важно для нормального развития личности подростка, чтобы его самооценка была адекватной. Если
6 самооценка не адекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность. В связи с этим у подростка часто возникают проблемы с окружающими. В подростковом возрасте у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Поэтому в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средства приближения к идеалу взрослости. Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям. Что зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А так же от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам. Явно претендуя на позицию взрослого, старшие подростки 13-14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Они хотят все желаемое осуществлять реально, а не условно в игре. Но это часто не осуществимо. И, как показывает опыт, подростки стремятся участвовать в сюжетно-ролевых играх, организованных в коллективе, в рамках которых они, как правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность. Очень долгое время роль творческой игры в воспитании подростков недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что творческие ролевые игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и спортивным играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать сколько-нибудь значимое место в жизни школьника. В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может выступать ролевая игра, так как в игровой роли играющий воспроизводит не содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация собственной сущности производится человеком
7 посредством выполнения той или иной социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в систему общественных отношений. Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует именно так, как он может и умеет, но в новых условиях и раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых. Трудность вовлечения подростка в игру состоит в том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого, то есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано выше, для него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится быть уличенным в детской игре. В эти игры подростки играют, как правило, по двое или в одиночестве. Одна из причин заключена в том, что в реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны удовлетворяться той ролью, которая достанется. В играх - фантазирования автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями. В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны не только придумать весь ход игры, но и без помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность, где игра и труд тесно переплетены. У подростков мальчиков более обострена потребность в активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты для игр они берут из фильмов. Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста своей остротой и
8 боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои физические качества, а также силу воли. В игровой деятельности подростков на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость. Подросток проявляет повышенные требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества. Игры подростков носят более устойчивый характер. Подростки организуются нередко в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. Индивидуальные интересы к различным играм у подростков приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр, футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д. Некоторым подросткам больше нравятся игры строительные, например, конструирование. Однако эти содержательные игры не исчерпывают всех воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в работе с подростками. Успешность проведения игровой деятельности полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и её участниками.
9
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития подростка. В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты: - «коммуникация» (обмен информацией между людьми), - «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), - «интеракция» (взаимодействие). Практически общение выступает как совокупность этих компонентов. У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.
10 Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно- коммуникативной. Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у подростка. Особенно это относится к общению со сверстниками. Общение является ведущим видом деятельности у подростков. Изучив особенности психологического развития детей подросткового возраста, можно сделать вывод, что подростковый возраст характеризуется появлением ряда черт, таких как стремление, к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Для того чтобы сформировать понятия «дружба», уметь находить друзей, сформировать представления о качествах необходимых в дружбе, сформировать понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы, о взаимопомощи и взаимовыручки. В качестве примера можно рассмотреть сценарий конкурсно- познавательного мероприятия « У друзей нет выходных»
11
Сценарий конкурсно – познавательное мероприятие

«Для друзей нет выходных»

Цель:
формирование навыков позитивного общения и взаимовыручки по средствам игровой деятельности.
Задачи:
учить взаимодействию друг с другом; развивать творческие способности детей; воспитывать толерантность, умение работать в команде.
Оборудование:
картинки с изображением цветка и солнца, оценочные листы, жетоны, фломастеры, листы бумаги, карточки с поговорками, ватманы, канцелярия, спортивный инвентарь, веревочка, воздушные шарики, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия

Ведущая:
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, зачем мы здесь сегодня собрались? Ответ вы узнаете, отгадав загадку… На контрольной даст списать, С ним всегда легко болтать. Если надо, даст совет, Знает мой любой секрет. Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... (друг)
Ведущая:
Дружба! Какое чудесное слово. Кто не дружил, тот его не поймёт! Чистая дружба на подвиг готова, Дружбе конец, если друг подведёт. Делят радость, делят горе верные друзья. Только жалко, что пятёрку поделить нельзя. И девчонки, и мальчишки дружат меж собой, “Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!
Ведущая:
Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово. Что вы представляете? (отвечают). Как вы думаете, что такое дружба? (отвечают). Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга.
12 Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. Итак, что же такое дружба? Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего начинается дружба? (ответы). Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поется. Давайте и мы о ней споем… (играет песня «Улыбка», дети поют хором).
Ведущая:
Ну что мы уже немного познакомились, а теперь я предлагаю вам разделиться на команды. А для того, чтобы дать название своей команде нужно разгадать по элементу на картинке предмет (цветок, радуга). Разгадаете, узнаете, как называются наши дружные команды. (можно предложить ребятам уже готовые девизы) Девиз цветка: «Мы, как лепестки цветка, неразлучны никогда». Девиз солнышка: «Солнышко лучистое – мы твои лучи, Дружными ребятами – быть нас научи».
Ведущая:
Итак, сейчас в состязания вступят команды «Солнышко» и «Цветок». Пожелаем им удачи! Чтобы всё получилось, необходимо внимательно слушать условия конкурсов и строго соблюдать правила. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать жетоны, в форме солнышка и цветка. А оценивать вас будет компетентное жюри. Удачи всем вам.
КОНКУРС 1. «Возьмёмся за руки».

Ведущая:
Условия конкурса: Команды должны выбрать пару, которая будет участвовать в первом конкурсе. Участники, которых, выбрала команда, одновременно берут один фломастер в руки и подходят к листу бумаги, вместе не отрывая рук, рисуют солнышко. Жюри будет оценивать соблюдения правил, аккуратность рисунка, быстроту и оригинальность задумки. Если условия понятны, приступаем по команде. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь:
КОНКУРС 2. «Расшифруй поговорку»
(каждой команде раздаются 2 карточки с заданием)
Ведущий:
Условия конкурса: Кратко объяснить смысл поговорок: «Она бесплатна, но стоит многого». «Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит».
13 «Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда». «Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче».
КОНКУРС 3.«Аукцион песен»
.
Ведущая:
Условия конкурса: Команды по очереди называют или напевают по 1-2 строки из песен о дружбе. Кто больше песен вспомнит, тот и победил (учесть, кто первый начинает). Кроме этого, самой «поющей» команде жюри добавит 1 жетон независимо от количества названных песен. Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 4.
«Друг всегда поддержит»
Ведущая:
Условия конкурса: Участники команд становятся парами, первая пара участников должна пройти полосу препятствий, при этом первый участник держит другого за ногу, а второй – кладет ему руку на плечо. В такой «сцепке» они должны дойти до финиша и вернуться обратно к команде, эстафету продолжает следующая пара. Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 5. «Связанные, одной цепью»
.
Ведущая:
Условия конкурса: Команды получают по одной пачке канцелярских скрепок. Кто сможет за одну минуту собрать цепь из скрепок длиннее, тот и победил. Чьи болельщики дружнее будут поддерживать - принесут команде дополнительный жетон Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 6. «Конкурс капитанов»

Ведущая:
Условия конкурса: Капитаны команд получают задание подобрать слова, началом которых будет каждая буква слова
«ДРУЖБА».
Учитывается оригинальность в выполнении задания.
Ведущая:
пока капитаны выполняют задания, предлагаем болельщикам и участникам команды принять участие в музыкальной игре «Дружба»
Музыкальная игра «Дружба»

КОНКУРС 7. «Какой твой друг?»

Ведущая:
Условия конкурса: каждой команде раздается ватман и фломастеры, задача команд с помощью символов, смайликов, значков и различных картинок, рассказать каким должен быть настоящий друг. Учитывается оригинальность и аккуратность. Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 8. «Когда мы едины – мы непобедимы».

14
Ведущая:
Условия конкурса: Ведущая объявляет играющим, что все они - команда корабля, готовящегося принять на борт адмирала, а он сам - капитан этого корабля. Чтобы адмирал, всходя на борт, остался доволен, до его прихода нужно выполнить под команду некоторые действия. После чего капитан начинает отдавать команде заранее условленные приказы, которые та выполняет. Того, кто выполнит приказ последним, "выкидывают за борт", то есть он выходит из игры. Последний, кто останется, становится новым капитаном, то есть водящим. Команда корабля умеет выполнять следующие приказы: Лево руля! - все бегут к левой стенке. Право руля! - все бегут к правой стенке. Нос! - все бегут вперед. Корма! - все бегут назад. Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх. Драить палубу! - все делают вид, что моют пол. Пушечное ядро! - все приседают. Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь. Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 9. «Не разлить водой».

Ведущая:
Условия конкурса: Каждой команде, взявшись за руки нужно танцуя под музыку пройти под веревочкой, при этом, не задев ее. Выступление команд, оценки жюри.
КОНКУРС 10. «Друг познается в беде»

Ведущая:
Условия конкурса: Участники команд становятся парами, им связывают ноги (одному правую, другому левую). В такой «сцепке» они должны донести воздушный шарик до финиша и вернуться обратно к команде. Следующая пара шарик забирает и продолжает эстафету. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. Выступление команд, оценки жюри, подведение итогов. Награждение участников сладкими призами.
Ведущая:
Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
15 Этой встрече все мы рады, Собрались не для награды, Нам встречаться чаще нужно, Чтобы все мы жили дружно!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что одним из средств, способствующих общению детей друг с другом, выступают конкурсно - познавательные мероприятия. Они неразрывно связаны с развитием личности ребенка и с его воспитанием. Этим и обусловлена актуальность данного мероприятия. Данное конкурсно - познавательное мероприятие способствует формированию навыков позитивного общения и взаимовыручки посредством игровой деятельности, а так же расширению представлений о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
16
Литература
1. Анастазиян, А.Б. Психология игры [Текст]: учеб. пособие / А. Б. Анастазиян. - М: Просвещение, 2009.-279 с. 2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М: Просвещение, 2010.-345 с. 3. Антонов, Л.Ф. Игры с подростками [Текст]: учеб.пособие / Л.Ф. Антонов. – Питер: 2007-271с. 4. Блонский, И.Д. Общение подростков [Текст]: педагогика / И.Д. Блонский. –М: 2006.-262 с. 5. Бобнев, М.И. Развития личности ребенка [Текст]: учеб.пособие / М.И. Бобнев. – М: 2009.-576 с. 6. Блогуславский, И.М. Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей подростков [Текст]: учеб.пособие / И.М. Блогуславский. - М: 2013.- 291 с. 7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка [Текст]: учеб.пособие / Л.С. Выготский. – М: Просвещение, 2009. - 123 с. 8. Пиванов, К.И. Основы игры [Текст]: учебник для вузов / К.И. Пиванов. – М: Дрофа, 2012. – 256 с. 9. Сондаренко С.М. Воспитание детей в игре [Текст]: учеб.пособие / С.М. Сондаренко. – М: 2013. – 390 с. 10. Шуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: учебное пособие / Р.И. Шуковская. – М: 2015. – 234 с.
17 11. Юритова Н.Е. В школе с игрой [Текст]: книга для учителей / Н.Е. Юритова. – М: Просвещение, 2014. – 96 с.


В раздел дополнительное образование