Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации по обучению игры на фортепиано ребенка с диагнозом ДЦП (Детский церебральный паралич)"

Методическая разработка

Автор: Костенко Ксения Сергеевна, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 3" г.Нижневартовска, город Нижневартовск



В раздел дополнительное образование

Костенко Ксения Сергеевна МАУДО ДШИ№3 г.Нижневартовска преподаватель игры на фортепиано Методические рекомендации по обучению игры на фортепиано ребенка с диагнозом ДЦП (Детский церебральный паралич) Ребенок-инвалид – это дар для педагога. Никто и никогда не даст вам такой огромный опыт работы как такой ребенок. Ведь такие дети обладают своим особенным внутренним миром, который непонятен никем. Порой дети- инвалиды своими сокровенными мыслями не могут поделиться даже с родителями, а педагог для них может быть лучшим другом, хорошим воспитателем и строгим учителем… Бесспорно у каждого ребенка-инвалида свой диагноз и свои особенности физического и психологического поведения. Я хочу с вами поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич. Моя ученица – Губанова Ника, 7 лет, обучается в музыкальной школе первый год. Девочка любознательная, веселая, позитивная, доброжелательная, но ленивая. В своем малом возрасте уже умеет читать и считать, любит общаться с окружающими и в силу своей любознательности всегда задает много вопросов. Часто недооценивает свои возможности, может намного больше чем сама предполагает. Нарушены двигательные функции – руки выполняют неестественные движения, средним и указательным пальцами Ника пытается сыграть сама, а большим, безымянным и мязинцем играет только с помощью педагога. Любит петь песни, играть на фортепиано уже выученные произведения, хотя при знакомстве с произведением всегда говорит что «это все сложно и я не смогу». Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, продолжительность которого 30-40 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей учащегося.
Моя задача – скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки. Особенность организации образовательного процесса – индивидуальный подход к ребенку, учитывать его эмоциональное и физическое состояние, настроение, отношение к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения – словесный, наглядно-практический, игровой, объяснительный и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять. Каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача либо родителей. Именно врач и родители подскажут, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель учебного года и выбор средств их достижения. Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее: - ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения; - мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях; - игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен; - в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую
ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины; - такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты; -ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти; - искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие. Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей. Основной задачей в работе с Губановой Никой - развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы, построенные на различного вида секвенций или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям. Применение различных методов и приёмов использования музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями оказывает весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Занятия в музыкальной школе – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста. Выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их
самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении. Эффективность коррекционно-развивающего обучения в целом, во многом зависит от слаженности в работе различных специалистов.


В раздел дополнительное образование