Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Младшие школьники в системе эстетического воспитания".

статья

Автор: Зотова Ирина Дмитриевна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО ГО Самара ДШИ №23, Самара



В раздел дополнительное образование


Младшие школьники в системе эстетического воспитания.
Эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание. Музыка является одним из важных звеньев в общей цепи эстетического воспитания. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. «Вы увидите жизнь в иных тонах и красках» - эти слова Д.Д.Шостаковича должны стать девизом Вашей жизни. Приобщать детей к искусству следует с самого раннего детства, не отрывая их от естественной для возраста игровой фазы, пробудить в них любовь к музыке. Глубоко прав Д.Б.Кабалевский говоря, «...интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и подсознательную роль». Музыка быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, обогащает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые невозможно выразить словами. Приобщение ребенка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. Чтобы приобщиться к музыкальному искусству, важно самому ребенку пережить эмоциональное содержание музыкального произведения. Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в область нравственных переживаний, побуждаем их к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного. Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как же помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении? Одним из путей в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребенок должен уже в раннем возрасте прикоснуться к живительному источнику народной мудрости — к фольклору. Народное творчество заложит в его душе основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы. Ведь фольклор - это художественное коллективное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место в нем, безусловно, принадлежит песне — величайшему музыкально-поэтическому созданию народного гения. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, счастью и справедливости. Эстетические идеалы, заложенные в песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Благодаря исключительной задушевности, искренности, песня глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма, и товарищества, развивает музыкально- поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Детский фольклор-это особенная область народного творчества, которая включает целую систему поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность
детского фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интенсивное
содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы
привлекают ребенка.
Незатейливые
по
содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. У детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные доступные по форме и содержанию приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви и нежности. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте, создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.


В раздел дополнительное образование