Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Этика в педагогическом коллективе"

доклад

Автор: Гольдварг Инна Петровна, методист, МБУДО г. Иркутска ДДТ №1, город Иркутск, Иркутская область



В раздел дополнительное образование


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования г. Иркутска

«Дома детского творчества №1»

ДОКЛАД

ТЕМА: «Этика в педагогическом коллективе».

Подготовила:



методист МБУ ДО



г. Иркутска «ДДТ № 1»

Гольдварг Инна Петровна

Иркутск, 2017

Содержание: 1. Введение 3 стр. 2. Служебная этика 3-4 стр. 3. Этика делового общения 4-6 стр. 4. Разновидности этики служебных отношений 6-7 стр. 5. Этические нормы построения и поддержки служебных отношений 7-8 стр. 6. Деловое общение между руководителем и подчиненными 8-9 стр. 7. Морально - психологический климат в коллективе 9-11 стр. 8. Теория управления 11-12 стр. 9.Заключение 12-14 стр. 10. Источники 15 стр. 2
Этика в педагогическом коллективе.
Введение.

Статистика показывает, что 88% конфликтов на работе вызваны

несоблюдением или нарушением этикета служебного поведения
. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. Этика служебных отношений - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений - правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Служебная этика — совокупность определенных нравственных обязанностей, принципов и норм поведения, которые реализуются во взаимоотношениях работников в процессе трудовой деятельности. Служебная этика - это конкретная реализация нравственных норм человека о его поведении, взаимоотношениях, деятельности.
Служебная этика.
Служебная этика - самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. 3
В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей.
Профессиональная этика

помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную,

высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой

деятельности.
Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения

своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на

формирование профессиональной этики.
В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во- вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Этика делового общения.

Этика делового общения затрагивает
в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях: 4
1. между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями); 2. между самими образовательными учреждениями; 3. внутри данного образовательного учреждения: - между руководителем и педагогическим коллективом; - между учителями (членами данного педагогического сообщества). В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения суще - ствует своя специфика; 4. между педагогическим коллективом и родителями. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждо му виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в коллективе и обществе. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в ка - тегорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы м
а
ксима твоей во- ли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».
Применительно к деловому общению данный принцип можно

сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы максима

(жизненный принцип, основное правило) твоей воли была совместима с

нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и

допускала координацию интересов всех участников данного процесса.
Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация действий всех сторон, а по возможности и гармонизация интересов членов данного коллектива. Между тем в этом правиле нет ничего сложного. Работа в любом коллективе подразумевает наличие у сотрудников таких качеств,
как:

уважительное отношение к коллегам, терпимость, уравновешенность,

стрессоустойчивость, дружелюбие, умение правильно вести себя в

конфликтной ситуации, способность к диалогу, компромиссам.
Безусловно, этикет - это высокие стандарты поведения, позволяющие приблизиться к классическому стилю делового общения. Деловые (служебные) отношения являются разновидностью социальных отношений. Они формируются под влиянием технико-экономических, организационных и социальных факторов, каждый из которых весьма значим. 5
Но поскольку деловые контакты - это преимущественно отношения между конкретными людьми, они выступают в виде нравственно-психологических.
Ни один человек, работающий в коллективе, не может устраниться

от них. А сложившиеся деловые отношения определяют тот

нравственно-психологический климат, который не просто способствует

повышению или понижению работоспособности, но и определяет общее

настроение людей, их оценки значения своего труда, условий труда,

мнение о товарищах, руководителях и т.д.

Деловое поведение крайне многообразно. Это определяется

профессиональной спецификой. В зависимости от конкретного

содержания профессиональной деятельности оно может быть

регламентировано различными кодексами, правилами, нормами

этикета.
Само содержание делового поведения предполагает достаточно высокую культуру людей и всех форм их деловой активности. Речь идет не о внешней культуре общения, хотя и эта сторона имеет важное значение. Культурный фундамент делового поведения строится на достаточно широком и глубоком понимании не только повседневных производственных задач: их проявлений, причин, возможностей решения, но и политических, экономических, социальных проблем.
Уровень культуры характеризует и другую «составляющую»

делового поведения - отношение к коллегам, подчиненным,

руководителям.

Разновидности этики служебных отношений.

Служебные отношения являются процессом взаимосвязи и

взаимодействия, результатом которого становится обмен

деятельностными компонентами, информацией и опытом
. Целью служебных отношений является, в первую очередь, постановка определенных целей, конкретизация задач. Это считается основным отличием служебных отношений от общения в широком понимании смысла слова . По характеру коммуникационного взаимодействия принято различать следующие виды делового общения: 6
Отсюда следует различать стили делового общения: - ритуальный стиль: главная задача партнеров – установление и сохранение контактов с социумом, закрепление представлений о себе -собеседнике как о члене общества. В ритуальном общении партнер- собеседник считается необходимым атрибутом, его индивидуальные особенности не имеют существенного значения, в отличие от выполняемой функциональной нагрузки (социальная, профессиональная, личностная); - манипулятивный стиль: партнер является элементом, служащим достижению внешних категорий целей. Структура коммуникационных задач предполагает именно такой стиль общения. По своей специфике процессы обучения, убеждения, управления непременно содержат элементы манипулятивного стиля; - гуманистический стиль: направлен на взаимоизменения представлений у всех участников процесса общения, предполагает удовлетворение таких потребностей, как необходимость взаимопонимания и эмпатия. От стиля делового общения также зависят и служебные отношения.
Этические нормы построения и поддержания служебных отношений.
Этика служебных отношений подразумевает ряд таких положений, в соответствии с которыми можно облегчить процесс взаимодействия, повысить его эффективность и избежать промахов во взаимодействии с коллегами. 7
Общие этические принципы и характер делового общения. Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оп - равдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически пра - вильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблю - дение которых позволяет избежать некоторых ошибок: • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «мо -

ральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках,

следует поступать наоборот;
• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе, нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной

императив поведения - «начни с себя».

Деловое общение между руководителем и подчиненным.
Успех делового общения во многом определяется нормами и принципами, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным, т.е. какой стиль поведения на службе приемлем, а какой — нет. Эти нормы касаются следующих положений: - как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления; - в чем находит выражение служебная дисциплина, определяющая стиль делового общения.
Несоблюдение этики делового общения между руководителями и

подчиненными приводит к дискомфорту в коллективе, сотрудники

чувствуют себя морально незащищенными
. Отношения руководителей и подчиненных определяют основу характера делового общения, во многом определяют нравственно-психологический климат на рабочем месте. Этот уровень формирует эталоны и образцы поведения. Выделим основные из них: - если сотрудник не выполняет распоряжения руководителя, необходимо довести до его сведения, что руководству известно об этом, в противном 8
случае, сотрудник может прийти к выводу, что обманул вышестоящее начальство. Более того, если руководитель не делает подчиненным соответствующих замечаний, то он не выполняет своих прямых функциональных обязанностей; - рекомендуется подвергать критике действия и поступки сотрудников, а не личность человека; - не рекомендуется советовать подчиненным, как поступать в личных делах; - если руководитель хочет сохранить авторитет у сотрудников, не стоит давать им возможность заметить, что он не владеет ситуацией; - необходимо соблюдать принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем масштабнее вознаграждение; - теоретики управления рекомендуют поощрять коллектив даже в тех случаях, если новые высоты достигнуты, главным образом, благодаря успехам самого руководителя; - необходимо укреплять у подчиненных чувство собственного достоинства. Культура делового общения предполагает соблюдение некоторых этических норм и принципов, используемых в деловом общении подчиненных с руководителем. Рассмотрим наиболее эффективные из них: - рекомендуется оказывать помощь руководителю при создании в коллективе доброжелательной атмосферы, установлении справедливых прочных отношений; - подчиненным не следует навязывать руководителю свою точку зрения на проблему управления или командовать им. Высказывать предложения или замечания необходимо тактично и вежливо, с соблюдением соответствующей субординации; - в разговоре с начальником не допускается категорический тон, но также не стоит говорить всегда только «да» или только «нет». Поддакивающий сотрудник производит впечатление льстеца, а человек, говорящий «нет», является раздражителем; - в рамках делового общения подчиненным следует быть преданными и надежными в отношении начальства, но при этом необходимо иметь свой характер и принципы; 9
- не рекомендуется обращение за помощью, советом, предложением «через голову», сразу к высшему руководству, минуя непосредственного руководителя подразделения, за исключением экстренных случаев; - при наделении сотрудника ответственностью, необходимо деликатно поднять и вопрос о правах. Здесь следует помнить, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Морально-психологический климат в коллективе.
Морально-психологический климат в коллективе определяется степенью единства его официальной и неофициальной сторон общения. Взаимоотношения, сформированные на доброжелательности, искренности, соучастии и взаимопомощи между членами педагогического коллектива, должны отражаться на сфере официального общения, и наоборот.
Фактором,
регулирующим и стимулирующим общение в педа - гогическом коллективе, выступает
общее и общественное мнение.

Общее (совпадающее) мнение
- это оценочное суждение о ком или о чем-либо, оно формируется стихийно, как бы независимо от мнения другого члена коллектива. Общее мнение - результат непосредственных контактов, затрагивающих текущую деятельность педагогов.
Общественное мнение
- складывается осознанно в результате совмест- ных дискуссий, обмена информацией, аргументами, фактами. Это совместно выработанные суждения, оценки в данном коллективе. Отношения среди коллег подразумевают реализацию следующих норм и принципов: 1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих успеху и продвижению. 2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома. 3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими – «иными» по сравнению с нами. 10
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком. 5. Способность к сочувствию, сопереживанию – это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое. Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте этим советам: - искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам; - доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же; - запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится; - умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам; - говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас; - дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет благодарен вам. Однако в любом коллективе могут возникать и такие негативнее явления, как слухи, сплетни. Избежать полностью данных явлений бывает трудно, но необходимо для сохранения устойчивого положительного микроклимата в коллективе. Слухи - это официально не подтвержденные сообщения, которые передаются в результате непосредственных контактов людей друг с другом. Слухи строятся на суждениях и представлениях людей и передаются всегда в эмоционально окрашенной субъективной интерпретации.
Разные слухи мо -

гут крайне отрицательно сказываться на взаимоотношениях между

членами педагогического коллектива: вызвать настороженность,

предвзятость в от

ношении друг друга, субъективную обиду,

недовольство. С нравствен

но-этической точки зрения необходимо

бороться с этим явлением посредст

вом четкой и своевременной

информации обо всех событиях и планах, кото

рые затрагивают

жизнедеятельность данного коллектива.
11
Сплетни (молва, толки) - социально-психологические образования, основанные на одновременном причудливом сочетании лжи и правды, небылицы и были. Данное явление имеет тенденцию усиливаться, «разрастаться» в движении и во времени, если не будет вовремя остановлено.
Единственная защита от

сплетни, клеветы

- ее гласное

опровержение и обнаружение ее несостоятельности
. Администрации ОО необходимо принять решительные меры против тех, кто сознательно (или бессознательно) распространяет сплетни, разрушает нравственно- психологическую атмосферу в коллективе.
Теория управления.
Теория управления выделяет различные методы и средства повышения уровня делового общения. В качестве методов повышения показателей этичности поведения, как руководителей, так и рядовых работников используют следующее: - разработка этических кодексов в организации; - создание комитетов и комиссий по этике поведения; - проведение социально-этических ревизий; - обучение этическому поведению. Этические нормы культуры делового общения и поведения описывают общую систему взаимоотношений и правила, которые должны выполнять работники организации. Разработка таких нормативов ставит своей целью улучшение делового общения на различных управленческих уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель создания этических кодексов: - установление оптимальной нравственной атмосферы; - определение этических рекомендаций при принятии решений.
Заключение.
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. 12

В педагогическом коллективе высоко ценят профессионализм,

точность, организованность, исполнительность, надежность, творческий

подход к делу, умение в любой ситуации проявлять корректность,

тактичность, уравновешенность. Общепринятым является строгий,

сдержанный стиль делового общения.

«Будь проще и к тебе потянутся люди».
Надо сразу заметить, что у «простоты» в поведении есть как минимум два основных значения:  прямота, естественность, откровенность, ее можно назвать «простотой сердца»;  ограниченность, недалекость, бесцеремонность, даже глупость – «простота ума». Сформулируем важное правило общения: и сложность, и простота должны быть уместны. Нельзя, некрасиво быть высокомерным, сыпать «умными» цитатами, употреблять непонятные окружающим термины или иностранные слова без перевода (что называется, «понтоваться»). В этом случае действительно стоит «вести себя попроще». И, наконец, вопросы для размышления: Представьте себе, что Вы являетесь работником педагогического коллектива, в котором произошла следующая конфликтная ситуация. Как Вы поступите? I. Если причиной конфликта с учителем, к которому Вы явно не испыты ваете симпатии, послужило недостойное или просто неправильное поведение другого учителя, с которым Вы поддерживаете дружеские отношения, скаже - те ли Вы об этом открыто? 1 . «Да», потому что: а) истина превыше всего (недаром Аристотель говорил о своем учителе: «Платон мне друг, но истина дороже»), а поэтому я всегда скажу правду, не - зависимо от того, кто виноват в возникновении конфликта; б) раз виноват мой друг-учитель, то я причиню ему вред, не сказав открыто о его недостойном поведении, так как в дальнейшем он может совер шить что- то еще более недостойное, а настоящий друг и должен первым говорить правду, какой бы горькой она ни была; 13
в) моего друга-учителя все равно осудят в коллективе, даже если я промолчу, поэтому с точки зрения собственной пользы следует открыто сказать о его недостойном поведении. 2. «Нет», потому что: а) я и сам недолюбливаю этого учителя, с которым конфликтует мой друг, б) друзей надо защищать, независимо от того, правы они или нет, в) я могу потерять своего самого близкого друга-коллегу, недаром Александр Дюма предупреждал: «Никакая дружба не выдержит уязвленного са - молюбия». 3. Либо «да», либо «нет», потому что: а) у моего друга-коллеги в этот момент сложная семейная ситуация, поэтому произошел этот эмоциональный срыв, б) все зависит от того, что лично мне принесет больше выгоды: выступление в поддержку друга-учителя либо молчание, пусть даже с тайным вы ражением другу сочувствия (мол, ты все прекрасно понимаешь, я на твоей стороне, но против силы не попрешь и т. д.) в) когда-то мой друг-коллега был свидетелем моего скверного поступка, но промолчал. Теперь он может меня разоблачить перед всеми либо мыслен но осудить и стать тайным моим врагом. 14

Источники:
1.Аверченко, Л. К. Управление общением: Теория и материалы и практикумы для специального работника: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. 2. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987. 3. Браим, И.Н. Этика делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива», 2006. 4. Бульгина, А. Этика делового общения. — Новосибирск, 2005. 5. Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. 6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом. — М.: ИНФРА-М, 2012. 7. Этика служебных отношений. ( Электронный ресурс). – Режим доступа: - Заглавие с экрана. (дата обращения 13.01.2017). 8. Этика профессиональных отношений в служебном коллективе. (Электронный ресурс). – Режим доступа: - Заглавие с экрана. (дата обращения 13.01.2017). 9.Этика служебных отношений. Электронный ресурс ) . – Режим доступа: - Заглавие с экрана. (дата обращения 14.01.2017). 15
16


В раздел дополнительное образование