"Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребенка"
презентация
Автор: Гольдварг Инна Петровна, методист, МБУДО г. Иркутска ДДТ №1, город Иркутск, Иркутская область
В раздел дополнительное образование
Подготовила:
Гольдварг И.П.,
Методист МБУДО г. Иркутска ДДТ № 1
Роль познавательно – исследовательской
деятельности в развитии ребенка
Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Закон «Об образовании» гласит:
Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Задача педагога:
Учебно-исследовательская деятельность
- это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога, благодаря которому реализуются социально значимые проекты и исследования.
Исследование
- это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Наставничество
В исследовательской деятельности используются следующие формы организации: совместная – наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты. совместно-групповая – познавательно- исследовательская учебная деятельность. индивидуальная – исследование.
Формы организации исследовательской деятельности
Доминирующая в проекте деятельность
: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и прочие.
Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания: экологические, культуроведческие, спортивные, исторические, музыкальные); межпредметный проект.
Типологические признаки исследовательских проектов:
Характер координации проекта
: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов
(среди участников одного ДО, группы). внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные (в пределах разных стран). Типологические признаки исследовательских проектов:
Количество участников проекта:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных группах, ДО и т.д.); парные (между парами участников); групповые (между группами участников).
Продолжительность выполнения проекта.
краткосрочные (от нескольких занятий до недели) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) минипроекты (укладываются в одно занятие или даже его часть) недельные. Типологические признаки исследовательских проектов:
цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения; число участников проекта (группа детей, группа, параллель и т.д.); будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей; будет ли данный проект курировать один педагог или группа педагогов; сроки и рамки проекта; все возможные источники информации (библиотека, консультации, рассказы, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными и другими учреждениями, отдельными учеными и т.д.) Для успешной деятельности педагога:
I этап. Тесное взаимодействие педагога и ребенка при определении предрасположенности к исследовательской деятельности. II этап. При определении темы, цели и задач исследования педагог выступает в роли консультанта. III этап. Обучающийся самостоятельно выполняет исследовательскую работу. На данном этапе педагог также выступает в роли консультанта. IV этап. Защита исследовательской работы. На этом этапе обучающийся и педагог выступают в роли партнеров. Исследовательская деятельность состоит из этапов, причем отсутствие какого- либо из них приводит к обесцениванию полученных результатов. Роль педагога на разных этапах исследовательской деятельности:
формирование и воспитание личности, владеющей
проектной и исследовательской технологией
на уровне компетентности.
Главный результат
исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты) и его защита. Общая схема исследования:
Начиная исследование, обучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.
Объект исследования
– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования
– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.
Гипотеза
– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Первый этап:
Проведение исследовательской работы. Одной из важных составляющих исследовательской работы является правильный выбор методов исследования, которые подразделяются на две группы: эмпирические и теоретические.
К эмпирическим относятся
: наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, изучение литературы интервью, опрос, анкетирование, мониторинг, эксперимент, опытная работа.
К теоретическим методам относятся
: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Весь процесс исследования состоит из:
1. сбора материалов исследования: эксперимент; полевая работа. 2. обработка и анализа полученных данных. Второй этап:
Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы. предоставляемый обучающимся материал должен быть изложен четко, ясно, логично и доказательно. презентация должна быть наглядной, содержать фотографии, таблицы, графики, карты, чертежи и являться дополнением к выступлению. Главное, чтобы вся эта наглядность была выполнено с минимальной помощью взрослого. Третий этап:
Введение (обоснование актуальности, определение
цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы
исследования).
Основная часть (литературный обзор, методика
исследования, описание исследования).
Заключение (выводы и результаты).
Список литературы.
План оформления исследовательской работы:
Написание и оформление исследовательской работы. Защиту исследовательской работы. Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. После защиты исследовательской работы проводится анализ выступления, рассматриваются неудачи и их причины. Педагог объясняет:
доброжелательное отношение к ребенку; уважение в ребенке личности; принятие ребенка таким, каким он есть; уважать право выбора ребенка; оценивать поступки, а не личность ребенка; учитывать индивидуальные особенности детей.
Требования к педагогу:
1. Андреева, Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. - №2. 2012. - С. 34 - 39. 2. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 3. Орлов, В.Ю., Комарова И.П. Структура научного исследования школьника в области естественных наук // Организация и методика научно- исследовательской деятельности школьников/ И.П. Федорчук.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2012.-131с. 4. Савенков, А. И. , Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие/ А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с. 5. tak-to-ent/load/260-1-0-4156. Источники:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Роль познавательно – исследовательской
деятельности в развитии ребенка
Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Закон «Об образовании» гласит:
Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Задача педагога:
Учебно-исследовательская деятельность
- это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога, благодаря которому реализуются социально значимые проекты и исследования.
Исследование
- это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Наставничество
В исследовательской деятельности используются следующие формы организации: совместная – наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты. совместно-групповая – познавательно- исследовательская учебная деятельность. индивидуальная – исследование.
Формы организации исследовательской деятельности
Доминирующая в проекте деятельность
: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и прочие.
Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания: экологические, культуроведческие, спортивные, исторические, музыкальные); межпредметный проект.
Типологические признаки исследовательских проектов:
Характер координации проекта
: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов
(среди участников одного ДО, группы). внутренние или региональные (в пределах одной страны); международные (в пределах разных стран). Типологические признаки исследовательских проектов:
Количество участников проекта:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных группах, ДО и т.д.); парные (между парами участников); групповые (между группами участников).
Продолжительность выполнения проекта.
краткосрочные (от нескольких занятий до недели) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) минипроекты (укладываются в одно занятие или даже его часть) недельные. Типологические признаки исследовательских проектов:
цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения; число участников проекта (группа детей, группа, параллель и т.д.); будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей; будет ли данный проект курировать один педагог или группа педагогов; сроки и рамки проекта; все возможные источники информации (библиотека, консультации, рассказы, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными и другими учреждениями, отдельными учеными и т.д.) Для успешной деятельности педагога:
I этап. Тесное взаимодействие педагога и ребенка при определении предрасположенности к исследовательской деятельности. II этап. При определении темы, цели и задач исследования педагог выступает в роли консультанта. III этап. Обучающийся самостоятельно выполняет исследовательскую работу. На данном этапе педагог также выступает в роли консультанта. IV этап. Защита исследовательской работы. На этом этапе обучающийся и педагог выступают в роли партнеров. Исследовательская деятельность состоит из этапов, причем отсутствие какого- либо из них приводит к обесцениванию полученных результатов. Роль педагога на разных этапах исследовательской деятельности:
формирование и воспитание личности, владеющей
проектной и исследовательской технологией
на уровне компетентности.
Главный результат
исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты) и его защита. Общая схема исследования:
Начиная исследование, обучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования.
Объект исследования
– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования
– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию.
Гипотеза
– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Первый этап:
Проведение исследовательской работы. Одной из важных составляющих исследовательской работы является правильный выбор методов исследования, которые подразделяются на две группы: эмпирические и теоретические.
К эмпирическим относятся
: наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, изучение литературы интервью, опрос, анкетирование, мониторинг, эксперимент, опытная работа.
К теоретическим методам относятся
: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Весь процесс исследования состоит из:
1. сбора материалов исследования: эксперимент; полевая работа. 2. обработка и анализа полученных данных. Второй этап:
Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы. предоставляемый обучающимся материал должен быть изложен четко, ясно, логично и доказательно. презентация должна быть наглядной, содержать фотографии, таблицы, графики, карты, чертежи и являться дополнением к выступлению. Главное, чтобы вся эта наглядность была выполнено с минимальной помощью взрослого. Третий этап:
Введение (обоснование актуальности, определение
цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы
исследования).
Основная часть (литературный обзор, методика
исследования, описание исследования).
Заключение (выводы и результаты).
Список литературы.
План оформления исследовательской работы:
Написание и оформление исследовательской работы. Защиту исследовательской работы. Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. После защиты исследовательской работы проводится анализ выступления, рассматриваются неудачи и их причины. Педагог объясняет:
доброжелательное отношение к ребенку; уважение в ребенке личности; принятие ребенка таким, каким он есть; уважать право выбора ребенка; оценивать поступки, а не личность ребенка; учитывать индивидуальные особенности детей.
Требования к педагогу:
1. Андреева, Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. - №2. 2012. - С. 34 - 39. 2. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 3. Орлов, В.Ю., Комарова И.П. Структура научного исследования школьника в области естественных наук // Организация и методика научно- исследовательской деятельности школьников/ И.П. Федорчук.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2012.-131с. 4. Савенков, А. И. , Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие/ А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с. 5. tak-to-ent/load/260-1-0-4156. Источники:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
В раздел дополнительное образование