Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребенка"

презентация

Автор: Гольдварг Инна Петровна, методист, МБУДО г. Иркутска ДДТ №1, город Иркутск, Иркутская область



В раздел дополнительное образование

Подготовила: Гольдварг И.П., Методист МБУДО г. Иркутска ДДТ № 1
Роль познавательно – исследовательской

деятельности в развитии ребенка

Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Закон «Об образовании» гласит:
Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Задача педагога:

Учебно-исследовательская деятельность
- это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога, благодаря которому реализуются социально значимые проекты и исследования.
Исследование
- это одна из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Наставничество
В исследовательской деятельности используются следующие формы организации:  совместная – наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты.  совместно-групповая – познавательно- исследовательская учебная деятельность.  индивидуальная – исследование.
Формы организации исследовательской деятельности


Доминирующая в проекте деятельность
: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и прочие. 
Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания: экологические, культуроведческие, спортивные, исторические, музыкальные); межпредметный проект.
Типологические признаки исследовательских проектов:


Характер координации проекта
: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 
Характер контактов
(среди участников одного ДО, группы).  внутренние или региональные (в пределах одной страны);  международные (в пределах разных стран). Типологические признаки исследовательских проектов:

Количество участников проекта:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных группах, ДО и т.д.); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). 
Продолжительность выполнения проекта.
краткосрочные (от нескольких занятий до недели) средней продолжительности (от недели до месяца) долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) минипроекты (укладываются в одно занятие или даже его часть) недельные. Типологические признаки исследовательских проектов:
 цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;  число участников проекта (группа детей, группа, параллель и т.д.);  будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;  будет ли данный проект курировать один педагог или группа педагогов;  сроки и рамки проекта;  все возможные источники информации (библиотека, консультации, рассказы, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы, варианты общения с образовательными и другими учреждениями, отдельными учеными и т.д.) Для успешной деятельности педагога:
 I этап. Тесное взаимодействие педагога и ребенка при определении предрасположенности к исследовательской деятельности.  II этап. При определении темы, цели и задач исследования педагог выступает в роли консультанта.  III этап. Обучающийся самостоятельно выполняет исследовательскую работу. На данном этапе педагог также выступает в роли консультанта.  IV этап. Защита исследовательской работы. На этом этапе обучающийся и педагог выступают в роли партнеров. Исследовательская деятельность состоит из этапов, причем отсутствие какого- либо из них приводит к обесцениванию полученных результатов. Роль педагога на разных этапах исследовательской деятельности:

формирование и воспитание личности, владеющей

проектной и исследовательской технологией

на уровне компетентности.

Главный результат

исследовательской деятельности:

 Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).  Обоснование актуальности выбранной темы.  Постановка цели и конкретных задач исследования.  Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.  Выбор метода (методики) проведения исследования.  Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.  Сбор материала, обобщение полученных данных.  Описание процесса исследования.  Обсуждение результатов исследования.  Формулирование выводов и оценка полученных результатов.  Подготовка проекта (презентации, Web-сайты, макеты) и его защита. Общая схема исследования:
Начиная исследование, обучающийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу.  Выбор темы исследования, отбор и обработка оригинальной литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования. 
Объект исследования
– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. 
Предмет исследования
– все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. 
Гипотеза
– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Первый этап:
 Проведение исследовательской работы. Одной из важных составляющих исследовательской работы является правильный выбор методов исследования, которые подразделяются на две группы: эмпирические и теоретические. 
К эмпирическим относятся
: наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, изучение литературы интервью, опрос, анкетирование, мониторинг, эксперимент, опытная работа. 
К теоретическим методам относятся
: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. 
Весь процесс исследования состоит из:
1. сбора материалов исследования: эксперимент; полевая работа. 2. обработка и анализа полученных данных. Второй этап:
 Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста, непосредственно сам процесс защиты работы.  предоставляемый обучающимся материал должен быть изложен четко, ясно, логично и доказательно.  презентация должна быть наглядной, содержать фотографии, таблицы, графики, карты, чертежи и являться дополнением к выступлению. Главное, чтобы вся эта наглядность была выполнено с минимальной помощью взрослого. Третий этап:

Введение (обоснование актуальности, определение

цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы

исследования).

Основная часть (литературный обзор, методика

исследования, описание исследования).

Заключение (выводы и результаты).

Список литературы.
План оформления исследовательской работы:
 Написание и оформление исследовательской работы.  Защиту исследовательской работы.  Оценка успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.  После защиты исследовательской работы проводится анализ выступления, рассматриваются неудачи и их причины. Педагог объясняет:
 доброжелательное отношение к ребенку;  уважение в ребенке личности;  принятие ребенка таким, каким он есть;  уважать право выбора ребенка;  оценивать поступки, а не личность ребенка;  учитывать индивидуальные особенности детей.
Требования к педагогу:

 1. Андреева, Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. - №2. 2012. - С. 34 - 39.  2. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.  3. Орлов, В.Ю., Комарова И.П. Структура научного исследования школьника в области естественных наук // Организация и методика научно- исследовательской деятельности школьников/ И.П. Федорчук.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2012.-131с.  4. Савенков, А. И. , Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие/ А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.  5. tak-to-ent/load/260-1-0-4156. Источники:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


В раздел дополнительное образование