Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Информационно-методическая поддержка специалистов учреждений дополнительного образования детей".

статья

Автор: Диденко Максим Александрович, методист, ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского р-на Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург



В раздел дополнительное образование


Диденко Максим Александрович

Методист ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга

Информационно-методическая поддержка специалистов учреждений

дополнительного образования детей.
Вся информационно-библиографическая деятельность отдела информации любого предприятия, в том числе и учреждений дополнительного образования, в конечном итоге нацелена на обеспечение информационной поддержки специалистов. Любая профессиональная и непрофессиональная деятельность порождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может быть много разных, по характеру и содержанию информационных потребностей. Если профессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемый репродуктивный характер, основанный на полученной когда-то информации и жизненном опыте, то и необходимость в получении новой информации будет минимальной. Все это необходимо учитывать при организации библиографического обслуживания в работе методического кабинета. Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и получении информации. Можно выделить три характерных момента информационной поддержки субъекта: 1) чувство нехватки чего-то и стремление восполнить эту нехватку; 2) наличие представлений, хотя бы приблизительных, о том, какая информация необходима.
3) представления о необходимой информации формируются на базе имеющегося у субъекта знания об условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала. Информационный потенциал оказывает влияние, прежде всего на предметное содержание, при этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различной по содержанию информационной поддержки. Следует отметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у него соответствующих потребностей информационной поддержки. Это, прежде всего, зависит от целей деятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае, когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будет минимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периода деятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в том числе и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получению новой информации позволило в литературе именовать таких специалистов «непотребителями информации». Понятие «информационная поддержка» связано с такими понятиями, как «информационный интерес», «информационный запрос». Информационный интерес, как и информационный запрос, являются выражением информационных потребностей, активной формой их существования. Будучи необходимым звеном, в данной триаде, информационный интерес проявляется на стадии информационно-
потребительской деятельности. Именно им обусловливается внутренняя структура деятельности человека по формированию информационной потребности. Характерной чертой информационного интереса является специфическое избирательное отношение к поступающей информации, поиск тех каналов и источников, которые потенциально способны удовлетворить возникшие у человека информационные потребности. Организовать должным образом библиографическое обслуживание невозможно без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами методического кабинета. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. Рассмотрим с этих позиций основные группы потребителей библиографической информации, обслуживаемых главным образом отделами информации, создаваемыми на предприятиях, в том числе и в сфере дополнительного образования. К первой группе следует отнести, прежде всего, руководителей всех рангов как наиболее квалифицированных специалистов, наделенных правом принимать решения в условиях дефицита времени. Чем выше ранг руководителя, тем масштабнее воздействие принимаемых решений. Оптимальность этих решений в немалой степени зависит от уровня информированности руководителей. Практика показывает, что самая лучшая информационная система не исключает возможности ошибок в управлении, однако плохая информация всегда приводит к нестабильному менеджменту. В конечном итоге информированность руководителей во многом способствует всестороннему ускорению социально-экономического развития общества, успешному достижению целей и решению тех задач, которые возникают в их повседневной деятельности. Следующую группу потребителей библиографической информации составляют специалисты, занятые в различных отраслях науки и промышленности. На содержание информационных потребностей
специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают. Кроме того, на формировании потребностей сказывается ряд других факторов, в том числе место работы, занимаемая должность и т. д. Специальность определяет тематическое содержание информационной поддержки специалистов. Особую группу потребителей библиографической и в особенности фактографической информации составляют предприниматели или, как они чаще всего называются – бизнесмены. Для эффективной работы педагогов дополнительного образования требуется разносторонняя информация, которая освещает все этапы деятельности как образовательного процесса в целом, так и его специализированной области. Для создания информационной базы надо, прежде всего, знать информационные потребности педагогов, начиная от направления Центра в целом, заканчивая отдельно взятыми дисциплинами(кружками). Организация информационных систем любого уровня деятельности учреждения дополнительного образования, совершенствование этой деятельности , имеет своей целью удовлетворять потребности в информации обслуживаемых данной системой специалистов. Цель создания информационной системы состоит в ее использовании, и её действительности, которая может быть измерена лишь вкладом в работу потребителя информации. Деятельность основных элементов информационной системы должна быть тесно увязана с её функциями в целом. Комплектование информационного фонда требует определенной степени изученности основных информационных нужд специалистов. С другой стороны, комплектование информационного фонда любой системы, требует изучения информационных материалов. Очевидно, нельзя составить достаточно полную и в то же время компактную номенклатуру комплектуемых материалов, не изучив при этом опять-таки информационных потребностей специалистов.
Более того, поскольку основная функция информационных материалов (опубликованных и неопубликованных) состоит в непосредственном удовлетворении информационной поддержки круга специалистов дополнительного образования, невозможно сформулировать основные требования к этим материалам, не изучив перед этим сами информационные потребности. Информационная потребность – понятие, характеризующее познавательную направленность общества (или индивидуума), выражающуюся в необходимости потребления информации при решении определенной задачи. Информационные потребности общества выражаются через индивидуальные информационные потребности специалистов, решающих ту или иную задачу, а совокупность индивидуальных информационных потребностей оказывает регулирующее влияние на информационные потребности общества. Информационная потребность – это форма отношения специалиста к данной информации, выражающаяся в том, что содержащиеся в ней сведения могут квалифицироваться, как «необходимые» по отношению к выполняемым мыслимым операциям при решении определенной задачи. Просмотрев технологические циклы работы учреждения дополнительного образования детей, и проведя анализ должностных обязанностей работников, можно придти к выводу, что основными информационными составляющими этой деятельности являются: - обучение учащихся; - работа педагогов; - работа директора, - взаимоотношения с другими организациями осуществляющими образовательную деятельность, -работа других педагогических и непедагогических работников. На основе этих информационных составляющих можно сформировать теоретическое представление об информационной поддержке в данной области деятельности. У каждого специалиста существуют
свои определенные задачи в образовательном процессе. Основными потребителями информации в учреждениях дополнительного образования являются: - директор, -заведующие отделами, - методисты, педагоги организаторы - педагоги дополнительно образования. На основе теоретического исследования были сформулированы следующие потребности информационной поддержки: 1. всем работникам дополнительного образования нужна информация о современном законодательстве в области образования, 2. Необходима информация об экономике образовательного дела, о мероприятиях в области образования. 3. Необходимы сведения о деятельности образовательных учреждений региона. Информационная поддержка специалистов, их информационная деятельность и преимущественное использование информационных средств представляют, во-первых, неожиданное большое разнообразие, а во вторых, находятся в процессе непрерывного образования.


В раздел дополнительное образование