Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Старинные танцы"

Методическая работа

Автор: Житинкина Ирина Викторовна, преподаватель фортепиано, МБУДО "Детская школа искусств№ 5 г. Йошкар-Олы", г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл



В раздел дополнительное образование


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ»

Выполнила:
преподаватель по классу фортепиано Житинкина Ирина Викторовна
В комедии Шекспира «Много шума из ничего» есть знаменитая сцена. Насмешливая, остроумная Беатриче советует своей кузине Геро, как она должна вести себя, если принц посватается к ней: «Он погрешит против музыки, кузина, если посватается не в такт. Если принц будет слишком настойчив, то скажи ему, что во всякой вещи надо соблюдать меру и протанцуй ему ответ. Потому, что – поверь мне, Геро, - сватовство, венчание и раскаяние – это все равно, что шотландская джига, менуэт и синкпес. Первое протекает горячо и бурно, как джига, и также причудливо; венчанье – чинно и скромно, степенно и старомодно, как менуэт, ну а потом приходит раскаянье и начинает разбитыми ногами спотыкаться в синкпесе все чаще и чаще, пока не свалится в могилу». « Откуда взялось такое разнообразие танцев? – спрашивал Н.В.Гоголь в одной из своих статей. – Оно родилось из характера народа, из его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность». Эти слова сказаны о народных танцах. Но едва ли не все танцы в своих истоках – народного происхождения. Еще в эпоху Возрождения многие из них перекочевали с лужаек перед деревенскими трактирами и постоялыми дворами, со струн самодельных скрипок в рыцарские замки и дома богатых горожан, а некоторые (позднее) стали частью придворного быта. Со времен глубокой древности танцы и пляски сопровождались звучанием инструментов. В странах древнего мира это были и духовые (различные дудки или флейты, волынки, деревянные трубы, рога) и струнные щипковые (лира, арфа), и, наконец, ударные. Доказательством служат сохранившиеся изображения на старинных вазах, барельефах древнегреческих, индийских дворцов и храмов, египетских пирамид. И произведения средневекового искусства (памятники литературы, фрески, миниатюры) говорят о широком распространении в средние века отдельных музыкальных инструментов и даже целых инструментальных ансамблей, сопровождавших танцы крестьян и горожан. Так, например, в славянских странах (в Польше, на Украине, в Белоруссии) любимейший народный ансамбль состоял из двух скрипок и народного контрабаса или бубна. В европейских городах это нередко были лютня, виола (предшественница скрипки) с добавлением тамбурина, треугольника и других ударных. Важную роль танцевальная музыка в эпоху феодализма и в жизни городской аристократической верхушки и двора: без нее не обходились пышные приемы, балы, ассамблеи и другие празднества. Уже к 16-17 веку танцы в европейских городах достигают большого разнообразия.
Среди них медленные, плавные танцы – шествия (павана, аллеманда, сарабанда, чакона), или умеренно – скорые, скользящие (куранта, менуэт), и, наконец, быстрые, с прыжками и подскоками (гальярда, буре, гавот, жига). Почти все они народного происхождения, но в городской обстановке эти танцы претерпевают значительные изменения и часто далеко уходят от своих народных истоков. А став частью придворного ритуала, прославляющего величие и мощь аристократии, блеск и пышность придворного быта, некогда живые и непосредственные народные танцы приобретают черты сдержанности, закругленности, подчас становятся чопорными и напыщенными. Естественно, что в творчестве композиторов, работающих часто при дворах или в поместьях крупных феодалов, видное место занимало сочинение новых танцев к какому-либо придворному или семейному торжеству или иному случаю. К примеру, парадные выходы князей, проводы невесты в церковь, крестные ходы духовенства сопровождались медленной и горделивой п а в а н о й или «п а д у а н о й» (от названия итальянского города Падуя). Ею же открывались придворные празднества балы, маскарады. Предполагают, что название свое п а в а н а получила от латинского слова «p a v o», что значит «павлин», потому что «танцоры напоминали богатством своих костюмов и важностью своих движений эту птицу с блестящим оперением, когда она, медленно выступая, гордо распускает колесом свой красивый хвост». На дамах были длинные платья со шлейфами, высокие остроконечные шляпы. На кавалерах – плащи, шпаги и необыкновенные туфли с длинными, загнутыми наподобие птичьего клюва носами. Костюмы были чрезвычайно сложными и пышными, и это, конечно, не способствовало легкости движений. Танец состоял главным образом из чередования красивых поз, реверансов – приседаний у дам, поклонов у мужчин. Кстати, костюмы мужчин допускали большую свободу движений, вот почему в танцевальных спектаклях вплоть до 19 века главная роль принадлежала мужчинам–танцовщикам, а не балеринам. С развитием городских балов и собраний павана утратила величаво– торжественный характер, стала более подвижной и непосредственной. В таком измененном виде она послужила основой для возникновения а л л е м а н д ы – коллективного степенного и неторопливого танца, сменившего павану на торжественных собраниях, празднествах и балах. В 17 веке наиболее популярным из медленных танцев стала с а р а б а н д а, получившая широкое общеевропейское распространение. Это трехдольный танец испанско–мавритансого происхождения с тяжелым аккордовым аккомпанементом. Не случайно в Испании с а р а б а н д а сопровождала торжественные шествия и духовные процессии. Скорбный, сдержанно–страстный характер с а р а б а н д ы в известной мере близок похоронным маршам позднейших столетий. По характеру движения – и музыкального и хореографического - с а р а б а н д е близка ч а к о н а.
В музыке этого танца есть одна традиционная особенность, выделяющая ч а к о н у среди других танцев-шествий: в басовом голосе многократно повторяется одна и та же последовательность звуков. Это как бы фундамент, на котором воздвигается вся музыкальная постройка. Композиторов привлекала возможность разнообразно варьировать эту «постройку», стараясь сделать ее как можно богаче и красочнее. Так возникла музыкальная форма вариаций на постоянный бас (basso ostinato), характерная для ч а к о н ы. Танец занимает в быту очень значительное место. Танцы предыдущих эпох обогащаются новыми п а. П а в а н а, а л л е м а н д а, с а р а б а н д а, к у р а н т а - все это «низкие» танцы, то есть безпрыжковые: их сделал такими придворный этикет. Характер этих танцев соответствовал стилю барокко, что значит вычурный. Стиль этот, пришедший на смену величавой и ясной строгости искусства Возрождения, отличался парадностью, праздничной декоративностью, любовью к напряженным линиям и сочным формам, ко всякого рода эффектам. «Задача искусства – удивлять» Пышность, эффектность и вычурность искусства барокко и пришедшего ему на смену стиля рококо характерны для танцев той эпохи. Открывался бал, и пары выстраивались в строгом соответствии с общественным положением каждого из участников. В первой паре обычно шли король и королева. Особый колорит танцам придавали поклоны и чопорные реверансы. Вот свидетельство известного учителя танцев 18 века: «Даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет поставлено в заслугу умение хорошо сделать реверанс». В поклонах было важно владение аксессуарами. У кавалера – это шляпа, у дамы – веер. С 17 века полноправной законодательницей мод в искусстве танцев становится Франция. Французские хореографы создают новые формы бальных танцев. Движения танцев подчас очень сложны. Поэтому исполнению их надо было учиться специально. Обучение танцу было одним из важнейших элементов светского воспитания и учителю танцев в то время отводилось весьма заметное место в обществе. Любимейшим танцем при дворе к концу 17 века становится м е н у э т. В прошлом народный хороводный танец французской провинции Пуату, м е н у э т в условиях пышного придворного церемониала приобретает черты несколько чопорного и жеманного бального танца. М е н у э т называли «королем танцев и танцем королей». Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались танцевать м е н у э т на придворном балу (поклоны, реверансы, мелкие шаги, закругленные и изящные движения). Танцующие должны были соблюдать построение в виде букв S и Z.
Танцевали м е н у э т не только на блестящих придворных балах, но и в более непринужденной обстановке, но постепенно он приобрел значение музыкальной характеристики высшего сословия. В России бальные танцы появились в начале 18 века в эпоху Петра Первого. Обязательное обучение танцам, «телесному благолепию», «поступи немецких и французских учтивств» явилось частью Петровских реформ. Основным развлечением на ассамблеях были танцы. Танцевали «польский», англезы, менуэт, где его называют «меноветом» или «менуветом». «Танцующих было немного, потому что менуэт был танец премудрый: поминутно то и дело что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься или толкнешь в спину; мало того, береги свой хвост, чтобы его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться» - печаталось в одной из газет того времени. Французский балетмейстер Ланде не побоялся публично заявить: «Кто хотел бы видеть, как верно, по правилам, изящно и непринужденно танцевать менуэт, тот должен был бы посмотреть этот танец при русском императорском дворе. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Первый сборник его детских клависинных пьес состоит в основном из менуэтов. С французским менуэтом с давних пор соперничал п о л о н е з – польский танец, в 18 веке широко распространившийся по всей Европе. В старину (16-17 века) п о л о н е з называли «великим пешим танцем». Поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и, наконец, стал парным бальным танцем. Старинный полонез был парадным танцем-шествием торжественно- праздничного, мужественного характера. Блестящая пышная одежда польской знати сверкала золотом. Хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывали бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Быстрые, прыжковые танцы составляли в 17-18 веках основную часть менее торжественных танцевальных вечеринок и загородных балов на открытом воздухе, где веселились крестьяне, ремесленники, небогатые горожане. Стремительная ж и г а, б у р р е, г а в о т с более плавным м ю з е т о м были особенно любимы. Французский писатель Ги де Мопассан в романе «Монт – Ориоль» описывает один из таких сельских праздников: «…в парке танцевали буре под звуки старинной овернской мелодии. Крестьяне и крестьянки то выступали плавным шагом, то подпрыгивали, кружились и жеманно кланялись друг другу, при этом женщины подхватывали юбку на боках двумя пальчиками, а мужчины опускали руки, как плети, или подбоченивались. Однообразная, но приятная мелодия тоже как будто кружилась в прохладном вечернем воздухе; скрипка без конца пела одну и ту же музыкальную фразу, выводила ее тоненьким, пронзительным голоском, а прочие инструменты скандировали ритм, придавая мелодии плясовую игривость».
Б у р р е - старинный танец дровосеков Овернской провинции во Франции. В переводе «бурре» означает «вязанка валежника». Танцующие резко притоптывали и подпрыгивали после каждого третьего такта, как бы «уминая» собранный валежник грубыми деревянными башмаками. В значительно измененном виде в 17 веке буре стал придворным танцем. Название когда-то очень популярного в городах к о н т р д а н с а – произошло от английского «кантри-денс» - сельский танец. Довольно подвижный, обычно двухдольный, известный в 17 веке. С середины 18 века он распространяется по многим странам Европы наряду со своими разновидностями - э к о с с е з о м и к о т и л ь е н о м. Но особую любовь и популярность контрданс завоевывает после Французской буржуазной революции, так как его оживленность, моторность и массовость как нельзя лучше отвечали характеру новой эпохи. Контрдансы и экосезы писали Бетховен, Шуберт, Шопен. Эти же танцы нередко звучат и в операх, например, экосез в «Евгении Онегине» П.И.Чайковского, в опере «Вий» С.Прокофьева. Очень близка контрдансу к а д р и л ь. Это танцы-близнецы. Кадриль, контрданс состоят из нескольких фигур, имеющих особое название и свое музыкальное сопровождение. Недаром в середине 19 века эти танцы сливаются и названия «кадриль», «контрданс», «экосез», «лансье» по существу означают один и тот же танец. Мы познакомились лишь с некоторыми представителями широкого и разнообразного мира старинных танцев. Каждый танец имеет «дату рождения» и «биографию». Многие исчезают бесследно, но лучшие создания народного творчества и творчества великих мастеров надолго переживают свое время и остаются такими же бессмертными памятниками прошлого, как старинные здания, картины, книги.


В раздел дополнительное образование