Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Черлидинг как один из современных видов спорта".

Статья

Автор: Бабкова Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Дом детского творчества", город Исилькуль



В раздел дополнительное образование

Общая характеристика черлидинга как вида спорта. Черлидинг (англ. cheerleading, от cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять) — вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику). Черлидинг можно разделить на два основных направления: 1.Соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам; 2.Работа со спортивными командами, клубами, федерациями для выполнения следующих задач: - привлечение зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни; - создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного настроения болельщиков-фанатов, создание обстановки «позитивного фанатизма» и управление эмоциями фанатов; - поддержка спортивных команд, участвующих в матче; - активизация и разнообразие рекламно-имиджевой работы на спортивных мероприятиях. Черлидинг — отдельный самостоятельный вид спорта. 12 февраля 2007г. был издан Приказ № 67 Федерального Агентства по Физической культуре и спорту "О признании нового вида спорта "Черлидинг". В 2009 году "Черлидинг" внесен в новый Всероссийский реестр видов спорта. По нему проводятся соревнования российского, европейского и мирового уровня. Чемпионаты по черлидингу проводятся в нескольких номинациях: — Чир — элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид и танцевальные перестроения под зычные кричалки; — Данс — спортивные танцы с элементами гимнастики, с присутствием пластичности, хорошей хореографии и грации, потрясающей синхронности; — Чир-микс — выступления смешанных команд (мужских и женских); — Групповой стант — коллективное построение пирамид;
— Индивидуальный черлидер — сольный номер от главного заводилы команды; — Чир-данс шоу; — Корпоративный черлидинг. Зарождение и развитие черлидинга связано с американским футболом, в конце XIX в. культивировавшимся, прежде всего, в университетах США. В 1870г. в Принстоне возникло первое объединение студентов, оказывающих организованную поддержку команде: выстроившись вдоль боковой линии поля лицом к трибунам, они с помощью специальных речёвок призывали зрителей активней поддерживать своих игроков. Вскоре, подобные группы поддержки появились в других американских вузах. 2 ноября 1898г. в практику черлидинга внесено принципиальное новшество: студент Джон Кэмпбелл спонтанно подпрыгнул во время матча перед болельщиками, — после чего черлидеры стали поддерживать свои команды не только словом, но и движением. В 1920г. на вооружение берутся барабаны и другие приспособления, помогающие создать необходимый шумовой фон, а чуть позже — специальные бумажные помпоны (с середины 1960-х вместо бумаги используются синтетические материалы), очень скоро ставшие неотъемлемым декоративным элементом выступлений черлидеров. Сложней и разнообразней становится спортивная техника черлидинга, группы поддержки представляют публике уже целые номера и программы с гимнастическими и акробатическими элементами. В 1920-е годы появляются первые черлидеры-девушки: прежде это считалось исключительно мужским занятием. Вторая мировая война способствовала окончательной "феминизации" черлидинга. В черлидинге эта тенденция сохранилась и после войны. Численное преобладание девушек привело и к качественным изменениям — в частности, к возникновению такой разновидности групп поддержки, как танцевальные команды, со временем они стали основным черлидерским "жанром" на крупных соревнованиях. Свой нынешний облик этот вид черлидинга приобрел после того, как в 1970г. группа поддержки команды "Даллас Ковбойс", состоящая из девушек с профессиональной хореографической подготовкой, впервые представила танцевальные номера в "бродвейском духе". 1960г. при команде "Балтимор Кольтс" создается первая профессиональная группа поддержки (до этого футбольные клубы пользовались услугами черлидеров местных школ и университетов). Черлидеры "осваивают" баскетбол, хоккей, легкую атлетику, плавание и другие виды спорта. Помимо
поддержки команд во время состязаний они также участвуют в различных спортивных шоу (например, в церемонии открытия Олимпийских игр 1996 в Атланте), устраивают показательные выступления. По регламенту, время выступления обычно составляет не более 2,5-3 мин (в индивидуальных и парных видах — меньше). Размеры площадки — 12×12 м. Выступление проходит под подобранное самими участниками музыкальное сопровождение. Судьи оценивают сложность программы, технику и артистизм исполнения (в cheer оценивается также скандирование и реакция зрителей). За использование запрещенных технических элементов, несоблюдение правил страховки, превышение времени выступления и прочие нарушения команде начисляются штрафные баллы — вплоть до дисквалификации. Победители определяются по общему количеству набранных очков. В 1980 году были установлены официальные стандарты и правила безопасности, которые запрещали некоторые травмоопасные кувырки и пирамиды. В 1955 году была основана Европейская ассоциация черлидинга (ЕСА), которая взяла в свои руки руководство движением черлидеров в Европе. Первый чемпионат Европы по черлидингу состоялся в 1955г. В Германии, в городе Штутгарте. В Европейскую Ассоциацию Черлидинга входят следующие страны: Германия, Австрия, Финляндия, Швеция, Словения, Норвегия, Польша, Великобритания, Россия, Венгрия, Украина, Италия, Дания, Сербия, Черногория, Франция, Хорватия. В 2001 году была основана Международная Федерация Черлидинга (IFC), куда впоследствии вошла Япония-страна, где в 2001г. в г.Токио состоялся первый чемпионат мира по черлидингу. В России черлидинг существует относительно недавно. Своё начало он получил одновременно с появлением у нас американского футбола. Первая черлидинговая команда в нашей стране была создана в 1996 году при Детской Лиге Американского Футбола (ДЛАФ). В январе 1998 года появилась Автономная Некомерческая Организация Досуговый Клуб «Ассоль» главной задачей которого стало развитие программы Группы поддержки спортивных команд.
В феврале 2002 года РОО «Федерация Черлидерс- группы поддержки спортивных команд» вступила в Европейскую Ассоциацию Черлидинга и Международную Федерацию Черлидинга. Российские команды получили право на участие в чемпионатах Европы и Чемпионатах Мира по Черлидингу. 2006 год- российские команды впервые завоевали первые и призовые места на Чемпионате Европы. 2007год-Черлидинг признан видом спорта. 2008год- присвоены первые спортивные разряды и звания по черлидингу. 2009год-прошел первый Чемпионат России по Черлидингу. Черлидинг - относится к сложно-координационным видам спорта, для двигательной деятельности которых характерны чрезвычайно высокие требования к технике движений и качеству ловкости. Сложно- координационные виды спорта предъявляют повышенные требования к опорно-двигательному аппарату, к амплитуде движений в суставах, к механической прочности костей и суставов, к амортизирующей функции стопы и изгибов позвоночника. Важным качеством спортсменов черлидеров является способность удерживать высокий уровень исполнительского мастерства в соревновательных условиях мышечной деятельности. Черлидинг содержит координационно-сложные и интенсивные движения, включающие элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики, спортивных танцев. В процессе тренировки спортсменов- черлидеров формируется богатейший арсенал двигательных навыков, отличающихся координационной точностью и сложностью. Другой отличительной особенностью этого вида спорта является развитие силовых возможностей во всех их важнейших проявлениях: динамическая, статическая и взрывная сила, скоростно-силовая выносливость. Спортсменам в черлидинге при выполнении соревновательных программ приходится применять значительное количество двигательных действий: махи, приседания, прыжки, падения, повороты, вращения и т.п. При этом, находясь в постоянном движении, спортсмен должен уметь из самых разнообразных положений тела выполнить целенаправленные двигательные действия, основными из которых являются: перестроения и взаимодействия в
команде, точные броски и своевременная ловля помпонов, обязательные элементы сложности и базовые движения черлидинга. Важным средством повышения общей и технической подготовленности, улучшения спортивных результатов в самых различных видах спорта является акробатическая подготовка. Занятия акробатикой способствуют развитию множества важных двигательных и морально-волевых качеств. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся: способствуют развитию силы, быстроты и точности движений, развивают способность ориентироваться в пространстве, оказывают большое тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат, совершенствуют функцию равновесия. Сегодня черлидинговые команды создаются на базе школ, колледжей, университетов. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта. Команды можно формировать по следующим возрастным категориям: Дети: 5-6 лет Дети: 7-11 лет Юниоры: 12-16 лет Взрослые: 16+ Актуальность черлидинга в том, что он создает условия для продвижения обучающихся к физическому совершенству. Позволяет им приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия черлидингом развивают физические качества, а так же смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде, т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции обучающихся. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и
чувство ритма, чувство красоты. Происходит развитие паралингвистической системы (качество голоса, его диапазон, тональность). В спортивно-досуговой деятельности обучающихся устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем, развиваются физические качества личности, происходит снятие напряжения, накопившегося утомления.


В раздел дополнительное образование